К 100-летию Пионерии – воспоминания и размышления из Нижнеудинска

К 100-летию Пионерии – воспоминания и размышления из Нижнеудинска

При общем характере воспоминаний о пионерии преобладают конкретные события, люди и факты. Меня же заинтересовал вопрос: «Почему в России это движение возникло, почему оно нашло поддержку у населения и почему имеет 100-летнюю историю?».

Эти заметки не являются истиной в последней инстанции или ответом на все вопросы. Это мои умозаключения, которые мне позволяют сделать образование историка и одновременно педагога, знающего пионерское массовое движение изнутри. Мои выводы могут быть не приняты многими, но это повод задуматься о том, что надо взять из прошлого, чтобы идти в будущее. А может и вообще не надо ничего делать, пустить на самотек, убрать из школы воспитание и все отдать в семью, как это пытались сделать младореформаторы либералы.

Ученые-обществоведы признают, что пионерское детское массовое движение в стране началось из скаутских организаций. Но возникает вопрос, почему до октября 1917 года это были очень незначительные группы, где преобладали выходцы из разночинцев и мещан. Что мешало властям шире использовать западный опыт скаутов у себя в стране? Почему они не стали преобладающими и не приобрели массовый характер? Надежда Константиновна Крупская сама признавала, что за основу были взяты идеи скаутов. Но почему их автоматически не перенесли в наши условия? Да, свою роль играла идеология большевиков, которые строили «новый мир». Ведь фактически еще в 1921 году была создана специальная комиссия большевиков по созданию массовой организации для детей. Это была потребность нового строя.

На первое место в создании пионерского движения в России я бы поставил административный ресурс. На конференции комсомола в 1922 году Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании отрядов. Полугодом спустя 5 Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака», после она стала носить имя Ленина. Первые дни новой власти и сразу возникает картина красногвардейца в буденовке или чекиста в кожанке. Это психологически нам говорит, что никого не уговаривали, поступило указание из центра и его надо выполнить обязательно. Никакие препятствия не признавались. Это и есть «красноармейская атака на капитал». Именно так и создавались первые ячейки при партийных и комсомольских организациях на местах.

На второе место я бы поставил повседневное детское желание всего нового, необычного и самое главное – активного участия, а не наблюдения. Игра является преобладающим желанием у детей и это способ социализации юной личности. В совместной игре формируются навыки общения, совместного труда и соблюдения правил общежития.

Третий вывод о причинах укоренения пионерского движения в нашей стране я бы назвал менталитет русских людей, который до сих пор не понимают на Западе. Еще будучи студентом, я был восхищен лекциями ученого-историка Л.Н. Гумилева. Они редко печатались в журналах. Главная его идея, что на первое место он ставил природу, окружающую людей, а затем все остальное.

Не вдаваясь в подробности, я остановлюсь на одном. Климатические условия заставляли население жить в общинах. Дух коллективизма преобладал в среде крестьян. Вы скажете, что ведь в России после Октябрьской революции были большие массы пролетариата. Но все сходятся в одном, что мы все родом из деревни. После 1917 года формально были рабочие, но в менталитете они были крестьянами, пришедшими на заработки в город. Даже реформа Столыпина не развалила русскую общину, никакие хутора и отрезки не сформировали новый класс по образцу европейских фермеров-единоличников. Скажу спорную в чем-то мысль: мы и сегодня в большой массе сохранили менталитет крестьянина. Дух коллективизма очень живуч.

Идеи пионерского движения легли на благодатную почву общинных идей. Может, не случайно именно в среде кулака родилась трагедия с Павликом Морозовым. Это интуитивно понимал отец, что идеи коллективизма в пионерии несут ему в будущем уничтожение.

А теперь и попытка объяснить, почему скаутское движение не стало основополагающим в нашей стране. Очень кратко и не вдаваясь в подробности можно сказать, что при всех плюсах и минусах этого движения, итогом работы является формирование индивидуальной личности, преодолевающей все препятствия ради своего роста. Но рост росту разный. Желание каждого скаута преодолеть новое испытание, получить новый значок, звание и т.д. не ради коллективного дела, а ради своего роста, построения своей карьеры. Это характерно для всех скаутов.

