И. Наговицын. Тезисы современного космизма

И. Наговицын. Тезисы современного космизма

Все течет и все меняется, оставаясь в то же самое время самим собой. Это принцип развития. Развивается и материалистическая философия. Она не стоит на месте, а движется вперед то, угасая, то разгораясь вновь. Мы, люди двадцать первого века, не можем удовлетвориться разработками материалистов века девятнадцатого. Но и отказаться от всего философского наследия, начиная от гениальных прозрений античных материалистов, тоже не можем. Мы не имеем права пренебрежительно относиться к классикам, заложившим фундамент величайшего мировоззрения, но и не обязаны создавать вокруг них религиозного почитания.

Нам необходимо сформулировать систематизировать новое материалистическое мировоззрение, которое и так уже рождено в недрах сознательных рабочих и пролетарских интеллигентов. Нам нужно это сделать, чтобы мы могли осознать свое место в мире и в истории, получили надежный иммунитет от смертоносных метастаз раковой опухоли капитализма, высасывающей все соки из человеческого рода.

Поэтому нам нужна не просто умозрительная схоластика, а нужно «искусство жить». Нам необходимо не какое-то абстрактное умствование, а именно искусство жизни – жизни со смыслом и с радостью. В нашем красноярском клубе изучения социалистической мысли «Альтернатива» мы развили основные положения Русского Космизма, осмыслив его как новую международную практическую философию.

Если классический марксизм имел три источника, то его диалектическое развитие – новый интернациональный Космизм имеет уже семь источников:

1. Русский Космизм (Федоров, Циолковский, Вернадский, Ефремов, Ильенков, очищенный от суицидальных идей);

2. Диалектико-материалистическая философия как культура мышления (Гераклит, Гегель, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ильенков);

3. Марксистская политэкономия (Маркс, Энгельс, Ленин);

4. Психология, включающая в себя советскую психологию, гуманистический психоанализ, позитивную психологию (Выготский, Фромм, Селигман);

5. Физкультура и здоровый образ жизни, поскольку только в здоровом теле – здоровый дух (Углов, Алиев);

6. Этика, которая вытекает из предыдущих источников (классовая пролетарская мораль, советская мораль и нравственность, включающая весь опыт накопленный человечеством и очищенная от бюрократических извращений, моральный кодекс строителя Коммунизма).

7. Психологический тренинг для активного обучения навыкам поведения и развития личности (Шакьямуни, Шульц, Фромм, Алиев). 

I. КОСМОЛОГИЯ.

1. Материя является единственным началом и причиной мироздания. Никаких других начал, кроме нее, нет, а все бесконечное многообразие мира – это различные формы материи, которая несотворима, неуничтожима, самотождественна (является причиной самой себя), бесконечна во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способна к саморазвитию, то есть обладает творческим началом, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким.

2. Материя существует только в вечном движении, изменении, развитии. Можно выделить пять основных форм движения материи:

2.1. Механическое движение (простое перемещение материальных тел в пространстве).

2.2. Физическое движение (взаимодействия материальных тел).

2.3. Химическое движение (взаимодействия, изменения и превращения веществ).

2.4. Биологическое движение (сложные процессы изменения и развития, происходящие в живой природе).

2.5. Социальное движение (изменения, процессы, события в человеческом обществе). Каждая следующая форма движения базируется на предыдущих и включает их в себя, однако не сводится автоматически к ним, а представляет собой новый, более высокий уровень, качественно отличающийся от предшествующих.

3. Все в мире состоит из противоположных начал (день – ночь, расцвет – упадок, созидание – разрушение и т. д. и т. п.). Их вечная борьба и есть источник постоянного движения, изменения и развития. Но противоположные начала также образуют единство: без одной противоположности не может быть другой, они обусловливают, предполагают, создают одна другую. Это закон единства и борьбы противоположностей.

4. Количество и качество, будучи противоположностями, диалектически взаимосвязаны таким образом, что при изменении количества (увеличении или уменьшении) до какого-то предела (меры) происходит переход к новому качеству. Например, воду можно нагревать до 10, 20, 30, 40, 50, 60 °C и так далее, но она все равно будет оставаться водой; однако в некий момент всего один градус (99 + 1 °C) – изменение количества – обусловливает резкое изменение качества – вода превращается в пар. Это закон перехода количественных изменений в качественные.

5. Любая вещь, появляясь на свет из какой-нибудь другой вещи (своей причины), занимает ее место и тем самым отрицает ее, но через какое-то время сама отрицается новой вещью, которую она порождает себе на смену. Например, брошенное в землю семя превращается в растение и уступает ему место, отрицается им, а потом это растение, превращаясь в плоды, в свою очередь отрицается ими. Это не уничтожение, а переход на новый уровень существования: старое присутствует в новом в ином, преобразованном.  Это закон отрицания отрицания.

6. Движение, в основе которого лежит закон отрицания отрицания, представляет диалектическое единство противоположных начал: и создания нового, и повторения старого, и графически может быть изображено спиралью: старое повторяется, но каждый раз – на новом уровне (витке спирали). Например, нынешняя зима – такая же, как и прошлогодняя (холодно, снежно и т. д.), но все же это именно новая, нынешняя зима, а не прошлогодняя, которая навсегда ушла в прошлое. Эти законы универсальны, то есть действуют на всех уровнях организации материального мира – от атомно-молекулярного до социально-исторического.

7. На первый взгляд, свобода и необходимость взаимоисключающи, ведь свобода – отсутствие какого-либо внешнего принуждения, полная произвольность, а необходимость, наоборот, – наличие внешнего принуждения, непроизвольность. Однако при более пристальном взгляде на свободу и необходимость оказывается, что они диалектически взаимосвязаны. Например, два человека заблудились в лесу. Один из них, пытаясь выйти из него, движется совершенно свободно в любом произвольно выбранном направлении. Когда угодно он может изменить свой путь и идти куда заблагорассудится, будучи абсолютно свободным. Но, действуя таким образом, он вряд ли выберется из леса. Другой заблудившийся, наоборот, ориентируется по звездам и идет в определенном, строго заданном направлении, не отклоняясь от него. Понятно, что в этом движении он несвободен, но именно поэтому он выйдет из леса и обретет свободу. Как ни удивительно, свобода заключается в познании необходимости и ее практическом использовании. Говоря иначе, свобода – это познанная необходимость.

