И.С. Бортников. Люди русские! Помните имя своё!

И.С. Бортников. Люди русские! Помните имя своё!

Давайте не забывать высокую оценку, данную И.В. Сталиным, в его тосте на приёме командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года. Тогда он назвал русский народ «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза», сказал, «что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны, (…), что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение».

И.В. Сталин нисколько не противопоставляет русский народ другим народам Советского Союза. Каждый народ имеет свои особенные черты, которые делают его отличающимся, выделяющимся, а значит выдающимся из общего ряда. Да русские очень терпеливы, могут выносить любые невзгоды ради достижения общей цели, не лишены и здравого смысла, этими особенностями они выдаются из других народов. Русские составляли большинство в Союзе, и они составляли почти 2/3 бойцов Действующей армии поэтому на плечи русского народа легла основная тяжесть военного лихолетья и за ним была руководящая роль.

Маршал И.Х. Баграмян считал, что если в подразделении или части меньше половины русских, то такая часть небоеспособна и требовал довести количество русских до более половины.

Русским всегда была присуща национальная гордость. И это, возможно, было вызвано тем, что это единственный народ на планете, оказавшись в древности на территории с суровыми природными условиями для воспроизводства жизни, не только выстоял в состязании с климатом, но и достиг значительных успехов в познании природы и общества.

Нам трудно представить, что испытывали наши древние пращуры, когда, не желая покориться Иудейской империи, они ушли в девственные леса на север Русской равнины и на Великий водораздел. Покинув благоприятные для жизни места, наши предки в суровых климатических условиях заложили основы будущего этого края. В дремучих лесах они освободили для пашни земли и положили начало земледелию в крайне неблагоприятных условиях, при засушливом лете в момент роста растений, и дождливом – во время уборки, организовали стойловое содержание скота при лютых морозах и длительной зиме. Отстроили прекрасные города, и не случайно Русь на Западе называли Гардарикой, то есть страной городов.

И понятно восхищение, высказанное неизвестным летописцем в «Слове о погибели Земли Русской»: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

Русь мужала в борьбе с кочевниками, под водительством киевского князя Святослава разгромила Хазарский каганат – эту «раковую опухоль» в Прикаспии, обложившего данью Киевскую Русь. Стойко отклоняла всякие поползновения папских легатов перейти в лоно католической церкви. Но в средине XIII века после посещения папскими посланцами главного города татаро-монгол, многочисленные орды их двинулись на запад, предавая мечу и пожару всё на своём пути. Русские князья каждый старался в одиночку противостоять тьмам нашественников и все княжества были разбиты. Киевская и Владимир-Суздальская Русь на три века оказалось под игом татаро-монгольской орды. В это же время по призыву из Рима, сначала шведы, а затем ливонские псы-рыцари двинулись на Северо-Западную Русь, но были разгромлены под руководством князя Александра Невского.

Трёхсотлетнее нахождение под игом татаро-монгол задержало социально-экономическое развитие Древней Руси, но в то же время, благодаря древнерусским православным философам, возросла её духовная мощь. Они свято верили и всё делали для того, чтобы их тезис: «Господь сотворил нас великими… Так не утратим же, братья, величия нашего» воплотился в жизнь. И не утратили, в 1380 году на Куликовом поле русские войска под руководством московского князя Дмитрия Донского с благословения Сергия Радонежского разбили войско Мамая и генуэзцев, а сто лет спустя, после «стояния на Угре», Русь стала свободной.

До XVIII века на Руси, в России не было выдающихся открытий ни в области науки, ни в области техники. Но зато были заложены основы русской классической философии, возрождающие диалектическое учение древнегреческих философов. Именно их труды спасли русский народ от западной идеологической диверсии и порабощения Западом и вооружили его стратегией подъёма народного духа и прорыва вперёд.

Под стать им работали и русские иконописцы. Одной из вершин русской и мировой культуры является творчество Андрея Рублёва, который в иконографии воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

Мы все восхищаемся великими географическими открытиями Запада, не обращая внимания, что двигались они к неизвестным землям, хотя и по грозным, но всё же тёплым морям и океанам. И там, где ступала нога европейца, рушились и навсегда исчезали великие цивилизации и вместе с ними и народы.