А в среде наших пионеров очень было мало тех, кто хотел стать пионерским функционером или построить карьеру. Отличие пионерских организаций от скаутов в коллективизме, в желании всем вместе работать ради общего дела. Дух коллективизма пионеров вновь принят массой населения без перестройки своего характера и менталитета. Пионеры боролись за присвоение имени своему отряду, дружине и т.д., которые не давали материальных ценностей. Это были духовные ценности.

Мои выводы и заключения, может быть, и неправильные, но дают повод поразмышлять. Почему пионерское движение сохранилось в Китае, на Кубе и Вьетнаме? Эти страны очень длительное время преобладали как крестьянские, в которых жили и живут общинами. Искусственно такие детские движения долго не сохраняются. 1991 год в СССР стал годом официального уничтожения пионерской организации, а откуда тогда пионерские дружины и организации в России сегодня? Почему оно так живуче в 21 веке?

Мои заметки – это попытка проанализировать пионерию с социологического ракурса. Нужна пионерская организация в наши дни в 21 веке, или мы цепляемся за прошлое, не желая создавать новое? Но то, что скауты в нашей стране не прижились, это точно. Этими размышлениями я приглашаю к разговору ветеранов и педагогов школ поделиться своими мыслями и примерами, как использовать опыт пионерии в новых условиях.

***

Человеческая память избирательна. Она заставляет нас многое забыть из прошлого. В круговерти будней, в мыслях о своем здоровье, своих родных, да и сегодняшних непростых событиях часто некогда вспоминать то, что было несколько десятилетий тому назад. Вспомнить прошлое заставляют приближающиеся даты, юбилеи, крупные мероприятия. Так и меня на воспоминания подтолкнул приближающийся юбилей пионерской организации.

В памяти каждого взрослого человека сохранились воспоминания о своем пионерском детстве. И что интересно, они вызывают только положительные эмоции, с легким чувством грусти. У моих детей об этом времени сохранились хорошие воспоминания, только Андрей часто говорил Анне, что он не был пионером, так на всю жизнь и остался октябренком. Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды.

В годы перестройки и развала СССР мы лишили многие поколения детей этой интересной страницы нашей жизни с ее песнями, кострами и печеной картошкой. Главной чертой детской организации был дух коллективизма. Мы, вступая в пионеры, часто не знали девиза мушкетеров, но всегда негласно следовали этим принципам: «Один за всех и все за одного».

Первые дни и первые шаги мы делали с пионерскими вожатыми. Для нас они казались взрослыми, такими же, как и наши учителя. Только теперь я понимаю, что в основной массе они были молоденькими девчонками после окончания школы. Мне вспоминаются те занятия, которые проводила с нами, будущими пионерами, вожатая Зина Анисимова. Она была подругой моей сестры Жени, что учились в одном классе. Но, когда она пришла в нашу начальную школу, я даже не узнал ее. Она была очень серьезная, строгая и рассказывала нам о пионерском движении, о Героях-пионерах, учила вместе торжественное обещание.

В тот день, когда на линейке в Мегетской средней школе нам повязывали галстуки, я больше всего боялся, что собьюсь, когда буду давать клятву пионера. Все прошло очень хорошо, было много людей, были участники войны с орденами, старшеклассники, наши будущие шефы. Их я хорошо знал, так как они были из класса, в котором учился мой брат Миша. Преемственность поколений в этом и заключалась, что старшие становились наставниками для младших, как это было и в нашей многодетной семье.

На всю жизнь запомнил тот день, когда мы шли с линейки. Нам казалось, что все знают, что мы стали пионерами. А чтобы всем было это ясно без слов, мы шли в расстегнутых пальто, чтобы ветер развевал наши галстуки. Особенным шиком было идти по платформе, где стояли пассажиры на электричку. Так как мы с друзьями жили за железной дорогой, то наш путь домой всегда проходил через вокзал.

