И.С. Бортников. Неужто нас ждут тёмные века?.. (Полемические заметки)

И.С. Бортников. Неужто нас ждут тёмные века?.. (Полемические заметки)

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». Г.В.Ф. Гегель.

«Твой отец историк. Он говорит, что человечество имеет обратный возраст. Оно идет от старости к молодости. Хотя бы средневековье. Старость. Морщинистые стены инквизиции. Потом Ренессанс – бабье лето человечества. Это как женщина, красивая, все познавшая, пирует среди зрелых плодов и тел.

Не будем перечислять надежд, измен, приключений XVIII века, задумчивой беременности XIX...

А начало ХХ века – бешеный ритм революции!.. Восемнадцатилетие командармов. «Мы - первая любовь земли...»

Эти строки взял из поэмы А. Вознесенского «Оза», написанной им в 1964 году. Тогда после XXII съезда КПСС многим молодым людям казалось, что «коммунизм опять так близок, как в девятнадцатом году» (М. Кульчицкий) и приведённые слова из поэмы А. Вознесенского вселяли уверенность, что человечество навсегда избавится от пороков прошлого и с каждым годом будет чище, лучше, воспитание, нравственнее, безгрешнее, как дитя.

Почему же этого не произошло? Почему человечество в целом нравственно подурнело, стало духовно беднее?

Чтобы понять, что собой представляет настоящее время, надо понять прошлые события. Попытаемся хотя бы схематично рассмотреть духовное развитие человечества после гибели античного мира. Человечество прошло через тёмные века, эпоху крестовых походов, эпоху Возрождения, эпоху Просвещения, серию буржуазных революций в Европе и в 1917 году свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, открыв новую эру в его истории.

И часть человечества приступила к «созданию нового общества – воспитанию людей, выведению человека, который сам, без подсказки властей и без насилия становится носителем новых общественных отношений» (А.А. Зиновьев). Процесс этот шёл в острой непрерывной борьбе многочисленных сил и тенденций. Но начиная с 30-х годов прошлого столетия в Советском Союзе действительно резко возросло количество образованных и профессионально подготовленных людей, стремящихся приобщиться к публичной социальной жизни в коллективах, ощущая на себе заботу общества и власти. Они свято верили в священные идеалы справедливости, добродетели, народовластия, дружбы и заботы друг о друге, необходимости добросовестно трудиться, «думать прежде о Родине, а потом о себе».

На привитие этих высоких нравственных ценностей была направлена деятельность партийных и всех других общественных объединений. Литература, музыка, кино, театр, радио пропагандировали героическую историю русского и других народов Союза, трудовые достижения советских людей в строительстве социализма. В школьных программах предусматривалось изучение русской классической литературы, которая и подготовила российское общество к восприятию идей социализма, лучших творений зарождающейся пролетарской литературы: «Мать» М. Горького, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром» А.А. Фадеева, «Железный поток» А.С. Серафимович и др. Со школьных лет им были известны слова Павки Корчагина: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной» и мысли Левинсона после разгрома партизанского отряда: «нужно было жить и исполнять свои обязанности». Не сомневаюсь, скольким людям помогли эти слова в трудное время.

Именно в таких условиях нравственно формировался советский человек, сломавший хребет западноевропейскому фашистскому зверю. Мы как-то не задумываемся, что и кадровая Рабоче-Крестьянская Красная Армия в 1941 году и призванные по Указу о всеобщей мобилизации, родившиеся в 1905-1918 годах, сформировались как личности уже после Великого Октября. Хотя в силу действий закона социально‑исторической преемственности или социальной регенерации, в обществе ещё имели место родовые черты предыдущей эпохи, которые хотя и не играли особой роли, но и не способствовали укреплению советских принципов.

