И.С. Бортников: «Ученье свет, а неученье тьма»

И.С. Бортников: «Ученье свет, а неученье тьма»

В начале несколько пояснений. Людям моего возраста памятны призывы: «Учиться, учиться и учиться». При этом указывалось, что эти слова В.И. Ленин произнёс на III съезде комсомола, но прочитав «до дыр» его «Задачи союза молодёжи», нигде этих слов не нашёл. Он призывал молодёжь «учиться коммунизму», то есть, «чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». А вот в одной из последних своих работ «Лучше меньше, да лучше» он писал: «… во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой…»

Теперь что побудило меня обратиться к этой теме. После публикации моей статьи «Бюрократия – враг общественного прогресса» от знакомой учительницы с многолетним стажем пришло по Ватсапу сообщение, приведу его полностью: «Пишите больше о том, как было при Советской власти и что стало сегодня, объясняя причины. Многие не понимают сущности происходящего. Вот пишут – верните советское образование. А его уж не вернуть, ведь государство криминально-олигархическое, о каком советском образовании может идти речь? Образование вообще разрушено до основания. Люди много не понимают, не хотят понимать».

В «Советской России» за 8 августа с. г. в статье «Как на лавочке ставят галочки» А.А. Савенкова из Липецка приводит слова своей собеседницы-пенсионерки: «Ну, наш народ тёмный, неграмотный», - которые сопровождает своими: «И так далее – у неё 10 классов образования». Судя по возрасту, она получила среднее образование в советское время.

К сожалению, следует признать, что в погоне за охватом всех детей школьного возраста всеобщим средним образованием качество его снизилось. Причин здесь много, всех их в этой статье не охватить, да вряд ли автор все знает. Но, будучи избранным в 1988 году первым секретарём райкома КПСС, после многих лет работы в отраслевом отделе обкома, решил познакомиться с теми, кто должен в районе подрастающему поколению «сеять разумное, доброе, вечное» и ужаснулся тому, что узнал.

О, как они были далеки от этих понятий и насколько они были слабее по внутренней культуре, нравственности тех учителей, которые учили меня в далёкие 50-е годы. Известно: «каков поп, таков и приход». В послесталинское время престиж профессии учителя постепенно снижался. Так в годы его правления по заработной плате учитель занимал четвёртое место, к перестройке он скатился далеко вниз. В педагогических коллективах всегда остро стояла проблема с жильём. Своего жилья органы народного образования не строили, а в городской (поселковой, сельской) очереди всегда находились кому жильё нужнее. Учителя в сравнении с рабочими и колхозниками чувствовали себя ущемлёнными. Конечно, сегодня положение учителя ещё безысходнее, но в этом они и сами виноваты.

Вспомним О. Бисмарка: «Битву под Садовой выиграл прусский учитель», - А.А. Зиновьев: «Великую Отечественную войну выиграл советский десятиклассник», а А.И. Субетто считает нужным добавить к этой оценке и «советского учителя» и «советское образование»; но в перестройку борьбу за социализм проиграл учитель, (преднамеренно опустил определение «советский», ибо в основной массе учителя из подвижников превратились в потребителей), да и сегодня они своим равнодушием к своей судьбе и судьбе народа в избирательных комиссиях проводят линию местных властей.

Ну, раз «нахлынули воспоминанья», то продолжу. Работая в аппарате обкома, приходилось часто общаться с руководителями управлений центральных министерств и ведомств, руководителями предприятий союзного подчинения и их подразделений, подметил одну особенность. Люди, получившие высшие образование при Сталине и в последующие пять-семь лет по Ватсапу, отличались высокой профессиональностью, глубокой идейной убеждённостью, знанием законов марксизма-ленинизма и высокой личной ответственностью, чего нельзя, за исключением профессиональности, сказать о выпускниках после 1960 год, к коим и сам принадлежу, но в правоте коммунистической идеи твёрдо убеждён.