Сколько детских слез было выплакано мной, когда во время глажения утюгом с углями мне прожгли этот замечательный шелковый галстук. Мне пришлось весь учебный год носить сатиновый, углы которого все время норовили свернуться в веревочку. Но это тоже воспоминания о нашем прошлом, о том времени, когда не было электричества дома, и что утюг надо было сначала загрузить углями из печки, а потом размахивать им, чтобы разгорелось.

Наш класс оказался очень дружный, и мы стали самыми активными помощниками Зине. Помню, что именно Зина возила нас восьмиклассников на прием в комсомол в Иркутский райком комсомола. Мы шли гурьбой с железнодорожного вокзала в райком, а потом такой же ватагой шагали по улицам Иркутска, чтобы уехать домой. С нами везде была веселая и улыбчивая Зина. Она была на туристическом слете, на сборах металлолома и макулатуры. Нам казалось, что она будет в школе всегда. Но прошло много лет, и Зина после окончания исторического факультета ушла работать в областной архив. А на смену ей старшей вожатой в школе стала моя одноклассница Жукова Ольга. Но это уже другие воспоминания.

Читая эти строки, многие скажут, так это про мое пионерское детство, про то чувство гордости, которое испытываешь, вспоминая прошлое. Значит, в моих воспоминаниях и впечатлениях отразился как в капле воды весь мир пионерии таким, как нам бы хотелось его помнить и сохранить.

Уже никто не помнит в селе Широково молоденькую учительницу Валю. Только ветеран педагогического движения района Якубова Нина Ивановна может рассказать, как в восьмилетнюю школу преподавателем иностранного языка приехала Михлина (Бихневич) Валентина Михайловна. Ей не было даже 18 лет. Именно коллектив отмечал ее взросление. Но она была заводилой многих дел и отлично работала пионервожатой. Выпускники школы помнят, как она проводила пионерские костры на поляне старой деревни. Опыт работы на селе, умение найти выход из любой ситуации она сохранила с первых дней педагогического труда, который ей пригодился в последующем при работе директором Солонецкой школы, а затем заведующей Нижнеудинским районо.

Но особо следует отметить   коллектив этой школы в годы перестройки. Не погнавшись за модой, не предав идеалы пионерии, в этой школе сохранилась пионерская организация. Я запомнил активную вожатую Зину Кубату. Они все держали удар, когда вместе с «водой» выбросили и пионерию, как идеологический пережиток, чуждый новой перестроечной России. А многим было необычно и приятно смотреть на то, как с пионерскими галстуками приезжали ученики Солонецкой школы на районные мероприятия уже в 2-х тысячные годы. Эта школа всегда была кладовой опыта, кладовой традиций; чего только стоит их пришкольный участок, который начинался сразу у крыльца здания. Радостно, что коллектив продолжает и сегодня традицию пионерского движения вместе с еще 5-ю коллективами школ района.

Пионерия вспоминается не только кострами и песнями, все мальчишки и девчонки помнят игры «Зарницы», которые из дворовой игры в «войнушку» превратились в особое движение, с эмблемой, формой, флагами и т.д. Мне в этом плане вспоминается сразу Атагайская средняя школа, с ее военным кабинетом, тиром и, конечно, «пробивным» военруком Гриценюком Иваном Андреевичем. Подготовка к игре начиналась задолго до весны, выбирались командиры, актив, разрабатывались планы и рисовались схемы. Его главным помощником в этом была пионервожатая Пономарева Вера Михайловна. Жители города в строгом юристе не всегда признают очень опытного вожатого детского движения. Жаль, что ее судьба развела со школой, я думаю, образование очень многое потеряло без нее.

Большую работу они проводили по установлению шефских связей с воинской частью Нижнеудинска. Особенно это было показательно при проведении игры на местности, когда школьники вместе с солдатами и офицерами штурмовали высоту, боролись за взятие неприятельского флага, могли подержать настоящее оружие в руках. Какое было удовольствие на лицах учеников, когда они раскрасневшиеся от беготни на морозе, ели кашу из котлов солдатской кухни, развернутой тут же в лесу.