8. Материя с необходимостью, заложенной в ее природе, постоянно рождает мыслящие существа, постоянно воспроизводит то там, то здесь орган мышления – мыслящий мозг. И – в силу бесконечности пространства – этот орган, таким образом, существует актуально в каждый конечный момент времени где-то в лоне бесконечного пространства. Или, наоборот, в каждом конечном пункте пространства – на этот раз уже в силу бесконечности времени – мышление тоже осуществляется рано или поздно – и каждая частица материи в силу этого когда-нибудь в лоне бесконечного времени входит в состав мыслящего мозга, т. е. мыслит.

9. Поэтому и можно сказать, что в каждое актуально-данное мгновение времени мышление свойственно материи, – если в одной точке бесконечного пространства материя губит орган мышления, мыслящий мозг, то с той же железной необходимостью она воспроизводит его в то же время в какой-то другой точке.

10. Орган, посредством которого материя мыслит самое себя, таким образом, не исчезает ни в один из моментов бесконечного времени, – и материя, таким образом, постоянно обладает мышлением как одним из своих атрибутов. Утратить она его не может ни на одно мгновение. Более того, приходится допустить, что актуально мыслящий мозг всегда существует в лоне бесконечности одновременно во всех фазах своего развития: в одних точках – в стадии возникновения, в других – в фазе заката, в третьих – на ступени высшего расцвета своего развития и могущества.

11. Мышление есть абсолютно высший продукт развития мироздания. В нем, в рождении мыслящего мозга, мировая материя достигает такой ступени, на которой исчерпываются все возможности дальнейшего развития по пути усложнения организации форм движения. Мыслящая материя мозга, формой движения которой является мышление, есть абсолютно высший и непереходимый предел поступательного развития. Но поступательный характер развития не есть единственная форма развития. В противном случае оно вело бы в дурную бесконечность. Но истинная бесконечность имеет, как известно, форму круга, круговорота.

12. Высший продукт развития возвращается путем разложения в свои низшие формы, опять включаясь таким путем в вечный круговорот мировой материи. И этот грандиозный круговорот, не имеющий ни начала, ни конца, круговорот, в котором мировая материя не утрачивает ни одного из имеющихся атрибутов, не приобретает ни одного нового, заключает в себя, как кольцо, все возможные «конечные» циклы развития. Круговой характер бесконечности единственно соответствует диалектическому взгляду. 

13. Мыслящий мозг предстает с этой точки зрения как одно из необходимых звеньев, замыкающих всеобщий круговорот мировой материи. В смысле «поступательного» развития это абсолютно высшая точка круга, за нею следует возвращение материи в более элементарные и ранее пройденные формы – в биологию, в химизм, в огненно-жидкую или раскаленно-туманную массу небесных тел, в холодную и недифференцированную разреженную пыль туманностей, в газовый туман межгалактических пространств, в чисто механическое перемещение элементарных частиц и т.д. и т.п.

14. Допустив, что материальной организации, более высокой и сложной, чем мыслящий мозг, быть не может по самой природе вещей, мы тем самым признали и противоположный предел – предел простоты организации материи, предельно простую форму движения, относительное «начало» круговорота, в противном случае получается нелепость: в одну «сторону» – в сторону усложнения организации материи и формы ее движения – допущен предел, а в другую – в сторону «упрощения» ее организации – предположена дурная бесконечность.

15. Ясно, что если человечество продолжит свое эволюционное развитие, то оно породит более высокие формы жизни. Мыслящий дух на Земле не угаснет, но будет распространяться в бесконечной Вселенной. История человечества является процессом саморазвития, движущие пружины которого находятся в ней самой, во внутренних противоречиях его развития, и которое не нуждается ни в каких трансцендентных причинах для своего объяснения.

16. Историческое начало истории человека рационально и материалистически объясняется наукой. Биологическое развитие определенной породы обезьян, затем – труд и добыча огня, как социальная форма взаимодействия организма с окружающим миром, как процесс «самопорождения человека». Чем дальше развивается человечество, тем более и более глубокие клады энергии открываются перед ним и превращаются в условие его существования. Развитие власти человека над внутренними структурами материи и над заключенной в них энергией движения прямо противоположно перспективе погибнуть от недостатка энергии, движения, тепла. Было бы совершенной нелепостью, если бы человечество - уже сейчас овладевающее внутриядерными запасами энергии – через миллионы лет оказалось бы беспомощным перед лицом холода, простого недостатка тепла.

17. Точно так же приходится отвергнуть и представление о том, что человечество найдет свой конец в результате физиологического вырождения, физиологической деградации. Физиология – та же природа, а человек идет ко все большей и большей власти над природой данным материалом своей деятельности. Добывая аккумулированную внутри элементарных частиц энергию, свободно превращая одни виды движения в другие, одни химические элементы – в другие, и управляя одновременно своим собственным физиологическим развитием, направляя его по целесообразному руслу, человечество, по-видимому, имеет все возможности уйти от «холодной» и голодной смерти. Оно, по-видимому, в силах будет создать искусственную среду и поддерживать ее, сохранять и воспроизводить и без помощи щедрой и даровой энергии Солнца. Уже сейчас это вполне прорисовавшаяся тенденция развития человечества.

18. Но мыслящая материя не в состоянии пережить, несмотря на всю свою власть над природой, противоположное холоду межмировых пространств состояние мировой материи к которому эволюция миров приводит столь же неизбежно, как и к остыванию, – огненно-раскаленная «молодость» космической материи, состояние раскаленного газа молодой, рождающейся туманности – исходной точки нового космического цикла. Никакие усилия не спасут его от смерти в урагане мирового «пожара», который когда-нибудь возвратит огненную молодость нашему мировому острову. Этот пункт – в котором материя и движение, безвозвратно утраченные благодаря излучению, каким-то способом вновь концентрируются, накапливаются в форму сгустков раскаленного, ураганно вращающегося газа, пара, – и оказывается тем пунктом, в котором мыслящая материя должна исчезнуть уже абсолютно обязательно.

19. Человечество, или другая совокупность мыслящих существ, произошедших от него в ходе эволюции, в какой-то, очень высокой, точке своего развития – в точке, когда материя остывает и близка к состоянию так называемой «тепловой смерти», – в этой роковой для материи точке – каким-то способом (неизвестным, разумеется, нам, живущим на заре истории человеческого могущества) сознательно способствует тому, чтобы начался обратный – по сравнению с рассеиванием движения – процесс – процесс превращения умирающих, замерзающих миров в огненно-раскаленный ураган рождающейся туманности.

