Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева

Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 (28) марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью – Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.

Отец его всю молодость провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.

Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, как вспоминает в «Записках моряка-художника» А.П. Боголюбов, «будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамой». Двух своих сыновей она с детства воспитывала в уважении к памяти их «крамольного» деда.

В 8 лет Алексей был определен в Александровский корпус для малолетних, как сирота ветерана войны, через два года — в 1834 году — переведен в Морской кадетский корпус, который окончил в 1841 году в звании мичмана. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Службу проходил в заграничных плаваниях, в 1847—1849 гг. побывал в разных странах, где познакомился с произведениями знаменитых западноевропейских художников.

Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был «...отчаянной веселости и озорного нрава». «Страсть к рисованию меня тоже губила, – вспоминал он, – ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды».

Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет. С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала.

Моряк-художник – называл себя Алексей Петрович Боголюбов. Внук писателя Радищева, храбрый офицер, красавец, участвовал в нескольких боевых кампаниях.

Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. «Гармония красок навсегда запала в мою душу».

В эти же годы на острове Мадейра произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже"».

Тогда воодушевленный Алексей Боголюбов показал Брюллову свои рисунки-карикатуры. «Этим художеством тешьтесь, — строго сказал маэстро, — но не слишком. Это – разврат». Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству.

В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, – говорил он, – будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании».

Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.

С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств. В Академии художеств он учится у М.Н. Воробьева и В.П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И.К. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств.

С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили».

Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.

В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за «Вид С.-Петербурга от взморья» Боголюбов получил первую Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.

Перспективно-видовые картины, подобные «Катанию на Неве» (1854, Третьяковская галерея), были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи.

Вторую золотую медаль художник получит в 1852 году за несколько картин, в частности — за «Вид Смольного монастыря с Охты».

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850—1870-х гг. пишет серии картин, посвященных морским сражениям Крымской и Русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. («Синопское сражение 18 ноября 1757 года», 1857−1859; «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», 1866; «Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года», 1866−1872; «Взрыв турецкого монитора», 1877 и др.).

По условиям заказа необходима была абсолютная точность как в изображении всех деталей корабельной оснастки, так и передаче исторических подробностей, с чем художник блестяще справился.

В 1858 году Боголюбов за картины с видами Рима, Константинополя, и Шильонского замка на Женевском озере получает звание академика, в 1861 году — звание профессора живописи. Им создано немало знаменитых на весь мир картин и полотен — около 3000 картин, акварелей и рисунков, только в царской коллекции насчитывалось 150 акварелей.

По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота.

К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий – «Афонское сражение 19 июля 1807 года». Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг.» и получает заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны.
Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба.

Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Тогда им были написаны «Синопское сражение 18 ноября 1853 года», «Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года», «Взятие парохода "Первоз-Бахре" пароходом “Владимир”» и другие. В этих картинах Боголюбов запечатлел с документальной точностью происходящие события по описаниям очевидцев и по своим этюдам, которые он сделал в Синопе в 1856 году.

В начале 1860 года после семилетнего пребывания за границей художник возвратился в Россию. Выставка работ Боголюбова, устроенная в залах Академии в ноябре 1860 года в пользу вдов и сирот художников, произвела на современников огромное впечатление. Художник, уезжавший в заграничную командировку добросовестным учеником Воробьева и откровенным подражателем Айвазовского, вернулся интересным своеобразным мастером, усвоившим современную европейскую технику живописи.

«Выставка моя посещалась бойко, – рассказывал Боголюбов, – и стояла целый месяц... Я составил себе имя, которым честно живу и теперь». Александр II купил все картины из истории Крымской войны и «Ярмарку в Амстердаме», щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ – написать историю морских сражений Петра Великого.

Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова года отправиться на Дунай, чтобы написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже «подготовленный всеми реляциями известного боя».

Синопский рейд произвёл на меня сильное впечатление; сюда я ехал подготовленный всеми реляциями известного славного боя, а потому, только что мы попали в бухту, воображение уже рисовало мне две линии флотов – русского и турецкого с клубами пушечного дыма и следующими друг за другом взрывами...

