И вера, и надежда, и любовь. Памяти Владимира Меньшова

И вера, и надежда, и любовь. Памяти Владимира Меньшова

Мы, как и вся Россия, понесли огромную утрату – ушел из жизни наш добрый и дорогой друг, Владимир Валентинович Меньшов. Необыкновенный Человек. Гениальный художник. Верный в дружбе и большом деле. Мужественный и твердый в гражданских поступках. Максималистски честный в своем трудном режиссерском ремесле и творчестве. Мастер, признанный и высоко оцененный мировым кинематографическим сообществом. Педагог, неподдельно любимый своими учениками.

Как режиссер он всегда брался за заведомо проблемные темы и материалы в кино. Он ступал на тонкий лед «не модного», как выражались киношные снобы, кино и смело творил шедевры – таковы его фильмы «Москва слезам не верит», получивший международную премию «Оскар», и «Любовь и голуби» – фильм, ставший семейной реликвией миллионов советских зрителей. Он никогда не стремился к оригинальному и ложно утонченному в своем искусстве. Хотя был способен на экстравагантность и буффонаду, как в «Ширли-мырли».

В своих актерских амплуа он предпочитал личностей, людей на своем месте. Таким он и запомнился в фильме «Человек на своем месте» - молодым, увлеченным, страстно желающим служить земле, на которой вырос.

По моему ощущению, Владимир Валентинович как будто следовал пушкинскому ценнейшему умозаключению, открывающему тайну гения: «Тонкость – не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки… тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным».

Его главные фильмы, как и большая русская советская литература «деревенщиков», тяготели к простому человеку. Современные кинокритики предпочитают не говорить о том главном, что и сделало фильм «Москва слезам не верит» народным. А самого Владимира Меньшова – народным режиссером. В оскароносном фильме он показал Москву рабочую, если хотите «лимитную» – яркую, трудовую, веселую, любящую свою страну и, потому, столицу. Меньшов был влюблен в простого русского человека, влюблен в свое время, в его реалии – в кадре он воспел даже старый советский «Москвич» и тесное, но дружеское советское садовое товарищество. И этим он зацепил сердце всей рабочей Москвы и России.

Фильм «Любовь и голуби» неожиданно открыл нам Россию не просто деревенскою, но глубинную, окраинную, пригородную, с ее уходящей кадрилью на тесовых мостках, с ее простодушными героями, с ее голубиными легендами, которые всегда кружат над Россией.

Когда он, уже увенчанный «Оскаром», и – что для него было важнее всего – любовью своего народа, отказался вручать премию фильму «Сволочи», жаждущая правды Россия снова вздрогнула, опять получила заряд нравственной энергии, снова выпрямилась. В этом и была его человеческая прямота и непосредственность. Как горько терять в его лице эти редкие, уходящие в историю качества! Как горько прощаться с красивым и большим Человеком!

Он родился в Баку и вырос на юге – в Астрахани, но признавался: «Моя любовь на севере». Его всегда тянуло к чистому, не замутненному модой природному пространству, бесхитростному, ясному человеческому характеру. Он отдал ему свое сердце.

Скорбим! Но верим, что бессмертные киноленты Владимира Меньшова, его русское кино всегда будет с нами, будет так же любимо нашими детьми и внуками.

Вечная память!

 Г.А. ЗЮГАНОВ, Председатель Высшего Совета ВСД «Русский Лад», Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ

Источник: «КПРФ.ру»

Читайте также

Победила титаническая воля Победила титаническая воля
События последних лет ясно показали, что героический подвиг советского народа по созданию ядерного оружия был совершён не зря. Именно оно обеспечивает России её независимость. Правда, даже в нашей стр...
21 сентября 2023
«Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова «Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова
Великий русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утес...
21 сентября 2023
И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва» И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»
Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция ...
21 сентября 2023