Конец «двуязычия» в метро?

Конец «двуязычия» в метро?

Два года назад группой жителей Москвы и Подмосковья, моих родных, друзей, товарищей, коллег, постоянно пользующихся услугами метрополитена, в обращении на имя мэра Москвы Сергея Собянина был направлен протест по поводу фактического придания английскому языку статуса второго государственного в метро.

Проблема достаточно подробно нами освещена в статье «Война против языка» («Правда» №101, 23—26.10.2020). Напомню читателям её суть.

При подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA-2018 названия станций в вагонах Московского метрополитена стали дублировать на английском языке (для удобства иностранцев при их поездках по городу). Англоязычное вещание в вагонах метро и Московского центрального кольца продолжалось и после его окончания. При этом русские названия станций коверкались на английский лад согласно их написанию на латинице (The next station is Ploschad Revolyutsii (или, например, Pushkinskaya, Ulitsa 1905th Goda и т.п.). Более того, английские названия были присвоены и оглашались на новых станциях и линиях метро, введённых в строй в 2018—2020 годах, уже после окончания чемпионата FIFA-2018, когда для этого вообще не было никакого смысла и разумных оснований.

Как оказалось, англоязычное дублирование продолжалось согласно Типовым правилам пользования метрополитеном, утверждённым приказом бывшего министра транспорта Евгения Дитриха в октябре 2018 года. И мало того, англоязычное вещание в вагонах метро с 1 июля 2020 года стало обязательным для остальных метрополитенов России: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Екатеринбурга и Новосибирска.

В последующих обращениях в мэрию Москвы, минтранс России, в правительство России, а также к руководству ВСД «Русский Лад» отмечалось, что данная проблема выходит за рамки компетенции чиновников от транспорта и туризма, которые просто не понимают вреда, наносимого их желанием «прогнуться», выслужиться перед иностранцами. Дело сдвинулось с «мёртвой точки» после обращения к руководителю фракции КПРФ в Государственной думе Геннадию Зюганову по следам его статьи-манифеста «Русский стержень державы», где в разделе «Душа народа под пятой разрушителей» убедительно подтверждалось, что при попустительстве властей «русский язык подвергается ежедневному поруганию».

В апреле этого года удалось добиться личного приёма (в режиме ВКС) у ответственного секретаря Правительственной комиссии по русскому языку — первого заместителя министра просвещения РФ Дмитрия Глушко, где мы также доказывали, что англоязычное вещание в метро не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Английский язык — это государственный язык США и Великобритании, враждебных стран НАТО, которые подвергают Россию санкциям, клевещут и всячески вредят нам. Нынешнее и будущие поколения русских людей хотят заставить всю жизнь, постоянно слышать язык страны — «хозяина мира», не скрывающего своих планов духовного и политического порабощения России. По сути, это ведёт к формированию колониального сознания народа. На личном приёме было подчёркнуто, что соавторами этой «медвежьей услуги» для пассажиров метро являются экс-министр транспорта Е.И. Дитрих и мэр Москвы С.С. Собянин, члены Высшего совета партии «Единая Россия». И хотя эта партия провозгласила своей идеологией патриотизм, но морально-политическая сторона данной проблемы этих чиновников, видимо, не интересует?

Судя по всему, такое положение в год проведения выборов в Госдуму показалось кому-то контрпродуктивным, если предположить, что вопрос об авторах англоязычной принудиловки в метро может стать предметом обсуждения на телевизионных дебатах политических партий и повлиять на отношение массы избирателей — пассажиров метро к правящей партии.

И вот, спустя год после выхода статьи-манифеста Геннадия Зюганова, доводы разума и здравого смысла были восприняты лицами, принимающими решения. В первой половине мая пассажиры метро впервые услышали, что после объявлений названий станций на русском языке вместо надоевших «The next station is…» — наступает тишина. Как показал общественный мониторинг, на протяжении двух месяцев в вагонах поездов на Кольцевой и радиальных линиях Московского метрополитена (красной, оранжевой, жёлтой, зелёной, голубой, синей, фиолетовой и т.д.), а также Московского центрального кольца постепенно была прекращена трансляция англоязычных объявлений. Опостылевшего «англоязычного козла» удалось выгнать из вагонов. И сразу дышать стало немного легче.

Поначалу было интересно наблюдать за реакцией людей, глядя на удивлённые лица пассажиров и их сдержанные улыбки. Но через месяц-другой народ привык к этой перемене, как будто так было всегда. Возвращение к «дофутбольной» норме состоялось. Однако борьбу за очистку российских метрополитенов от объявлений на языке враждебных стран нельзя считать завершённой, пока не устранены пробелы в федеральном законодательстве в сфере защиты статуса государственного русского языка и культурного суверенитета страны, порождающие описанную проблему и её негативные последствия.

Александр ДЕГТЯРЁВ, член Союза журналистов России

Источник: «Правда»

Читайте также

Москва. Никакое строительство не должно осуществляться за счет исторической среды города! Москва. Никакое строительство не должно осуществляться за счет исторической среды города!
Если говорить о современной архитектуре, то мэр города явно симпатизирует высотному строительству, его вдохновляют города с небоскребами. Я же считаю эту линию чудовищной. Это несуверенная архитектура...
24 Июня 2022
Насколько Гомер актуален сегодня Насколько Гомер актуален сегодня
Если ты прочитал книгу при социализме, а затем эту же книгу в период буржуазной реставрации, при капиталистических порядках, то такое чтение позволяет многое понять как в уже ушедшей эпохе, так и в ок...
24 Июня 2022
День русского языка в Калмыкии День русского языка в Калмыкии
5 июня по инициативе отделения КРО КПРФ и активистов ВСД «Русский Лад» Городовиковского района проведено праздничное мероприятие, посвященное 223-летию со дня рождения А.С. Пушкина и Дню русского язык...
24 Июня 2022