Иван Андреевич Крылов – русский гений

Иван Андреевич Крылов – русский гений

В феврале 2024 г. исполнилось 255 лет со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова. В Иркутской области почти в каждом детском садике и школе на утренниках и классных часах вспоминали о великом писателе. К сожалению, его имя, можно сказать, вычеркнуто из школьной учебной программы, а ведь именно его Пушкин считал своим учителем, а мы пользуемся его мудрыми афоризмами, с детства помним сюжеты его басен. Имя поэта носят улицы в Иркутске и в посёлке Центральные Мастерские в Тулунском районе.

И.А. Крылов принадлежит двум эпохам развития русской культуры. Творчество писателя падает на конец ХVIII века и первую половину ХIХ-го. И в каждой из них он проявил себя ярко, талантливо! За свою долгую жизнь, взрослея, он менял свои представления о жизни, увлекался новыми идеями, искал свой путь в литературе. С детства хотел стать писателем, причем сатириком, тогда еще не зная, что его может ожидать на этом поприще. И уж, конечно, ничто не предвещало его громкой славы, признания соотечественников. При чтении биографии Крылова сразу возникает вопрос: почему современники называли его «русским гением»? Попытаемся найти ответ.

Вот несколько страниц из его детства, о которых рассказал А.С. Пушкин, близко знавший Ивана Андреевича. Работая над «Историей Пугачева», Пушкин собирал материалы в библиотеках, ездил по местам событий, встречался с их свидетелями. Описанный в книге капитан Андрей Прохорович Крылов и есть отец Ванечки Крылова. Родился будущий баснописец в Москве 2 (13) февраля 1769 года. Когда будущему поэту было 4 года, а семья жила тогда в Оренбургской губернии, в крепости Яик, там служил отец, началось восстание Емельяна Пугачева. В 1774 г. Яицкая крепость попала в окружение, и вскоре списки всех защитников крепости, среди которых был и Андрей Прохорович, оказались в руках Пугачева. Мать и сын Крыловы также были приговорены к повешению. Пришлось срочно перевести семью в Оренбург, но и туда вошли отряды мятежников. Во время осады Оренбурга был страшный голод, еды не хватало даже детям. Психологические последствия этого сопровождали писателя всю последующую жизнь.

Историки сообщают, что Андрей Прохорович был мужественный и храбрый, но тихий человек, не умевший за себя постоять, посему его всегда обходили чинами и наградами. В капитаны он вышел из рядовых. Возможно, поэтому он отставки остался почти без всяких средств к существованию. Перевез семью в Тверь, где получил место председателя Тверского губернского магистрата. Способного Ванечку отец устроил на работу, когда тому ещё не было 9 лет. Сначала ему в должности подканцеляриста уездного суда мало что приходилось делать, но вот когда его перевели в Тверской магистрат, пришлось грамотно и красиво переписывать деловые бумаги. А ребенок пристрастился к чтению. Позднее Крылов вспоминал, что ради книг пренебрегал службою, за что получал не только от начальника, который бивал его по голове и по плечам, но и от отца, после смерти которого, впрочем, остался сундук с книгами. Большое по тем временам богатство!

Надо сказать, что отец находил время заниматься воспитанием детей. Андрей Прохорович умер в 1779 -м, когда Ванечке было около 10 лет. После смерти главы семьи все заботы о ней легли на плечи матери. Иван рос смышлёным, остроумным мальчиком, с независимым характером, чувством собственного достоинства, видевшим недостатки и пороки окружающих, на которые он отвечал эпиграммами. Да и драться он с детских лет умел, мог обидеться и сдачи дать, участвовал в кулачных боях, даже бился в одиночку и нередко побеждал. Однако новые знания, книги его занимали больше всего.

Денег на образование не было. Мария Алексеевна договаривается о разрешении посещать дом тверских помещиков Н. и П. Львовых, чтобы слушать уроки домашних учителей. В программе образования было изучение французского языка, который Ванюша на радость маме стал самостоятельно и более серьезно изучать дома. Позднее Иван Андреевич говорил, что его мать была хоть и неграмотной, но гениальной (о ее простых и мудрых приемах воспитания Крылов позднее рассказал писательнице Е. А. Карлгоф, которая составляла биографию для детского журнала «Звездочка»). Тринадцатилетний подканцелярист, бросив службу, тайно выезжает в Санкт-Петербург. Приказано вернуть сбежавшего по этапу, тогда-то беглец задумался – пришлось официально просить отставку и сообщить о новом месте службы в Петербургской казенной палате. Вероятнее всего, Ивану помог служивший там коллега отца Р.Е. Татищев. Вспоминается побег из дома Михаила Ломоносова, мечтавшего учиться. В столицу переезжает мать с сыном Львом в надежде получить пособие на старшего сына.