20. Произошедший от человечества мыслящий дух, возвращает природе старый долг. В этом процессе он сам может сохраниться как закономерность мира – Логос. Когда-то, во времена своей молодости, природа породила мыслящий дух. Теперь, наоборот, мыслящий дух возвращает матери-природе, умирающей «тепловой смертью», новую огненную юность – состояние, в котором она способна снова начать грандиозные циклы своего развития, которые когда-то вновь, в другой точке времени и пространства, приведут снова к рождению из ее остывающих недр нового мыслящего мозга, нового мыслящего духа.

21. Следовательно, появление мыслящего духа в русле мирового круговорота – вовсе не случайность, которой с равным правом могло бы и не быть, а внутренне-полагаемое условие его собственного осуществления. Мыслящая материя – как высшая качественно форма движения всеобщей материи – играет важную роль в процессе всеобщего круговорота – роль, соответствующую сложности и высоте ее организации. В отношении материи и мышления появляется действительная диалектика – взаимная обусловленность, внутри которой материя хотя и остается первичным и определяющим (первым по природе), тем не менее, оказывается обусловленной обратным активным воздействием со стороны мышления. Мышление предстает в этом свете как не только самый высший и прекрасный цвет мироздания, но и как цвет, который своей смертью порождает абсолютно необходимый с точки зрения всеобщего круговорота плод, результат.

II. ФИЛОСОФИЯ.

1. Что я могу знать?

Я не могу точно знать о происхождении вселенной и будущем мира. На этот счет я могу только строить научные гипотезы и смелые предположения. Но я, как человек, знаю, что испытываю страдания, потому что меня, как наемного работника, эксплуатируют, и я отчужден от результатов своего труда. Поэтому я вынужден прожигать большую часть своей жизни за монотонной, неинтересной и надоевшей работой, в то время как мои эксплуататоры наслаждаются всеми благами материальной жизни.

2. Что я должен делать исходя из этого знания? Я должен изменить свою жизнь. Но сделать это я смогу только изменив это мир. Изменить его можно только революционным путем. И этот путь, по меркам человеческой жизни, очень длинный. Не факт, что я смогу вкусить плодов своей экономической борьбы, но я могу внести свой вклад в общий ход истории, который приведет род людской к процветанию.

3. На что я могу надеяться? Я могу надеяться на коммунизм – на свободную ассоциацию трудящихся, в которой свободное развитие каждого есть условие развития всех. Если я сам не доживу до этого момента, то будущие поколения людей имеют такой исторический шанс.

4. Истинная цель каждого разумного человека труда, в данной исторической ситуации, состоит в самоосвобождении от давления экономического принуждения с тем, чтобы он мог развиваться как человек и формировать себя как гармоничную личность. То есть главная наша забота на сегодняшний день — освободить человеческую личность, помочь человеку преодолеть утраченную гармонию с природой и другими людьми. Вся история человека отмечена его борьбой с природой. В какой-то момент человек в такой мере разовьет природные источники производства, что антагонизм между человеком и природой, наконец, будет устранен. В этот момент предыстория человечества закончится и начнется подлинно человеческая история.

5. Изменение – это суть Бытия и человека. Но, для человека в изменениях позитивных – весь смысл жизни. Мы должны менять Бытие в лучшую сторону. Хорошо то, что ведет к социализму. Плохо то, что мешает строительству социализма.

6. Сущность человека заключается в противоречии, заложенном в его существовании. С одной стороны – человек является частью природы, он – животное и тем самым подчиняется законам природы. Но, вместе с тем, он вышел за пределы собственно природного мира благодаря возникновению у него самосознания, разума, воображения. Тело человека заставляет его хотеть жить, а разум позволяет ему предвидеть собственный конец, что обрекает человека на двойственное, противоречивое существование. Человек не может оставаться нейтральным и пассивным перед лицом двойственности своего бытия и перед вызовом жизни и смерти. Существование человека как человека ставит перед ним вопрос, как преодолеть раскол между собой и внешним миром для достижения чувства единения с ближними и с природой.

7. Существуют немногие доступные познанию ответы на этот вопрос о существовании, и они могут быть сведены к двум основным альтернативам. Одна из альтернатив связана с попытками человека вновь обрести гармонию с природой путем регресса к архаичным или даже дочеловеческим способам существования, за счет забвения специфически человеческих качеств – разума и способности любить. Другая ставит целью полное развитие человеческих возможностей и установление новой гармонии с ближними и с природой.

8. Первый путь обречен на неудачу. Он ведет к смерти, разрушению и страданию человечества, а не к росту человека, не к его гармонии и силе. Напротив, вторая альтернатива исключает алчность и эгоцентризм, требует дисциплины, воли и внимательного отношения к тем, кто способен указывать путь. И хотя этот путь трудный, только он имеет шансы на успех, ведь даже если цель еще не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижение, уже оказывают объединяющий, интегрирующий эффект, мобилизующий энергию человека.

9. Основной выбор человека – это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор. Человек свободен сделать свой выбор, но свобода эта ограничена. Существует много благоприятных и неблагоприятных моментов, которые влияют на человека - его психологическая конституция, особенности социального окружения, семья, учителя, друзья случайные и выбранные. Задача человека – расширять пространство своей судьбы, укреплять то, что содействует жизни, в противоположность тому, что ведет к смерти. Жизнь и смерть – это не биологическое состояние, а способы бытия человека, его взаимодействия с миром. Жизнь означает постоянное изменение, постоянное рождение. Смерть означает прекращение роста, окостенелость, зацикленность. Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

10. Ни неолиберальный «западный» капитализм, ни «социализм с китайской спецификой», ни «СССР 2:0» не способны решить проблему будущего. И те, и другие порождают бюрократию, которая превращает людей в вещи. Человек должен поставить законы природы и общества под свой сознательный и рациональный контроль; но не контроль бюрократический, который управляет и вещами, и людьми, а контроль свободных ассоциированных производителей, которые управляют вещами и подчиняют их человеку, который есть мера всех вещей. Рабочая демократия есть наиболее адекватная реализация условий, необходимых для достижения конечной цели полного раскрытия человеческих возможностей.

