И.С. Бортников. Будущее – социализм, но какой? Размышления о ноосферизме

И.С. Бортников. Будущее – социализм, но какой? Размышления о ноосферизме

В последнее время даже из стана кондовых апологетов капиталистической системы хозяйствования раздаются голоса о наступившей её кончине. Правда, они увлечены созданием особого строя, что-то вроде посткапитализма, при котором согласно воззрениям «фермонтских мудрецов», должно погибнуть 80 процентов населения планеты, но зато оставшаяся часть «вкусит радость эксперимента!», кажется, так пел экспериментщик Ъ, в когда-то нашумевшей поэме А. Вознесенского «Оза».

Что ж, у человечества есть здоровые силы, способные предложить другой путь развития его восходящей истории. Это путь к социализму, который 74 года был в СССР, а сегодня продолжает строиться в странах Юго-Восточной Азии и на Кубе. Бредовые заявления о том, что социализм проиграл историческое сражение капитализму (Ю.В. Андропов) и погиб из-за своей неэффективности, не выдерживают никакой критики. Сегодня документально доказано, что социализм в СССР, да и сам СССР разрушены силами империализма при активной поддержке внутренних «кротов» - клики Хрущёва-Куусинена и их продолжателей Андропова-Горбачёва, Яковлева-Примакова, далее по списку.

Социалистическое движение в современной России никуда не исчезло. Оно представлено несколькими партиями, называющими себя коммунистическими. Но судить о сути партии надо не по названию, а по её программным целям и потому как она их воплощает в жизнь.

Уверен, что программы партий не только читателям, но и большинству членов партии неизвестны. Ведь читать программы – скучное дело, это же не мыльная опера, где показывают «как он изменял, как она изменяла и всё про любовь, про любовь, про любовь». Позволю привести из программ самое главное без своих комментариев, а уж о деятельности каждой партии, дорогие читатели, делайте выводы сами, своё мнение никому навязывать не буду.

Итак, начнём с самой массовой партии – КПРФ, в преамбуле программы которой провозглашено: «Стратегическая цель партии — построение в России обновленного социализма, социализма XXI века». Естественно, возникает вопрос, а каким они видят социализм? Программа даёт ответ на этот вопрос (цитирую): «КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда. Это общество высокой производительности труда и эффективности производства, достигаемых на основе научного планирования и управления, применения наукоёмких и ресурсосберегающих технологий. Это общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся. Человек станет главной целью и фактором общественного развития».

В преамбуле программы партии «Коммунисты России» указано, что она считает «своими стратегическими целями возврат России на путь социалистического развития, воссоздание общества, где не будет эксплуатации человека человеком, где будет главенствовать принцип: «От каждого - по способностям, каждому – по труду», а также построение коммунизма как будущего всего человечества». Далее в тексте они так обозначают к чему стремятся (цитирую): «Стратегической целью Коммунистической партии КОММУНИСТЫ РОССИИ является построение коммунизма как будущего человечества. Коммунизм – это наиболее прогрессивная общественная система, предназначенная обеспечить всестороннее развитие и реализацию способностей и интересов каждой конкретной личности в творческом труде на благо общества на основе научных знаний, высокой культуры и передового производства. Высокий уровень развития науки, культуры, промышленности и сельского хозяйства позволит прямо и непосредственно удовлетворять духовные и материальные потребности каждого члена общества, а самоуправление сделает ненужным сохранение государственного аппарата».

ВКПБ своими главными задачами определяет: завоевание рабочим классом политической власти, установление диктатуры пролетариата, ликвидацию частной собственности на орудия и средства производства, исключение эксплуатации человека человеком, восстановление социалистического общества, возрождение СССР, развитие социализма и построение коммунизма. В практической деятельности ВКПБ и будущего рабоче-крестьянского государства будет на деле использовано всё лучшее, что накоплено в мировом опыте социалистического строительства, в теории и практике революционного марксизма – ленинизма.

Экономическими законами социализма являются: планомерное пропорциональное развитие народного хозяйства, распределение по труду и из общественных фондов потребления, преимущественный рост производства средств производства, обеспечивающий непрерывный рост всего общественного производства, закон неуклонного роста производительности труда и другие.

РКРП-РПК в своей программе пишет «Мы рассматриваем коммунизм как реальную перспективу, неизбежное следствие социального и научно-технического прогресса». Затем дают развёрнутую характеристику (цитирую): «Коммунизм - это свободная ассоциация, в которой: свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех; благодаря высокому уровню развития человеческий труд приобретет свободный, неотчужденный, творческий характер и станет жизненной потребностью; общественное самоуправление заменит институты государственной власти; на основе высокоразвитого производства, нового уровня общественного сознания, качественного изменения структуры потребностей человеческой личности осуществится принцип: каждый по способностям - каждому по потребностям».