Не открою новой истины, когда скажу, что образование, учение во все времена являлось мощным движителем как материального, так и духовного прогресса. А.И. Субетто считает, что «образование – ведущий механизм восходящего по качеству воспроизводства и человека, и общественного интеллекта», и это подтверждает вся история человечества.

В проекте построения социалистического строя отцы-основатели культурную революцию, (а образование – важнейшая составляющая часть её) ставили в один ряд с развитием материального производства. Советские люди горячо откликнулись на призыв партии овладевать знаниями и освоить культурные ценности. Вот, как и пишет об этом А.А. Зиновьев (он сам учился в предвоенное время в знаменитом ИФЛИ): «Люди переносили такие бытовые трудности, о которых теперь страшно вспоминать, лишь бы получить какое-то образование и приобщиться к культуре. Тяга миллионов людей к этому настолько сильной, что её не могла бы остановить никакая сила в мире».

И ведь именно школьники и студенты 20-30-х годов обеспечили строительство фундамента социализма, победу над нацистским зверем, восстановление народного хозяйства, создание ядерно-ракетного щита и прорыв человека в космос. Пока они составляли основу общества в стране успешно шли социалистические преобразования.

Именно они в борьбе с космополитами сохранили «русский народ — почти единственный из европейских народов, который два тысячелетия сидит суверенно на своей земле — таит в себе мощную, национальную, своеобразную культуру, пускай до времени созревавшую под неприглядной внешностью. Идеи величия русского государства, непомерность задач, устремленность к добру, к нравственному совершенству, смелость в социальных переворотах, ломках и переустройствах, мягкость и вместе — храбрость и упорство, сила характеров, — все это особенное, русское» (А.Н. Толстой).

Но «исторический» ХХ съезд КПСС нанёс шокирующий удар по коммунистической идеологии, а скрытые троцкисты (Н.С. Хрущев) и коминтерновцы (О.В. Куусинен) и их последователи под предлогом возвращения к ленинским нормам начали засорять её плевелами оппортунизма, поставив во главу материальные ценности и тем самым положили начало превращения советского человека из подвижника в человека-потребителя. Но в это же время были открыты широкие ворота для проникновения в умы советских людей западного умственного ига.

Известный итальянский коммунист Антони Грамши предлагал для свержения буржуазии заменить буржуазную культуру социалистической и власть буржуазии падёт. В СССР оппортунистическое идеологическое руководство в лице О.В. Куусинена, А.Н. Яковлева, Ю.В. Андропова всячески поддерживали и оберегали прозападную творческую интеллигенцию. Известно, что интеллигенция является мозгом нации, и определяет нравственные и культурные идеалы её. К началу перестройки многие люди нашей страны стали западномыслящими, их мозги были заполнены буржуазной массовой поп-культурой и их обуревало стремление жить по западному образцу ибо «благословенный», коим им рисовался Запад, был для них раем.

Но в России западный рай превратился в ад. Запад преуспевает не только потому что у него благоприятные природно-климатические условия, но и потому, что он грабит весь мир, это признавал даже У. Черчилль, По воспоминаниям сына Ф.Д. Рузвельта в беседе с его отцом Черчилль сказал, что богатство Британии приносит торговля. Правда, при этом он не уточнил, что в торговле господствует неэквивалентный обмен Товары метрополии продаются по завышенным ценам, а колоний во много раз заниженным. С 1991 года и Российскую Федерацию постигла та же участь, поскольку в ней практически установлено внешнее колониальное управление. Да такова правда жизни.

Для колонизированного народа образование, по мнению колонизаторов, очень вредно. Поэтому западномыслящие депутаты Госдумы от «Единой России», выполняя волю своих заокеанских хозяев, дружно проголосовали за такой закон об образовании, в котором главная цель воспитать ПОТРЕБИТЕЛЯ. А чем потребитель отличается от червя? В принципе НИЧЕМ, воспитывая потребителя, разрушают в человеке человеческое, попросту говоря, ОСКОТИНИВАЮТ его.

