Классическая литература против расчеловечивания

Классическая литература против расчеловечивания

На мой взгляд, сегодня идет полномасштабное расчеловечивание наших детей. С помощью средств массовой информации, «кастрированных» программ по литературе, экзаменов в форме ЕГЭ, художественных фильмов, искажающих советское прошлое. Примеров этому масса. Но печальнее всего тот факт, что нападкам подвергается русская классическая литература, хранительница традиционных ценностей и представлений, призванная во все времена регулировать общественное сознание, быть духовным ориентиром, без чего человек не может быть человеком. 

В том числе нападки идут со стороны людей известных, кто в силу своего призвания должен защищать и пропагандировать ее. И для изучения она, дескать, трудна, и объем многих произведений большой.

Так, в частности, заявила кандидат филологических наук, автор учебников по литературе. Она считает, что из школьной программы легко можно выбросить «Войну и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова. «Война и мир» поднимает проблемы, очень важные для осмысления, поэтому не только должна изучаться в старших классах, но и в прежнем объеме. Объединяя в себе исторический роман и семейную хронику, показывает во всей полноте, какую роль играет семья в воспитании, какие ценности прививает, как с этими ценностными установками живут и действуют герои в сложные, переломные моменты жизни своей и своей Родины. Отсюда берет начало большая тема патриотизма, тема истинных героев и ложных, готовых на все ради личной выгоды. Уж очень современно звучат эти мысли Толстого сегодня. Поэтому зачем «утомлять» ими школьников? Надо, что «попроще», чтобы «откнопить» это потом в очередном тесте пресловутого ЕГЭ.

В этом же направлении, «что попроще», на мой взгляд, рассуждает известный писатель в своем монологе «Русская классика как яд национальной депрессии». Процитирую здесь отдельные высказывания. «А что классика? Чему она учит? А что ему, школьнику, русская классическая литература дает? Каким не надо быть? А читать эту допотопную литературу зачем?» Далее господин Веллер замахивается на А.С. Пушкина, предлагая взамен изучения произведений великого поэта творчество Булгарина и Загоскина как русского Вальтера Скотта. Давая оценку писателям-классикам от Пушкина до Чехова, он заявляет, что в произведениях русских классиков «удачники… презирались, а человек порядочный был обречен.…Человек отчужден властью от великих дел. Герой-борец – зло ходячее». Русская классическая литература «несет несостоявшихся благодетелей, никчемных людей и подлецов.…Образ злокачественного неудачника растиражирован…Герои страдают комплексом неполноценности, их цели ничтожны». И в заключении: «Русская интеллигенция легла под большевистского хама».

Я не против Булгарина, Загоскина как русского Вальтера Скотта и других писателей, современников наших классиков. Я против обесценивания классической литературы. Поэтому позволю не согласиться со столь негативной оценкой господином писателем творчества русских писателей.

Хорошо помню уроки по изучению классической литературы в школе и понимаю, что во многом они сформировали мой вкус к чтению, развили интерес к будущей профессии. А чтение научило осмысленно подходить к важным жизненным вопросам и ситуациям, отделяя добро от зла. Конечно, высокое небо Андрея Болконского, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир», его бесконечность были поняты во всем многообразии позднее, когда я прошла определенный жизненный путь, но то, что искания Андрея – это настоящее, определилось именно на школьной скамье, и хотелось соответствовать этому настоящему. Толстой шаг за шагом показывает нам, как от мечты о Тулоне, суетной славе, Андрей приходит к христианской любви. Но для этого нужно было увидеть мелкость Наполеона на фоне бесконечного неба Аустерлица, пережить смерть жены, снова пройти через испытание тщеславием, встретив Сперанского, простить измену Наташе и понять, что самый важный момент бытия – это любовь. Та любовь, которая прощает, терпит, помогает, не раздражается, именно эта любовь – настоящая, ибо в основе ее духовность. Спасибо за это моим учителям, самым важным людям среди людей, пусть в чем-то и не профессионалам, но точно не «сволочам», как изволила выразиться победительница конкурса «Учитель года 2019», кстати, учитель русского языка и литературы.

