Инвестиции в человека
Все чаще на улицах наших деревень мы встречаем незанятую молодежь с незаконченным средним и средним образованием. Если сразу выпускники не продолжили учебу в средней школе или в другом учебном заведении, то мотивация к дальнейшей учебе снижается.
Так как работы постоянной на селе нет, подросток пытается найти хоть какой-то заработок, часто болтается по селу, вовлекается в пьющие компании. В лучшем случае попадает в армию. В худшем – спивается, совершает правонарушения, попадает в места не столь отдаленные. И жизнь покатилась по наклонной. Государство сегодня не несет никакой ответственности за судьбу подростков после школы.
Лишь после совершенных правонарушений определенные органы замечают этого уже гражданина, возмущаются, изучают проблемы семьи и принимают к ней определенные меры воздействия. Но никаких действий по занятости подростка, его трудоустройству не предпринимается.
В советское время судьба несовершеннолетних складывалась по-иному. Не имеющих среднего образования направляли в профессиональные училища, окончивших школу трудоустраивали в рабочие коллективы на неполный рабочий день, где они получали первые навыки профессии, коллективного труда под руководством наставников, первую в жизни зарплату. Комсомольская организация предприятия вовлекала подростков в общественную работу и внимательно отслеживала их успехи в труде. Она отвечала за сотрудничество школы и предприятия. К тому же у каждой школы было шефское производство, которое принимало подростков на работу. Ко времени службы в армии они получали рабочую квалификацию. Отслужившим в армии предоставлялось льготное поступление в вуз.
Таким образом, с первых дней своего существования Советское государство открывало молодежи дорогу к обучению и делало всё необходимое, чтобы ни один подросток не остался без образования и без профессии. К тому же всегда предоставляло ему первое рабочее место.
90-е годы принесли огромные потрясения для страны. Задели семьи, детей, изменили окружающий их социум. На улицу были выброшены сотни рабочих, появились праздно шатающиеся подростки с явными признаками алкогольного и наркотического опьянения. Кто-то из них самовольно покинул школу, кому-то запретили ее посещать.
Власть принимает решение: срочно создать на базе вечерних школ Центры образования молодежи, где бы дети с отклонениями в поведении смогли закончить школу.
Мне было поручено перед началом учебного года возглавить коллектив учителей с большим педагогическим опытом работы со взрослыми работающими учащимися вечерней школы.
Вечерняя школа не была готова для обучения учащихся, с которыми не справилась обычная средняя школа. Старые педагогические кадры работали по традиционной методике, не требующей каких-то особых методических, психолого-педагогических навыков взаимодействия, необходимых в обучении трудных подростков, чье психическое, физическое здоровье было подорвано. В школе не было столовой, элементарного буфета, медицинского работника, кадров по воспитательной работе. Не было ставки психолога, социального педагога. Отсутствовали кабинеты трудового обучения.
В первые же дни пришедшие в школу агрессивные подростки разгромили часть кабинетов школы, обворовали некоторых педагогов и нецензурно выражались. Коллектив схватился за голову. Часть учителей уволилась, поблагодарив меня за «сюрприз».
Другая – задумалась о переходе на новые методы работы. А я занялась формированием кадрового потенциала и убеждением администрации гороно города в необходимости создания психологической службы, медицинского контроля, введения должности заместителей директора по воспитательной работе, трудовому обучению, правовому воспитанию, введения ставки медицинского работника (желательно нарколога), а также внесения в учебный план часов на трудовое обучение, на факультативы по эстетическому, физическому, правовому воспитанию. Мои предложения были удовлетворены, в том числе нам был передан корпус детского сада для трудового обучения. Почему руководство города, образования пошло на этот шаг? Ответ у меня только один – они были коммунистами. Они действовали согласно принятым нормам жизни в СССР – заботы о стариках и детях.
Желающих работать во вновь созданном Центре среди учителей города не было, и я находила их в различных далеких от школы местах. Главными критериями подбора кадров были: образование (не всегда педагогическое), понимание детей, признание их как личности, уважение их достоинства.
И такие нашлись. Случайные – быстро уходили, не выдержав нагрузок, в том числе эмоциональных, и особых педагогических требований. Но таких были единицы.
Большинство пришедших учащихся находились под влиянием бандитских группировок. Почти все имели опыт применения наркотиков, приводов в милицию. Были 15-летние девочки, побывавшие в роли сексуальных рабынь, которых доставляли из различных подвалов. Благодаря кабинетам допрофессиональной подготовки, их сверстницы – парикмахеры, визажисты, швеи – приводили их в порядок, и они шли на занятия.
Коллектив учителей после уроков сам учился технологиям работы с данными детьми. А потом, в вечернее время, вел обучение старшего поколения работающих учащихся.
Прием подростков осуществлялся всеми специалистами Центра, в том числе замдиректора по правовому воспитанию – подполковником МВД, имеющим опыт работы с трудными подростками, который первым задавал вопрос: «Под кем ходишь?» После изучения личностных качеств учащихся, уровня их знаний, обученности, проблем взаимоотношений в семье, со сверстниками составлялись рекомендации для педколлектива по работе с вновь поступившими с последующим ежедневным контролем исполнения. Некоторым классным руководителям приходилось в первые недели ходить домой к ученику, будить его и приводить в школу. А тем, кто был зависим от бандитских группировок, встречаться с их патронами, которые под угрозой посадок клялись не использовать в своих делах подростков.
Первый, кто заглянул к нам с оказанием помощи от общественности, был священник, который через 10 мин. общения покинул класс в расстроенном состоянии. Приезжали ученые, но найти общий язык с детьми не получалось.
