Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма
Сближение города и деревни является одной из самых острых социально-экономических проблем современной России. В новых реалиях содружества стран БРИКС она приобретает все более позитивное звучание, повышая значимость периферийных территорий на фоне общего тренда инновационного развития.
Появились предпосылки для создания «точек роста» в формате научно-образовательных центров (наукодеревень), центров накопления научных знаний и практикоориентированных образовательных технологий. При достаточной поддержке таких центров со стороны государства, сфера их влияния должна расширяться. В конце концов, в обществе образуется «критическая масса», гарантирующая переход к модели устойчивого развития.
***
Вот уже более 30 лет мы пытаемся создать вокруг проблемы сближения города и деревни пространство здравого смысла, чтобы преодолеть неравенство в качестве жизни сельских и городских жителей. Как выяснилось, проблема эта глобальная, но в разных странах у нее свои индивидуальные особенности, обусловленные историческими, политико-административными, экономическими и социокультурными причинами, влияющими на устойчивое развитие общества. Чтобы дать толчок назревшим переменам в деревне важно учесть опыт России, где без всякой поддержки государства успешно реализуется проект дачной деурбанизации.
Пандемия и последовавшие геополитические события обеспечили примат нематериальных благ (безопасность, здоровье, экологическая сельхозпродукция, чистота, тишина, зелень, красота, совмещение места жительства и места работы) над глобальными и экономическими. Начался пересмотр техник прогресса и его целей.
Растет вероятность непредвиденных событий, которые все менее предсказуемы. Существенно возрастает интерес к исследованию «неопределенностей», «неразрешимостей», конфликтов при неполной информации, бифуркаций. Значит, все должно быть возможно более диверсифицируемым.
Эти процессы повышают значимость периферийных территорий в стратегии национальной безопасности. Их активизацию мы видим в создании «точек роста» в формате научно-образовательных центров (наукодеревень), центров накопления научных знаний и практикоориентированных образовательных технологий. Если такие центры будут действовать эффективно и достаточно быстро, то со временем сфера их влияния должна расширяться. В конце концов, в обществе образуется «критическая масса», гарантирующая переход к модели устойчивого развития.
Тому создалось немало предпосылок. Не просто неудобным, но и рискованным стало проживание в многоэтажном доме в районах с высокоплотной застройкой. Их самые некогда богатые по уровню жизни жители оказались самыми бедными по ее качеству. Запертые в бетонные клетки, они дышат отравленным, а теперь еще инфицированным воздухом, изнемогая от шума. Пандемия усилила также значение того, что рядом с домом. Люди увидели местные парки, деревья, леса и храмы. Оказалось, до их красот не надо совершать долгие путешествия.
С внедрением ограничительных мер коммуникационного и социального взаимодействия многие научились работать вне замкнутых микроколлективов. С беспрецедентными возможностями работы «на удаленке» люди получили больше свободного времени, и темп его стал более естественным. Во многих семьях покупки продуктов, одежды и развлечений через Интернет навсегда заменили посещение магазинов. В то же время развитие технологий дистанционного обучения отвязало образование от конкретного места.
Потенциально люди стали гораздо подвижнее. Большие перспективы открылись перед сельским туризмом, носящим массовый, стихийный характер и не отображаемым достоверно статистикой. Если в сельский туризм включить посещение дач, то окажется, что этот вид туризма стал самым массовым.
Дачная деурбанизация и сельский туризм явились рекреационной реакцией населения на пандемию. Они соединили две самые контрастные сферы: сельское хозяйство, как старейшую и наиболее базисную основу глобальной экономики, с туризмом и рекреацией – одними из новейших и быстро растущих экономических секторов. С пандемией вновь появилась возможность увязать будущее России с сельской цивилизацией. Это новый драйвер сельского развития. Его интенсификация и пространственное расширение создает предпосылки для создания наукодеревень и восстановления на этой основе брошенных поселений.