Возможно, известный писатель и те, кто с ним заодно, упустили, что достоинство классической литературы прежде всего в том, что она в противовес сегодняшней торгашеской и рыночной морали воспитывает чувства. И «чувства добрые я лирой пробуждал» – как завет звучат пушкинские строки сегодня, завет нам, его потомкам.

Возможно, подобное отношение и негативные суждения и оценки русской классической литературы писателем вызваны тем, что такие «чувства добрые», как милосердие и сострадание, доброта, честность, порядочность не соотносятся с либеральными ценностями. В этом случае трудно было бы не согласиться с автором монолога. Но таких рассуждений нет. Скорее наоборот, он в своих оценках русской классической литературы близок либералам.

Между тем современным либералам нет никакого дела не только до русской классической литературы, но и до своего народа и судьбы своей Родины. Это смердяковы. Еще Ф.М. Достоевский в свое время прозорливо заметил: «Одна из характерных черт русского либерализма – страшное презрение к народу». Именно презрением к собственному народу можно объяснить позволительность хамства чиновникам разного уровня. Народ для них «быдло», «бичи», «тунеядцы» и «алкаши», не заработавшие приличной пенсии. А коль не заработали, пусть питаются «макарошками». И вообще могут прожить на 3500 рублей и не думать о потребительской корзине, ведь выживали как-то жители блокадного Ленинграда. Фамилий можно не называть, они и так на слуху.

И эти люди именуют себя элитой! Они своим поведением, своим видением морали, замешенной на любви к деньгам, не просто «отчуждают» нас от образования, культуры. Нас «отчуждают» от жизни, от настоящей жизни, где есть возможность двигаться вперед, развиваться. Все время пытаются не просто подсунуть суррогат, но еще и доказать, убедить, что это надо читать, это надо смотреть. В этих рядах (кто «отчуждает»), на мой взгляд, и многие современные деятели культуры.

А первое правительство Советской страны («большевистский хам», по мысли автора монолога), видимо, хорошо понимало, что такое истинная культура, в которой особое место занимает русская классическая литература, поэтому лучших писателей внесло в список для обязательного изучения, несмотря на их принадлежность дворянскому классу. Советские писатели продолжили лучшие традиции русской классической литературы. Среди них Михаил Шолохов, автор бессмертных романов о коллективизации и Гражданской войне, но юбилей писателя в 2020 году прошел незаметно. Что сказать? Десоветизация! А если подумать, то советская литература, как и вся советская культура, – это уникальный эстетический опыт. Почему бы не изучать этот опыт?

В качестве изучения подобного опыта с большим интересом, впрочем, как и в годы юности, перечитала роман Веры Кетлинской «Мужество» о молодых строителях Комсомольска-на-Амуре, увидевший свет в 1938 году. Пристрастно искала пафосные описания, как сегодня часто говорят о советской литературе. И не находила. Без пафоса, но, пожалуй, особой гордостью проникнуты строки, в которых описывается спуск на воду первого корабля. Но это чувство гордости вполне оправдано. «Продолговатый и неуклюжий остов корабля легко и как-то незаметно скользнул по рельсам и раздвинул тихую воду озера. Этой минуты ждали пять лет, о ней мечтали у первых костров. Все строители собрались сюда, как на праздник осуществления мечты». 

Все они, комсомольцы, первые строители города, тут, на этом празднике «осуществления мечты». Они разные, но их объединяет неиссякаемая вера в то, что их умелые руки, изобретательный ум и горячие сердца были нужны, необходимы, чтобы построить новый город, город кораблестроителей. 