11. Рабочая демократия – это государство нового типа, построенное снизу вверх – на основе широкой сети гражданских, производственных, потребительских и профессиональных организаций. Научные факты и социальные тенденции таковы, что трудящиеся могут создать самоуправляющийся союз производительных ассоциаций, сельскохозяйственных коммун (общин) и индустриальных объединений рабочих, когда:

11.1. Вместо корпораций и «групп компаний» – появится единая ассоциация производственного самоуправления трудящихся;

11.2. Вместо «невидимой» и одновременно коррумпированной «руки рынка» – возникнет демократическое планирование экономического развития, которое учтет запросы и потребности всего населения;

11.3. Вместо «игры спроса и предложения», которая всегда заканчивается победой богачей, – придет контроль трудящихся над ценообразованием;

11.4. Вместо среднего и мелкого частного производства – будут построены сети кооперативов, артелей, коммун производителей;

11.5. Вместо «рынка жилья» – начнется обобществление и справедливое распределение жилого фонда;

11.6. Вместо коммерциализации ЖКХ – будет бюджетное финансирование водоснабжения, освещения, отопления;

11.7. Вместо «поголовной автомобилизации» (сиречь, отравления окружающей среды) – начнется масштабное развитие экологически чистого общественного транспорта;

11.8. Вместо коммерциализации образования – будет установлено всеобщее обязательное бесплатное среднее образование, по желанию – бесплатное высшее образование;

11.9. Производство служит не экономике, а человеку;

11.10. Отношения тандема «человек-природа» строятся на кооперации, а не на эксплуатации;

11.11. Противостояние заменяется солидарностью;

11.12. Высшими целями социума являются отсутствие страданий и человеческое благо.

12. Такая последовательная реализация принципов рабочей демократии приведет к отмиранию денежной системы и замене государства ассоциацией народного самоуправления и заложит материальный фундамент новой гуманистической цивилизации.

III. МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ

1. Человеческое общество в своём поступательном историческом движении прошло через две общественные формации, первичную и вторичную, внутри которых развивались последовательно сменявшие друг друга способы производства. В основе первичной формации лежал первобытнообщинный способ производства с примитивными орудиями труда, с общим характером равномерного распределения (присвоения). На смену ему через «азиатский» (переходный) способ производства с государственной собственностью пришла вторичная уже экономическая формация. В ней развивались античный, феодальный, капиталистический способы производства с частной собственностью, с частным характером неравномерного распределения. Каждый из них шаг за шагом проходил свой диалектический путь становления, развития, доминирования и угасания.

2. Переход к новому способу производства во всемирно-историческом смысле происходил лишь тогда, когда предыдущий полностью выработал свой потенциал для развития производительных сил. И даже когда определённые экономические отношения доминировали на планете, в нём всё равно как генетическая память сохранялись отношения ушедших эпох, а новые хозяйственные отношения, зарождаясь в старых, затем их отрицали. Эта закономерность подтверждена всем ходом истории.

3. Впереди у человечества – третичная формация обобществившегося, т.е. очеловечившегося человечества с развитием коммунистических отношений общей собственности, общим характером равномерного распределения (присвоения) на новом, более высоком уровне, по сравнению с первобытно общинным способом производства.

4. Капитализм создал свою форму частного (неравномерного) присвоения – капитал как самовозрастающую стоимость, т.е. стоимость, образуемую стоимостью рабочей силы, купленной на рынке труда собственником средств производства. Капитализм создал и наёмный труд, освободив революционным путём рабочую силу от феодальной зависимости. Капиталистическая частная собственность позволяет собственнику присваивать прибавочную стоимость из неоплаченной части труда наёмного работника – пролетария.

5. Мы придерживаемся марксистского определения пролетария как свободного от феодальной зависимости эксплуатируемого наёмного работника умственного или физического труда, отчуждённого от продукта своего труда, не имеющего в собственности иного капитала, кроме своих физических и умственных способностей. Создав пролетариат, капитализм тем самым создал и своего могильщика.

6. Частный характер капиталистических производственных отношений, обусловленный отношениями капиталистической частной собственности, стал постоянно вступать в противоречие с общим характером производительных сил, приобретённым в условиях капиталистического разделения труда, господства рыночных отношений, товарного производства и обмена. Капиталистическая частная собственность постепенно превратилась в тормоз развития производственных отношений, а они, в свою очередь, стали тормозить развитие производительных сил. Непланомерное производство, его анархия, наряду с рыночной конкуренцией обособленных производителей, неравномерное распределение – приводят к перепроизводству, к банкротствам предприятий, к безработице и обнищанию трудящихся масс на фоне сверхпотребления капиталистов-предпринимателей.

7. Вместе с тем частная собственность отчуждает работника от продукта его труда, человека от его родовой сущности как человека общественного, человека от человека, человека от природы, человека от возможности всестороннего развития его способностей. Нередко она является причиной неестественных, надуманных вожделений. Развитие отношений частной собственности, частного присвоения достигло своего апогея при капиталистическом способе производства.

8. Развитие капиталистического общества на протяжении всей своей истории подтверждало и подтверждает марксистский тезис о неизбежности и необходимости перехода человечества от классового общества, высшей и последней формой которого является капитализм, к бесклассовому коммунистическому обществу. Процесс роста обобществления производства, на основании которого основоположники научного коммунизма сделали вывод о неизбежности этого перехода, продолжается, демонстрируя все новые и новые формы и доводя эти формы до крайних пределов, возможных при капиталистическом способе производства.

9. Этот рост, посредством концентрации и централизации производства и капитала, привел к началу ХХ века крупнейшие капиталистические державы к монополистической стадии развития капитализма – империализму. Этот же рост толкал эти державы к расширению своих территорий путем колониальных захватов вплоть до завершения территориального раздела мира. Высокий уровень монополизации внутренней экономики и завершенность колониального раздела мира поставили мировую капиталистическую систему перед всеобщим кризисом – экономическим, политическим, военным. Перед ней стоял выбор: или перейти к более высоким формам капиталистического обобществления или погибнуть под тяжестью накопившихся противоречий и под ударами первой попытки мировой социалистической революции, начатой в Октябре 1917 года в России.

10. Посредством двух мировых, множества локальных и ряда гражданских войн и революций, ценой многих десятков миллионов человеческих жизней, капитализм сумел перейти на новый, относительно «мирный» этап дальнейшего роста обобществления, обеспечив на несколько десятилетий новый скачок в развитии производительных сил. Итогом этих войн стало образование двух соперничающих блоков. Большая часть человечества была объединена под эгидой США.

11. В то же время другая часть человечества, представленная рядом менее развитых стран, встала на форсированный путь преодоления феодальных пережитков. После купирования партийной бюрократией пролетарской революции в России, капиталистические отношения не были преодолены, но приобрели форму государственного капитализма, обеспечившего резкий подъем производительных сил и превращение СССР во вторую сверхдержаву мира, распространившую свою систему на Восточную Европу. На тот же путь встал в результате грандиозной революции и маоистский Китай.

12. К 80-м годам капитализм начинает новый качественный переход в своем развитии. С одной стороны, подошел к своему исчерпанию государственный капитализм в т.н. «социалистических» странах. Централизация собственности в руках государства сыграла свою роль в подъеме их экономики, дальнейшее развитие требовало включения их в международное разделение труда всей мировой капиталистической системы.