В эти же годы русские землепроходцы устремились навстречу солнцу, на восток, за Камень. На стругах и насадах они подымались вверх по рекам до водораздела. А затем разбирали их и переносили к истоку рек, текущих на восток, там собирали и снова в путь, и так до самого Тихого океана. Ни лютые зимние морозы, ни таёжные пожары летом, ни дикие племена, ни пороги и шиверы сибирских рек, ни гнус и мошкара не смогли остановить первопроходцев.

Да были стычки с местными племенами, но ни один народ, ни одна народность не была уничтожена. А вокруг острогов русские землепроходцы расчищали тайгу и пахали землю, приучая коренное население к земледелию. И до сих пор в национальных республиках Сибири русских зачастую называют пашенными людьми.

Но не только по земле наши предки стремились на восток. Они на утлых кочах плыли среди плавающих льдов по Северному Ледовитому океану. Так поморы достигли устья Индигирки, основав селение Русское Устье, которое существует и ныне, а отряд казака Семёна Дежнева в средине XVII века открыл пролив между двумя океанами и берег Аляски.

В начале XVIII века даже Тихий океан не стал для русских препятствием, да холодный и суровый, они преодолели и его на парусных судах и основали Русскую Америку, в которую входили Аляска, Алеутские острова, архипелаг Александра, поселения на тихоокеанском побережье современных США и Елизаветинская крепость на Гавайях. Но дальневосточная противоречащая интересам России политика канцлера К. Нессельроде способствовала продаже американцам Александром II этих территорий, обильно политых потом и кровью русских мужиков. К сожалению, эта героическая история познания земного пространства, которой надо гордится русскому человеку за своих предков, не находит отражения ни в литературе, ни в искусстве.

Со школьных лет мы знаем эпоху Возрождения или эпоху Ренессанса на Западе, правда, не всегда задумываемся о том, что «её стержнем было устремление к индивидуалистической, буржуазной свободе, прославление «физической телесности» человека» (А.И. Субетто).

А вот то, что в истории человечества была ещё одна эпоха Возрождения, на это не обратили внимания ни историки, ни культурологи. А.И. Субетто считает, что в истории русского народа была своя Эпоха Русского Возрождения, которая «зародилась в начале XVIII века, начиная с деятельности Петра I, и продолжается до сих пор. В отличие от Эпохи Западноевропейского Возрождения, она изначально устремляется к раскрытию космической телесности человека, к его Ответственности за все сущее на Земле, к всемирности и всечеловечности (…) являясь ярким выражением проявления в творчестве общинно-соборных, коллективистских, и на их базе – космо-ноосферных, оснований, направлена на всепримирение, на всемирную отзывчивость, на переход человечества к миру без войн и насилия, к миру правды и справедливости». И ведь он прав. В это время Россия «вспряла ото сна».

Эпоху Великого Русского Возрождения А.И. Субетто условно делит на три цикла: • первый цикл – петровско-ломоносовский или «романтический»(1720 – 1820 гг.); • второй цикл – пушкинский или «универсалистский» (1820 –1920 гг.); • третий цикл – вернадскианский или «ноосферно-космический» (1920 – 2020 гг. (?)).Первые два цикла не вызывают возражения, а вот третий представляется необходимым разделить на два: ленинско-сталинский или «социалистический» (1917-20 – 1991 гг.) и вернадскианский или «ноосферно-космический» (1991 – 2020 гг. и далее). Думается, необходимо выделять отдельно ленинско-сталинский цикл ещё и потому, что Эпоха Возрождения распространилась и на другие народы бывшей Российской империи, и они под руководством русского народа строили новое общество.

Именно во времена Петра I Россия сделала мощный рывок в своём развитии и эту поступь сохранила на много лет потом. При Петре I в России на промышленную основу вышли горное дело и металлургия, был создан военно-морской флот, «прорублено окно в Европу», создана Академия наук, дворянские дети начали изучать науки. Реформы Петра создали научную и материально-техническую базу для успешного развития страны и позволили выстоять в войне с властителем полумира.

