Как отмечали зимние праздники в старину в Иркутске

Как отмечали зимние праздники в старину в Иркутске

Иркутск – один из немногих русских городов (первые остроги появились при первом русском царе Михаиле Федоровиче Романове, правившем в 1613-1645 гг., хотя намного раньше пришли сюда первые насельники с русского севера), сохранивших традиции, обычаи и поверья глубокой старины. Только представьте себе, из какой глубины веков они пришли в наш город! «Многих коренных русских обычаев нельзя встретить нигде, кроме Сибири и особенно Иркутска…», – замечает Е.А. Авдеева-Полевая.

200 лет назад сибирские писатели ярко передали эту волнующую атмосферу зимних праздников. Суровые сибирские морозы как бы охраняли ее от забвения. Невольно вспоминается рассказ Степана Писахова «Морожены песни».

Замечу, климат раньше был другой, намного суровее, зимние морозы были таковы, что на лету замерзали птицы. И.Т. Калашников писал: «Случается, что ртуть в термометрах замерзает. … В эти дни улицы раскалываются с треском; брёвна в домах с треском лопаются; воздух сгущается и наполняется миллионами блёсток; побелевшие носы, уши и щёки то и дело встречаются на улицах, жители надевают, кроме шуб и тёплых шапок, огромные медвежьи сапоги, без которых как раз распрощаешься с ногами».

У русских даже каждый мороз величают по-своему: Михайловские (первые) – 21 ноября, Введенские – 4 декабря, Екатерининские – 7 декабря, Варварские –17 декабря, Никольские – 19 декабря, Рождественские – 7 января, Крещенские – 19 января, Федосеевы – 24 января, Афанасьевские – 31 января, Тимофеевские – 4 февраля, Сретенские –15 февраля, Власьевские (последние) – 24 февраля.

Главные зимние праздники: Никола, Рождество, Новый год, Старый Новый год и Крещение.

Немного истории. Древние славяне новолетие отмечали около 1 марта, а с принятием Христианства был введен Юлианский календарь со счетом лет от сотворения мира (за 5558 лет до нашего летоисчисления). В1492 г. начало года было перенесено на 1 сентября. Но в 1699 г. (от сотворения мира 7208 год) Петр I издал Указ о реформе календаря, по которому Новый год начинался 1 января, а летоисчисление шло уже не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Предлагал «перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевелевых..., а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 г. А еще во дворах «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов».

Никола

В настоящее время День святого Николы не отмечают, а раньше его праздновали повсеместно, считали, что с него начинается Матушка-зима. Не было деревни в России, где бы не стояла, если не церковь, часовня, то хотя бы иконы Угодника Божия. И это с незапамятных времен. «Даже буряты, живущие близ русских селений, – свидетельствует Н. Щукин, – приходят к празднику и, купив свечу, ставят перед образом Угодника». Особенно почитаем этот Святой теми, кто живет на берегах Байкала. Существуют легенды об иконе Святого Николая, появившейся на берегах Байкала.

Никола бывает зимний (19 декабря) и весенний (22 мая). С этими днями связывали начало зимы и лета. Говорили: Никола зимний во двор лошадь загонит, а Никола вешний её откормит.

Рождество

Любимейшим праздником россиян, и особенно детей, было Рождество с его волнующим сочельником (последний предпраздничный день) и святыми днями – святками, они занимали две недели: от Рождества до Крещения. «Накануне Рождества, то есть в Сочельник, не ели ничего до звезды, и уже вечером пили чай и ужинали. Девушки сберегали от этого дня лучинку, которою засвечали огонь для ворожбы».

В первый день Рождества не гуляли, посещали храм, готовили вкусную еду и к 12 часам садились за стол всей семьёй. Одежда по возможности должна была быть белой, светлой. «Праздник Рождества, как везде, начинается духовными обрядами: ходили к заутрене, к обедне; после обедни с поздравлениями к старшим. Дочери после обеда ездили с мужьями и детьми к родителям… Это был любимый праздник для детей, и те из них щеголяли, которые больше выучивали рацеек. Отславивши Христа, они… обращались к хозяину и хозяйке. Вот образчик этого: «Встань, хозяин, да покатись в подполье по пироги да по шаньги, по мягкий хлеб да по деньги в зепь». Еще было обыкновение печь из ржаной муки ягнят и овечек. Иногда и пастуха; все это давали в гостинцы детям».

На второй день делали визиты старшим родственникам и принимали у себя гостей, начинались гуляния: парни катали девчонок на тройках, собирались вечерами в домах по очереди, ходили в гости к друзьям или близким соседям, и, конечно, с детьми. В доме оставляли стариков, прислугу или соседку присмотреть за хозяйством и малыми ребятами.