Вот и результаты этого. Недавно со ссылкой на данные Генпрокуратуры «Советская Россия» 11 августа с. г. в статье «Особо опасные дети» писала, что «ежегодно несовершеннолетними или при их участии совершается более 40 тыс. преступлений. Около двух третей несовершеннолетних, совершивших преступления в 2019 году, – это лица в возрасте 16–17 лет (63,7%). Доля лиц в возрасте 14–15 лет – 36,3%». (…) Из них «четверть на момент совершения преступления нигде не учились? То есть, 10 тысяч мальчишек и девчонок в России не ходят в школу и никому до этого нет дела!» Но ещё есть и «70 тысяч несовершеннолетних, которые совершили административные правонарушения». Вряд ли положение улучшиться в этом году. Из-за «коронабесии» десятки тысяч подростков оказались вне школы и мест организованного досуга, предоставлены сами себе. И чем они занимаются неизвестно никому.

Но вернёмся к тем, которые уже совершили преступления, три четверти из них чему-то учились, впрочем, как и 70 тысяч «административников». Уверен «Архипелаг ГУЛАГ» не может привить высокие нравственные ценности и уж, конечно, не учит добру, но именно его навязывают к изучению в школах вместо «Как заклялась сталь» и «Молодой гвардии». По телевидению и на экранах кино одни братки и гопники, сплошные кровавые разборки, либо серая пошлятина о том, «как он изменял, как она изменяла…» Вот такая жизнь для подростков является мечтою, а герои этих примитивных подделок становятся для них, теми «делать жизнь с кого».

Особо беспокоит то, что по всем средствам информации и коммуникации пропагандируется низкопробная западная масс-культура, а язык засорён англицизмами и лагерным жаргоном. Как-то пришлось беседовать с компанией десятилетних мальчишек. С каким жаром они доказывали превосходство английского языка над своим родным, русским. Из них вырастут «граждане мира», но не патриоты своего Отечества.

По мнению А.А. Зиновьева, А.П. Федотова, А.И. Субетто и др., человечество от стихийного развития перешло к управляемому этапу. И знания становятся основным фактором существования и развития общества, в XXI веке образование и наука превратились в главную производительную силу. И неслучайно ещё в прошлом веке академик АН СССР Н.Н. Моисеев, предсказывал, что «в эпоху ноосферы его (учителя) личность станет играть решающую роль».

Как указывает А.И. Фурсов, сильные мира сего, поняв ведущую роль образования в современной и будущей жизни, его процесс разделили на две ветви: первая для себя любимых и своих отпрысков высококачественное образование в лучших учебных заведениях и образование для «чёрной кости», которым достаточно уметь немного читать, немного писать, немного считать и знать своих хозяев. По этой концепции выстраивается система образования и в Российской Федерации, вон с какой радостью чиновники от образования встретили идею его дистанционного варианта.

Что ж человек лишённый знаний безропотно за жалкую миску похлёбки будет работать на «белую кость», и порукой тому вся история человечества в рабовладельческую и феодальную эпохи, в колониях и частично в капиталистическом мире. Но капиталистам, для работы с механизмами был нужен грамотный человек, в информационную эпоху обслуживание механизмов может выполнять робот.

Но есть и другие взгляды. КПРФ при активной деятельности О.Н. Смолина, В.А. Ганзи и И.И. Мельникова пробивает проект «Образование для всех», к сожалению, он не находит поддержки как у депутатов других фракций, так и народа. Очевидно все полагают, что когда-нибудь при капитализме они будут кататься как сыр в масле. Напрасны их мечтания. В лучшем случае их ожидает участь рабов у янки, под присмотром НАТО, в худшем – «путёвка в вечность» в числе 80 %, которые, по мнению фермонтских «мудрецов», лишние в этом бренном мире.