В XVIII веке Россия существенно укрепила своё геополитическое положение, устремившись на юг вышла к Чёрному морю, присоединив к себе плодородные земли Новороссии и Таврию. В освоении новых земель важную роль сыграли Г.А. Потёмкин, Ф.Ф. Ушаков и А.В. Суворов.

В этом веке начался расцвет русской науки и культуры, у истоков которого стоял М.В. Ломоносов, универсальный гений науки, энциклопедист. Нет ни одной отрасли знаний, в которой он не сказал своего слова, не сделал открытия, обогатив не только российскую, но и мировую науку. О нём можно сказать, что он Невтонов и Платонов в себе одном явил, не зря А.С. Пушкин назвал его первым нашим университетом. По его инициативе создан Московский университет. Он полагал, что национальной идей России должно быть сбережение народа.

Развивалась экономика России: судостроение в Воронеже и Павловске, горнозаводское дело на Урале и в Колыване (Демидовы). Наука постепенно входила в хозяйственную жизнь России. И.И. Ползунов создал первую в России паросиловую установку, которая была также первым в мире двухцилиндровым паровым двигателем, впервые в истории не требующим вспомогательного гидравлического привода. А.Т. Болотов заложил основы агрономического учения, а И.Т. Посошков – экономической теории, причём многие их выводы представляют ценность и сегодня. Общественная мысль искала способы совершенствования государственного устройства. Идеи И.Т. Посошкова о «народовластии» и «народосоветии» нашли воплощение в Советской власти.

В этот же цикл Возрождения проявился военно-политический талант Ф.Ф. Ушакова, А.В. Суворова и М.И Кутузова, они не только одержали ряд побед во славу русского оружия, укрепив южные рубежи России, разработали новые методы стратегии и тактики ведения боя, но и достигли успехов во внешнеполитической деятельности.

И в народе, и в среде передовых дворян росло недовольство самодержавием. А.И. Радищев написал свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой вскрыл всю пагубность крепостничества, а Емельян Пугачёв поднял казаков и крестьян на войну с самодержавием.

Видите, не такая уж лапотная Россия была. Ведь именно русские в 1812-14 годах «в бездну повалили (…) тяготеющий над царствами кумир и (…) кровью искупили Европы, вольность, честь и мир…» (А.С. Пушкин).

Это лишь малая толика великих свершений русских людей в начале Русского Возрождения, но они заслуживают уважения и гордости. Именно, они своими трудами заложили основы дальнейшего развития России.

Следующий цикл Эпохи Великого Русского Возрождения А.И. Субетто назвал пушкинским «в честь Александра Сергеевича Пушкина, не только великого русского поэта и писателя, но и не менее великого русского мыслителя, личности космопланетарного масштаба, личности универсальной, по поводу которой Н.В. Гоголь сказал в 1834 году, что «Пушкин – это идеал русского человека, который будет достигнут через 200 лет».

С лёгкой руки Пушкина в XIX веке Россия подарила миру русскую классическую литературу, в которой по мнению В.В. Розанова, «слово доведено до совершенства, до истины». В золотой фонд мировой литературы вошли произведения Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М. Горького, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, Ф.И. Тютчева.

Россия обогатила мировую музыкальную культуру произведениями М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, которые и сегодня звучат во многих залах мира и волнуют души слушателей. Великолепными полотнами русских живописцев восхищается весь мир.

Интенсивно развивалась наука в России. Приведу лишь некоторые достижения русских учёных, существенно раскрывшие картину мира. Ими были открыты фундаментальные законы, которые изменили взгляды на строение природы.

Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, что знаменовало новую эпоху в развитии геометрии, математики и науки в целом.

Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, который произвел революцию практически во всех отраслях науки и техники. Возможно стало предсказать свойства элементов, в том числе и тех, которые не были к тому времени ещё открыты. Также это помогло открыть ранее неизвестные элементы. Химия редкоземельных металлов, а вместе с ней и ядерная энергетика стала возможной благодаря этому закону.

