Иркутская область. Как война косу Варваре плела
Подводя итоги уходящего года 75-летия Победы, коллектив Заларинского районного краеведческого музея обрел важную историческую информацию для себя и заларинской общественности. Во-первых, произошло издание Книги Памяти, где материал о погибших обобщен в целом, а также изложен в виде кратких данных о 3 706 погибших земляках.
Следующее событие напрямую связано с этой Книгой. В ней отражена судьба более 400 человек, пропавших без вести. Об обстоятельствах гибели почти всех пропавших неизвестно абсолютно ничего, но пробелы в истории положено восстанавливать. Иногда время помогает.
26 апреля 2020 г. в 600 м от дер. Кузовлево Подольского района Московской области были подняты останки бойца 93 стр. дивизии 107 саперного батальона Нестерова Андрея Захаровича, уроженца деревни Бажир. Находка стала вторым важным событием года для истории заларинской земли. Судьба на войне этого человека была малоизвестна. О таких говорят «сгинул», т.е. исчез бесследно.
Впервые их семья упоминается как крестьяне Бажирской деревни Заларинской волости Балаганского уезда в 1894 г. По воспоминаниям родных, кто-то из их предков был ссыльным и пришел сюда в кандалах. Старики в семье называли себя чалдонами. Осели Нестеровы в небольшой практически трактовой деревне и занимались в зимнее время ямщицким извозом, а летом крестьянствовали на землях, которой было много. В начале 20 в. рождаются в семье Захара Григорьевича и Домны Иннокентьевны (урождённой Кузнецовой) один за другим дети: первыми появились сыновья: Андрей, Александр и Владимир, а за ними и дочери Анна и Екатерина. Дети выросли все на бажирской земле, окрепли. В самый полноценный возраст для мужчин этой семьи случилась война: все они ушли на фронт.
Владимир (1919 г.р.) воевал под Ленинградом. Был он артиллеристом, служил в составе 11 артполка 73 стр. дивизии и получил боевые высокие награды: орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».
Александр (1914 г.р.) воевал под Сталинградом в составе 3 роты 907 стрелковой бригады. Был тяжело ранен в ногу и был демобилизован в 1943 г. Он успел повоевать и на советско-финской войне. У него тоже два ордена и медаль «За отвагу», как у младшего. Вернулся домой, подлечился и пошел по направлению председательствовать в соседнюю дер. Саганово, в колхоз «Спутник». Время это было тяжелое для тыла также: все трудились для фронта и победы неимоверно. Он женился на местной вдове из дер. Саганово Нефедьевой Анне Семеновне. В 1944 г. у них родился сын Геннадий. Он сохранил об отце и своих дядях добрую память. В музей им была передана небольшая, но бесценная коллекция об отце-сталинградце.
Самый старший Андрей (1911 г.р.) взял в жены местную чалдонку из большой семьи Мухиных Варвару Савельевну с дочкой. Вскоре и свои дети у них пошли: дочь Катя, сын Николай. Андрей также ушел на войну и пропал без вести в самом ее начале «где-то под Москвой». Никаких вестей семья от него не получала. Жена ждала и неоднократно делала запросы, искала мужа, но безуспешно. Племянник Геннадий Александрович предполагал, что он был в дивизии знаменитого генерала Панфилова, но оказалось по-другому.
Во время очередной акции «Вахта памяти», проходившей в Подольском районе Московской обл. в 1 км от дер. Кузовлево (о ней музей много и часто пишет) силами поискового движения был подняты из окопа останки 3 воинов. Среди них оказался и наш бажирец Нестеров А.З., которого опознали по смертному медальону. В медальоне было указано, что он являлся рядовым бойцом 107 саперного батальона, приданного 129 стрелковому полку. Немного позднее наши земляки, член Правления Иркутского землячества в Москве Н.В. Моруденко и А. В. Игнатенко подняли из этого окопа шлем-«халхинголку» и два противогаза РККА. Это был день, когда на место трагичной находки приехала внучка Андрея Захаровича Мишулкова (Горностаева) Г.П. и ее сыновья. Замкомандира Подольского объединения поисковых отрядов Соловьев С.Б. показал заларинцам место нахождения останков родственника и земляка, рассказал о боях в этой местности, о линии обороны, которую держали иркутяне.