В поездках по странам Европы в 1854-1860 годах много работает и учится: в Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у Андреаса Ахенбаха, в Париже работает в мастерской Эжена Изабе, известного мариниста. В мастерской Боголюбова любил бывать Камиль Коро, а Шарль Добиньи обменивался с ним этюдами. В 1860 году, с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были «Ярмарка в Амстердаме», «Рыбный рынок в Схевенингене», 1859, и др.), Боголюбов уже после окончания работы выставки получает особую благодарность и возможность преподавать в Императорской Академии художеств.

Вместе с тем, в 1861—1865 гг. Алексей Петрович занимается в Императорской Академии художеств с пейзажистами в качестве «свободного профессора без жалования». Среди его учеников — И.И. Шишкин, Е.А. Ознобишин. А в 1871 году Боголюбов становится членом Совета Императорской Академии художеств, давал уроки рисования Марии Федоровне, супруге императора Александра III.

В 1885 г. Алексей Петрович создает в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный общедоступный художественный музей и дает ему имя своего деда — А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа, в настоящее время это Академия художеств Поволжья. Музею и школе Боголюбов завещал всё состояние, «дабы возвысить образовательное дело юношества». В его музее и его школе в Саратове выросли мастера мирового уровня, гордость искусства XX века — живописцы В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, скульптор А.Т. Матвеев и десятки других первоклассных художников — А.А. Савинов, П.С. Уткин, Д.Ф. Цаплин, В.М. Юстицкий, граверы А.И. Кравченко, П.И. Поляков, А.В. Скворцов и многие др.

По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов в 1860-е годы начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана второго ранга Н.А. Ивашенцева. И в связи с необходимостью побывать на Каспийском море Алексей Петрович совершает три поездки по Волге. Великая русская река поразила его красотой берегов, своей широтой и мощью. Именно тогда в произведениях Боголюбова, на мой взгляд, появляется интерес к состоянию природы, её эмоциональному содержанию и новое эпическое звучание.

Не менее интересна, чем картины Боголюбова, его графика – рисунки, акварели. Это самостоятельная и очень значительная область в творчестве Алексея Петровича, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко не все равноценны. И, конечно, мастерство пришло к художнику не сразу: это - результат упорной работы в течение десятилетий, поскольку Алексей Петрович почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения на всём, что оказывалось у него под рукой.

Гражданская жена Боголюбова, парижанка, баронесса Элиз Шивр, принявшая российское гражданство и православие, завещала Радищевскому музею и школе всё свое состояние — 100 тысяч рублей.

В январе 1891 года в Париже и заочно в Саратове праздновалось 50-летие профессиональной деятельности А. П. Боголюбова. Юбиляр был буквально засыпан телеграммами, и не было газеты в Петербурге, Москве, Саратове, Париже, Лондоне, которая бы не откликнулась на это событие. Друзья, русские парижане и французы, в знак признания его художественных заслуг преподнесли юбиляру золотую палитру с выгравированными автографами.

Произведения Алексея Петровича Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие. В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущевская, д. 14, располагается Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено его имя.

А.П. Боголюбов скончался в своей парижской мастерской 7 ноября 1846 года. Гроб с телом художника был перевезен на Родину и захоронен в Петербурге.

Творческий путь Боголюбова – замечательный пример самоотверженного труда и служения своей Родине на всех поприщах: искусство, просветительство, защита Отечества. Вот то, что нужно современному обществу.

Юрий ИЗОТЕНКОВ, председатель совета ветеранов Госдумы, участник ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Новый способ решения жилищной проблемы Новый способ решения жилищной проблемы
На минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект о жилищных вкладах. Такой инструмент очень нужен, однако предлагаемая законопроектом конструкция делает его малопривлекательным для г...
20 апреля 2024
Вышла в свет брошюра В.С. Никитина "Ленин - творец будущего" Вышла в свет брошюра В.С. Никитина "Ленин - творец будущего"
Мы привыкли воспринимать В. И. Ленина как великого революционера, творца победоносной социалистической революции, создателя и руководителя первого в мире государства трудящихся. Всё это так. Но это ...
19 апреля 2024
«Русский лад» организовал открытый конкурс чтецов в Магадане «Русский лад» организовал открытый конкурс чтецов в Магадане
В начале апреля Магаданское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Русский Лад» провело в МОГАПОУ «Колледж сервиса и технологий» ежегодный открытый конкурс чтецов. Исходя из тог...
18 апреля 2024