13. Одновременно развитие производства, международного разделения труда и взаимной торговли на мировом рынке все более настоятельно требовали ликвидации протекционистских барьеров и между государствами «свободного рынка». Экономика все больше начинает работать как экономика одного государства, которому мешают «внутренние» перегородки. Это процесс, получивший название глобализации, привел к слому экономик стран государственного капитализма, разделу их государственной собственности с целью полновесного включения в мировой рынок. Это имело катастрофические экономические последствия для многих стран бывшего т.н. «социалистического лагеря». За исключением тех из них, где правящий класс, как в Китае или Вьетнаме, успел самостоятельно и заблаговременно приступить к открытию своего рынка. 

14. Но капитализм не может мирным путем довести до конца реализацию своей исторической миссии. Глобализация не ведет непосредственно к политическому и экономическому объединению человечества, как этого требует нынешний этап развития мировой экономики. Капитализм не может мирно объединить человечество, он может сделать это только в борьбе одних держав против других. И поэтому вместо всемирного мы видим региональное объединение государств в соперничающие между собой экономические блоки. Процесс формирования на базе этих блоков новых надгосударственных экономических образований, в перспективе ведущих к их политическому объединению, является главной чертой современного этапа капиталистического развития. Нарастающие кризисные явления в экономике служат дополнительным катализатором этого процесса.

15. Так же как столетие назад, растущие колониальные империи пришли в столкновение между собой, положив начало всеобщему кризису капитализма первой половины ХХ века, так и растущие региональные образования континентального масштаба придут (и уже приходят) в столкновение между собой за право объединения мира на своих условиях. Капитализм опять находится перед дилеммой нового всеобщего системного кризиса: или перевести свое развитие на новый этап обобществления производства (всемирный капитализм, всемирный государственный капитализм) через новую мировую войну или череду многочисленных кровавых региональных конфликтов; или быть опрокинутым новой попыткой мировой социалистической революции. Только открытая классовая борьба определит результат разрешения этой дилеммы. Коммунисты не должны оставлять капитализму, который на своем пути принесет в жертву десятки и сотни миллионов человек, право самому решить судьбу будущего человечества. Нынешний уровень вооружений, всемирный охват новым конфликтом, ставит, в этом случае, человечество перед угрозой полного уничтожения.

16. Единственным путем предотвращения грядущего конфликта (или его прекращения) является всемирная социалистическая революция рабочего класса, установление всемирной диктатуры пролетариата, ликвидации капиталистической системы наемного труда и последующий переход к бесклассовому коммунистическому обществу. Парижская Коммуна 1871 года была первой попыткой пролетариата довести до конца эту революцию в эпоху, когда условия для нее были еще недостаточно зрелыми. Октябрьская революция 1917 года в России стала первым очагом мировой коммунистической революции, вызвавшим международную революционную волну, которая положила конец империалистической войне. Поражение этой революционной волны, в частности в Германии в 1919-23 гг., обрекло революцию в России на изоляцию и быстрое вырождение. Бюрократия КПСС стала могильщиком Октябрьской революции. Современные наследники КПСС как-то не любят вспоминать о том, какие производственные отношения породили Горбачева и Яковлева, «переводя стрелы» на почву конспирологии, ну да ладно…

17. Базирующиеся на государственной собственности «социалистические» режимы были и остаются государственно-капиталистическими государствами, несмотря на «марксистскую надстройку», потому что там, где есть наемный труд, всегда существует капитал как форма собственности, использующая наемный труд.

IV. ПСИХОЛОГИЯ

1. Причиной субъективных психологических страданий у человека является тревога, которая зарождается еще у ребенка при столкновении с враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной оказывается невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувства одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество эксплуатации и извлечения прибыли – есть источник всеобщего отчуждения. Оно враждебно коренным тенденциям развития личности и преображения ее ценностных, практических идеалов и установок. Ни одно из социальных устройств, которое знало человечество, не было направлено на развитие личностного потенциала. Напротив, социумы разных эпох оказывали давление на личность, трансформировали ее, не позволяли развиться лучшим задаткам человека. Поэтому, через исцеление индивида, совокупно с его социально-экономическим освобождением, может и должно произойти оздоровление всего общества.

2. Социальное – это важнейший фактор развития личности. Движущими силами развития личности, являются две противоположные бессознательные потребности, которые являются врожденными: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров и идеалов. Напротив, потребность в индивидуализации толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требования общества. Эти потребности являются причиной внутренних противоречий, так как человек стремиться соединить эти две противоположные тенденции в своей жизни. Стремление примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом.

3. Единственным чувством, которое помогает человеку примирить эти потребности, является любовь в широком смысле этого слова. В своем стремлении к индивидуализации, человек любой ценой пытается достичь свободы от других людей, но, обретя ее, он не знает, что с ней делать, соответственно, у человека возникает желание поменять свободу на укорененность. В то же время, можно выделить и другой вид свободы – свобода для осуществления своих намерений. Такая свобода требует от человека освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают ему в осуществлении задуманного. Она принимается человеком с радостью, так как одновременно удовлетворяет и потребность в индивидуализации, и в укорененности. Эта свобода гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. «Свобода для» рождается только в любви.

4. Механизмы психологической защиты, с помощью которых несознательный человек стремиться избежать внутриличностного конфликта – это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им некое ощущение собственной индивидуальности. При  конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они, тем не менее, не решают глобальных проблем.

5. Есть два способа реализации своей внутренней свободы: способ иметь и способ быть. Критерием для выделения того или иного способа выступает активность человека, но не в смысле внешней занятости, а в смысле внутреннего подвижничества, продуктивного использования им своих человеческих возможностей. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен человек.

6. Быть - это значит обновляться, расти, изливаться, вырываться из стен своего изолированного «я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-то, отдавать. Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе.

7. Иметь – это значит укореняться в обществе, демонстрировать окружающим  свою значимость, придавать себе вес в глазах других, быть агрессивным, нетерпимым, неуверенным. Развитие по типу иметь приводит к неврозу, делая эту потребность все более ненасыщаемый и приводя ко все большим душевным страданиям и напряженности человека.