Незадолго до 31 октября – дня торжественного захоронения на мемориале «Кузовлево» – эти находки и другие предметы (всего 23 единиц) были отправлены нашими земляками Моруденко и Игнатенко в адрес музея. Теперь в Книге памяти о погибших у Нестерова Андрея должна по идее быть другая запись: 1911 г.р., призван Заларинским РВК из дер. Бажир Заларинского р-на. Красноармеец 30 гв.осапб (107 саперного батальона) 93 стр. дивизии. Погиб в декабре 1941 г. Похоронен со всеми воинскими почестями в дер. Кузовлево Подольского района Московской обл. 31 октября 2020 г.
Невозможно оставаться равнодушным к истории людских судеб в этой истории.
На родине погибшего развивалась сложная судьба его вдовы Варвары Савельевны. Она с 12 лет помогала в ведении хозяйства большой семьи Мухиных, в которой родилась. Первый брак с Якимовым был недолгим: он рано умер. От него у нее осталась дочь Анна. Второй брак кончился потерей кормильца – мужа Нестерова Андрея – на фронте. Она искала его, делала запросы на его поиски, но безрезультатно. Об Андрее стало известно только в наши дни, когда ее уже нет в живых. Шло ее бабье военное время. Надо было много трудиться. Варвара, оставшаяся с тремя детьми на руках, работы не боялась: трудилась всегда, с первых дней образования колхоза вступила в него и трудилась в передовиках. В годы войны работала на ферме, а там работы не счесть. В начале 1943 г. в Бажирский сельсовет на председательство был направлен инвалид войны Панкратов Дмитрий Михайлович, уроженец Износковского района дер. Дарьино Смоленской (ныне Калужской) области. Был он разведчиком 292 стрелковой дивизии на Северо-Западном фронте. До войны являлся председателем колхоза, на фронт призван с первых дней войны (смоленцы и партизанить без призыва шли массово). Износки были на пути немцев к Москве. В родной деревне Дарьино они изрядно бесчинствовали. Перед приходом советских войск ночью русские разведчики в белых масхалатах побывали в деревне и сообщили о скором приходе «наших». Немцы же загнали все население в подвалы с угрозой плена или поджога. Кто отказывался идти – тех тут же расстреливали. Среди них были и старушки. Во время этой оккупации умерла от тифа мать Дмитрия. За ней – его супруга Евдокия Ильинична с грудным ребенком Колей. Остались сиротами 7 детей, мал мала меньше: Мария, Анна, Витя, Клавдия, Нина, Дмитрий и Володя. Маленького Володю забрали в Дом ребенка, а остальных детей постарше- сначала в Москву в детдом, а потом в одну деревню Рязанской обл. на постой к местным.
30 августа 1941 г. во время выполнения боевой операции их отец добыл важного языка, но был тяжело ранен в обе ноги. Пленного доставил, за что был представлен к ордену Отечественной войны 2 степени, а затем был отправлен на долгое лечение, почти год, в госпиталь гор. Иркутск. Свои раненые ноги он бинтовал всегда и после войны. За него Варвара вышла замуж третий раз. От фронтовика-инвалида Панкратова родила сразу двойню, но дети сразу умерли один за другим. Нашлись и дети Дмитрия. Еще с госпиталя затеялась их переписка с сыном Виктором. Насушили Варвара и Дмитрий мешок сухарей и поехали за детьми в Рязань. Не поехала с ними только Аня: ее забрал к себе дядя по матери жить на пасеке. Позднее забрали из Дома ребенка и маленького Володю. Бог не дал им своих детей, а сложились они своими детьми, и образовалась огромная семья. Соединили взрослые, уже пожавшие плоды войны, свои судьбы в Бажире, чтобы пережить лихолетья войны и поднять на ноги детей войны. Очень звали Дмитрия сельчане назад в деревню Дарьино, ждали его. Но он не поехал из Сибири. Похоронили его в 1959 г. в Бажире.
Дети все поднялись на ноги. У каждого пошли свои дети, живут все по городам и весям…
Анна, дочь Варвары, вышла замуж за Пайхалина, потом вступила в брак с Плотниковым. У нее сыновья Валерий (живет в Иркутске) и Сергей (живет в Бажире). Катя Нестерова стала Рябовой; она уехала в Москву, где и осталась жить. В гор. Калуге живет ее дочь Мишулкова (Горностаева) Галина. У нее два сына. Они-то своей семьей и ездили на торжественное захоронение своего деда и прадеда, погибшего во имя сохранения столицы страны. Оттуда прислали они снимки своей сибирской семьи. Сегодня в дер. Бажир проживает Николай. Он инвалид, из дома не выходит. Односельчане сказали, что у него тоже есть сын, который проживает в гор. Усолье.