Понимая, что наступление коммунизма – это далёкая перспектива, они заявляют (цитирую): «Первой фазой коммунистической формации выступает социализм. Социализм предполагает: развитые производительные силы и производственные отношения, позволяющие добиться более высокой, чем при капитализме, социальной эффективности производства и производительности труда; общественную собственность на средства производства; утверждение принципа распределения по труду; полное отсутствие эксплуатации в любой форме и усиление творческих и коллективистских начал труда; социалистическую демократию как государственную форму осуществления власти трудящихся при одновременном развитии их самоуправления, ведущего к постепенному отмиранию государства; отсутствие антагонистического характера взаимоотношений классов и социальных групп; достойные условия жизни для каждого человека, обеспечивающие возможность творческой самореализации, гармонического развития личности».

Прочитал программы этих партий, поразмышлял и, подобно Чацкому из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», воскликнул: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» А потом захотелось спросить: «Мужики! И чего вы всё ссоритесь, ведь цель у вас одна. Объединяйтесь!»

А теперь посмотрим, как основоположники марксизма формулировали цель коммунистического движения и каким они видели будущее общество. Читаем в «Манифесте коммунистической партии»: «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». А будущее после капитализма они видели так: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Коротко и ясно. Что ж, после этого прошло много времени и многое изменилось. Должна изменяться и теория борьбы.

Давайте немножко заглянем в историю рабочего коммунистического движения. Как известно, 28 сентября 1864 года был создан Первый Интернационал – первая массовая международная организация пролетариата. К средине 70-х годов позапрошлого столетия историческая задача Интернационала 1-го была выполнена, идеи марксизма были доведены до передовых рабочих экономически развитых стран мира. В новой исторической обстановке, возникшей после поражения Парижской Коммуны, перед рабочим движением встала непосредственная задача «...создания массовых социалистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств» (В.И. Ленин).

Но уже в 1889 году социалистические партии объединились во Второй Интернационал, который до начала ХХ века был настроен революционно и считал невозможным союз с буржуазией, недопустимость вхождения в буржуазные правительства, поддерживал протесты против милитаризма и войны и т. п. Но вскоре в его руководстве и в руководстве социал-демократических партий многих стран возобладали оппортунистические взгляды, с началом Первой мировой войны они отказались от классовой борьбы, встали на точку зрения классового мира и защиты отечества, поддержали «войну до победного конца». Это означало его политический крах. Лишь левое меньшинство Интернационала открыто выступило против войны.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1919 году по инициативе В.И. Ленина был создан III Интернационал, более известный как Коммунистический Интернационал или Коминтерн, в соответствии с потребностями и задачами революционного рабочего движения на первом этапе общего кризиса капитализма. «Одной из важнейших предпосылок создания нового Интернационала была разработка В.И. Лениным идейно-политических принципов и теоретических основ коммунистического движения: раскрытие империалистического характера 1-й мировой войны и обоснование необходимости превращения ее в гражданскую войну против буржуазии собственной страны; учение о революционной ситуации; вывод о возможности и неизбежности победы социалистической революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране, сформулированный впервые в 1915, и др.» (БСЭ 3-е изд.).

За годы существования реального социализма КПСС превратила Советский период в наивысший пик восходящей истории русского народа (А.А. Зиновьев, А.И. Фурсов), но вместе с тем были допущены и серьёзные ошибки, имеющие как объективное, так и субъективное происхождение. Уже после ХХ съезда КПСС некоторые сторонники коммунизма отказались от этой идеи, как сейчас выясняется даже отдельные работники аппарата ЦК КПСС правофланговыми были среди них. Поэтому не случайно многие советские, а ныне российские граждане не воспринимают идеи социализма.

К тому же в послесталинское время, как справедливо утверждал Р.И. Косолапов: «…коммунистическая идея (…) была захватана нечистыми пальцами, зацелована губами иуд, затаптывалась фарисеями и лицемерами и стонет, вечно живая, взывая о помощи». Такую помощь может оказать только теория адекватная современной конкретно-исторической обстановке, этому может способствовать и изменение названия партии. Об этом в конце материала.

Не знаю, как вы, уважаемый читатель, считаете, могут ли на основании своих программ нынешние коммунистические партии помочь очищению коммунистической идеи, а я очень даже сомневаюсь.

На заре ХХ века В.И. Ленин писал: «Без революционной теории не может быть и революционного движения». (…) «…роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». И РСДРП, и ВКП(б) такой теорией обладали, они исповедовали принцип, выраженный в словах И.В. Сталина: «Теория обслуживает практику и отвечает на те вопросы, которые ставит практика… Теория есть опыт всего движения во всем мире. Поэтому практика не может оторваться от теории», потому и вели народ к победам.

А вот КПСС (так стала называться ВКП(б) после XIX съезда, а И.В. Сталин возглавлял КПСС около 4,5 месяцев) предала забвению его теоретические наработки по дальнейшему строительству социалистического общества и под лозунгами возвращения к ленинизму скатилась к оппортунизму.

В наше время общественная мысль не стоит на месте и за пределами КПРФ и других называемых себя коммунистическими партий выдвигаются новые концепции строительства и образа социализма.

В 2016 году РУСО провело международную научно-практическую конференцию «Социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке», на которой прозвучали весьма интересные доклады с размышлениями как преодолеть ошибки реального социализма, была издана монография тиражом аж в 500 экземпляров, она размещена в Интернете, и на этом всё закончилось.