А.М. Бутлеров разработал теорию химического строения органических веществ, постулаты его теории известны химикам-органикам всего мира.

В.В. Докучаев основал школу научного почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как о самостоятельном природном теле.

И.М. Сеченов создал первую российскую физиологическую научную школу и естественно-научное материалистическое направление в психологии.

А.К. Тимирязев разработал учение о фотосинтезе и является основоположником русской научной школы физиологов растений. И этот список можно продолжать очень долго.

Много успехов достигла и русская техническая мысль. Остановлюсь лишь на нескольких.

Н.И. Кибальчич, находясь в тюрьме, за несколько дней до казни разработал оригинальный проект пилотируемого ракетного летательного аппарата, способного (по мнению некоторых) совершать космические перелёты.

Разработка дуговой лампы П. Н. Яблочковым стала поворотным пунктом в истории развития электро- и светотехники.

А.Ф. Можайский спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных самолётов.

А.С. Попов изобрёл телеграф без проводов при помощи электромагнитных волн, явившейся предтечей радио.

А.И. Субетто при характеристике пушкинского цикла Русского Возрождения особо обращает внимание на «творчество Николая Федоровича Федорова, создавшего философию «Общего дела», поставившего, может быть впервые в истории человеческой мысли, вопрос «о регуляции» отношений Человека и Природы».

Характеризуя данный цикл Русского Возрождения, надо помнить, что над Россией, как и над всей Европой в XIX веке веяли революционные вихри.

В.И. Ленин писал: «Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» - звал их Герцен».

Вот эти молодые штурманы будущей бури и заложили основы ленинско-сталинского цикла Великого Русского Возрождения или, в трактовке А.И. Субетто, вернадскианского или «ноосферно-космического».

Ленинско-сталинский цикл можно в самом общем виде охарактеризовать двумя высказываниями. А.А. Зиновьев считает советский период вершиной русской истории. А.И. Субетто утверждает: «Вся советская эпоха, вся советская цивилизация – это великая Русская Победа – победа человека над миром эксплуатации, миром вражды и войн, миром разделения народов и людей (совершающегося строем мировой капиталократии, духом капитала ради наживы и господства над ресурсами мира, в том числе интеллектуальными ресурсами человечества)».

В ленинско-сталинский цикл Русского Возрождения в России произошли события планетарного значения, изменившие весь ход истории человечества. Разработанная В.И. Лениным теория социалистической революции в одной, отдельно взятой стране позволила рабочим, солдатам и крестьянам взять власть в свои руки и начать строить новое общество.

Отстояв в борьбе с оппозицией возможность строительства социализма в одной, отдельно взятой стране, И.В. Сталин во главе Коммунистической партии в кратчайшие сроки обеспечил выполнение ленинского плана построения социализма. Была проведена гигантская индустриализация, сельское хозяйство было переведено на коллективные рельсы, осуществлена культурная революция, в результате которой ликвидирована безграмотность и выпестована советская научная и техническая интеллигенция, воспитан новый советский человек, а советская культура, все её сферы стала лучшей в мире. К 1940 году страна вышла по производству на первое место в Европе и на второе - в мире.

Все эти достижения позволили СССР выстоять в тяжелейшей войне с объединёнными силами Западной Европы во главе с нацистской Германией и добить врага в его логове и тем самым спасти европейский континент от фашистского порабощения. Именно в этот период, по мнению А.А. Зиновьева, социалистическая плановая экономика показала свою эффективность перед капиталистической рыночной.

После Великой Победы было не только восстановлено народное хозяйство, но создан ракетно-ядерный щит державы, что сорвало планы американских ястребов по нанесению 300 ядерных ударов на СССР.

А затем пошли успехи, которые начинаются словами «впервые в мире»:

В 1954 году впервые в мире в Обнинске начала работать атомная электростанция;

В 1957 году впервые в мире был запущен первый искусственный спутник Земли;

В 1959 году впервые в мире советская ракета достигла Луны, в этом же году на воду был спущен впервые в мире атомный ледокол «Ленин»;

В 1961 году впервые в мире советский человек, коммунист, майор Юрий Гагарин совершил первый космический полёт, облетев земной шар за 108 минут.