Война нанесла серьёзный удар по качеству советского народа. По последним официальным данным 8,7 миллионов мужчин в цветущем возрасте сложили свои головы за свободу и независимость социалистической Родины. Но есть и другие подсчёты профессора В.М. Земскова, который на основании изучения достоверной информации, содержащейся в исторических источниках и литературе, пришёл к заключению: «общие потери военнослужащих убитыми и умершими (включая погибших в плену) составляли, как минимум, 11.5 миллионов человек».

И это ещё не весь понесённый ущерб нашего народа. Сколько людей пришло с войны инвалидами? Сколько пришло физически здоровых людей, но с искалеченной психикой? Но, на этот вопрос можно дать однозначный ответ: «Все, может быть в разной степени». А могло ли быть душевное равновесие у родителей потерявших детей и у детей, оставшихся без отцов, у женщин, лишившихся мужей? Горе пришло в каждую семью. Но оно не сломило людей.

Так какие же силы могли мобилизовать советских людей, позволившие в течении пяти лет залечить раны, нанесённые войной, выковать ядерный щит? А. Грамши утверждал, что «Массы как таковые не могут усваивать философию иначе, как веру». Советские люди с начала 30-х годов свято верили в верность курса Коммунистической партии под руководством И.В. Сталина, которым удалось сформировать победный сплав русской и социалистической идеи и на этой основе раскрепостить духовную мощь народа и подвигнуть его на героизм в сражениях и труде.

В эти же годы формировалось мировоззрение родившихся в 30-е годы, тех кому предстояло принять эстафету от фронтовиков. Детские умы многое воспринимают на веру и проносят через всю свою жизнь. А теперь посмотрим, как на это поколение повлиял «исторический» (для кого-то с плюсом, для большинства с минусом) ХХ съезд КПСС.

Как известно, после смерти И.В. Сталина, как сказал, имея в виду Хрущёва, в одном из выступлений Яков Кедми, придворный шут поселился в Кремле (за точность формулировки не ручаюсь, но смысл передаю точно). Вспомним, что из всех придворных только шуту позволялось говорить гадости правителю о нём в глаза. Вот Хрущёв, подтверждая свою шутовскую природу и вылил ушат грязи на Сталина после его смерти и на весь советский народ.

Тщательно изучивший доклад Хрущёва на ХХ съезде КПСС и сопоставив с документами американский историк, профессор Монклерского государственного университета Гровер Ферр в беседе с С. Харцызовым о своей книге «Антисталинская подлость» утверждал: «среди всех «обличительных» утверждений доклада, поддающихся проверке, не оказалось ни одного правдивого. Ни одного». А чуть далее он сказал: «Мне удалось выделить 61 «обличительное» утверждение. Каждое из них исследовано в свете исторических свидетельств, и, как стало понятно в итоге, в «закрытом» докладе Хрущёв не сказал про Сталина и Берию ничего, что оказалось бы правдой».

Но это стало известно сейчас. А тогда… На официальном уровне считалось, что обвинения Хрущёва в адрес Сталина советский народ воспринял одобрительно, хотя текст доклада от народа утаили, ознакомили только членов КПСС и ВЛКСМ. Как действительно на обыденном уровне люди отнеслись к разоблачению культа личности Сталина остаётся только гадать. Все они были опалённые войной. Они знали правду жизни: голодную, холодную, не всегда справедливую, отличную от той какой её рисовала советская пропаганда. Но они верили партии и Сталину. Для многих это был шокирующий нравственно-психологический удар. У многих пошатнулась вера в социалистические идеалы. С этого доклада началась морально-политическая деградация социалистического сознания советского общества. А тут ещё по городам и весям забегали злые «Иваны Денисовичи», льющие крокодиловы слёзы, что они невинно пострадавшие.

И не случайно многие приняли доклад Хрущёва за чистую монету, ведь им всё время внушали, что партия говорит только правду, «какой бы горькой она не была». Но были и такие, которые решили ничему не верить и стали нигилистами, впоследствии названные шестидесятниками, из которых потом вышли диссиденты – ударная колонна разрушения СССР. Кстати, кажется уже тогда Феликс Кузнецов называл их потерянным поколением.