В современной России, где правит капитал, не нужны подобные герои, не нужны их ум и изобретательность, не нужны их горячие сердца. Или нужны настолько, насколько это выгодно хозяевам, чтобы получить сверхприбыль. С либеральных позиций – это тоже не надо читать. Сегодня это неактуально. И вот уже торопимся пересмотреть так называемый список литературы для изучения в школе, количество часов, заботясь якобы о здоровье детей, на самом деле подгоняя их духовную деградацию. По сути, известный писатель тоже предлагает «расчеловечивание», приправленное ядом его ненависти к русской классической литературе.

А сколько киноподелок, посвященных событиям Великой Отечественной войны, выходит на киноэкраны и телеэкраны! Эти «киношедевры» вызывают чувство отторжения своим неприкрытым глумлением над трагической историей нашей страны. А как иначе отнестись к фильму «Зоя»? Или к истории о судьбе Антонины Иваньшиной в телефильме «Неопалимая купина» по повести Б. Васильева с тем же названием, показанном как раз в канун празднования 76-й годовщины со Дня Победы?! В них есть все на потребу дня, но мало исторической и художественной правды. «Пафос потребления» в угоду рыночной конъюнктуре на патриотизм. «Пафос потребления» – это тоже расчеловечивание.

При сегодняшних подходах к образованию чтение на уроке – большая роскошь и, пожалуй, анахронизм. Для сдачи ЕГЭ можно вовсе не читать, в крайнем случае достаточно эпизода. А если учесть тот факт, что во многих школах не хватает учителей, а те, кто есть, ведут по 40 и более часов, в начальной школе – по два класса! Подобное не удивляет: количество педагогических вузов в постсоветской России сократилось почти в три раза. Бедному учителю все не осилить, при копеечной зарплате надо тоже выживать. Разрушается созданная в годы советской власти система подготовки педагогических кадров. Даже в годы Великой Отечественной войны руководители школ и работники органов народного образования делали всё возможное, чтобы решать вечную задачу школы – учить детей. Документально засвидетельствованы факты деятельности школ в осажденных городах. Примечательно, что именно в трудные военные годы была создана первая в мире Академия педагогических наук. 

Власть сегодня одобряет и дистанционное обучение, и электронные школы. Как не одобрить! Расходы снижаются во много раз! А если все образование перевести в такой формат? Реформаторы из Агентства стратегических инициатив провозглашают, что «образование – не распакованная отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получат шанс захватить огромный рынок». Как всегда, ничего личного! Бизнес! Поэтому представителям бизнеса в первую очередь адресованы методические рекомендации сторонников реформы, а не родителям и детям. Они не упоминаются совсем. В тех же документах мы находим, что к 2035 году уйдет в небытие традиционная общеобразовательная школа вместе с учителем, который назван ими репродуктором. Более того, из обихода должна уйти книга, текст, как доминирующая форма знаний, вместо нее будет видеоигра; искусственный интеллект будет выступать в роли наставника. И это при том, что использование одной видеоигры как метода обучения ведет к деградации и снижению когнитивных способностей так же, как и отсутствие работы с текстом в книжном исполнении. В этом направлении процесс оптимизации в сфере образования продолжается.

Но вдруг власть заговорила о воспитании. Порадоваться бы! Но что-то нет ее – радости! Формат новых подходов к образованию не предполагает воспитания. Или воспитание с помощью искусственного интеллекта! Такое воспитание порождает зло, когда вчерашний школьник идет убивать детей в школу, где он когда-то учился. Делает это осознанно и продумано. Не от безысходности и голода, а потому, что ненавидит всех, ненавидит этот «биомусор».