Эти эпохальные достижения стали возможны благодаря титаническому труду многонационального советского народа: рабочих, техников, инженеров, учёных. Научное обеспечение работ возглавляли «три К» М.В. Келдыш, И.В. Курчатов, С.П. Королёв, а организацию воплощения научных исследований возглавляли Л.П. Берия, Д.Ф. Устинов, Б.Л. Ванников, А.П. Завенягин и другие.

В СССР не было ни одной отрасли науки или техники, где бы советские ученые и инженеры не добились новаторских успехов, все перечислить невозможно. Поэтому приведу лишь фамилии учёных, получивших Нобелевскую премию. В области химии Н.Н. Семёнов за исследование химических реакций; в области физики П.А. Черенков, И.Е. Тамм и И.М. Франк за эффект Черенкова, Л.Д. Ландау за обоснование теории жидкого гелия, Н.Г. Басов и А.М. Прохоров за работу в области квантовой электроники, П.Л. Капица за работы в области физики низких температур и сюда же надо отнести Ж.И. Алфёрова, который получил премию во времена новой России, выполненную ещё в СССР, за разработки в полупроводниковой технике; в области экономики Л.В. Канторович за теоретическое обоснование системы оптимального распределения ресурсов.

Ярким примером соединения науки и практики могло бы стать внедрение разработанной под руководством академика В.М. Глушкова Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Внедрение её произвело бы революцию в экономике, повысило эффективность управления и рационального использования материальных ресурсов. Но руководство страны отдало предпочтение концепции Е.Г. Либермана, которая в условиях общенародного государства, (что, по мнению Ф. Энгельса, является бессмыслицей), дала толчок буржуазной реставрации в экономике.

Строительство социализма в СССР шло неизведанным путём, поэтому не всё было гладко, были и ошибки, и неудачи, особенно, когда после смерти И.В. Сталина в общественных науках воцарился теоретический застой, в них проникли и укоренились плевелы оппортунизма, что и привело к временной реставрации капитализма.

Но главное достижение ленинско-сталинского цикла Русского Возрождения то, что, по мнению профессора А.П. Федотова – основателя глобалистики, Советский Союз являлся прообразом Земной управляемой цивилизации, без установления которой человечеству грозит экологическая гибель. И вновь Россия, русские предлагают человечеству путь спасения, использовать опыт СССР.

В 20-е годы XX столетия выдающийся русский учёный В.И. Вернадский создал учение о ноосфере – сфере взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Или, как сам Вернадский, писал: «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

В недрах ленинско-сталинского цикла Русского Возрождения были предприняты первые практические шаги по разумному переустройству природы, имеется ввиду сталинский план преобразования природы - комплексная программа научного регулирования природы в СССР, осуществлявшаяся в конце 1940-х — начале 1950-х годов. В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение. Результаты не замедлили сказаться. До пореформенного времени в южной части Русской равнины засушливых лет с катастрофическими последствиями, подобных 1946 году, не было.

После смерти И.В. Сталина в развитии сельского хозяйства основное внимание уделялось экстенсивным методам развития. К сожалению, руководители партии и правительства забыли о научном предвидения русского гения. Но в учёном мире были последователи Вернадского, именно они восстали против переброса вод северных рек на юг, против строительства Нижнеобской и Нижнеленской ГЭС и спасли неповторимые экосистемы.

Вернадскианский цикл Эпохи Великого Русского Возрождения зародился в рамках ленинско-сталинского цикла и «стал вершиной её космоноосферной направленности, вершиной развития идейного богатства Русского космоса», - считает А.И. Субетто. Сегодня человечеству «предстоит овладеть поистине безграничным содержанием концепции ноосферы. Как новая геологическая и, очевидно, социальная сила, современная научная мысль таит в себе и новые опасности… и чудодейственные возможности. Она качественно меняет прежние представления о соотношении духа и материи. Властно требует новой исторической формы философского материализма. (…) Русская идея сегодня – это единая ноосфера, это соединение святынь», - полагает Р.И. Косолапов.