Нынче много шума о Движении «За новый социализм» и его лидере Н.Н. Платошкине. Но в программе движения слово «социализм» встречается лишь в названии, а в самой программе политический и экономический блок – это типичная буржуазно-демократическая республика, в которой доминирует государственный капитализм. Не исключаю, что переход от компрадорской управляемой колониальной демократии к национально ориентированной буржуазной демократии, несомненно, шаг вперёд и возможно, на сегодня это единственный шаг освободиться от иностранной зависимости.

Но есть и другие концепции.

Ноосферное развитие России

Основатель глобалистики – науки о Земной управляемой цивилизации – А.П. Федотов выдвинул идею экологического социализма – как оптимальной эколого-социально-экономической системы. Программой такого общества должно быть соединение социально-экономического и философского учения К. Маркса с учением В.И. Вернадского о ноосфере.

Кстати, философ-марксист Р.И. Косолапов полагал, что магистральным путём марксизма-ленинизма в XXI веке будет путь ноосферный. Он писал: «Нам предстоит овладеть поистине безграничным содержанием концепции ноосферы. Как новая геологическая и, очевидно, социальная сила, современная научная мысль таит в себе и новые опасности…и чудодейственные возможности. Она качественно меняет прежние представления о соотношении духа и материи, властно требует новой исторической формы философского материализма».

Наиболее полно концепция ноосферного социализма или ноосферизма разработана доктором философских и экономических наук, кандидатом технических наук, членом КПРФ А.И. Субетто, её основы он докладывал на международной научно-практической конференции «Социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке», его статьи по этой проблеме опубликованы в Интернете на сайте Академия Тринитаризма. Недавно на сайте РУСО опубликована книга А.И. Субетто «Манифест ноосферного социализма» и «Вирус и Ноо-Космо-Номогенез (развитие теоретических основ Ноосферизма)», а чуть раньше там же статья «Общенациональная стратегия ноосферного развития России на основе потенциала многонационального народа и его общественного интеллекта». В ней дан не только портрет ноосферного социализма, но и пути достижения его. Вот о её содержании поведём речь, используя и раскавыченные цитаты.

Исходная системная ситуация

В начале автор рассматривает исходную системную ситуацию. По его мнению, «Россия XXI века оказалась в «точке исторического перелома», который обращен не только к истории России, но и к истории человечества в целом». Либеральная доктрина модернизации России, насаждение рыночной экономики, врастание в мировую систему капиталистического хозяйствования привели её на край гибели.

Но и в мире на рубеже 80-х – 90-х годов капитализм и мировую систему рынка поразил глобальный экологический кризис, который дополнился с 2008 года мировым финансовым кризисом, и они слились с мировым системным кризисом экономической системы капитализма. Всё это привело к резкому обострению фундаментального противоречия между человечеством в рыночно-капиталистической форме своего бытия и Природой – Биосферой, которая уже неспособна восстанавливать потери, нанесённые деятельностью человека.

Другими словами: человечество зашло в экологически-капиталистический тупик и выход из него может быть один – переход России и человечества к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества (А.И. Субетто).

Далее автор утверждает, что «Россия – самостоятельная, автономная, локальная цивилизация» и указывает ей цивилизационные особенности: самая большая и холодная территория с самой высокой энергостоимостью воспроизводства на Земле; общинность, соборность, коллективизм являются важнейшими свойствами общественной жизни и воспроизводства; в ней действует принцип примата духовных потребностей над материальными, принцип или закон идеократии – власти большой национальной идеи; многонациональность народа; вынуждена быть «защищающей крепостью», поскольку за последнее тысячелетие пережила в 3 раза больше войн, чем Европа; всечеловечность; миротворчество; самостоятельный синтез европейского и азиатского, «западного» и «восточного» начал, давший отдельный культурно-цивилизационный архетип человечества.

Вся история доказывает, что Россия является центром устойчивости и неустойчивости в мире и поэтому она выступает «как предиктор (предвосхищающей системы) всемирной истории человечества». И сегодня, когда необходим выход из экологического тупика истории, который возможен только при переходе к управляемой социоприродной – ноосферной – эволюции, на базе общественного интеллекта и образовательного общества, только Россия способна возглавить ноосферную трансформацию человеческой цивилизации. Потому что, по мнению А.П. Федотова, Советский Союз был прообразом Земной управляемой цивилизации.

Переход человечества к прогрессивной ноосферной эволюции позволит установить на Земле мир без войн и насилия на основе планетарной кооперации народов-этносов. Ныне глобальный империализм, мировая финансовая капиталократия вынашивают планы расчленения России на множество мини-государств и поставить под прямой контроль её природные ресурсы и превратить её территорию в плацдарм для войны против Китая. А.И. Субетто полагает, что «весь этот сценарий глобального империализма – гибель, как для человечества, так и для самих авторов этого сценария. Глобальный империализм «изготовился» к своей трансформации в систему глобального технотронного фашизма, которая, как сценарий будущих событий, только ускорит соскальзывание человечества в пучину экологической гибели».