Но вся работа не заканчивалось игрой. Военно-патриотическое воспитание в школе продолжалось ежедневно. Вера Михайловна активно готовила проведение агитационного марш-броска в честь 30-летия Победы в мае 1975 года. Ученики школы совершили пробег до города Нижнеудинска для возложения цветов к Памятнику участникам Великой Отечественной войны. Это был не бег ради бега или для приза, это было марафонское испытание силы, воли, характера молодого патриота. Сегодняшнее движение юнармейцев является не только продолжением опыта патриотического воспитания, это поступательное движение патриотических инициатив в современных меняющихся условиях. Для нас наступило непростое время, но то, что героями становятся те мальчишки, кто еще вчера сидел за одной партой в школе, участвовал в соревнованиях, танцевал на дискотеке, а сейчас с оружием защищает нашу Родину. Такие герои должны воспитывать наших школьников вместе с рассказами об участниках Великой Отечественной войны. Рассказ о подвиге нашего современника будет более доходчив и понятен ученикам.

За время работы в райкоме комсомола мне часто приходилось общаться с пионервожатыми школ района. В основной массе они были секретарями первичных комсомольских организаций учителей и отвечали за подготовку старшеклассников к вступлению в комсомол.    Среди них были очень активные вожатые: Шацких Лариса и Дюкляева Галина из Мельничной школы, Кудряшова Анна из Уковской школы, Королева Ольга из Шумской школы, Наконечная (Сафонова) Татьяна из Широковской школы, Заботина Надя из Зареченской школы и другие.

Среди авторитетных вожатых следует назвать Слюсаря Геннадия Макеевича. Опыт работы в самой крупной школе района Шумской средней при директоре Матушевич Д.И. дал ему большой задел на будущее. Именно он возглавил пионерию района после перевода секретаря райкома комсомола Кириенко Людмилы Михайловны в райком партии. Гена был связующим звеном между школами и райкомом комсомола, между райкомом партии и районными отделами культуры, спорта, образования. Его обаяние, умение найти подход к людям позволяли ему не только стать директором Шумской школы, где он начинал свою деятельность, но и также работать директором Муксутской, Камышетской школ и быть многие годы бессменным директором пионерского лагеря «Звездочка». Он был инициатором смотра – конкурса на приз имени Е.И. Лемешонок среди школьников, он впервые организовал собрание молодых учителей района в дни августовской конференции, чтобы знать с какими проблемами столкнулись выпускники институтов в районе, чем помочь по свежим следам.

Немногие знают, что Геннадий Макеевич по образованию биолог и увлеченный огородник, а также таксодермист. Он может сделать чучело любого животного или птицы. Вот такие одаренные, увлеченные люди работали с детьми. Как член бюро райкома комсомола отвечал за выполнение поручения секретаря райкома партии Сухарева В.М. в организации движения среди выпускников по закреплению на селе. Для этого проводилась профориентационная работа с младшими школьниками по знакомству с сельскими профессиями, организовывались полеводческие ученические бригады и школьные лесничества, итогом чего были собрания «Земля зовет» с вручением путевок для поступления в сельхоз образовательные учреждения или на работу. Особенно следует отметить работу в этом направлении коллектива Худоеланской средней школы во главе с Елькиной Л.И. при активном участии пионервожатой. Там была построена система внеклассной и предметной профориентации и трудового воспитания, где немалая роль отводилась пионерской организации школы.

Работая в райкоме комсомола, мы с Геннадием Макеевичем с завистью смотрели на то, как проходили празднования Дня пионерии в городе. Всегда было яркое шествие с цветами, горнами и барабанами. Даже то, что вторая половина дня всегда была с ветром и пылью, праздник удавался при весеннем солнце и ярком небе. На одном из праздников я обратил внимание на то, как ведет за собой пионерскую дружину стройная девушка со светлыми волосами. Это была Любовь Афанасьевна Калачникова. Она многие годы проработала в школе-интернате №5 г. Нижнеудинска пионервожатой, воспитателем, учителем. Я узнал ее поближе, когда она перешла работать в городской отдел образования методистом по воспитательной работе. Благодаря практике в коллективе она стала эрудированным специалистом, который был помощником педагогическим коллективам города, а затем и района в целом. Любовь Афанасьевна очень эрудированный и увлеченный человек, она интересуется многими вопросами истории, живописи, знает фольклор. Благодаря ей в отделе было проведено социологическое исследование - срез интересов учащихся школ города. С анализом, выводами и выкладками мы выступили на депутатских слушаниях, нас заслушал мэр города Ольшевский А.Н.

