И.С. Бортников. Русские народные поэты (часть 1)

И.С. Бортников. Русские народные поэты (часть 1)

Ныне к поэтическому слову общество стало равнодушно. Лишь отдельные подвижники проводят малочисленные вечера поэзии. Почему? Думается, что известную роль здесь сыграли поэты-шестидесятники, не оправдав надежд своих поклонников. В 60-е годы прошлого века, да и позже они имели огромную популярность, их стихи печатались в газетах, в толстых художественно-литературных журналах, звучали по радио и, наконец, собирали полный зал Политехнического музея в Москве.

Стихи были яркими, в них была новизна, они отличались какой-то свежестью и раскованностью в сравнении с казённо-патриотическими стихами многих поэтов первого послевоенного десятилетия. Не скрою, в те далёкие студенческие годы они мне нравились. Как-то не замечал, что стихи вроде звучат по-русски, но в них нет русской задумчивости и духовности, русской лихости и раздолья, нет любви к России, к русскому народу и его героическому прошлому, неповторимой русской природе, что они космополитичные, что в них звучат западнистские нотки. Поскольку в те времена западномыслие успешно завоёвывало умы социального авангарда больших городов, то и эти авторы, и их стихи принимались им на ура.

Затем к пропаганде сих стихотворений подключились певцы. На экранах телевизоров запрыгали, завертелись, завизжали всевозможные Аллы Пугачёвы (у этой хоть голос был), безголосые Филиппы Киркоровы и иже с ними. Обыватель, не знающий даже основ музыкальной культуры, был в восторге от них и им подобных. И постепенно из программ радио и телевидения исчезли не только русские народные песни, но и замечательные советские песни, как патриотические, так и лирические. То же произошло и с русской поэзией советского периода.

Но она была, развивалась в российской глубинке, и там в городах и селеньях самобытные русские поэты писали стихи. Главной темой их стихотворений была Родина, русский народ и край, где поэт родился. В их стихотворениях был русский дух и пахло Русью, поэтому их мировая антреприза всячески старалась принизить и замолчать. (Мировая антреприза, говорил лауреат Ленинской премии композитор Г.В. Свиридов С.Ю. Куняеву: «Это давняя традиция дельцов от искусства – держать в своих руках организацию приглашений за рубеж, гастролей, рекламы, системы международных премий, гонораров, создания “звёзд”, подавления инакомыслия в творческой среде»). И многие замечательные по содержанию и форме произведения русских поэтов так и не получили всесоюзную известность, не дошли до массового советского читателя, а их авторы влачили региональное существование.

И в советское время, да и ныне не услышите нигде стихов Юрия Кузнецова, Николая Тряпкина, Анатолия Передреева и многих других, живущих в российской глубинке, да и крупных городах, если они не принадлежат к лобби «граждан мира», где тон задают русскоязычные представители избранной нации. Об этом подробно написано С. Куняевым в книге «Поэзия. Судьба. Россия». Но о творчестве Николая Александровича Зиновьева в ней нет упоминания.

Вашего покорного слугу его стихи поразили особой самобытностью, любовью к России, неприятием существующего положения в нашем обществе. А обратить внимание на его творчество меня заставило знакомство вот с этим стихотворением:

В степи, покрытой пылью бренной
Сидел и плакал человек.
А мимо шёл Творец Вселенной.
Остановившись, он изрёк:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?»
И человек сказал: «Я — русский»,
И Бог заплакал вместе с ним.

В последних строках сего стихотворения заложен глубокий философский смысл. Ведь возникает вопрос: «Почему Бог заплакал, услышав слова: “Я – русский”»?» Ответа автор не даёт. Возможно, Бог опечален судьбой русского человека, который вынужден жить в самой холодной части Земли и в суровой борьбе с природой добывает себе средства для воспроизводства своей жизни, подвергаясь постоянным набегам мечом и словом со стороны немирных соседей: жестокого и жадного Запада и коварного Востока.

Уверен, что большинство именно так восприняли жест Бога. Ведь ещё П. Вяземский писал о русских:

За трапезой земной печально место ваше!

Вас горько обошли пирующею чашей.

На жертвы, на борьбу судьбы вас обрекли:

В пустыне снеговой вы – схимники Земли.

Бог помощь! Свят ваш труд, на вечный бой похожий…

Но возможен и другой ответ. Если исходить из божественного происхождения человека (пишущий сии строки материалист и считает, что человек есть результат эволюции живого вещества), то Бог заплакал от обиды, что человек, созданный Им по образу и подобию Его, оказался бессилен перед испытаниями и вместо сопротивления невзгодам опечалился и разрыдался.

И думаю, такая точка зрения имеет право на жизнь русского человека. Вряд ли в истории человечества вы найдёте другой народ, который то был в авангарде восходящей истории, то вдруг, казалось без всяких причин, сходил на её обочину или вообще окатывался назад. И такое бывало не единожды.