Доктор философских и экономических наук А.И. Субетто вывел Закон Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качест­ва образовательных систем в обществе, который должен стать важнейшим условием устойчивости социалистического общества. По его мнению, «нарушение этого Закона, его недооценка и в теоретико-идеологической, и в кадровой работе КПСС, особенно в эпоху «горбачевизма», когда мелко­буржуазные, неотроцкистские, мещанские сознание и ценности захватили «верхушку» партии, - и стало одной из внутренних причин появления рыночно-капиталистической контрреволюции и её временной победы». Учла ли этот урок нынешняя оппозиция? Большой вопрос.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что социализм предполагает изменение способа развития человечества и обеспечивает переход к такому обществу, которое обеспечивает полное духовное раскрытие человека, когда свобода развития каждого чело­века становится условием свободного развития всех, - и наоборот.

 А.И. Субетто, разработав концепцию ноосферного социализма, считает, что он «может быть реализован только как ноосферное образовательное общество, в котором институт образования (общественные образовательные системы) становится базисом базиса духовного и материального воспроизводства, восходящего воспроизводства качества человека и качества общественного интеллекта».

Под общественным интеллектом он понимает «совокупный интеллект общества, в котором выражено единство науки, культуры и образования. Как механизм социальной прогрессивной эволюции, он представляет собой управление будущим со стороны общества как целого».

Но для этого, по мнению А.И. Субетто, человечество должно совершить человеческую, культурную и образовательную революции в обществе, добиться возвышения качества человека, его духовно-нравственного мира, знаний и профессионализма на такой уровень, при котором он смог бы реализовать миссию управления социоприродным развитием, выступить человеком, способным взять на себя ответственность за сохранение и эволюцию всего разнообразия жизни на Земле и предотвратить человечество от гибели в результате глобальной экологической катастрофы, которая благодаря господству капиталистической системы хозяйствования победоносно шествует по планете.

А.И. Субетто даёт определение образовательного общества, как общества, в котором образование становится главным механизмом восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта, и, соответственно, – культуры и науки». Оно обеспечивает «восходящее воспроизводство ноосферного гуманизма и культуры и, соответственно, – воспроизводство жизненных сил общества. Образование обретает характер непрерывного ноосферного образования, отвечая на императив создания нового учителя, творящего ноосферного человека, развивающего гармонию как в самом обществе, так и гармонию между социумом и природой. Ленинский императив к ноосферному разуму как основа реализации созидательного пафоса ноосферно-социалистической революции определяет целеполагание образовательного общества – прорыв человека к самому себе, к своему призванию, состоящему в том, чтобы продолжить поток жизни на Земле и тот процесс «оразумления» Вселенной, который уже привел к появлению человеческого разума» (А.И. Субетто).

Идеи А.И. Субетто, на взгляд пишущего сии строки, показывают путь, по которому человечество сможет выжить на планете Земля и продолжать своё восходящие развитие. Но как писал К. Маркс «Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами». Пока же идеи А.И. Субетто мало кому известны, оппозиция же предпочитает действовать на основе куусиненовской оппортунистической версии марксизма-ленинизма, а это путь в никуда и подтверждением сему является временное поражение социализма в СССР и странах Восточной Европы, да и почти тридцатилетняя история борьбы против капитализма в современной России.

Не отрицая роли рабочего класса в революционном развитии общества, но в эпоху информационных технологий ведущей силой общественного развития является учитель, создающий специфический товар-рабочая сила, и научный работник. К ним должны искать пути-дороги и обязательно найти оппозиционные партии коммунистической направленности. Вспомнить знаменитые ленинские слова: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» и кропотливо изучать сии богатства, отсеивая всё несоответствующее конкретной исторической обстановке, внедрять в жизнь. Так победим!

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, 19 августа 2020 г.

Читайте также

В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации? В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации?
Прошедшее 3–4 июля 2024 г. в столице Казахстана очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества вызвало огромный интерес в мире к тому, что там происходило, причем под углом дальнейшей судьб...
27 июля 2024
Главный церковный антисоветчик отправлен на покой Главный церковный антисоветчик отправлен на покой
Главный антисоветчик и видный представитель пятой колонны в руководстве Русской Православной Церкви митрополит Иларион, бывший глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), решением Священного Синода ...
27 июля 2024
Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024