История как политическое шоу
В последнее время ведущие телеканалы соревнуются в «закидывании» зрителя помпезными псевдоисторическими сериалами. И инфоповод, как говорится, имеется: 350-летие Петра Великого. Мол, надо же дать массам возможность насладиться величием истории нашей страны. На деле же происходит несколько иное: вместо действительно исторических полотен зрителю навязываются если не откровенные фейки, то отнюдь не безобидные фантазии «телевизионных деятелей искусств» на исторические темы. Один из последних подобных опусов — сериал «Елизавета», показанный на канале «Россия» совсем недавно.
Оговоримся сразу: данное кино видится нам не самым худшим в ряду аналогичных, а возможно, даже одним из лучших. Посвящён фильм эпохе дворцовых переворотов, которая последовала за правлением Петра I, а если точнее, то речь идёт лишь о части той эпохи. Вначале показаны последние годы жизни императора, затем после его смерти — воцарение супруги Петра Екатерины, после неё — правление мальчика-внука Петра II, а после кончины последнего — правление племянницы Петра Великого Анны Иоанновны. Те времена хорошо и подробно описаны в исторической литературе, причём в разных ракурсах — как комплиментарно к правившей в России династии Романовых, так и в разоблачительном ключе.
Что мы видим на экране? Отчасти правдиво переданные бытовые, социальные, политические черты той эпохи. Конечно же, с поправкой на гламурные нотки современного сериального формата: хорошо подогнанные, отглаженные и блистающие лоском костюмы, чересчур аккуратные, будто только что из салона красоты, причёски, лица, тела героев и героинь, неестественно зелёная и ухоженная трава, будто пересаженная с современных футбольных газонов.
Впрочем, не станем придираться к мелочам: большинство исторических фигур показаны в сериале весьма правдиво и по-киношному мастерски, актёры-исполнители не халтурят, а создают убедительные образы исторических фигур. Конечно, они адаптированы к современному восприятию политической деятельности.
Впрочем, авторы и не претендуют на предельный историзм. И даже вообще на какой-либо историзм не претендуют. Хотя, думается, тут есть некое кокетство или «военная хитрость»: ведь не зря же свою жизнь в кино режиссёр сериала Дмитрий Иосифов начинал с главной роли в фильме «Приключения Буратино» 1975 года. Так, в одном из интервью, анонсировавшем «Елизавету», Иосифов заявил буквально следующее: «Это абсолютно придуманная фантазийная штука, имеющая к реальной истории весьма отдалённое отношение — примерно такое же, какое имели к истории романы Дюма, в которых и грамма исторической правды не найти».
Наговаривает на себя, хитрец, наговаривает! По большому счёту, сериал «Елизавета» — чуть ли не первый кинороман, в котором сказана почти что ВСЯ неимоверно жестокая правда и о том времени, и о Романовых, и о самодержавии, и даже о Петре Великом.
Чего стоит одна лишь сцена, когда императрице Екатерине, жене Петра, к обеденному столу в качестве подарка от государя приносят на блюде прикрытую крышкой для жаркого… отрубленную голову её любовника Вильяма Монса. Ничего подобного не показывали даже в советских фильмах, а тем более не было в школьных учебниках и популярных исторических книжках. Императрица (в кадре) вынуждена принять сей дар от супруга.
Авторы в данном случае ничего не выдумали, а лишь слегка смягчили, приукрасили то, что на самом деле сделал Пётр. А сделал он вот что. В 1721 году царю донесли о связи императрицы с молодым красавцем-лакеем Вильямом Монсом. Следствие по делу Пётр провёл самолично, чтобы не предавать огласке дело. Обвинённый во взяточничестве Вильям Монс взошёл на плаху. В день казни любовника Екатерина пригласила учителя танцев и вместе с придворными дамами разу-чивала па модного менуэта.
Не ограничившись казнью соперника, Пётр приказал положить отрубленную голову Монса в банку со спиртом и поставить её на видное место в спальне императрицы. Так она и жила с этим «украшением» супружеской спальни несколько дней.
Не откажешь в смелости авторам сериала и в том, как они показывают пытки в застенках созданной Петром тайной канцелярии, которым подвергались по навету самые именитые деятели того времени и их родственники. И данную тему никто никогда не педалировал доселе — невыгодно!
Так зачем же нашему герою — Дмитрию Иосифову — позволили снять столь откровенные, неприглядные сцены с участием неприкосновенных дотоле исторических особ? С какой целью? Попробуем разобраться.
В центре киноповествования Иосифова — младшая дочь Петра Первого юная Елизавета. Но не та реальная историческая фигура, психологический, нравственный и любой иной портрет которой (неоднозначный и противоречивый) можно составить на основании исторических фактов, документов, мемуаров и тому подобного, а целиком вымышленный образ. Елизавета, которую изобразили нам авторы фильма, полностью отвечает не столько художественному, сколько ПОЛИТИЧЕСКОМУ замыслу создателей и заказчиков сериала. Образ сериальной Елизаветы предзадан стоявшей перед кинематографистами политической задачей, мы это покажем далее. Потому что 12-серийное киновысказывание в прайм-тайм на ведущем федеральном телеканале — акция всегда не столько просветительская, сколько прежде всего политическая.