Ивана все больше привлекает театр. И вот уже написана первая комическая опера «Кофейница». И это в 15 лет! Он мечтает ее показать в театре. Неожиданно ему предложили за нее деньги – 60 рублей или книги – на выбор. И мать согласилась на книги, зная, как мечтал ее сын стать писателем. В 17 лет Иван потеряет и мать. Теперь ему пришлось заботиться о брате. Кстати, позднее обнаружилось, что первая комедия Ивана не пропала и была автору возвращена. Первая пьеса, получившая признание публики, была пьеса «Пирог». Так случилось, что провинциальный мальчик, к тому же сирота, становится автором нескольких пьес, и даже сам директор императорских театров П.А. Соймонов заказывает ему перевод французской оперы.

Восемнадцатилетнему талантливому юноше пророчили большое будущее. В двадцать лет он уже имел славу драматурга. В то время в театре ставили трагедии в духе классицизма и комические оперы, в коих молодой писатель и преуспел. Одна пьеса писалась за другой. Из-за недостатка образования, необходимого для работы в театре, он, уже свободно владея французским, изучает английский, немецкий и итальянский языки. Иногда в одно время шли спектакли по двум его пьесам, герои которых, люди низкого сословия, противостояли чванливым вельможам. Однако так счастливо начавшиеся отношения Крылова с театром вдруг резко обрываются. Произошло это из-за разногласий с известным поэтом-драматургом Б.Я. Княжниным-классицистом. Крушитель старых устоев, Крылов пишет комедию «Проказники», где героя называет Рифмоплетом. В нем узнает себя Княжнин, приходит в театр и требует запретить пьесу, которая уже получила одобрение. И руководство театра встает на его сторону. Крылову отказывают в постановах всех его пьес, даже тех, на которые уже была написана музыка, и просят успешного автора уйти из театра. Вступая смело в полемику, юноша, вероятно, думал: «Грудь в крестах или голова в кустах». Теперь понял, что включилась другая народная мудрость: «Нашла коса на камень».

Молодой писатель со всей страстью берется за новое для себя дело – журналистику. Мечтает открыть собственный журнал. И вот он уже печатает в 1789 г. свой ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». В фантастической форме переписки гномов с волшебником Маликульмульком ярко изображались пороки современного общества. Журнал начал приобретать популярность, но «посоветовали» закрыть. Однако молодой смелый журналист верит в свою путеводную звезду. С января 1792 г. начинает печатать новый журнал «Зритель». Наиболее значительные по содержанию произведения там: «Каиб, восточная повесть» и «Похвальная речь в память моему дедушке». Дедушка имел умение высечь две тысячи крепостных «в год два-три раза с пользою», «созидать великолепные пиры» в то время, когда «на сто вёрст вокруг его деревень нет ни корки хлеба, ни чахотной курицы». Власти и этот журнал закрыли, автору пригрозили.

Третий журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», издававшийся вместе с другом Н. Клушиным, просуществовал всего один год. Имел ту же сатирическую направленность. Издатели были вызваны в императорский дворец на беседу с Екатериной II, которая, видимо, не решилась строго наказать сатириков. На памяти у многих в России был арест и заточение Н. Новикова на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость за издание сатирических журналов. Решила предложить деньги с «советом» выехать из столицы. Клушин взял, Крылов отказался. Правда, Екатерина предложила ему отдавать всё написанное на прочтение её цензорам, но и на это получила отказ. Крылову пришлось уйти из журналистики и уехать в провинцию. И Пушкин, вспомним, в свое время получил подобное предложение, только от другого императора. Опять нашла коса на камень.