Хозяйка тщательно готовилась. Пекла множество пирогов, булок, калачей; жарила баранину, поросятину, говядину; делала студень, пельмени, пекла оладьи и блины. Обязательно варили и кисели: ягодный, пшеничный, гороховый. Пироги делали с рыбой, мясом, морковью, капустой. А какой только не было ягоды: брусника, голубика, черёмуха в сахарном меду! Столы трещали под кушаньями, пили-ели с утра до вечера. И что было почти обязательно – это жареный гусь, яблоки и апельсины. Конфеты вешали на ветки, как игрушки. Принято было во время праздника исполнять песни, плясать.

На второй же день начинали ходить с вертепом. Вечером стучались в ставни: «Не угодно ли с вертепом?» Это передвижные кукольные театры. Ящик с двумя ярусами; в нем разыгрывались разные сцены, относящиеся к Рождеству Христову. Все это представляли деревянные куклы, одетые в платья, соответствующие образу. В верхнем ярусе вертепа представляли смерть Ирода, а в нижнем – пляски. Интересно то, что пляски были русскими. Герои были одеты царями, царицами, генералами, барынями.

Носили вертепы обычно учащиеся Иркутской семинарии и только в святочные дни. А после вертепа часто представляли веселые сценки, нечто вроде водевилей. Н.А. Полевой признавался: «Боже мой, с каким, бывало, нетерпением ждём мы святки и вертепы!» Это был настоящий праздник для детей! Ни одно Рождество не обходилось без веселых кукольных спектаклей! А ещё ходили с коньком. «Один представлял сидящего на лошади рыцаря, а двое другие – даму и кавалера: ходили тоже вечером по домам, и куда входили в дом, то пели и плясали».

В Сибири уже в середине октября молодежь сбиралась на посиделки поиграть, погадать, особенно приятны они были в лютые морозы. Сезон посиделок открывал Покров (14 октября).

Девушки брали с собой рукодельную работу: пряли, шили и т.д. «Нередко все вечера готовили ядра для приготовления любимого иркутянами и необычайно полезного кедрового масла», по словам Л.И. Тамм. При большом урожае увозили орехи на жернова, где это масло и добывалось, а лакомились на посиделках избоиной. Это жмых от орехов. Чрезвычайно вкусный! В Иркутске его можно было просто купить и недорого в виде лепёшечек в любой лавке. Родители выдавали для посиделок ковши с орехами, караваи хлеба, соленое сало... Салу и орехам в деревнях отводились в ларях по целому сусеку. Молоко морозили в посудинах, предварительно опуская туда струганную палочку, чтобы легко было вытащить. Собирались в семьях по очереди. В праздничные вечера готовили угощенья, парни должны были запастись заранее дровами для печи. Играли в имена, в короли, в курилку, в жмурки. Пели подблюдные песни. Щелкали кедровые орехи, делились последними новостями. Женихи приглядывали невест.

Новый год

Новый год начал отмечаться в России с незапамятных времён. А в Иркутске лишь с первых десятилетий ХХ века. Это был праздник исключительно семейный. Для детей устраивались всевозможные развлечения. На детской Кузнецовской площадке (площадь Сперанского) был замечательный каток и буфет с пирожками, кренделями и напитками. Здесь часто катались гимназистки — женская гимназия была рядом (ныне в этом здании корпус Педагогического университета). Работала двухэтажная карусель Кербера, которая представляла собой вертящийся вокруг центральной оси паровозик с вагонетками. Их двигали лошади. Обязательно ставили на площади качели — круглые, большие, с «сиделками». В публичном саду у Спасской церкви были качели в виде лодок, скамейки для отдыха, два грота, ажурные мостики и даже в одном из домов размещалась картинная галерея, куда пропускали по воскресеньям бесплатно. В зимние каникулы дети много времени проводили именно здесь.

Власти города устраивали в праздничные дни для детей множество уличных забав и развлечений. «Бег устраивается в Иркутске с начала зимы на устье Ушаковки, а после на Ангаре. Он блестит, как зеркало, и бывает обставлен ёлками… Тут выезжают охотники в маленьких санках на рысаках и иноходцах.

«По льду Ангары проходили конные бега, на высоком берегу реки ставили столбы, в которых делали из бревен покатость до самой речки, устилали льдинами, поливали водой. И с такой горы катались на лотках, саночках и кошах». Вообще в зимние дни любили кататься с гор, а на коньках — по льду Ангары (она до строительства ГЭС замерзала), по улицам — в повозках на лошадях. А в учебных заведениях, в домах купцов-меценатов, в театрах, в Общественном собрании давались детские балы, конечно, с призами и подарками. В семье также готовили подарки друг другу: шили фартуки, салфетки, вышивали рубашки, диванные подушечки и даже книжные закладки.

Старый Новый год

Старый Новый год мы отмечаем 14 января с введением в России в январе 1918 года Григорианского календаря. Самый разгар Святок! До этого дня оставляют ёлки наряженными, накрывают столы праздничным угощением, дарят небольшие подарочки – знаки внимания.