Но это время было бурным расцветом новой научно-технической революции. Её достижения были значимыми, и казалось, что будущее за технократами, «быть человеком некогда». всюду будут роботы, роботы… «А душу удалят, как вредные миндалины?» (А. Вознесенский).

Сейчас уже мало кто помнит бурную дискуссию физиков и лириков, разгоревшуюся осенью 1959 года на страницах «Комсомольской правды». Да и пишущий сии строки не вспомнил бы её, если бы не полагал, что большая группа социально активных советских людей уже была больна преклонением перед машинами, начинали зреть плевелы расчеловечивания человека. Инженер И. Полетаев писал И. Эренбургу: «Мы живем творчеством разума, а не чувства, поэзией идей, теорией экспериментов, строительства. Это наша эпоха. Она требует всего человека без остатка, и некогда нам восклицать: ах, Бах! ах, Блок! <…> Хотим мы этого, или нет, они стали досугом, развлечением, а не жизнью». Позднее в седьмой части своих воспоминаний «Люди. Годы. Жизнь» И. Эренбург писал: «Все письма последователей инженера Полетаева показывал низкий уровень душевного развития…»

Но ведь культура воспитывает в человеке честь и нравственность. Когда-то известный советский писатель-фантаст, философ-космист И. Ефремов указывал, что «все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности», а взрыв безнравственности считал гораздо опаснее ядерной войны. В 1969 году он писал: «Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах и даже в Китае, Индонезии и Африке». И как он оказался прав.

Разве можно считать нравственными поступки людей, воспитанных в советских ценностях, клявшихся торжественно любить социалистическую Родину, в одно мгновенье превратившихся в лютых антисоветчиков и подобно Исаву, продавшему своё первородство за чечевичную похлёбку, предавших своё Отечество за изобилие колбасы. Что ж изобилие колбасы они получили, кто-то получил возможность разъезжать на автомобилях, купленных в кредит, жить в квартирах, купленных в кредит, отдыхать на зарубежных курортах, по путёвкам, купленных в кредит, и получили жизнь в долгах как в шелках. И теперь голова болит, где бы взять новый кредит, чтобы рассчитаться с прежними. Им теперь уже не до высоких материй, лишь бы выжить. В их жизни высокие нравственные интересы постепенно вытесняются животными инстинктами. Радио, телевидение, литература, театр пропагандируют всё низменное на что только способен человек.

Поистине, прав А.А. Зиновьев: «Эпоха просвещения закончилась. Началась эпоха мракобесия. И наука служит этому мракобесию».

Не хочется заканчивать на мрачной ноте. В жизни всегда есть люди, готовые «Мерзнуть ради тепла. Голодать ради сытости людей. Сидеть годами в тюрьме ради свободы. Бороться, уничтожать, умирать самому ради жизни, ради счастья. Человеческий род революционен» (М. Кольцов). Будем бороться за человека в человеке.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск

Читайте также

Мёд жизни. О новой книге Лидии Сычёвой Мёд жизни. О новой книге Лидии Сычёвой
Новая серия художественной прозы издательства «Любимые» открывает­ся книгой Лидии Сычёвой, в которую вошли рассказы разные, от лирических («Август в Абхазии») до почти сатирических («Идейный карьерист...
30 Сентября 2020
Ю. Воронин. Деградация системы Ю. Воронин. Деградация системы
С 2000 г. обосновываю необходимость коренной смены социально-экономического либерального курса, курса рыночного фундаментализма. Этот курс, реализуемый в России вот уже тридцать лет, привел к тому, чт...
30 Сентября 2020
Р. Вахитов. «Демократы» и «демократия» Р. Вахитов. «Демократы» и «демократия»
Сентябрьские выборы 2020 года, которые Элла Памфилова умудрилась назвать «лучшими» за время ее работы в ЦИК, в среде политологов и сколько-нибудь объективных и независимых политиков получили однозначн...
30 Сентября 2020