На фоне ужасающих подробностей жизни в Петровскую эпоху в лице Елизаветы нам представлена блистательная, обаятельная, очаровательная — так и хочется сказать — «отроковица», которая покоряет сердца и окружающих её юных мужчин (в сериале они называются не «мушкетёры» или «гардемарины», а «пажи»), и зрителей. С уготованной ей ролью вполне удачно справляется молодая актриса Юлия Хлынина, чей талант придаёт абсолютно невероятному сюжету сериала шанс на то, чтобы зритель мог во всё это поверить. И не просто поверить, а всякий раз с замиранием сердца ожидать следующей серии.
Основная интрига фильма закручена вокруг сомнительной, с точки зрения исторической правды, идеи. Как известно, царь Пётр скончался, не успев составить завещания. Последними его словами были: «Отдайте всё…» и дальше неразборчиво. С такой трактовкой солидарны серьёзные историки. Тем не менее, согласно сюжету сериала, завещание якобы существовало. По версии авторов фильма, Пётр завещал всю власть передать любимой дочери Елизавете.
Завещание Петра показано в фильме, как некий почти что священный свиток, передаваемый из рук в руки, за который идёт борьба. При добывании информации о нём применяются изощрённые пытки, совершаются подвиги и предательства, гибнут люди. Нельзя не признать, что выглядит всё это весьма кинематографично и вполне в русле современного приключенческого кино, густо приправленного элементами мелодрамы.
По ходу действия фильма на троне друг друга сменяют названные нами уже царственные лица из династии Романовых, разнообразные придворные группировки не на жизнь, а на смерть сражаются за власть, за то, чтобы посадить на трон СВОЕГО человека, за максимальное влияние на него и т.д. Все эти политические перипетии хорошо известны из истории дворцовых переворотов. Авторы «Елизаветы» добавляют от себя абсолютно выдуманные драматические и романтичные события, приключения и похождения, связанные с упомянутым завещанием-граалем.
В ходе псевдомушкетёрских похождений пажей и любовников юной Елизаветы и её придворных подруг у зрителя складывается устойчивое впечатление: вот они — настоящие русские патриоты и правдолюбцы, молодые, смелые, честные! Именно благодаря таким вот бессребреникам и правдорубам Россия и стала великой.
А между тем у внимательного зрителя данного кино накапливаются вполне содержательные вопросы. Например, такой. Нам показаны выпукло и талантливо соратники Петра, его сподвижники по великому делу «прорубания окна в Европу». Ведь не мог же царь один совершить сей величайший подвиг! Он опирался на ближайших своих друзей и доверенных лиц. И вот царя не стало, он умер естественной смертью. Чем сразу же после кончины правителя занялись вчерашние герои, полководцы, пахари и строители будущей великой России? Они начали безудержно, прям-таки до смерти бороться друг с другом за власть. Стали распихивать по карманам ещё больше, чем при Петре, уворованные у казны и подданных богатства. Ну и кто они после этого? Кто они — эти прорабы петровских реформ? Правильно: расхитители и властолюбцы, не достойные уважения.
Как ни странно, в исполнении высококлассных современных актёров всё происходящее на экране нет-нет да и перекликнется с реформами, которые Россия пережила совсем недавно — в 1990-е годы. Да и теперь ещё не всё закончилось. И тогда была эпоха нескончаемых перемен и реформ, и теперь. Наверняка у многих зрителей «Елизаветы» подобные ассоциации возникли.
И вот мы подошли к вопросу, который был задан выше: зачем авторы данного сериала (как, впрочем, и многих других подобных киноизделий) в центр повествования поместили не действительно исторически-правдоподобную фигуру, а целиком вымышленную героиню в лице «обаятельной и привлекательной» императрицы Елизаветы в юности? Цель простая: показать, что будущие поколения, дети реформаторов и олигархов, говоря современным языком, — это не то, что их отцы, погрязшие в коррупции и преступлениях. Их детишки — белые и пушистые. И поэтому сам бог велел им править обновлённой Россией. А мы — недостойные рабы их — должны быть счастливы, что бог послал нам таких мудрых и благородных правителей.
Это и есть главный политический смысл сериала «Елизавета». Зрителю под сурдинку мушкетёрообразных приключений, похождений и подвигов «втюхивают» нехитрую идею о том, что неплохо бы и теперь у нас иметь сословное общество с аристократическим классом правителей и властителей. Тем более что он де-факто уже существует. Вы недовольны, протестуете? Вас возмущает коррупционный шлейф, который имеет почти каждый из нынешних высокопоставленных чиновников и нуворишей-миллиардеров? Не беда! Ведь они передадут власть своим детям, которые намного благороднее, честнее и патриотичнее своих родителей!
Поделимся ещё одним наблюдением в связи с сериалом «Елизавета» и ему подобными. В последние десятилетия, как сказали бы специалисты по пиару, происходит безостановочная медийная раскрутка Дома Романовых. Почему это напоминает раскрутку? Потому что исторические факты передёргиваются, а если не перевираются, то используются избирательно, только в выгодном для династии ракурсе. Будто происходит какая-то избирательная кампания… Но самих Романовых давно уже нет. Выходит, что теперь это местоимение, за которым явно просматриваются другие фамилии.
Александр ДЬЯЧЕНКО
Источник: «Правда»