Кому мешает «Щелкунчик»

Кому мешает «Щелкунчик»

Польские оперные театры сняли со своих афиш балет «Щелкунчик» — ежегодный символ радостных праздников, пишет в «Газете выборчей» Анна Дембовская. Причина — «отмена» русской культуры и солидарность с украинскими властями.

Государственные и муниципальные театры отказываются от солидных доходов, которые «Щелкунчик» гарантировал им каждый год. Недостатка в зрителях никогда не было, напротив, не хватало билетов, которые расходились мгновенно. Для многих зрителей поход в театр на музыкальную сказку о рождественских чудесах был семейной традицией — приближаются праздники, значит, идём на «Щелкунчика». Причём это необязательно были семьи с детьми, взрослые тоже с удовольствием наблюдали за этим представлением.

Почему? Говорит хореограф, руководитель Большого тетра в Познани Роберт Бондара:

«При мысли о «Щелкунчике» у меня возникают исключительно тёплые ассоциации, в первую очередь благодаря партитуре Чайковского. Она возвела балетную музыку в ранг высшего искусства. При этом он также проник в популярную культуру, он вездесущ, его можно услышать в рождественской рекламе. Всё это становится достоянием широкой публики. Для молодёжи именно это произведение связано с первым посещением Большого театра».

Большой театр — Национальная опера лишила своих слушателей иллюзий ещё в июне, сообщив, что вместо приключений Клары и принца, сражающихся под рождественской ёлкой с Мышиным Королём, они увидят «Дон Кихот» — балет на музыку Людвига Минкуса. Для чуть более старших зрителей театр возобновляет свой «хит» апреля этого года — спектакль «Дракула» с хореографией Кшиштофа Пастора и музыкой Войцеха Киляра.

Интернет взорвался жалобами и возмущёнными комментариями: пользователям не понравилось, что театр лишает зрителей любимого развлечения. «Нельзя уничтожать русскую культуру. Чайковский был вненациональным явлением», — аргументировали комментаторы. «Так мы проявляем свою солидарность с Украиной», — пояснила Национальная опера.

Такое же решение принял в октябре Большой театр в Познани. Познаньские СМИ писали о недовольстве детей и родителей. «Щелкунчика» также отменили в городе Быдгощ (Новая опера) и Вроцлавская Опера, в репертуаре которой был спектакль, объединяющий Чайковского с Диккенсом («Щелкунчик. Рождественская сказка»).

Официальной причиной этих решений, конечно же, является спецоперация, которую ведёт Россия.

…В марте этого года министр культуры Польши Пётр Глинский поддержал усилия своего украинского коллеги Александра Ткаченко, который призывал к бойкоту российской культуры, в частности к отмене концертов артистов, «тесно связанных с кремлёвским режимом». Глинский тогда писал: «В связи с преступной войной на Украине мы настоятельно рекомендуем воздержаться от презентации произведений русской культуры и русских авторов». Но решение он оставил за руководителями конкретных учреждений.

Этого было достаточно, чтобы русская музыка замолчала. Вторая программа польского радио изменила сетку вещания, Пасхальный фестиваль Людвига ван Бетховена переписал программу. Национальная филармония в Варшаве сняла с афиши все русские произведения. Национальная опера отменила премьеру «Бориса Годунова». Отказались даже от музыки Игоря Стравинского.

В сети разгорелись баталии, мнения разделились. «Разве музыка виновата в том, что идёт война? Значит, нельзя играть и Шостаковича с Прокофьевым?» — возмутился композитор Эдвард Селицкий. Многие меломаны, однако, заявляли, что у них пропало желание слушать Рахманинова и Чайковского.

Так было весной… А как сейчас? Министр Глинский вновь предоставил право принимать решение руководителям учреждений, но те не хотят рисковать.

Большой театр в Варшаве полностью подчиняется министерству культуры и национального наследия, как и Большой театр в Познани и Вроцлавская Опера, которой особенно страшно рисковать, поскольку она испытывает финансовые проблемы. При этом постоянно нарушающая закон директор Галина Олдаковская была бы последней, кто пошёл бы против политики назначенного правящей партией «Право и справедливость» министра.

Директора не столь крупных театров опасаются реакции местных органов власти, не хотят подвергаться обвинениям в пропаганде русской культуры в ситуации, когда в Польше преобладают сильные антироссийские настроения.

Один из них говорит так:

«Учреждения культуры не являются свободными организациями, они зависят от своего организатора — местного руководства или министра — и в некотором смысле должны соответствовать его ожиданиям. Есть местные органы власти, которые пытаются задать тон или вектор деятельности подчинённых им учреждений».

…Но всё это не значит, что «Щелкунчик» в этом году не появится на польских сценах — это касается только сцен государственных и местных учреждений культуры, которые решили не играть его силами своих коллективов. Другое дело — частные танцевальные ансамбли: они пользуются конъюнктурой.

Хореограф Роберт Бондара считает, что частные лица используют официальный бойкот в своих интересах.

«Государственные и местные театры решили сделать символический жест, обусловленный моральной ответственностью. Образовалась лакуна, а её заполнили антрепризные театры, которые периодически собираются и отправляются на гастроли. Они предлагают зрителям то же название исполняемого произведения, но качество этого предложения не может сравниться с предложением настоящего художественного театра», — сетует он.

И добавляет, что необходимо публичное обсуждение директорами творческих организаций вопроса бойкота русской культуры, поскольку следует выработать какой-то компромисс, не отказываться сгоряча от своего репертуара. Ведь на скорое окончание конфликта рассчитывать не приходится.

Источник: «Правда»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024