Целью нашей деятельности является разработка технологий, направленных на содействие эффективному и сбалансированному сохранению ценностей традиционного общества в условиях высокотехнологического уклада жизни. Основными задачами для ее достижения служат:
- содействие формированию общественного сознания на основе ноосистемной аналитики, исторической памяти, природосообразного мировоззрения и восстановления морально-нравственных устоев, прежде всего в среде подрастающего поколения;
- изучение, возрождение и популяризация народных традиций в интересах патриотического воспитания молодёжи;
- популяризация и развитие идей русского космизма, интегральной социокультурной традиции в интересах сохранения цивилизационного кода России;
- поиски и апробация природоподобных технологий, в том числе исследования в междисциплинарной области эколого-геодинамической и социальной безопасности населения.
В целях создания в реальных условиях российской глубинки модельной наукодеревни нами зарегистрировано две НКО (АНО «Центр инновационных технологий устойчивого развития «Ноосистема» и АНО «Центр социогуманитарных технологий «Наукодеревня у Истоков»). Они располагаются в истоках Москвы реки на священной Можайской земле и возрождают родную культуру Руси изначальной.
Площадка «Наукодеревня у истоков» создана на территории 2 фермерских хозяйств между особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), представленными старовозрастными темнохвойными лесами под названием «Тюрмеровский лес». Он признан жемчужиной лесокультурного дела России XIX века и по ряду показателей не имеет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Рассматриваемая территория входит в состав планируемого в ближайшие годы Правительством Московской области крупного природного парка.
«Мир через культуру» – кредо нашей наукодеревни. В 90-е годы молодые выпускники Лесотехнического института стали смелыми первопроходцами в деле возрождения родной культуры и традиции. Шаг за шагом мы объединяли труд на земле, научные исследования и культурно-просветительские мероприятия. Со временем наше сообщество стало центром притяжения людей доброй воли и определило вектор возможностей их интеллектуального развития в новом укладе социогуманитарных технологий.
С учетом уникальности места, имеющихся у учредителей НКО опыта и компетенций в сфере культуры и просвещения, а также связей с профильными университетами и научными организациями, представляется возможным проведение следующих видов востребованных практик и запуск программ дополнительного образования:
- школы гостеприимства и основ туристской деятельности в деле организации экологических, лечебно-оздоровительных и этнотуров, ландшафтотерапии, народных праздников и фестивалей;
- школы Доброты (по Ю.Д. Куклачеву) для дошкольников и младших школьников;
- школы «Живая Земля» по формированию экосистемного природосообразного мировоззрения и имиджа природоподобных технологий у широких слоев населения города и деревни;
- школы развития идей русского космизма, сохранения исторической памяти и возрождения народных традиций в интересах патриотического воспитания молодёжи;
- освоения геоинформационных технологий в рамках проекта «От краеведения к краеустройству» (для старшеклассников и студентов ВУЗов);
- основ применения данных аэрокосмического мониторинга Земли на примере тестовых тематических полигонов (для старшеклассников и студентов ВУЗов);
- освоения технологий точного земледелия (для старшеклассников и студентов ВУЗов, местного населения и дачников);
- создания карбонового полигона для освоения технологий дистанционного мониторинга и прямого измерения запасов углерода в почве (для старшеклассников и студентов ВУЗов);
- создания карбоновой фермы для освоения агротехнологий повышения секвестрации углерода (для старшеклассников и студентов ВУЗов.
В конце февраля 2024 г. АНО «Наукодеревня у Истоков» возглавила делегацию в Индию на Форум БРИКС «Видение будущего – 2024», где провела плодотворную работу, включившую доклады на сельском экономическом форуме в Дели, лекции в Кералийском Университете на тему «Созвучие древних солнечных праздников Руси и Бхарат», участие в концертной программе «Мы любим Родину Святую» в Русском Доме столицы Кералы г. Тривандрума. Бхарат и Россия – страны с многотысячелетней историей, имеющие единые древние корни. Словно Могучее древо Жизни, наши государства сообразуют в середине Евразии вертикальную ось духовного света, сохраняющего всё человечество.
