Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева

Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 (28) марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью – Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.

Отец его всю молодость провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.

Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, как вспоминает в «Записках моряка-художника» А.П. Боголюбов, «будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамой». Двух своих сыновей она с детства воспитывала в уважении к памяти их «крамольного» деда.

В 8 лет Алексей был определен в Александровский корпус для малолетних, как сирота ветерана войны, через два года — в 1834 году — переведен в Морской кадетский корпус, который окончил в 1841 году в звании мичмана. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Службу проходил в заграничных плаваниях, в 1847—1849 гг. побывал в разных странах, где познакомился с произведениями знаменитых западноевропейских художников.

Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был «...отчаянной веселости и озорного нрава». «Страсть к рисованию меня тоже губила, – вспоминал он, – ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды».

Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет. С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала.

Моряк-художник – называл себя Алексей Петрович Боголюбов. Внук писателя Радищева, храбрый офицер, красавец, участвовал в нескольких боевых кампаниях.

Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. «Гармония красок навсегда запала в мою душу».

В эти же годы на острове Мадейра произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже"».

Тогда воодушевленный Алексей Боголюбов показал Брюллову свои рисунки-карикатуры. «Этим художеством тешьтесь, — строго сказал маэстро, — но не слишком. Это – разврат». Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству.

В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, – говорил он, – будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании».

Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.

С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств. В Академии художеств он учится у М.Н. Воробьева и В.П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И.К. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств.

С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили».

Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.

В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за «Вид С.-Петербурга от взморья» Боголюбов получил первую Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.

Перспективно-видовые картины, подобные «Катанию на Неве» (1854, Третьяковская галерея), были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи.

Вторую золотую медаль художник получит в 1852 году за несколько картин, в частности — за «Вид Смольного монастыря с Охты».

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850—1870-х гг. пишет серии картин, посвященных морским сражениям Крымской и Русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. («Синопское сражение 18 ноября 1757 года», 1857−1859; «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», 1866; «Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года», 1866−1872; «Взрыв турецкого монитора», 1877 и др.).

По условиям заказа необходима была абсолютная точность как в изображении всех деталей корабельной оснастки, так и передаче исторических подробностей, с чем художник блестяще справился.

В 1858 году Боголюбов за картины с видами Рима, Константинополя, и Шильонского замка на Женевском озере получает звание академика, в 1861 году — звание профессора живописи. Им создано немало знаменитых на весь мир картин и полотен — около 3000 картин, акварелей и рисунков, только в царской коллекции насчитывалось 150 акварелей.

По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота.

К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий – «Афонское сражение 19 июля 1807 года». Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг.» и получает заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны.
Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба.

Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Тогда им были написаны «Синопское сражение 18 ноября 1853 года», «Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года», «Взятие парохода "Первоз-Бахре" пароходом “Владимир”» и другие. В этих картинах Боголюбов запечатлел с документальной точностью происходящие события по описаниям очевидцев и по своим этюдам, которые он сделал в Синопе в 1856 году.

В начале 1860 года после семилетнего пребывания за границей художник возвратился в Россию. Выставка работ Боголюбова, устроенная в залах Академии в ноябре 1860 года в пользу вдов и сирот художников, произвела на современников огромное впечатление. Художник, уезжавший в заграничную командировку добросовестным учеником Воробьева и откровенным подражателем Айвазовского, вернулся интересным своеобразным мастером, усвоившим современную европейскую технику живописи.

«Выставка моя посещалась бойко, – рассказывал Боголюбов, – и стояла целый месяц... Я составил себе имя, которым честно живу и теперь». Александр II купил все картины из истории Крымской войны и «Ярмарку в Амстердаме», щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ – написать историю морских сражений Петра Великого.

Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова года отправиться на Дунай, чтобы написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже «подготовленный всеми реляциями известного боя».

Синопский рейд произвёл на меня сильное впечатление; сюда я ехал подготовленный всеми реляциями известного славного боя, а потому, только что мы попали в бухту, воображение уже рисовало мне две линии флотов – русского и турецкого с клубами пушечного дыма и следующими друг за другом взрывами...