На Россию в XXI веке восходящей историей налагается миссия спасения не только себя, но и спасти всё человечество от экологической гибели. Этого можно достичь путём установления духовности ноосферной гармонии мира или ноосферной духовности, предполагающей создание научно-образовательного общества. Но это возможно, считает А.И. Субетто лишь при выполнении требований: закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, обеспечение высшего приоритета развития науки и образования, раскрытие творческого потенциала человека в созидательном труде на благо российского общества и всего человечества. При этом общество должно отказаться от доминирования закона конкуренции и механизма отбора. А установить доминирование закона кооперации и механизма общественного интеллекта.

Законы функционирования и развития России как уникальной цивилизации

Далее А.И. Субетто рассматривает законы функционирования и развития России как уникальной цивилизации. Заметим, что И.В. Сталин указывал: «Марксизм понимает законы науки, - все равно идет ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, - как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки».

А.И. Субетто подчёркивает гетерогенность мира человечества и мировой экономики, особо выделяя цивилизационную гетерогенность, вызванную множеством локальных цивилизаций, в развитии которых отразились культурно-исторические особенности, качество «кормящих ландшафтов» (Л.Н. Гумилев), климато-географические особенности воспроизводства жизни людей, народов, составляющих её.

Россия, как локальная цивилизации, имеет свои законы социально-экономического развития, особенности которых вызваны действием закона энергетической стоимости, оказывающего влияние на социально-экономическую систему в целом. Россия самая «холодная цивилизация» в мире и энергостоимость единицы валового продукта в ней в ~ 5 раз больше, чем в Европе. При ценах на энергию на уровне мировых вся экономика России становится не рентабельной. Исходя из этого А.И. Субетто рассматривает специфику социально-экономических законов России.

Первый закон – инфраструктурный закон. Успехи социально-экономического развития определяется инфраструктурой, в первую очередь – транспортной и энергетической. Руководствуясь этим, чтобы сохранить Россию от распада внутренние цены на энерогоресурсы и транспортные услуги должны быть в 5-7 раз ниже мировых. А государство должно управлять развитием нефтегазового, энергетического и транспортного комплексов и осуществлять твердое регулирование цен на их продукцию (услуги).

Второй закон – закон централизации управления этим развитием. Он требует централизации и постоянного государственного регулирования экономики. Это необходимо для сохранения экономической, государственной и цивилизационной целостности и идентичности России. Доля государственной собственности в развитых капиталистических странах от 39 до 59 процентов и наблюдается тенденция к её увеличению, в России – 18 процентов и продолжает снижаться. Расчёты профессора Г.К. Семёнова показывают, что «при резком снижении показателя централизации с 95 % до 5 % происходит падение производительности в 360 раз, что означает фактически всей социально-экономической системы», что мы и наблюдаем в России.

Третий закон – закон существования достаточного сектора мобилизационной экономики. Он обеспечивает «готовность страны к быстрой мобилизации ресурсов и срочных дел» в условиях «холодности» российской цивилизации и высокой энергоемкости хозяйства соответственно, рискового характера сельского хозяйства.

Четвертый закон – закон плановости (или плановой регуляции) социально-экономического развития российской цивилизации. В том или ином виде действие этого закона проявлялось в развитии России всегда. За «последние десятилетия рост плановости экономики развитых стран в мире предстает всеобщей тенденцией развития, обусловленной как ростом интеллектоемкости, наукоемкости, образованиеемкости «развитых экономик», так и ростом экологической катастрофичности развития».

Пятый закон развития России – это закон общинно-государственного землепользования. Английский экономист «Фрэд Харрисон еще в начале 90-х годов предупреждал наших реформаторов, чтобы Россия не отказывалась от государственной собственности на землю». Применение капиталистического рынка в системе земельных отношений, «показала резкое понижение эффективности использования продуктивных земель, появление межэтнических конфликтов в логике «войн за землю», увеличение доли спекулятивного замораживания продуктивного использования земель на фоне бездействия правовых регуляторов в этой сфере».

«Многонациональный состав России, сложившаяся этническая структура землепользования, общинно-евразийская логика ее развития в условиях сурового климата, при высокой энергоемкости сельского хозяйства, запрещает куплю-продажу земли в России» и требует необходимости жесткого государственного контроля за развитием земельных отношений и землепользования в государстве.

Шестой закон – это доминирование закона кооперации над действием закона конкуренции. Это ведущий закон социально-экономического развития России. Он обеспечивал «более высокий уровень концентрации производства в целях реализации экономии затрат от масштаба» (В.Т. Рязанов). В сельском хозяйстве его роль усиливается в связи с рисковым характером земледелия из-за суровых климатических условий выращивания культур, низкой продуктивности земель.

Седьмой закон– закон стратегического резервирования для сглаживания кризисов развития. Мобилизационный характер российской экономики, необходимый для устойчивого развития России «требует постоянного поддержания стратегических продовольственных, топливно-энергетических, транспортных запасов, поддержание резервирования транспортно-энергетической инфраструктуры России».

Восьмой закон – закон идеократии. «Россия не может жить и развиваться без власти большой идеи – идеократии, которая скрепляет большое цивилизационное «пространство-время» России в единой организм».