Виктор Дмитриевич Панкратов закончил в Сибири геологоразведочный техникум, женился на бажирской учительнице Алефтине, и позднее они переехали в с. Мальту. Маленький Володя выучился, служил в Хабаровске, где и остался жить. Их сестра Клавдия осталась на новой родине - в Бажире. Сначала работала в полеводстве, потом ее присмотрели и поставили бригадиром доярок. Передовой дояркой Иркутской области стала Клавдия. Она явилась делегатом 13 Всесоюзного съезда ВЛКСМ, два раза была участницей ВДНХ в гор. Москве и Новосибирске, была за свой труд награждена орденом Трудового Красного Знамени. Ее дочь Елена Алексеевна и рассказала нам о нелегкой судьбе близких родных.
31 октября 2020 г. захоронили на Мемориале Кузовлево, который находится на границе Новой Москвы и Калужской области, останки сибиряка Андрея Нестерова, погибшего на защите столицы страны и той маленькой деревушки Дарьино, рядом с которой вплотную сражалась его 93 стрелковая дивизия. Война переплела судьбы смоленцев и сибирских чалдонов в одну большую длинную косу вдовьих слез и госпитальных болезней, веры в жизнь и большой род, который смогли сберечь живые...
Галина МАКОГОН, руководитель Заларинского районного отделения ВСД «Русский Лад» (Иркутская область), директор районного краеведческого музей
***
Траурный митинг на мемориале «Кузовлево»
31 октября 2020 года на мемориале «Кузовлево», который находится на границе Новой Москвы и Калужской области, состоялся ежегодный траурный митинг и захоронение останков красноармейцев и командиров Красной Армии, погибших здесь осенью 1941 года.
Каждая последняя суббота октября собирает на Мемориале местных жителей, руководителей Подольска и сельских поселений, поисковые отряды, воинские подразделения, родственников павших бойцов РККА, представителей Иркутского землячества в Москве. И в этот раз все прошло по устоявшемуся за многие годы сценарию. На открытой площадке в центре Мемориала установлены гробы с останками павших бойцов. Много венков и цветов. Первый заместитель руководителя Подольской администрации А.В. Шитов открыл траурный митинг и подвел итоги работы подольских поисковых отрядов. Поисковики подняли этим летом останки 104 красноармейцев и командиров, 13 из которых удалось идентифицировать по сохранившимся личным медальонам военнослужащих. Огромную помощь в этом оказывает созданная при Московском городском поисковом центре лаборатория «Солдатский медальон», эксперты которой восстанавливают практически стертые и поврежденные временем записки из этих медальонов.
Среди тех пропавших без вести бойцов, чьи имена удалось восстановить, был и иркутянин, житель с. Бажир Заларинского района, мобилизованный в Красную Армию в июле 1941 года, красноармеец 107 саперного батальона 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, Андрей Захарович Нестеров, 1911 года рождения. На траурной церемонии присутствовала его внучка Галина Петровна Мишулкова (урожденная Горностаева), проживающая ныне в Калуге. В своем выступлении она поблагодарила поисковиков, экспертов и административных работников, которые помогли вернуть им и истории имя их родственника, который числился без вести пропавшим и который героически погиб при обороне Москвы от немецко-фашистских захватчиков. В августе Г.П. Мишулковой и ее семье поисковики показали место гибели их родственника и передали для Заларинского краеведческого музея некоторые предметы военной амуниции. Выступили также несколько представителей Республики Бурятия, родственники которых так же были идентифицированы среди поднятых останков. Всем приехавшим на погребение родственникам переданы личные вещи погибших, кисеты с землей братской могилы Мемориала, подарки от местной администрации.
Руководитель Подольского поискового движения И.А. Красильников сообщил, что, по заключению военных историков и экспертов, на полосе обороны в 32 км остаются не поднятыми останки 24-25 тысяч воинов Красной Армии. Сегодня в братских могилах Мемориала Кузовлево покоятся останки двух тысяч наших соотечественников.
По окончании митинга гробы с останками погибших героев военнослужащими Российской Армии перенесены к братской могиле и преданы земле под ружейные залпы и Гимн Российской Федерации. Поисковый сезон этого года закрыт. И вряд ли кто-то может сегодня сказать, сколько лет потребуется не одному поколению поисковиков, чтобы отыскать последнего не захороненного, как полагается, пропавшего без вести героя Великой Отечественной.
Н.В. МОРУДЕНКО, г. Москва