Этот анализ позволил нам составить рекомендации по вопросу состояния молодежной политики среди старшеклассников, что их интересует, что им нравится, чем они увлечены и т.д. Это был наш первый опыт социологических исследований в городе. Было бы интересно, вновь запустить анкеты среди нынешнего поколения молодых людей и посмотреть, как изменились их взгляды и интересы в наши дни. Как бы они ответили на те вопросы, которые мы ставили 30 лет назад. Что изменилось в отношении современных молодых людей к стране, школе, семье.

Утверждение: «Первое впечатление обманчиво», как никогда подходит к Болдоновой Марии Самуиловне, авторитетнейшему директору городского Дома пионеров (затем Дома детского творчества). Меня с ней познакомил Слюсарь Геннадий Макеевич, когда она была председателем жюри смотра самодеятельности коллективов школ района. Такие конкурсы проводились регулярно и для того, чтобы не было лишних разговоров о предвзятости в оценках того или иного номера или выступления коллектива, в жюри приглашались независимые эксперты – работники из города. Сказать, что я испытал шок от первой встречи, это ничего не сказать. Я увидел высокую, суровую женщину с папиросой в руке, которая давала оценку, невзирая на ранги и заслуги. Мне это было непривычно. Так вели себя люди в артистической среде, когда дается суждение без оглядки на то, как оно будет воспринято окружающими. Позднее я узнал, что это был один из самых эрудированных специалистов в пионерском движении города. Она имела беспрекословный авторитет в среде педагогов своей принципиальностью благодаря опыту работы. Переход в город из района мне дался нелегко. Приходилось многое узнавать заново, знакомиться с людьми, устанавливать контакты. Хорошо Марию Самуиловну я узнал, уже работая заведующим гороно. Ее выступления на семинарах, оценки проведенных мероприятий мы все ждали с опаской. Она никому не льстила, всегда говорила правду. Еще больше я стал ее уважать, когда мы затеяли ремонт Дома детского творчества. Ему предшествовала статья в газете «Путь Ильича»: «Цветы в подвале не растут». В ней говорилось об угнетающем состоянии центра детства, где все время было холодно, где за детскими картинами и панно находились гнилые стены. Откровенный разговор с Анатолием Николаевичем Ольшевским позволил нам найти средства на ремонт. Он всегда шел навстречу образовательным учреждениям.

Вот когда я узнал значение и смысл русского слова и языка, вот когда мы могли сказать строителям все, что думаем об их работе. Вот тогда суровый голос директора Дома детского творчества звучал весомо и становился зримым. Не все у нас получилось из задуманного, не удалась подсветка в центре пола, не получилось расширить часть помещений. Но была переделана сцена, куплена новая одежда, приобретены софиты, новые кресла и т.д. Городской Дом детского творчества стал уютнее и теплее. Эта на вид суровая женщина была юмористкой по жизни, оптимисткой по отношению к своему здоровью. Я до сих пор вспоминаю ее анекдоты. Мне было печально узнать в Иркутске, что она умерла одна в доме, так как всю себя отдавала работе, не имея семьи. Вот такие сподвижники делали и делают историю пионерии.