И вот последний пример. В 1917 году русский народ поверил большевикам, совершил пролетарскую революцию, затем в невероятно тяжёлых условиях разгромив интервентов и их слуг-белогвардейцев построил первое в мире государство рабочих и крестьян. В начале сороковых годов смог достойно встретить фашистские полчища и разгромить их. Произошло то, что как писал поэт: «Со всей Европой эту встречу// Мог русский выдержать один» (Ф. Глинка). После Великой Отечественной войны СССР стал «равновеликим всему Западу» (Н. Нарочницкая). Был создан ракетно-ядерный щит – надёжная защита от посягательства империалистов. Первый искусственный спутник Земли – советский, первый человек в космосе советский человек, русский, коммунист Юрий Гагарин.

А в 1991 году случилось невероятное, как пел И. Кобзон в песне И. Матеты на слова Л. Дербенёва «Пьяный кучер»: «Ну зачем, ну зачем в эту бричку мы сели,// Мы же видели ясно, что кучер был пьян». Действительно, «Ну зачем, ну зачем в эту бричку мы сели,// Словно кто-то ударил нас пыльным мешком». И ведь, верно, непонятно, что случилось с русским человеком: почему он поверил алкашу и его шайке. И поэт разочаровано пишет:

Я с горькой думаю иронией,

Что чуду место есть всегда.

Из сверхдержавы стать колонией –

Не чудо ль это, господа…

Вспоминаю как во время выборов первого президента РСФСР золотодобытчики Нижнего Куранаха что в Алданском районе, жившие по мнению остального района, как «у Христа за пазухой», с песнями шли голосовать за Ельцина. Всё им было мало. Теперь же на золотодобывающих предприятиях работают вахтовики. Местные жители остались без работы.

Но закопёрщиками в необходимости либеральных реформ была интеллигенция, причём в большей части творческая и гуманитарная, не знавшая производства. В стихотворении «Интеллигенция» с едким сарказмом поэт указал её место сегодня:

Пусть не всегда была ты стойкой

И горькую пила украдкой,

Но всё-таки была прослойкой,

А нынче стала ты прокладкой.

Вот какую волну размышлений и воспоминаний может вызвать одна поэтическая строчка настоящего поэта. А о том, что Н.А. Зиновьев настоящий поэт, говорит его творчество. Тема современного состояния России в нём занимает центральное место. В его кратких четверостишьях глубокий философский смысл, и словам тесно, а мыслям простор. Но об этом чуть позже.

А пока давайте задумаемся: мы все уже более 30 лет ищем виноватых в развале Союза, в бедственном положении русского народа. А ведь виноват в этом каждый из нас и все мы вместе. И поэт об этом заявляет предельно ясно и чётко:

Опять мы ищем виноватых.

И я кричу с толпою: «В ад их!

Четвертовать на колесе!»

Но видит Бог: мы все — разини;

И в том, что рыщет смерть в России,

Мы виноваты. Все. Все. Все.

И пока каждый из нас не поймёт, что он наравне со всеми жителями на Земле несёт солидарную ответственность за всё то, что происходит у человечества, достичь совершенства общества невозможно.

Николай Александрович Зиновьев родился в простой советской семье в 1960 году в станице Кореновская Краснодарского края. Возможно, поэтому вся его жизнь протекает среди народа и ему близки те чувства и мысли, которыми живут простые русские люди. Он закончил ПТУ, машиностроительный техникум, филологический факультет Кубанского университета, но по специальности филолога не работал. Работал сварщиком, бетонщиком и даже грузчиком. Он православный, глубоко верующий человек. Писать стихи начал в 25 лет. О нём можно смело говорить, что он поэт из народа, выросший до народного поэта. Не случайно В.Г. Распутин сказал: «В стихах Николая Зиновьева говорит сама Россия».

В короткой статье осветить всё творчество поэта невозможно. Поэтому выбрал на мой взгляд самые острые, злободневные стихи о России, в которых как обнажённый нерв пульсирует, бьётся боль и горечь за поруганную Родину, а также размышления о роли поэта в жизни общества. Он с гневом бросает русофобам в одноимённом стихотворении:

Вам бы нас всех порвать по кускам -

Эта мысль даже ночью вас будит.

Но всё это решается там,

Где вас не было, нет и не будет.

Возможно, поэт намекает на силы проведения, но скорее всего он предполагает, что глубинный русский народ проснётся: русский рабочий в союзе с русским крестьянином подымет свои мускулистые руки и заставит русофобов уважать и соблюдать русские национальные ценности, ну а тех, кто не согласится, вышвырнет в любимые ими западные «райские кущи». Потому что

…И длится век

Наш развращённый,

И мне отчётливо видна

Картина грустная одна:

«Кипит наш разум возмущённый»

И скоро выкипит до дна.