Покинув столицу, Крылов отправляется к своим деревенским знакомым. Адреса менял. Пути в драматургию и журналистику были закрыты, но дух его не сломлен. В это время он пишет стихи, в которых выражает свою позицию и верность убеждениям:

«…Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, –

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека…» («К другу моему»)

Здесь явная перекличка с Радищевым, Державиным, Грибоедовым, Пушкиным… Все они, кстати, побывали в отставке или ссылке. Оказавшись в деревне, поэт сравнивает жизнь там с жизнью в городе:

«…Не из клетки ль на свободу

Выпорхнул в счастливый час…» («К соловью»)

Но вот среди «бурь мятежных» появляется в стихах лирическая тема. Некоей Анюте, Аннушке посвящен цикл стихотворений. Исследователи сбились с ног в поисках прототипа. Оказалось, что возрасте 22 лет в 1791 г. Иван Андреевич влюбился в дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью, но родные были против этого брака с бедным поэтом. Опять вспоминается Пушкин, которому по этой же причине отказали родители невесты. Семья Анны была состоятельной, гордилась родственными связями с Ломоносовым. Девушка так страдала, что родным пришлось дать согласие. Крылов прямо сказал, что у него нет денег приехать за невестой в Брянск и попросил привезти Анну к нему в Санкт-Петербург. Но они, видите ли, оскорбились и окончательно отказали. Не по Сеньке шапка. Анна так и не вышла замуж, а поэт с разбитым сердцем взялся за статьи для сатирического журнала. Однако со временем у него появилась жена – его экономка Феня. Дочь Сашу отдал на обучение в пансион, выдал замуж, обеспечив большим приданым, нянчил двоих внуков. Поэт был счастлив в семейной жизни, а перед смертью на имя её мужа, достойного человека, переписал всё свое имущество.

Крылов продолжает искать свой творческий путь. В детстве он писал эпиграммы и басни, пока ещё не совсем удачные. Ведь известно: первый блин всегда комом. И вот он решает снова попробовать свои силы в этом жанре. В 1806 г. переводит с французского языка три басни Лафонтена и дает прочесть их известному баснописцу И.И. Дмитриеву. Получает такой ответ: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». А в 1809 г. увидел свет первый сборник из 23 стихотворений – «Басни Ивана Крылова». Позднее появились и другие, а басен – более двухсот.

Басни его универсальны, они как бы на рост. От возраста, жизненного опыта, образованности зависит понимание смысла. Это хорошо чувствовал Пушкин, как и Крылов, получивший звание «русского гения». Ни один писатель в России этого звания не носил! Крылов при жизни, Пушкин – после. Баснописец прожил 75 лет, Пушкин только 37! Заметим, во всех спорах о Крылове Пушкин всегда был на его стороне. То же самое можно сказать о Крылове.

Для детей в баснях – шутка, юмор. В силу своего возраста они видят недостатки, слабости, пороки персонажей в своих сверстниках. Для взрослых – кладезь мудрости, оценка исторических фактов, данная мудрым человеком. Известно, Крылов писал только по поводу, откликаясь на события и обычно изображая их сатирически. Современникам было понятно, кому, к примеру, адресована басня «Волк на псарне». Рассказывают, что Кутузов, прочитав перед офицерами эту басню, на словах «Ты сер, а я, приятель, сед, И Волчью вашу я давно натуру знаю» указал на свою седую голову. А в баснях ««Щука и Кот» (1813 г.) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814 г.) автор имел в виду несогласованность в действиях союзников императора Александра 1. Его же ошибочным и поспешным решениям в 1805 – 1807 гг. в войне с Наполеоном посвящена басня «Обоз». «Квартет» современники связывали с неурядицами при открытии и работе Государственного Совета. «Демьянова уха» высмеивала заседания «Беседы любителей русского слова», на которых авторы читали свои длиннейшие тексты. Таким образом, сатирик ни в отпуск, ни в отставку не ушел, еще более заострил свое гусиное перо и обратился к «эзопову языку», т.е. к иносказанию.

Такими глубокими, универсальными, сложными и одновременно простыми мог сделать короткие стихотворения только гениальный поэт-философ. Читателю ХХI века интересна уже не историческая основа событий, а жизнь русского народа на протяжении почти века. Интересен сам писатель как личность. Не изменяя себе, он нашел способ своей острой сатирической косе обойти камень. Он заставил уважать, слушать себя даже тех, кто узнавал себя в басне, но делал вид, что она про соседа. Однажды он прочел в обществе в присутствии царя свою басню «Вельможа», которая была цензурой запрещена. Государь, выслушав ее, велел на другой же день отдать её в печать.

Единственное, что власти смогли сделать, так это свести значение своего политического противника, продолжавшего отстаивать свои идеи, философа, «лукавого мудреца» к образу «дедушки Крылова» на радость всем поколениям молодых читателей. Двойной смысл басен делал ее доступной для понимания самыми маленькими читателями. Еще одна особенность его басен: многие из них легко дописать до русской сказки, где также часто действовали животные, рыбы и птицы, помогающие раскрыть характер человека. А можно сузить содержание басни до вывода в виде пословицы, поговорки, афоризма.