8. Следует различать понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это свойства человеческой психики врожденные. Характер – это приобретенное. Суть характера – отношение человека с миром, ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром и составляет суть характера. Характер – это вторая натура человека, в которой доминируют различные страсти. Различия в характере детерминируются различными общественными условиями. Характер – это социальное явление, это относительно постоянная форма, в которой проявляется актуальная энергия человека. Характером определяются все действия и поступки человека, он дает возможность человеку не размышлять о том, как нужно действовать в той или иной ситуации. Характер формируется родителями, методы воспитания которых определяются культурой,  а также социальной структурой общества. Именно в семье человек адаптируется к окружающей среде и у него формируются черты характера. В характере, проявляется два процесса – ассимиляция (связь  с внутренним миром) и социализация (связь с внешним миром) и две ориентации характера: продуктивная и непродуктивная.

9. Вот типы социального характера, которые Эрих Фромм описывал на основе клинических данных:

9.1. Рецептивный – человек убежден, что источник всего хорошего лежит вне его. Для него характерны зависимость и пассивность, невозможность делать что-либо без посторонней помощи. Считает, что основная задача – быть любимым.

9.2. Эксплуататорский – человек берет все, что нужно любимым способами. Всячески добивается любви, к творчеству не способны. Они агрессивны, надменны, самонадеянны, эгоцентричны, уверенны в себе, активны.

9.3. Накапливающий – человек стремиться обладать материальными благами, властью, требуют любви, тяготеют к прошлому, бояться нового. Они ригидны, подозрительны, упрямы, предусмотрительны и сдержанны.

9.4. Рыночный – человек глубоко убежден, что все покупается и продается. Личность оценивается им как товар. Эти люди заинтересованы в приятной внешности, знакомствами с нужными людьми. Они бестактны, неразборчивы в средствах, общительны.

9.5. Производящий – это продуктивная ориентация характера. Такие люди уважают себя и других, чувствуют себя защищенными.

10. Развивать в себе производящий характер можно при помощи физической культуры, включающей в себя здоровый образ жизни, а также при помощи следованию этическим принципам и психологическим тренировкам.

V. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

1. Исходя из собственного опыта, научных данных знаменитый советский хирург, академик Федор Углов, доживший до 104 лет, составил памятку российского долгожителя:

1.1. Люби Родину. И защищай ее. Безродные долго не живут.

1.2. Люби работу. И физическую тоже.

1.3. Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.

1.4. Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации.

1.5. Люби свою семью. Умей отвечать за нее.

1.6. Сохрани свой нормальный вес, чего бы это тебе ни стоило. Не переедай!

1.7. Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест.

1.8. Не бойся вовремя пойти к врачу.

1.9. Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки и телевизионной рекламы.

1.10. Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его.

1.11. Индивидуальное бессмертие недостижимо, но длина твоей жизни во многом зависит от тебя самого.

1.12. Делай добро.

VI. ЭТИКА

1. Происхождение морали коренится в исключительно социальной, коллективной природе человека. Мораль является продуктом не только глубоких общественных инстинктов, она связана с коллективным, совместным, запланированным характером труда, который требует все более усложняющегося производственного аппарата. Основа, сущность морали – это признание необходимости солидарности перед лицом биологической уязвимости человека. Это социальные нормы поведения, выработанные социальной группой в ходе выживания. Именно солидарность (которую, впрочем, убедительно подтвердили недавние научные открытия, особенно в области антропологии и палеонтологии) представляет собой общий знаменатель всего, что было положительного и устойчивого в истории морали. Солидарность как таковая является эталоном прогресса и присуща человеческому обществу во все времена, несмотря на превратности и откаты исторического развития.

2. История показывает, что шансы на выживание у человека тем выше, чем более едино и сплоченно общество, чем гармоничнее отношения между его составными частями. Но развитие морали на протяжении веков – не только вопрос выживания человеческого рода. Оно обуславливает возникновение все более сложных и завершенных форм коллектива, которые, в свою очередь, обеспечивают развитие потенциала человека и общества. Люди могут раскрыть свои человеческие качества лишь во взаимодействии с другими. Поиск коллективных интересов на практике способствует нравственному прогрессу членов общества. Чем теснее жизнь связана с обществом, тем она богаче.

3. Один лишь пролетариат способен дать ответ на вопрос о происхождении и сущности морали, поскольку ключом для понимания ее истории служит перспектива строительства единой человеческой общности – коммунистического строя. Пролетариат – первый класс в истории, у которого нет своих частных интересов; он объединен подлинной социализацией производства, которая является материальной базой качественно более высокого уровня человеческой солидарности.

4. Пролетарская мораль развивается в борьбе с господствующими ценностями, но не является чем-то совершенно чуждым им. Смысл морали буржуазного общества определяется универсализацией товарного производства. Это придает ей в высшей степени демократический характер, что сыграло весьма прогрессивную роль в распаде феодального общества, но стало все больше проявлять свои иррациональные аспекты на этапе упадка капиталистической системы.

5. Все общество, в том числе рабочую силу, капитализм оценивает в количественных показателях. Ценность человека и его производительной деятельности определяется уже не его конкретными личными качествами, не вкладом в коллективный труд. Она измеряется лишь количественно, по сравнению с другими и с абстрактным средним значением, которая навязывается обществу словно независимая, слепая сила. Заставляя людей конкурировать между собой, постоянно сравнивать себя с другими, капитализм подрывает человеческую солидарность, лежащую в основе общества. Не принимая в расчет действительные качества людей, в том числе нравственные, он подрывает саму основу морали. Заменяя вопрос «Что я могу дать обществу?» вопросом «Каковая моя личная значимость в обществе?» (под которой подразумеваются богатство, власть, престиж), он подвергает сомнению возможность существования человеческой общности как таковой.

6. Капитализм несет в себе тенденцию к подрыву совокупности моральных ценностей, накопленных человечеством на протяжении тысячелетий, начиная с первых проявлений гостеприимства и уважения к другим, глубинных побуждений оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

7. Борьба пролетариата за коммунизм, бесспорно, являет собой высшее достижение человеческой морали. Это означает, что рабочий класс унаследовал все накопленные цивилизацией духовные богатства, развил их на качественно более высоком уровне и тем самым сберег от негативных последствий распада капитализма. Одной из основных целей коммунистической революции является победа общественных инстинктов над антиобщественными побуждениями. Как показал Энгельс в «Анти-Дюринге», подлинно общечеловеческая мораль, не несущая на себе отпечаток классовых противоречий, будет возможна лишь тогда, когда не только эти противоречия, но и сама память о них исчезнут из повседневной практики.

8. Пролетариат в своем развитии воспринял и давние правила общежития, и последние достижения культуры морали. Ибо такие элементарные принципы, как недопустимость воровства и убийства, представляют собой не только основы солидарности и взаимного доверия в рабочем движении, но и надежно ограждают от проникновения чуждого морального влияния буржуазии и люмпен-пролетариата.