Подводя итог законам развития м жизни России А.И. Субетто приходит к выводу, что «России нужна стратегия долгосрочного развития на собственной основе, т.е. на такой основе, которая учитывает специфику функционирования и развития «организма» России, нашедшую отражение в законах ее развития».

Императив стратегии развития России на собственной основе

У современной России есть все возможности развиваться на собственной основе, несмотря на то, что она самая холодная (по среднегодовой температуре (~ — 5,50С)) и самая большая по территории. Ведь она обладает «всеми необходимыми природными ресурсами (от 30 до 50% мировых запасов по многим полезным ископаемым) и являющаяся, наряду с Канадой, Бразилией, Австралией, носителем устойчивости Биосферы Земли (по данным А.П. Федотова).

Навязанная России капиталистическая реставрация привела её к системному кризису, способному лишить её будущего и превратить «в арену возможного будущего мирового военного коллапса, из которого не выйдет живым все человечество».

Усиливающиеся во втором десятилетии XXI века социально-экономические и экологические потрясения должны привести к ноосферно-социалистическому «вектору» преобразований оснований бытия России и всего человечества.

А.И. Субетто считает, что начаться эти преобразования должны с России, как самого чувствительного с позиций геополитической устойчивости места на Земле.

«Для этого в России есть все: огромный научный и образовательный потенциал, культура; Эпоха Русского Возрождения, подготовившая социалистический, космический и ноосферный прорывы человечества, начавшиеся из России в ХХ веке; «ценностный геном» русского народа и всех народов России, центром которого выступает «Правда» как единство истины, добра, красоты и справедливости; огромные природные ресурсы; технический гений и творческий потенциал русского народа и всех других народов России; опыт исторического единства трех великих восточнославянских народов – русского, украинского, белорусского; удачный опыт стратегии развития СССР – России на собственной основе, за счет мобилизации собственных ресурсов, который позволил победить в Великой Отечественной войне 1941–45 гг и спасти весь мир от фашистского рабства» (А.И. Субетто).

Требование стратегии ноосферного развития России на собственной основе в XXI веке означает самодостаточность России в развитии и обеспечении своей безопасности на долгосрочную перспективу, для чего необходим отказ от нынешней либерально (монетарно)-рыночной экономики и переход к планово-рыночной, управляемой экономике, «которая становится основой управляемой социоприродной (ноосферной) эволюции на базе научно-образовательного общества и общественного интеллекта».

П.П. Лабзунов, координатор научной «Школы управляемой экономики», считает, что «переход к… модели управления экономикой представляет собой сложную научно-практическую задачу, но стагнация российской экономики делает ее решение неотложным». По его мнению, переход должен осуществляться «исходя из общих принципов такой экономики:1) приоритета государственного управления, 2) политической и общественной стабильности, порядка, 3) приоритета сотрудничества, 4) принципа планирования, – которые, как это видно из названия, отражают частично специфические законы социально-экономического развития России.

«Переход к единственной модели устойчивого развития в XXI веке – к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества означает становление ноосферной управляемой и инновационной экономики в России», - считает А.И. Субетто.

В условиях нарастающего авантюризма, в том числе военного, со стороны глобального империализма мировой финансовой капиталократии (США) России необходимо отказаться от экономической зависимости от экономических институтов системы глобального империализма и перейти к стратегии развития на собственной основе. Международная обстановка требует «смены внутренней политики и переходе на стратегию развития России на собственной основе, что, в свою очередь, требует поворота в области научной, научно-технической, технологической, образовательной, промышленной и аграрной политики в сторону ускоренного развития, наращивания потенциалов».

Идеология России XXI века – ноосферная идеология, спасающая мир человечества от экологической гибели

Вся история России показывает, что она не может существовать вне идеократии, которая как власть большой идеи сплачивает её народы и является законом её бытия и развития. Отсутствие большой объединяющей идеи в современной России обернулась системным кризисом, переходящим в системную катастрофу, и вымиранием русского народа. Как показал И.А. Гундаров на представительном статистическом материале, что 70–80 процентов причин вымирания населения связано с «духовным неблагополучием», которое и является одним из главных источников «демографической катастрофы в России».

Нынче, когда против России глобальным империализмом развязана гибридная война, лимиты Природы выдвигают условия выживаемости человечества требуется осуществить ноосферный переход к мобилизационной экономике и мобилизационному обществу на базе идеологии ноосферизма, направленной на создание социального устройства и экономики, обеспечив управление социоприродной эволюцией и соответственно гармонией.

Ещё в «Манифесте ноосферного социализма» (2011 г.) А.И. Субетто писал: «Россия спасется, предложив всему миру философию и идеологию спасения от экологической гибели всего человечества, предложив стратегию такого спасения в виде единственной формы – установления ноосферного, экологического, духовного социализма». В противном случае человечество ждёт экологическая гибель, по пессимистическому сценарию даже до середины XXI века.

Природа, подписав приговор рыночно-капиталистической системе хозяйствования, подписала приговор и всем идеологическим системам, обслуживающих её и исповедующих принципы Гоббса «человек человеку – волк» и «война всех против всех».