Постепенно коллектив осваивал методы общения с данными учащимися, построенные на уважении их личности, оказании им помощи в саморазвитии, воспитании в них чувства человеческого достоинства. Большое внимание в работе с подростками отводилось значению труда, его роли в жизни человека. Именно этой темой было наполнено содержание учебных предметов с учетом избранных профессий: секретарь-референт, водитель автомобиля, плотник-столяр, специалист по ремонту бытовой техники, швея, парикмахер. Курсы «Эстетика быта», «Этика и психология семейной жизни» были предназначены для формирования навыков содержания дома и взаимоотношений в семье.
Правда, в период разработки методик работы, которые должны были ответить на вопросы «Когда?», «Где?», «Как?», «Зачем?», учителя шутливо добавляли свой – «За что?». Постепенно ребята определились с выбором профессий, формами вне учебной деятельности. Удивительные изменения произошли с ребятами, которые занялись парашютным спортом под руководством классного руководителя. Многие увлеклись танцами, художественной самодеятельностью. К нашему удивлению, не нашлось желающих заниматься спортом, сколько бы тренеров мы ни приглашали.
В новогодние каникулы они отдыхали в лучшем санатории города, чем немало шокировали его сотрудников. Вскоре нам удалось наладить атмосферу взаимного уважения коллектива работников Центра и учащихся. Прекратилась порча имущества учебного заведения, грубость учащихся, драки, выяснение отношений. Дети впервые в жизни своим трудом стали зарабатывать в стенах учебного заведения небольшие деньги и приобретали одежду, обувь, учебные принадлежности, чем очень гордились. Впервые за счет своего труда у них повысилась самооценка, и авторитетом пользовались не те, кто круче и сильнее, а те, кто добился лучших успехов в труде.
Коллектив учителей, используя методику великого советского педагога А. Макаренко, допускал элементы самоуправления, что способствовало атмосфере доверия между педколлективом и его воспитанниками, формировало чувство ответственности, коллективизма учащихся в общем деле. Чего это стоило нашему коллективу, трудно описать в небольшой статье. К нам приезжали из Министерства образования России, начинающие ученые пополняли свои диссертации нашими разработками.
15 лет просуществовал наш Центр. Наши выпускники сдавали ЕГЭ, поступали в вузы и колледжи, становились специалистами, заводили семьи. А главное, они научились жить в обществе, оценивать достоинство человека по труду. У них повысилась собственная самооценка, появилось желание вести здоровый образ жизни.
В середине 90-х в город пришла новая власть. В 2005 году наш Центр закрыли. То ли государство не нашло средств на ремонт здания, которое разрушалось на глазах и стало опасным для его обитателей, то ли оно признало расточительством тратить средства на детей-неудачников. Такие дети с искореженными судьбами действительно требуют гораздо больше финансовых, материальных средств, человеческого внимания для воспитания полноценного гражданина.
И каждый учитель нашего Центра спустя годы понимает, что не зря посвятил себя этой цели, когда, встречая своих выпускников, слышит: «Разрешите вам помочь донести сумки до дома. Я работаю, хорошо зарабатываю. Родился второй сын». И сразу виден резкий контраст между теми агрессивными, грубыми подростками, пинающими в злобе двери учебных кабинетов, оскорбляющими учителей, и образом сегодняшнего успешного специалиста и семьянина.
А девочки, которые в силу своих физических возможностей, педагогической запущенности никогда бы не сумели закончить обычную школу, рассказывают о том, что использовали полученные навыки портнихи на дому, создали семью, стали мамой и с благодарностью вспоминают уроки эстетики быта, этики и психологии семейной жизни и поют детям колыбельные, с которыми они познакомились на занятиях. И таких выпускников сотни. Были и неудачи. И каждая из них побуждала нас подняться на новую высоту знаний и мастерства для служения своему главному делу – воспитанию счастливого человека.
Сегодня, к сожалению, таких центров практически нет. Невыгодно для сегодняшнего государственного устройства создавать финансовую, материальную, кадровую поддержку детей, выпавших в силу разных обстоятельств (в том числе и созданных самим государством) из общей системы образования и социума.
Зато есть еще педагоги, которые своим ежедневным, недостойно мало оплачиваемым трудом, жертвуя личным временем, а иногда и здоровьем, которым некогда и не на что заняться, помогают своим воспитанникам не только освоить знания, помочь в выборе профессии, но и воспитать в них качества гражданина. Учителю с нагрузкой в 28 и более часов, с диким числом отчетов решать эти задачи эффективно, качественно очень сложно. А выход есть.
Он заключается в реализации программы КПРФ «Образование для всех». Она предусматривает увеличение вложения доли в образование не менее 7% от ВВП вместо сегодняшней 3,5%. Мы занимаем по этому показателю предпоследние места среди развитых стран. В основу оплаты труда учителя положена ставка размером не ниже средней зарплаты по стране и региону. Чтобы право на образование было действительно равным для всех, Программа предусматривает меры поддержки малообеспеченных семей и детей, попавших в трудную ситуацию.
В XXI веке человеческий потенциал становится главным ресурсом эффективного развития, национальной безопасности, конкурентоспособности, а главное – высокого качества жизни граждан. Эта Программа позволяет каждому учителю полноценно реализовать себя в сохранении и приумножении потенциала юного поколения для создания успешного будущего нашей страны. Педагоги понимают: нет плохих детей, есть плохие условия.
На выборах 19 сентября 2021 года необходимо голосованием предоставить возможность реализации этой программы.
Галина НОВИКОВА, жительница с. Ермаковское Красноярского края, председатель Ермаковского отделения Всероссийского женского движения «ВЖС «Надежда России»
Источник: «Советская Россия»