Обращение к учению В.И. Вернадского о ноосфере сегодня это первейшая жизненная потребность человечества. Господство стихийной капиталистической системы хозяйствования с её алчным агрессивным присвоением природных ресурсов и засорением окружающей среды отходами производства поставило человечество на грань выживания. Разрешить это фундаментальное противоречие между КАПИТАЛОМ и ПРИРОДОЙ возможно лишь переводом хозяйствования на планово-экономические рельсы, а для этого надо все средства производства обобществить, что позволить добиться глобальной социальной справедливости в распределении и потреблении ресурсов. Жизнь настойчиво подталкивает человечество к переходу к социалистическим общественным отношениям. Кстати, сам В.И. Вернадский, создавая учение о ноосфере, прямо указал на его связь с научным социализмом.

В современном мире резко обострилось и другое фундаментальное противоречие – противоречие между РАЗУМОМ и КАПИТАЛОМ. Рецепты по его разрешению можно найти в трудах А.И. Субетто, А.П. Федотова, В.С. Никитина, Р.И. Косолапова, В.Ю. Катасонова, А.И. Фурсова, они есть в Интернете. Главное – это мировоззренческая революция и создание образовательного общества. Образование, как и наука, должно стать производительной силой считает А.И. Субетто.

Наши предки и современники разработали теоретические основы перехода человечества в новое, более высокое интеллектуальное качество, необходимое для сохранения человечества на Земле. Подтверждение тому продолжающая «Эпоха Русского Возрождения – это творческо-историческое Слово русского народа, Слово гения русского человека, которое, я уверен, человечеством будет обязательно услышано», - утверждает А.И. Субетто.

Да, мы – РУССКИЕ, и должны этим гордиться, у нас великое прошлое, наша задача сделать великим будущее нашего народа.

Да, сегодня Эпоха Русского возрождения переживает трудные времена. Оппозиция не стремиться освоить новые идеи и теории современного обществознания, осмыслить их критически и применять их на практике, а потому рискует оказаться в таком положении: «Они раскаются, когда народ, восстав,// Застанет их в объятьях праздной неги// И, в бурном мятеже ища свободных прав,// В них не найдет ни Брута, ни Риеги» (К.Ф. Рылеев).

И прежде, чем завершить эти размышления позвольте привести слова П.Я. Чаадаева: «…Мы не Запад… Россия… не имеет привязанностей, страстей, интересов Европы… И не говорите, что мы молоды, что мы отстали от других народов, что мы нагоним их… у нас другое начало цивилизации, чем у этих народов. Поэтому нам нечего бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое…»

Вот этого мы и боимся сделать. А ведь «Мы любим всё — и жар холодных числ,// И дар божественных видений,// Нам внятно всё — и острый галльский смысл,// И сумрачный германский гений…» как писал А.А. Блок, сюда надо же добавить русскую смекалку и стремление к совершенству и русскому народу по плечу решение любой задачи.

Будущее человечества в руках русского народа! Потому что «Россия – Сфинкс» (А.А. Блок).

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, Красноярск, октябрь 2020 г.

Читайте также

А. Бобров. Убитая русская песня А. Бобров. Убитая русская песня
«Сказка – складка, а песня – быль» (русская пословица). Приведенную пословицу использует герой пьесы великого драматурга Александра Островского: «Известно, сказка-складка, а песня быль; не мимо г...
26 Ноября 2020
Т. Солодова. Семён Ремезов – сибирский Леонардо да Винчи Т. Солодова. Семён Ремезов – сибирский Леонардо да Винчи
«С.У. Ремезов, несомненно, был выдающейся личностью не только на фоне Сибири, но и всей России», - писал профессор В. И. Кочедамов в книге «Тобольск (Как рос и строился город)». Коренного сибиряка, ур...
26 Ноября 2020
Иркутск. Приглашаем к участию в 24-й молодёжной научно-практической конференции Иркутск. Приглашаем к участию в 24-й молодёжной научно-практической конференции
Уважаемые товарищи, коллеги! Приглашаем Вас принять участие в XXIV Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием «Российская цивилизация: история, проблемы, перспе...
25 Ноября 2020