В поездках по странам Европы в 1854-1860 годах много работает и учится: в Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у Андреаса Ахенбаха, в Париже работает в мастерской Эжена Изабе, известного мариниста. В мастерской Боголюбова любил бывать Камиль Коро, а Шарль Добиньи обменивался с ним этюдами. В 1860 году, с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были «Ярмарка в Амстердаме», «Рыбный рынок в Схевенингене», 1859, и др.), Боголюбов уже после окончания работы выставки получает особую благодарность и возможность преподавать в Императорской Академии художеств.

Вместе с тем, в 1861—1865 гг. Алексей Петрович занимается в Императорской Академии художеств с пейзажистами в качестве «свободного профессора без жалования». Среди его учеников — И.И. Шишкин, Е.А. Ознобишин. А в 1871 году Боголюбов становится членом Совета Императорской Академии художеств, давал уроки рисования Марии Федоровне, супруге императора Александра III.

В 1885 г. Алексей Петрович создает в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный общедоступный художественный музей и дает ему имя своего деда — А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа, в настоящее время это Академия художеств Поволжья. Музею и школе Боголюбов завещал всё состояние, «дабы возвысить образовательное дело юношества». В его музее и его школе в Саратове выросли мастера мирового уровня, гордость искусства XX века — живописцы В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, скульптор А.Т. Матвеев и десятки других первоклассных художников — А.А. Савинов, П.С. Уткин, Д.Ф. Цаплин, В.М. Юстицкий, граверы А.И. Кравченко, П.И. Поляков, А.В. Скворцов и многие др.

По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов в 1860-е годы начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана второго ранга Н.А. Ивашенцева. И в связи с необходимостью побывать на Каспийском море Алексей Петрович совершает три поездки по Волге. Великая русская река поразила его красотой берегов, своей широтой и мощью. Именно тогда в произведениях Боголюбова, на мой взгляд, появляется интерес к состоянию природы, её эмоциональному содержанию и новое эпическое звучание.

Не менее интересна, чем картины Боголюбова, его графика – рисунки, акварели. Это самостоятельная и очень значительная область в творчестве Алексея Петровича, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко не все равноценны. И, конечно, мастерство пришло к художнику не сразу: это - результат упорной работы в течение десятилетий, поскольку Алексей Петрович почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения на всём, что оказывалось у него под рукой.

Гражданская жена Боголюбова, парижанка, баронесса Элиз Шивр, принявшая российское гражданство и православие, завещала Радищевскому музею и школе всё свое состояние — 100 тысяч рублей.

В январе 1891 года в Париже и заочно в Саратове праздновалось 50-летие профессиональной деятельности А. П. Боголюбова. Юбиляр был буквально засыпан телеграммами, и не было газеты в Петербурге, Москве, Саратове, Париже, Лондоне, которая бы не откликнулась на это событие. Друзья, русские парижане и французы, в знак признания его художественных заслуг преподнесли юбиляру золотую палитру с выгравированными автографами.

Произведения Алексея Петровича Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие. В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущевская, д. 14, располагается Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено его имя.

А.П. Боголюбов скончался в своей парижской мастерской 7 ноября 1846 года. Гроб с телом художника был перевезен на Родину и захоронен в Петербурге.

Творческий путь Боголюбова – замечательный пример самоотверженного труда и служения своей Родине на всех поприщах: искусство, просветительство, защита Отечества. Вот то, что нужно современному обществу.

Юрий ИЗОТЕНКОВ, председатель совета ветеранов Госдумы, участник ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Д. Аграновский. Мастер и водовоз Д. Аграновский. Мастер и водовоз
Вышедшая недавно в прокат очередная экранизация романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» привлекла к себе внимание, в первую очередь, не столько художественными достоинствами (о кото...
26 февраля 2024
Зачем Славянскому университету в Киргизии имя «антигероя»? Зачем Славянскому университету в Киргизии имя «антигероя»?
Думская оппозиция протестует, а правительство и «ЕдРо» ищут оправдание нелепости и ссылаются на историю. А чем ознаменовалась история начала 1990-х? Смутой. Случались, конечно, проблески. К ним стоит ...
26 февраля 2024
Марийское отделение «Русского Лада» приглашает принять участие в конференции к 225-летию А.С. Пушкина Марийское отделение «Русского Лада» приглашает принять участие в конференции к 225-летию А.С. Пушкина
Уважаемые друзья по созидательному движению «Русский Лад»! 6 июня в Йошкар-Оле состоится конференция, посвященная 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В программе мероприятий – торжественная часть,...
26 февраля 2024