На смену буржуазным идеологиям должна прийти идеология, объединяющая всех людей планеты в единое целое ради сохранения и прогресса всей системы жизни на Земле. По мнению А.И. Субетто эту роль может выполнить ноосферная идеология, «обращенная к созиданию ноосферной планетарной кооперации народов-этносов и становлению «общества созидания», научно-образовательного общества».

Основа этой идеологии – ноосферизм, ноосферно-ориентированная научно-мировоззренческая и духовно-нравственная система и одновременно программа ноосферно-ориентированного синтеза всех наук, позволяющая осуществить ноосферное образование.

В ноосферной идеологии на передний план выходит «коллективистский человек», человек солидарности, человек созидающего труда, закон кооперации и происходит отказ от доминанты эгоизма, частной капиталистической собственности, индивидуализма, закона конкуренции.

С.Ю. Глазьев отмечал, что в российском государстве не могут ответить на вопрос «Куда идём?», а такое «государство и общество исторически обречено». И здесь он прав, ибо у русского народа и во власти, и в оппозиции поводыри плохие.

России нужна государственная идеология. А.И. Субетто считает, что идеология ноосферного развития «обеспечит стратегию развития России на собственной основе, становление управляемой ноосферной экономики и на становление научно-образовательного общества, с опережающим развитием социальных институтов науки и непрерывного образования, общественного интеллекта России.

Научно-образовательное общество – основа стратегии развития России

Научно-образовательное общество – это такое общество, в котором образование, как функция, внедряется во все общественные институты и организации, становится их ведущей функцией, становится базисом базиса воспроизводства такого общества, а наука пронизывает образование, обеспечивает слияние науки и образования.

Необходимость становления научно-образовательного общества диктуется переходом экономик мира в наукоёмкие, интеллектоемкие, образованиеемкие. Наука и образование становятся главной производительной силой, базис базисом духовного и материального воспроизводства и главной силой управления, обеспечивая реализацию Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

Поэтому требуется «резкий подъем качества мировоззрения и качества профессионализма в обществе, утверждения высокой профессиональной мобильности на базе высокого качества фундаментального образования и подготовки проблемно-ориентированных профессионалов, утверждения непрерывного образования на бесплатной государственной основе».

Следует пересмотреть политику реформ в области науки и образования. Для чего считает А.И. Субетто: Во-первых, восстановить роль РАН и других государственных и общественных академий наук как коллективных общественных экспертов и главных носителей развития науки. Во-вторых, необходимо восстановить планирование развитии науки и образования на основе долгосрочных ноосферно-технологических приоритетов развития технологического базиса российской экономики и в целом российского общества. В-третьих, сформулировать на уровне государства систему научно-технических и технологических приоритетов в развитии России.

Императив Новой – Космо-Ноосферной парадигмы духовности, с которым Россия обращается к человечеству

Наступившая эпоха великого эволюционного перелома ставит вопрос о формировании новой модели духовности человечества, обеспечивающей развитие ноосферной гармонии на Земле. Человечество уже не может жить по законам конкуренции, эгоизма и индивидуализма, по законам рынка и прибыли. Они привели его к глобальной патологии, что проявилось в первой фазе глобальной экологической катастрофе.

Будущее человечество должно обладать коллективистской системой духовности, осознающей свою ответственность за сохранение и развитие всего разнообразия жизни на Земле. Эта духовность позволит решить проблему всеобщего здоровья человечества и его устойчивого развития.

Россия предлагает миру космо-ноосферную модель духовности, в которой «коллективный разум человечества, воплощающий в себе все достижения науки, культуры, духовности, технологии и экономики становится Ноосферным Разумом», снимающим «разрыв между интеллектом и духовностью, между научной и духовно-нравственными основаниями человеческой жизни» и подымает на новый уровень любовь, как ведущее основание любой духовности вообще.

Мир эксплуатации, войн и насилия, ради спасения человечества на Земле, должен уйти в прошлое, но политические элиты этого не сознают. Многократные миротворческие инициативы Советского Союза и России блокируются имериализмом, для которого войны источник наживы.   Безудержное стремление к обогащению, «внутреннея пустота» и «отсутствие великой духовной цели» породили духовный кризис современной цивилизации и поэтому «цивилизация способна уничтожить самое себя» (А. Гор).

А.И. Субетто утверждает: «Смена либеральной доктрины во взглядах на социальное устройство России и ее развитие ноосферно-социалистической доктриной развития – означает собой объединение людей не на базе ценностей потребления, наслаждений и денег, а объединение людей, консолидацию российского общества на базе ценностей созидания, творчества, созидательного труда, любви в ее ноосферно-космическом измерении, ответственности за сохранение всего природного богатства, разнообразия всех форм жизни как базового условия прогресса человека, культуры».

Новая духовность мобилизует людей на ноосферный прорыв России и человечества для выхода из экологического тупика Истории. Рождение её в России предопределено всем ходом развития русской духовности, пронизанной космосом, в ней всегда таилось постоянное вопрошание о месте человека во Вселенной, о его предназначении в настоящем и будущем.