При жизни Крылов становится известным не только в писательской среде, но и среди народа. Его цитируют, им восхищаются! Но удивительно, во многих воспоминаниях современников он представлен и как человек странный, чудак. Попытаемся найти этому объяснение.

Пушкин заметил картину, висящую над диваном на одном гвозде, побоялся за здоровье. Однако хозяин ответил, что провел математический расчет, и картина сможет его задеть по касательной. Крылов и на самом деле был математиком! Когда в открытое окно влетела птичка, которую Иван Андреевич подкармливал, за ней и другие – он был счастлив, как ребёнок, правда, ковер был испорчен. Беспорядок в комнате? Свой рабочий кабинет поэт не позволял никому убирать. Книги, тетради, записи, а часто это были обрывки из отрывков, перекладывать было нельзя. Каждая бумажка имела свое место. Поэт тщательно редактировал свои тексты и даже переписывал по нескольку раз. Сюртук перепачкан? Или грива волос не уложена красиво? На это он просто не обращал внимания, ведь не это главное в жизни! Невнимание к собственной внешности – его особенная черта.

Часто попадал в нелепые ситуации. Получив от государыни Марии Федоровны (жены Павла I, отменившего после смерти матери Екатерины II указы о ссылках и отставках) приглашение к обеду, поднялся по лестнице, был уже у входа в залу. Его друг А.Н. Оленин, который должен был представить его императрице, сказал: «Дай-ка взглянуть на тебя, Иван Андреевич, все ли на тебе в порядке?» – «Как же, Алексей Николаевич, неужто я пойду неряхой во дворец? На мне новый мундир». – «Да что это за пуговицы на нем?» – «Ахти, они еще в бумажках, а мне и невдомек их раскутать!» Тогда одежду продавали с пуговицами, обернутыми для сохранности в бумажки.

Однажды Иван Андреевич вышел ненадолго из дома посмотреть парад. Государыня, увидев его с балкона, послала его к себе пригласить. Он не мог идти и ей ни в чем не смел отказать. Идёт и чувствует, что одной ноге холодно, взглянул и видит: сапог изорванный, носки забыл надеть, и пальцы оттуда торчат. Потом всю жизнь вспоминал, какой стыд он тогда испытал. А вот такая история. Зашел к знакомому. На пороге спросил слугу: «Дома?» Ответ: «Нет, ушли. Можете подождать». Крылов уснул на диване и проспал весь вечер. А когда пришел хозяин, оказалось, что товарищ здесь давно не живет. Иногда по рассеянности он клал в свой карман вместо носового платка все, что ни попадалось под руку. Перчаток он никогда не носил, ни летом, ни зимою, почитая их бесполезным излишеством. «Я вечно их теряю, – говорил он, – да и руки у меня не зябнут». Он всякое утро рано купался в Неве до 13 ноября, проламывая своим телом лед, еще не совсем крепкий! Богатырское здоровье!

Хороший аппетит на званном обеде – отголосок тех голодных лет во время Пугачевского бунта. Теперь это явление называют «синдромом блокады». В одном из воспоминаний читаем: «В первый день приглашения он сел и начал управляться с блюдами по порядку, ни о чем другом не думая. Тогда Юрий Александрович Нелединский, сидевший за столом против него, сказал ему: «Иван Андреевич, да пропусти хоть одно блюдо и дай императрице возможность попотчевать тебя». А он просто пренебрегал некоторыми общепринятыми условностями, не стеснялся и не прятал свой аппетит. Он был естественен! Он был лично свободен!

Сонливость в клубах, где собирались для общения, не демонстрация равнодушия, а уловка, позволяющая спокойно обдумать новый сюжет, запомнить незнакомое слово или выражение. Всё сгодится! Но замечено, как только появлялась сплетня, Иван Андреевич выходил из комнаты. Любил ходить на ярмарки, как, впрочем, и Пушкин, на кулачные бои, на берег реки, где прислуга стирала белье, на пожары – слушать новые слова и рассказы из жизни простых людей. В залах, где он бывал, а он не был домоседом, всегда стояло кресло с именем собственным: Крылов. Но мог в гостях и заснуть, и тогда все из уважения ходили вокруг на цыпочках.