9. Для рабочего движения представляют крайнюю важность развитие общественной жизни, забота о ближних, защита детей, стариков, тех, кто слаб и нуждается в помощи. Хотя любовь к человечеству не является исключительной прерогативой пролетариата, как утверждал Ленин, она представляет собой для рабочего класса важнейший фактор, помогающий преодолеть неопытность, узость ума и отсталость непролетарских эксплуатируемых слоев и классов.

10. Поэтому «Моральный кодекс строителя коммунизма»  — свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, актуален для сознательных рабочих, с учетом небольших исторических поправок и сегодня:

10.1. Преданность делу коммунизма, любовь к страждущей под игом капитала Родине.

10.2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

10.3 Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

10.4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

10.5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

10.6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

10.7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

10.8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

10.9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10.10. Дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

10.11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

10.12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ИЛИ ИСКУССТВО ЖИТЬ

1. Поскольку никто не может избежать неподходящего общества, мы не должны позволять вводить нас в заблуждение: мы должны видеть неискренность за маской дружелюбия; деструктивность за маской бесконечных жалоб на несчастья; нарциссизм за очарованием. Мы также не должны действовать под влиянием обманчивой внешности, чтобы избежать самообмана. Мы не должны говорить о том, что видим все это, но мы и не должны пытаться убедить их в нашей слепоте.

2. Если другие люди не понимают нашего поведения – так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой. Мы не обязаны давать никому отчета или объяснений, если только наши действия им не вредят или не посягают на их права. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли», то есть оправдали. Пускай судят по вашим поступкам, и по ним – о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе – своему уму и сознанию – и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.

3. Другим барьером на пути обучения искусству жить является доктрина «без усилий, без боли». Люди убеждены, что все, даже самые сложные, задачи должны решаться с минимумом усилий или совсем без них. Причины для такой тенденции сегодня легко обнаружить. В условиях растущей потребности в техническом персонале, в полуобразованных людях, которые работают на производстве и в сфере услуг, от рядовых клерков до мелких начальников, нужны люди с поверхностными знаниями. Как следствие учебу воспринимают как приятное, а не навязанное занятие, тем более в областях, где потребность в серьезных знаниях минимальна. Нужно воспринимать трудности с радостью, без раздражения, чтобы выучить то, что необходимо и изменить свое общественное положение. А для этого необходимо следующее:

4. Хотеть что-то одно. Первым условием для достижения успехов в любой области, включая искусство жить, является «хотеть что-то одно». «Хотеть что-то одно» предполагает принятие решения, посвящение себя одной цели. Это означает, что человек целиком отдает себя одному предмету желания по своему собственному решению, что вся его энергия направлена на достижение избранной цели. Если же энергия разделена по разным направлениям, то это не только уменьшает энергию стремления к цели, но и приводит к эффекту дополнительного ослабления потоков энергии из-за возникновения постоянных конфликтов между ними.

5. Пробудиться. Когда мы приходим в себя и начинаем осознавать проблемы, которые внутри нас и вокруг – мы пробуждаемся. Мы пробуждаемся в той степени и до того уровня, которых требует жизненно важная задача (например, работа или защита наших жизненных интересов) или страстно желаемая цель (например, выиграть деньги.) Состояние же полного бодрствования отличается от этих частичных и прагматичных состояний. В этом состоянии человек не только знает то, что ему необходимо знать для выживания или удовлетворения страстных желаний, он осознает себя и мир вокруг. Человек видит пусть не полностью, но четко и почву, и корни. Мир становится вполне реалистичным; каждая деталь и все детали в их сочетании и взаимодействии становятся важными. Это выглядит так, как будто перед глазами постоянно была вуаль, а вы не знали об этом, – и вдруг она упала.

6. Осознавать. Обычно слова «осознавать», «знать» и «понимать» считаются синонимами. Однако этимологические корни слова «осознавать» указывают на его отличие от двух других слов. Оно обычно интерпретируется, как «стать понимающим что-либо». Это означает нечто большее, чем простое понимание или знание; это означает открыть то, что не было очевидным или совсем не ожидалось. Другими словами, осознание – это знание или понимание в состоянии полного внимания. Оно может относиться как к телесному, так и к психическому состоянию человека (то есть его чувствам и настроению).

6.1. Простым примером осознания тела является осознание собственного дыхания. Конечно, мы знаем, что дышим, но это умственное знание, которое можно подтвердить, наблюдая за фактом нашего дыхания, вдохов, выдохов или движений нашей брюшной полости. Но это знание того, что мы дышим, отличается от осознания акта дыхания. Любой может заметить разницу, проведя простой эксперимент. Нужно сесть в расслабленной – то есть не сутулой или напряженной – позе, закрыть глаза, постараться ни о чем не думать и просто чувствовать свое дыхание. Это, безусловно, легче сказать, чем сделать, потому что множество мыслей вторгнется в ваше сознание, и вы заметите, особенно вначале, что после нескольких секунд уже не осознаете свое дыхание и начинаете думать о множестве зачастую неуместных вещей. До той степени, до которой вам удастся сконцентрироваться на дыхании, вы сможете осознать его. Без попыток управлять дыханием или контролировать его, без какой-либо цели вообще вы будете просто дышать. Вы почувствуете, что это осознание дыхания сильно отличается от мыслей о дыхании. Реально эти два вида ощущения дыхания исключают друг друга. Когда я думаю о своем дыхании, я не могу осознавать его.

6.2. Другим примером, также доступным любому, является следующий. Снова примите расслабленную позу и закройте глаза. Руки отдыхают на коленях. После чего попытайтесь поднять одну руку на угол в 45°. Когда мы делаем это нормально, с открытыми глазами, наша нервная система дает сигнал соответствующим мышцам, и мы поднимаем руку. Мы делаем это сразу, видим результат; приказ выполнен, и мы теперь можем отдать приказ опустить руку в первоначальное положение. Ощутили ли мы движение руки? Вряд ли. Рука – это инструмент, и все это мало отличается от нажатия кнопки, которое привело бы в движение искусственную руку. Здесь важен результат, а не процесс. Если же, в отличие от обычного случая, мы хотим сконцентрироваться на ощущении движения, то мы должны попытаться забыть о конечной цели и двигать рукой настолько медленно, чтобы почувствовать, как она двигается – от легкого движения ладони из состояния покоя в момент, когда она отделяется от коленей, и дальше, дальше до тех пор, пока рука не достигнет примерно запланированной высоты, а затем опустить руку вниз, пока она не достигнет состояния покоя.