Слово найдено реформаторами образования. Не человек, не личность – «биомусор». И 19-летний недочеловек, «зло ходячее» (хотя его уже психиатры называют неадекватным) пускает словечко в обиход, на практике расправляясь с «биомусором». «Вот вам современный Родион Раскольников», – возможно, скажете вы. Не торопитесь с обобщениями. Достоевский, показывая преступление, подробно описывает наказание, нравственные муки героя, через них – раскаяние. Трудный путь обретения себя, человека. Убийца из Казани, в отличие от Раскольникова, ни в чем не раскаивается. В эпилоге романа речь идет о моровой язве, охватившей человечество. И все потому, что одни представители рода человеческого позволили себе быть избранными, так сказать, «власть иметь» над другими, «тварями дрожащими». Напоминает наш современный мир? Очень! Поэтому роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сегодня звучит весьма актуально и читать его надо внимательно и вдумчиво, а не эпизодами для ЕГЭ. «Зло ходячее» вызвано к жизни современным устройством общества и благополучно тиражируется властью.

Когда в Советской стране говорили о воспитании, то под этим процессом подразумевали гармоничное развитие личности, обладающей высокой нравственной и духовной культурой. Такое воспитание не просто провозглашалось, оно целенаправленно претворялось через различные формы школьной и внешкольной деятельности. Предметные недели, викторины, конкурсы, литературные вечера, школьные театральные кружки – далеко не полный перечень того, что формировало любовь к Слову, было связано с чтением. Но советское воспитание утрачено. Современному государству оно без надобности.

«Что же делать?» – спросите вы. Читать, читать и еще раз читать! Помните слова Максима Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам!» Просто и понятно. А он знал, о чем говорил. Читать вместе с детьми и для детей! Скажете – наивно! Лишь на первый взгляд! Когда мы в советское время стали самой читающей страной, мы победили фашизм. Не просто читали, а нужные книги читали, где на первом месте была русская классическая литература. Читать вопреки всем наветам на нее! Она учит думать и размышлять, учит критически относиться к жизни, прививает навыки правильной речи. Она учит при любых обстоятельствах оставаться человеком! Смею это утверждать как учитель русского языка и литературы с большим стажем, получивший качественное образование в советском педагогическом институте.

Помогайте сегодня достойным учителям, будьте вместе с ними пропагандистами великих произведений великих писателей. Иначе «человеки» с улицы уведут детей за собой, подсунув им неоднозначные программы. А что им терять, этим «человекам»! А нам есть что! Своих детей, значит, и наше будущее! И пусть русская классическая литература с ее нравственными идеалами будет опознавательным знаком (все ли хорошо) в нашей трудной работе по недопустимости расчеловечивания детей. Это во-первых.

Во-вторых, защищайте своих детей всеми доступными способами. Наша власть нас так «отпандемила» в связи с коронавирусом, что мы трусливо забились в норы, как «премудрые пескари», чтобы «крупная рыба» не съела. А ведь жизненный итог пескаря однозначен: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал!» Рыба таки его съела, когда он неосторожно высунулся из норы.

В-третьих, осенью состоятся выборы в Государственную думу, где будут представлены различные партии. Нужно прийти и сделать выбор, правильный выбор. Выбор в пользу той партии, которая связывает себя с народом, с его лучшим будущим не только на словах, но и на деле.

Л.А. ХОЛОПОВА, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, член ОмРО ПАНИ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

А. Маслов. О русской культуре замолвите слово! А. Маслов. О русской культуре замолвите слово!
В период с 22 февраля по 7 марта 2024 года на телеканале Россия-1 состоялись политические дебаты в поддержку кандидатов, выдвинутых на должность Президента Российской Федерации. Мне, как доверенному л...
28 марта 2024
В. Катасонов. Сталинская корпорация: как вершилось экономическое чудо по-советски В. Катасонов. Сталинская корпорация: как вершилось экономическое чудо по-советски
Что бы там ни говорили критики советской экономики, но сегодня становится ясно – она на поверку оказалась для нашей страны, выражаясь современным языком, более «конкурентоспособной», чем так называемы...
28 марта 2024
Тверь. Русские традиции для детей Тверь. Русские традиции для детей
26 марта 2024 г. в Тверском детском клубе «Истоки» руководитель регионального отделения «Русского Лада» Л.Т. Туровская и активист движения И.Б. Рыбкина провели праздник «Жили-были крестьяне» для детей...
27 марта 2024