Сегодня остриё классовой борьбы живёт в мировоззрении: либо социалистическое, русское (по сути, цивилизационное), либо буржуазное, западное. К большому огорчению, западники агрессивно наступают широким фронтом, насаждая западномыслие, в их руках все средства массовой информации и коммуникации, их устремления поддерживаются власть имущими. И поэт с горечью говорит:

Стало мало русского в России.

Всё заморье к нам переползло,

Исподволь подтачивая силы,

Молча мировое сея зло.

Издаёт бесовские законы —

На костях устраивать пиры…

Но в конце стихотворения он задаётся вопросом: «Отчего ж мы, русские, спокойны?» и сам же на него отвечает: «Потому что это до поры…» Эта пора сама не придёт. Нужна долгая кропотливая работа по возрождению национального самосознания русского и других народов России. И совершенно прав И.И. Никитчук, заявляя: «…избавиться наконец от западничества в умах и от западников в управленческом слое руководителей, от компрадоров. Нам пора возвращаться домой, к самим себе, пользуясь накопленным опытом, жить своим умом».

Когда-то К. Маркс писал: «Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу». Думается это стихотворение, к которому эпиграфом Зиновьев предпослал слова А. Блока: «О, Русь моя! Жена моя!», побуждает читателя ужаснутся самого себя:

Я не скажу тебе: «Жена».

Я говорю: «мне лик твой жуток,

Страна Рублева, Шукшина

И восьмилетних проституток.

Стакан прирос к твоей руке,

И лучшим чувствам нет работы».

И гаснет с эхом вдалеке

Вопрос: «Россия, кто ты?! Кто ты?..»

Да вопрос серьёзный. Возможно, поэт в следующем стихотворении не только даёт один из возможных ответов на него, но и указывает на причину такого положения Родины-матери:

Не потому, что вдруг напился,

Но снова я не узнаю, —

Кто это горько так склонился

У входа в хижину мою?

Да это ж Родина! От пыли

Седая, в струпьях и с клюкой...

Да если б мы ее любили,

Могла бы стать она такой?!

Как верно подмечено и отображено: «Родина! От пыли// Седая, в струпьях и с клюкой...» И здесь нет преувеличения. Россия так и не достигла уровня 1990 года, утратила многие производственные и социальные достижения, превратилась в страну «третьего мира», в страну управляемой колониальной демократии (термин А.А. Зиновьева).

И поэт совершенно прав, что все беды Родины – России от того, что для подавляющего большинства её населения личное стал дороже общего. Дружно пели: «Раньше думай о Родине, а потом о себе», а в душе думали, как бы побольше урвать для себя любимого. Потому-то в начале 90-х и не вышли защищать Советскую власть – власть народа, надеясь, что «заграница нам поможет» (И. Ильф, Е. Петров). Вот и хочется, подобно Тарасу Бульбе, задать русскому народу вопрос, который он задал своему сыну Андрию: «Ну, что, сынку, помогли тебе ляхи!», только в такой редакции: «Ну. что, русские люди, помогла вам заграница?»

Из всех стихотворений о роли и значении поэта в общественной жизни приведу лишь одно. Оно тесно связано с выше показанными стихотворениями о Родине и о том каким видит поэт своё место в этой жизни:

Да, я выбрал такую судьбу,

От которой не будет мне сладко.

На душе – на заплатке заплатка,

Как ворон на могучем дубу.

И все нехристи косятся зло,

И все черти плюются при этом.

Мне несладко. Но мне повезло,

Что родился я русским поэтом.

Слава Богу и маме поклон.

Повторяю я снова и снова:

«Да не сдастся вовеки в полон.

Неподкупное русское слово!»

Да несладко живётся сегодня тем, кто отстаивает русскую идею, русскую самобытность. Что ж уж такова их планида. Но русские не сдаются. Ещё в 1956 году А. Софронов писал:

Пусть горько нам сейчас и холодно до дрожи,

И бесконечно эта маята.

Всё мы пройдём — насмешки и презренье.

И ненависть открытую пройдём.

Н.А. Зиновьев, несмотря на все сложности бытия в современном мире, гордится тем, что он русский поэт. Он один из тех, кто ради жизни России, русского народа готов пройти все муки ада, «сохранить тебя, русская речь,// Великое русское слово» (А. Ахматова). Он твёрдо уверен, что «неподкупное русское слово» победит англосаксонское языковое нашествие.

В этой небольшой статье пишущий её коснулся только нескольких стихотворений Н.А. Зиновьева, пытаясь привлечь внимание актива ВСД «Русский Лад» к творчеству поэта, полагая, что оно может оказать им существенную помощь в выполнении уставных целей движения по пропаганде традиций и нравственных ценностей русского народа.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024