Память мне подсказывает еще один эпизод о людях из этой категории. В 1971 году мы с друзьями из института поехали на практику вожатыми в пионерский лагерь «Заря» в Нижнеудинске. Там я впервые встретился с ребятами из школы-интерната №4, они жили в соседнем корпусе. Они не выглядели забитыми или наоборот развязными. Они были обычными, как все. Работалось мне интересно, многое я с воспитателем придумывал, чтобы ребятам было занимательно. Больше всего мне помогала старшая пионервожатая лагеря Зоя Родионовна…

Тот, кто учился в институте, знает, что вожатыми нас плохо готовили. Проводили выездной лагерь и считали, что опыт мы имеем. На самом деле это был опыт того, кто как сможет выплыть. Мы не умели планировать работу, у нас не было педагогических копилок и разработок. И это у меня было тогда, когда я не относил себя к ленивым студентам. Но благодаря Зое Родионовне мне моя работа понравилась, и я планировал приехать работать на второй сезон. Но обстоятельства не позволили опять вернуться в лагерь. Но, как я был удивлен в сентябре, когда на собрании в институте декан вручил мне грамоту за работу в лагере, которая пришла из Нижнеудинска.

Этот эпизод мне стал очень показательным, что в воспитании не только учеников, но и педагогов не бывает мелочей. Через много лет я узнал, что Зоя Родионовна работала в школе интернате №4. Невольно возникает желание рассказать о немаловажном значении работы по предупреждению правонарушений. Старшие пионервожатые вместе с организаторами школьных дел и замами по воспитательной работе проводили работу с так называемыми «трудными» подростками. От банального прикрепления успевающих учеников за отстающими, проводилась работа по вовлечению такой категории ребят в занятость спортом, авиамоделизмом и судомоделизмом, картингами и т.д. Вожатые были членами школьных и поселковых советов профилактики. Они вместе с сотрудниками ГОВД проводили рейды, посещали неблагополучные семьи и сами становились наставниками над такими детьми. Кузнецова Зинаида Михайловна, будучи инспектором ИДН, была в прямом контакте с вожатыми большинства школ. Вожатые были общественными инспекторами и помогали в этом трудном, но благородном деле. Особенно активно работали на Уку и в Камышете, Вершине и Шеберте.

Сегодня мы переживаем трудные времена. Война в Донбассе, антироссийские санкции и самое главное - безудержное наступление на информационном поле говорят о том, что нас проверяют на крепость в прямом и переносном смысле. То, что я каждый день вижу в передачах новостей, в меня вселяет уверенность. Картина того, как молодые парни и девушки помогают пожилым, как пожилые несут то, что могут выделить из своих небольших пенсий в поддержку жителям Донбасса, позволяет уверенно смотреть в будущее и сказать, что тимуровское движение живет. Молодые люди это не называют тимуровским движением, но сохраняют его суть: не быть в стороне от тех, кому плохо, кому нужна помощь, кому нужно подставить свое плечо. Доброта и сопереживание были в крови народов России всегда. На этом стояла, и стоять будет наша земля.

Сложно было решиться написать эти заметки, так как у меня уже своя жизнь, очень далекая от образования. Не хотелось бередить прошлое. Вместе с тем я думаю, когда был молодым, то зря не записал воспоминания тети Нади с дядей Кешей о синеблузниках в Нижнеудинске, что не сохранил письменные воспоминания о тех, кого сегодня с нами нет. Такие крупицы нашей жизни помогут составить уходящую картину прошлого и сохранят имена на долгие годы. У каждого из нас был свой вожатый, как и учитель. И мы должны их помнить.

Эти воспоминания заставляют еще раз сказать: «Ах, как не хочется стареть». С этими словами я обращаюсь к ветеранам пионерского движения и сегодняшним педагогом в дни юбилея. Не старейте, так как вы выбрали профессию не по размышлениям и уму, а по сердцу и душе.

Николай Николаевич МАКРИЦКИЙ

Читайте также

В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации? В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации?
Прошедшее 3–4 июля 2024 г. в столице Казахстана очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества вызвало огромный интерес в мире к тому, что там происходило, причем под углом дальнейшей судьб...
27 июля 2024
Главный церковный антисоветчик отправлен на покой Главный церковный антисоветчик отправлен на покой
Главный антисоветчик и видный представитель пятой колонны в руководстве Русской Православной Церкви митрополит Иларион, бывший глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), решением Священного Синода ...
27 июля 2024
Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024