Руководитель и основатель «Наукодеревни у Истоков» О.А. Торопова развивает проект «Философия Русского Космизма», создавая собственную философскую школу, имеющую единую смысловую основу с философией Индии и продолжающую идеи русских космистов. В их основе лежит рассмотрение мира в нераздельной целостности и созвучии с основными Законами Мироздания. Наш большой друг, профессор Кералийского Университета Махешваран обозначил эту традицию как полное соответствие Веданте, одной из древнейших философских школ Индии, которая отражена в Упанишадах, Махабхарате и Бхагавадгите, а также Пуранах.
Основатель учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский написал своё гениальное произведение «Химическое строение Земли и её окружения», выдержанное в строго научном стиле, как аналог книг Вивекананды. Дедушка мировой космонавтики К.Э. Циолковский был глубоко погружён в идеи Е.П. Блаватской. Нам очень радостно отметить, что на форуме в Дели делегация нашей наукодеревни развернула Знамя Мира Рерихов, предварив крупную выставку картин нашего соотечественника в столице Индии.
В своей деятельности академик-секретарь Академии энергоинформационных наук СССР, Посол Мира, член Высшего Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» О.А. Торопова проводит мировоззренческие семинары, утверждающие духовно-нравственные ценности. О.А. Торопова является автором термина «наукодеревня», предложив его в своё время Н.К. Никитиной (автору термина и концепции «Наукоградов»), вместе с которой участвовала в создании Наукоградов России.
Центр социогуманитарных технологий на основе этнографических экспедиций и культурологических исследований создает научно-методическую базу корневых этнических культур, уникальную платформу межкультурного взаимодействия с круглогодичным циклом интерактивных мероприятий. Мы возрождаем праздники Древней Руси, которые имеют научно доказанные параллели с праздниками Бхарат. Для проведения интерактивных мероприятий создан уникальный музей под открытым небом «Созвучие культур», где представлены современные реплики артефактов древности, такие как «Сварожий Круг», «Шива Лингам», «Святилище Перуна», «Урочище Дидово», «Святилище Мокоши». Проводится круглогодичный цикл солнечных праздников: Коляда, Святки, Велесова Встреча, Лес Велес, Комоедица, Веснянки, Ладодение, Ляльник, Ярилин Велик День, Золотая Баба, Даждьбог Вешний, Семик, Русалии, Купала, Перунова Встреча, Дары, Спожинки, Овсень, Мокриды Мокоши, Врата Зимы. Участники праздников погружаются в атмосферу Руси Изначальной, приобщаясь к живому источнику родной традиции.
На базе наукодеревни созданы этнический вокальный коллектив «Суроварг» и вокальная этно-группа «Суряница». «Суроварг» является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов, участвовал в организации и проведении фестиваля «Крымская весна-2014» перед референдумом в Крыму. Это единственный музыкальный коллектив России, награждённый грамотой за активное участие в выполнении боевых задач по защите города Севастополя в составе сил народной обороны.
«Наукодеревня у Истоков» является коллективным членом Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» и проводит широкомасштабную культурно-просветительскую деятельность на федеральном уровне: праздники, семинары, мастер-классы по народным ремеслам, детские программы. Как соорганизатор празднования 6 июня по всей стране Дня Русского языка, наш актив участвует в организации и проведении Всероссийского фестиваля народного творчества «Русский Лад», в котором участвуют тысячи коллективов страны.
Столь многообразный опыт умения проводить масштабную работу по всей стране стал основой для создания Содружества наукодеревень стран БРИКС, который после мероприятий в Индии выводит нас на новый виток позитивного развития.
Приглашаем всех желающих принять участие в этом благородном деле к сотрудничеству!
***
Егоров В.Ю. (АНО «Центр социогуманитарных технологий «Наукодеревня у Истоков», kotbaun108@mail.ru), Кравцов В.В.(Российская экологическая академия, vkravtsov@inbox.ru), Голубчиков Ю.Н. (Географический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, golubchikov@list.ru)
Источник: «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды XIX международной научно-практической конференции». М., 2024.