Русский народ как «руководящая сила» в реализации ноосферной стратегии развития России в XXI веке

Руководящей силой назвал И.В. Сталин в своём знаменитом тосте на приёме в честь Победы. Именно русский народ под своим руководством объединил и сплотил 190 народов и создал державу -прообраз будущей Земной управляемой цивилизации. А.И. Субетто пишет: «Русский народ (и русский человек) стал, – благодаря таким своим качествам, как всечеловечность, всемирная отзывчивость, альтруизм, любовь к ближнему и дальнему, любовь к земле, к простору, к природе, лесам и долам, рекам и озерам, к пашне и степям, болотам и горам, готовность к самопожертвованию при защите Отечества, – объединителем всех народов России».

Русский народ, русская культура и философия, русский космизм как течение русской космической мысли, и, как указывал Н.Н. Кареев, «наше историческое воспитание не позволяет нам коснеть на какой-нибудь односторонней точке зрения», «заставляет нас совершать синтез разнообразных точек зрения», а это, в свою очередь, определяет русское воспитание как «широкое воспитание», обеспечивающее примат духовного над материальным и программирует тот универсализм в русском мировосприятии, который и породил учение В.И. Вернадского о ноосфере и ноосферизм в начале XXI века.

«Ноосферная идея, обращенная к созиданию управления социоприродной эволюцией и гармонией, на базе ноосферных науки и образования, как главного условия выхода из глобальной экологической катастрофы, может объединить страны и народы, покончить с вековыми распрями» и направить усилия на решение глобальных экологических проблем.

«Базис стратегии развития России в XXI веке – интеллектоемкая, наукоемкая, образованиеемкая, ноосферная экономика» (А.И. Субетто).

Далее он предлагает условия для её достижения (перечислим их, не обосновывая): соблюдение специфических законов социально-экономического развития России, и в первую очередь законов кооперации и плановости; высший приоритет опережающего развития науки и образования; переход на первом этапе развития – к ренальной смешанной экономике при примате государственной, общенародной и кооперативной форм собственности; национализацию земли; введение в Конституцию России положения, что все ресурсы на территории России принадлежат народу; национализацию основных системообразующих мощностей в топливно-энергетическом, транспортном, металлургическом, деревообрабатывающем и военно-промышленном комплексах страны; выполнение требований инфраструктурного закона развития России; возрождение государственного регулирования цен на основные (системообразующие) товары и услуги; введение практики долгосрочного планирования научно-технологического развития России на основе 7- и 15- летних планов и программ; возрождение и развитие кооперативных форм ведения сельского хозяйства; создание ноосферных региональных хозяйственных систем; создание механизмов сочетания плановых и рыночных механизмов развития; создание зон опережающего развития разного типа, ядром которых являются зоны опережающего развития науки и образования; возрождение мощностей ключевых системообразующих предприятий по отраслям народного хозяйства.

Стратегия ноосферного устойчивого развития России – есть «стратегия качества», в основе которой «закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта, а также закон опережения прогрессом человека научно-технического (в том числе – «цифрового») прогресса».

Главное в ноосферной экономике, то есть в интеллектоемкой, наукоемкой и образованиеемкой экономике– ноосферное качество жизни. Его воспроизводство предполагает: высший приоритет развития науки и образования, общественного интеллекта как базиса стратегического управления будущим со стороны общества как целого; применение набора стратегий научного прогресса; превращение РАН в научный штаб стратегии ноосферного инновационного развития; приоритет бесплатного непрерывного образования как основы воспроизводства профессиональных кадров с ноосферно-мировоззренческой подготовкой.

Разрабатывая основания теории ноосферной экономики, белорусский ученый-экономист П.Г. Никитенко подчеркивает: «Если нет опережающего накопления в нематериальной сфере, особенно в самом человеке, его разуме, науке, образовании, культуре, то нельзя надеяться на рост валового внутреннего продукта, повышение эффективности в материальном и нематериальном производстве. В этом суть ноосферной экономики и социальной политики…».

Ноосферное образование – механизм стратегии развития России в XXI веке

Академик Н.Н. Моисеев указывал на «Систему Учитель» как главный механизм перехода человечества и российского общества в «эпоху ноосферы». Он писал: «Значение и место образования и роль учителя в судьбах отдельных народов и цивилизации в целом непрерывно возрастают по мере развития производительных сил и роста могущества цивилизации». (…) «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать?» (…) «Вот почему «УЧИТЕЛЬ» — тот, кто передает эстафету знаний, культуры, особенно в «минуты роковые», — превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы».

Жизнь во втором десятилетии XXI века требует ноосферной стратегии развития России. Для этого у неё есть необходимые предпосылки, утверждает А.И. Субетто: «наличие ноосферной научной школы в России и их трудов; развернувшееся ноосферное научно-образовательное движение, результатом которого стали: формирующееся ноосферное образование и происходящий ноосферно-парадигмальный синтез научного знания; происходящая вернадскианская революция в системе научного мировоззрения в России, Беларуси и в мире».