Особенно важно сказать о его якобы чудовищной лени. О ней он не раз говорил. Вообще-то в определенной мере она есть почти у всех. Но о какой лени Крылова можно говорить, если он с раннего детства знал труд чтения книг, самостоятельно выучил французский, немецкий, итальянский, древнеславянский, греческий языки? Перевел с греческого несколько глав «Илиады» Гомера. Перечитал пьесы всех драматургов, какие были доступны. В 15 лет уже написал комическую оперу, а затем еще много пьес. Издавал поочередно 3 сатирических журнала и мог бы в связи с этим попасть в крепость, как Н. Новиков, или в Сибирь, как А. Радищев. Слыл хорошим математиком. Научился фокусам у индийского факира – так они ему понравились. Каждый месяц тайно отчислял суммы на содержание своего брата и других родственников. Вообще помогал многим.

Самостоятельно выучился играть на скрипке и постоянно посещал концерты и музыкальные вечера. Любил слушать квартеты Гайдна и Моцарта, но даже более бетховенские квартеты. Иногда музицировал вместе с известными музыкантами. Большую роль сыграл Крылов в творческой судьбе художников П.А. Федотова, И. К. Айвазовского и др. К. П. Брюллов, заметим, написал портрет Крылова. Его приглашали живописцы как специалиста на выставки своих картин. Современники говорят, что он сам хорошо рисовал. Талантливо исполнял комические роли в домашнем театре. Наконец, был хорошим поэтом, реформатором русского языка – ведь следом за ним пошел Пушкин! И главное – создал народную русскую в полном смысле этого слова басню. Получив в Императорской публичной библиотеке, куда его в 1812 г. пригласили работать, лишь коробки с книгами на полу и полный беспорядок в картотеке, организовал Отдел русских книг, став большим специалистом в этом деле. 30 лет жизни он отдал этой библиотеке! Теперь не запрещают его труды, не высылают из столицы. «Во уважение отличных дарований в российской словесности» он получает высокие звания и награды, даже предложения напечатать очередной сборник басен! Власти смотрят на это сквозь пальцы. Пришла слава всенародная, но поэт никогда не хвалился, не говорил о своих заслугах. Был скромен, деликатен, при этом остроумен, за словом в карман не лез. Живая душа, мощная энергия, сильный характер! Когда же ему лениться? Лень – это область его фантазии.

И вообще он, похоже, строил свой образ сознательно. Вот рассеян, неряшлив, с завидным аппетитом, чудак, но больше никому ничего знать не следует. Пусть так и думают о нём любопытные. Он был свободен в своих поступках! Казалось бы, нелогично позволять думать о себе так. А это была своеобразная защита от посторонних глаз. Так он берег свое время, свой внутренний мир, никого туда не допуская, кроме избранных друзей. В забавных привычках, поведении, словечках, в чудачествах был его характер, необычность, загадочность этого человека. Его рассказы о себе друзья назвали «крыловской легендой». А можно вспомнить русскую сказку и главного героя Ивана, которого принимали за чудака, неумеху, лентяя, и он из скромности никого не разочаровывал, не переубеждал, но своей смекалкой, умом, терпением, трудолюбием достигал всего того, чего не смогли добиться его старшие братья. Все «странности» Ивана Андреевича Крылова были следствием непрестанно продолжавшейся внутренней работы писателя, ставшего создателем нового литературного жанра – «Басни Крылова».

Автор комедий, создатель сатирических журналов, философских стихотворений, наконец, басен, проявивших «русский дух», народную мудрость, характер народа, не рисовал себя гениальным писателем, он им был.

Лилия КОБЯКОВА

Читайте также

Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижения сельского туризма Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижения сельского туризма
Сближение города и деревни является одной из самых острых социально-экономических проблем современной России. В новых реалиях содружества стран БРИКС она приобретает все более позитивное звучание, по...
12 сентября 2024
«Будь сыном не только своего отца, но и сыном своего народа» «Будь сыном не только своего отца, но и сыном своего народа»
6 сентября 1888 года в семье крестьянина-удмурта в деревне Омутница Глазовского уезда родился сын удмуртского народа – Иосиф Алексеевич Наговицын. Благодаря Иосифу Наговицыну удмуртский народ соз...
12 сентября 2024
А. Стерликов. Мокрые трущобы Леборги А. Стерликов. Мокрые трущобы Леборги
4 июля 2024 года исполнилось 80 лет Анатолию Егоровичу Стерликову – писателю, другу «Русского Лада», постоянному автору нашего сайта. Хоть и с большим опозданием, поздравляем Анатолия Егоровича с заме...
12 сентября 2024