Особый смысл празднику придает тот факт, что он совпадает с широко и шумно отмечавшимся раньше на Руси 1 января, а перенесен на 14, Васильевым днем в память об архиепископе Кесарии Василии Великом. Он запомнился обрядом засевания зерен (прогноз будущего урожая), хождением по домам с пением колядок и особенно точным гаданием. Два последних признака дожили до нашего времени. Еще лет двадцать назад можно было увидеть ряженых на улицах деревень и городов. Ходят к соседям, родственники к своим близким, студенты к однокашникам и преподавателям и т.д. Васильев день был в 8 день святок и молодежь веселилась, как могла. Колядующие заходили в дома с пением и плясками в маскарадных костюмах: «Заходила коляда во святые ворота…» Обращались к хозяину:

Погляди в сундучок – не найдешь ли пятачок.

Кто не даст полушку – уведем телушку.

Кто не даст денежку – уведем девушку.

Кто не даст лепёшки – разобьем окошки.

Кто не даст пирога – разобьем ворота…

В этот день всегда гадали. Старые люди были убеждены, что в этот вечер все гадания сбываются точь-в-точь. На Васильев вечер день начинает прибывает на куриный шаг.

Крещение

Святки заканчивались Крещением. Вода во всех водоёмах в этот день была свыше освящена, её брали в Ангаре, Иркуте, Кае обычно утром. Весь год она могла стоять в туесах или другой посуде и не портиться. Это можно проверить и сейчас в домашних условиях, набрав воды из крана. В деревнях собирают снег для исцеления от болезней. Сочельник перед Крещением – это последний день, когда можно гадать. Вспомним у Жуковского: «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали…»

А гаданий было много: полоть снег (качали снег в фартуке и слушали, где и как залает собака.), пускали уточек из воска в тарелку: если плавали рядом – будет согласие в доме, бросали башмак за ворота: в какую сторону упадет – оттуда будет муж или кто подберёт, тот и суженый. Спрашивали у первого прохожего имя – будет имя будущего мужа, в полночь выходили на перекресток слушать звуки – по ним делали вывод, догадывались о будущем, ворожили ситом. А еще выставляли ложку с водой на мороз. Если замерзла бугорком – к добру, к счастью, если ямкой – к худу. Но главное гадание – глядение в полночь в зеркало, чтоб увидеть в зеркале своего суженого за спиной. Считалось, это опасное дело, но любопытство брало вверх. Накануне Сочельника спускают гребень за окошко. Какие там появятся волосы – такие будут у суженого. Вечером в Крещенский Сочельник везде окропляли святой водой, ставили мелом кресты на окнах и дверях. После Святок начинаются свадьбы.

В праздники храмовые ходили в гости не только к близким друзьям, но и просто к знакомым – от одного стола к другому и пили-ели с утра и до вечера. Эти взаимные визиты были непременной особенностью Рождества, Нового года. И визиты были не только дружескими, но и официальными. Состоящие на службе обязаны были посещать губернатора, генерал-губернатора, архиепископа. И это не только в Иркутске, но и по всей Сибири.

Наибольшую популярность в Иркутске получают балы уже в начале XIX в. Они проходили не только в доме генерал-губернатора, но и в зале Городской думы, в Клубе общества приказчиков, в Общественном собрании и даже в общественных садах. Один из мемуаристов пишет: «Зимой долгие вечера сокращали частыми балами; из танцев французский, кадриль занимают первое место» или «Бал открывался польским, где вместе с музыкою пели казацкие певчие. После польского начинались экосезы, матрадуры, вальсы. Главнейшая суть, ядро бала были не немецкие вывертки, а чистейшая Русь в образе некоего Ивана, ссыльного, кажется, из цыган и служанки губернатора Софьи. Ванька и Сонька, как тогда их без церемоний называли, танцевали казачка и русскую».

Таковы были святочные дни в Сибири. «Все это принесено из России; заезжие русские жители сохранили свои обычаи, поверья, обряды, и они поддерживались в самобытной простоте». Шумно и весело проводили в Иркутске зимние праздники наши деды и прадеды.

Лилия КОБЯКОВА

Газета «Русский Лад в Иркутской области»

Читайте также

Отчет о работе Оренбургского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» за 2022 год Отчет о работе Оренбургского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» за 2022 год
9 сентября 2022 года в Оренбурге состоялось общее собрание Оренбургского областного отделения Общероссийского общественного движения по возрождению традиций народов России – Всероссийского созидательн...
31 января 2023
Юбилей соратника. Ивану Стефановичу Бортникову – 80 лет! Юбилей соратника. Ивану Стефановичу Бортникову – 80 лет!
Сегодня, 31 января, исполняется 80 лет постоянному автору нашего сайта, лауреату 1-й степени фестиваля-конкурса «Русский Лад – 2018» в номинации «Публицистика» И.С. Бортникову. Иван Стефанович родился...
31 января 2023
В центре внимания – человек. К 115-летию со дня рождения Павла Нилина В центре внимания – человек. К 115-летию со дня рождения Павла Нилина
Будет неверным считать, что замечательного русского советского писателя Павла Нилина напрочь забыли. К счастью, нет. И прошедший совсем недавно 115-летний его юбилей тому подтверждение, так как даже в...
30 января 2023