Становление ноосферного образования знаменует собой «преобразование российского общества в научно-образовательное общество, с одновременной его ноосферизацией» и включает в себя, по мнению А.И. Субетто: «первое: отказ от рыночного фундаментализма в образовательной политике; второе: отказ от определения образования как образовательной услуги… третье: признание, что образование есть общественное благо и главный механизм ноосферного развития России через постоянное восходящее воспроизводство качества человека и качества общественного интеллекта; четвертое: признание того, что ноосферному образованию инновационной альтернативы по отношению к развитию России нет; пятое: ориентацию на становление ноосферно-созидательного человека и ноосферно-созидательного хозяйства; шестое: восстановление в рефлексии российского общества евразийства как цивилизационного качества России… седьмое: восстановление универсализма в фундаментальной подготовке на всех ступенях непрерывного образования в России».

Стратегия ноосферного развития России – Общенациональное Дело

«Россия начала XXI века вступает в эпоху радикальных изменений, имеющих в долгосрочной перспективе только один «вектор» - ноосферный». Они происходят в напряжённой обстановке, когда глобалисты по-американски выработали и реализуют «стратегию глобального империализма мировой финансовой капиталократии на колонизацию России, на установление своей диктатуры над ее землями и ресурсами».

Россия должна отказаться от западничества и либерализма, перейти к стратегии развития на собственной основе в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.

Исторический поворот в судьбе российской цивилизации диктуются двумя главными факторами: «это возврат в политике российского государства к пониманию России, как самостоятельной, евразийской цивилизации, имеющей собственные законы социально-экономического развития, диктуемые высокой энергостоимостью воспроизводства жизни на её территории; это ноосферный императив XXI века, как императив выхода человечества из экологической «западни», (…) когда биосфера и планета Земля как суперорганизмы, (…) подписали экологический приговор всей системе капитализма и рынка, и на её базе – социальным устройствам в странах мира» (А.И. Субетто).

Научное учение о переходе биосферы в ноосферу было разработано В.И. Вернадским и в конце ХХ века трудами представителей российской ноосферной научной школы переросло в ноосферизм – целостную ноосферную научно-мировоззренческую систему, науку о природе, обществе и человеке.

«Таким образом, Россия всем ходом истории ХХ века и начала XXI века призвана к ноосферной миссии, призвана к тому, чтобы стать духовным водителем человечества на пути ноосферной трансформации всех основ бытия человечества на Земле» (А.И. Субетто). Эта высокая миссия станет «тем общим делом (понятие Н.Ф.Федорова), которое сплотит все народы, этносы России, обеспечивая их ноосферную кооперацию».

«У России Великое Будущее, как и у всего человечества! (…) Стратегия развития России должна быть системной, обладающей необходимой полнотой. Ее важнейшими «измерениями» служат положения:

Первое. Опора стратегии развития на закон энергетической стоимости и специфические законы социально-экономического развития России, как самостоятельной цивилизации;

Второе. Высший приоритет развития науки и образования, синтезирующийся с доктриной становления научно-образовательного, ноосферного общества как базы стратегии развития России;

Третье. Выполнение требований закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе;

Четвертое. Стратегия становления и развития интеллектомекой, наукоемкой, образованиеемкой экономики, в которой образование обретает функцию базиса базиса воспроизводства, а наука превращается в производительную силу и силу управления;

Пятое. Ноосферная парадигма устойчивого развития – управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, как базовое основание целеполагания в стратегии развития России в XXI веке;

Шестое. Русская культура, русская духовность, из недр которой вырастает ноосферная культура и ноосферная духовность, востребующие такие ценности из ценностного генома русского народа и России, как Правда, Любовь, Красота, Гармония, Добро, всечеловечность, всемирная отзывчивость, кооперация и др., – становятся основанием стратегии развития России в XXI веке;

Седьмое. Возвращение в духовное пространство идеологии, за которой «прячется» национальная идея. Такой идеологией стратегии развития России должна стать ноосферная идеология – идеология ноосферного социализма» (А.И. Субетто).

Думается, что эти семь положений и есть портрет будущего социалистического общества, которые должны войти в программу будущей парии ноосферного социализма. Предложенная А.И. Субетто модель социализма означает «совершенное общество, основанное на разумной достаточности, общественно-полезном созидательном труде, истинных знаниях и справедливых общественных отношениях, нацеленных на гармоничное развитие человека, общества и природы» (В.С. Никитин) и обеспечивает сохранение жизни человечества на Земле.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, март 2021 г.

Читайте также

На видеоконференции «Русского Лада» обсудили проблемы культуры и мировоззрения На видеоконференции «Русского Лада» обсудили проблемы культуры и мировоззрения
10 октября состоялась видеоконференция руководителей региональных отделений «Русского Лада», на которой выступили руководитель Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» В.С. Никитин и замес...
15 октября 2024
И.С. Бортников. А он, мятежный, просил бури… (Лермонтову – 210) И.С. Бортников. А он, мятежный, просил бури… (Лермонтову – 210)
Прошу простить, что позволил себе заменить одну букву в строке гениального стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Да, Михаил Юрьевич всю жизнь стремился к буре в обществе, свои мятежные мечты он вопло...
15 октября 2024
Иркутск. Вышел в свет первый том сборника статей о «Сиянии России» Иркутск. Вышел в свет первый том сборника статей о «Сиянии России»
В Иркутском Доме литераторов презентовали книгу «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“: сборник статей». Автором выступила критик, публицист, редактор, составитель книжны...
15 октября 2024