6.3. Любой, кто проделает это несложное упражнение, заметит, что он ощущает движение руки, а не просто является свидетелем этого «движения». Он также поймет, что он настолько сосредоточен на осознании движения, что не думает или размышляет о нем; он может думать или размышлять до или после него, но во время процесса осознания мысли исключаются. Тот же принцип заложен в китайской традиционной системе Тайцзы и Цигун, а так же в методе «Ключ» нашего соотечественника Хасая Алиева, которые является особенно рекомендуемыми упражнениями, потому что сочетают элементы «сенсорного осознания» с состоянием концентрированной медитации.

7. Концентрироваться. Способность концентрироваться стала редкостью в жизни современного человека. Напротив, кажется, что он делает все, чтобы избежать концентрации. Ему нравится делать несколько вещей одновременно, например, слушать музыку, читать, есть, разговаривать с друзьями. Эту тенденцию очень сжато выразил один мультипликационный фильм: человек установил телевизор на стене у кровати, чтобы он мог смотреть на экран, когда занимается любовью!

7.1. Проблема концентрации в конечном счете порождена всей структурой современной системы производства и потребления. Чем больше труд человека сводится к обслуживанию машин или к выполнению роли той детали машины, которую еще не воплотили в железе или стали, тем меньше у него шансов на концентрацию. Процесс работы слишком монотонен, чтобы поддерживать истинную концентрацию. То же самое верно для потребления. Рынок предлагает так много различных видов развлечений, как только можно, их такое количество, что нет ни необходимости, ни возможности сосредоточиться на чем-то одном. Что будет с промышленностью, если люди начнут концентрироваться на нескольких вещах, а не быстро уставать от них и бросаться покупать новые, которые нужны только потому, что они новые?

7.2. Как же научиться концентрации? В качестве первого шага можно попрактиковаться в неподвижности. Говоря конкретно, это означает сидеть не двигаясь, скажем, минут десять, ничего не делать и, насколько возможно, ни о чем не думать, только осознавать, что происходит в тебе самом. Тот, кто думает, что это легко, никогда не пытался так делать. Любой, кто попробует, поймет, что это достаточно сложно. Он заметит, что неспокоен: он двигает рукой, ногой, телом. Это становится еще более заметно, если выбрать классическую позу, которую мы видим на статуях и изображениях сидящих фараонов: ноги не скрещены, а плотно поставлены перед вами, руки на подлокотниках или на коленях. Эта поза не должна быть ни напряженной, как учили на уроках старомодной гимнастики в военном стиле, ни сутулой и ленивой. Она иная: положение тела гармонично, оно активно ощущается как энергичное и комфортное. Если человек выучит такую позицию, ему станет неудобно в слишком мягком кресле и комфортно на жестком стуле. Такое упражнение является одним из шагов в обучении концентрации. Его следует продлить с 10 до 15–20 минут и делать регулярно каждый день утром, рекомендуется делать его также хотя бы 5–10 минут по вечерам и, если это возможно, один раз в течение дня.

7.3. Научившись достигать определенной степени неподвижности – на это может уйти от одного до трех месяцев, – рекомендуется добавить упражнения по непосредственной концентрации, выполняя их во время или после сеансов неподвижности. Практически это можно делать разными способами. Можно сфокусироваться на монетке и полностью сконцентрироваться на всех ее деталях, пока вы не увидите ее полностью с закрытыми глазами. Можно использовать любой другой объект – вазу, часы, телефон, цветок, листок, камень или что-то другое, на чем вы хотите сконцентрироваться. Или вместо этого можно сосредоточиться на каком-либо слове.

7.4. В течение многих месяцев ваш мозг во время занятий будут посещать другие мысли и нарушать концентрацию. В этом случае, как и всегда, сила не принесет ничего хорошего; она не поможет избежать появления внезапных отвлекающих мыслей, обращаться с ними, как будто они ваши враги, и, следовательно, вы потерпите поражение, если не сможете выиграть эту битву. К ним нужно относиться мягко, это значит, что нужно быть терпеливым по отношению к самому себе. Постепенно, очень постепенно навязчивые мысли станут реже, и вы сможете лучше концентрироваться.

8. Медитировать. От занятий концентрацией прямой путь к одному из базовых способов подготовки обучения искусству быть: медитации. Нужно различать два разных вида медитации. Во-первых, это состояние легкого транса, вызванного самим человеком с использованием аутосуггестивных техник, которое ведет к умственному и психическому расслаблению и дает чувство свежести, отдыха и энергии. Примером такого метода является «аутогенная тренировка», разработанная покойным профессором И. Х. Шульцем из Берлина. Она использовалась многими тысячами людей с большим успехом. Шульц никогда не утверждал, что его метод может служить чем-то большим, чем умственному расслаблению. Хотя этот метод, который применяется в одиночку, и не полностью пассивный, но он не создает зависимости от личности учителя.

8.1. Противоположностью аутосуггестивным формам медитации являются другие методы, чья главная цель – достижение большего уровня свободы, избавление от жадности и иллюзий; короче, достижение более высокого уровня бытия. В буддистской медитации можно найти простую, немистическую и несуггестивную форму медитации, которая позволяет человеку ликвидировать жадность, ненависть и невежество.

8.2. Рассмотрим, пошагово, как работает медитация. Техника для проведения следующая:

8.2.1. Займите удобную позу. Вообще, принято медитировать в позе лотоса или полулотоса, но можно практиковать сидя на стуле, стоя, во время ходьбы. Некоторые расслабляются лежа, но в этом случае высока вероятность заснуть, что для нас нежелательно. Нужно находиться между сном и бодростью, в таком случае максимально обеспечивается связь между подсознанием и сознанием. Главное, чтобы вам было удобно.

8.2.2. Наблюдайте за дыханием. Суть любой медитативной техники – пассивная концентрация на одном объекте. То есть, не нужно стараться силой сосредоточиться. Появляются сторонние мысли – хорошо, нет, тоже хорошо. Но что нужно делать, так это возвращаться к исходной точке каждый раз, когда ловите себя на том, что думаете о чем-то другом. Спокойно, без лишнего напряжения. Помним, мы расслабляемся. Считайте так: вдох – «один», выдох – «два», вдох – «три». Цель – досчитать до 10, ни разу не подумав о чем-то другом. Помним, цель лишь условная, если не получается ее достичь – ничего страшного.

8.2.3. По сути, основных пункта два, все остальное – лишь детали. Занимаем удобную позу и пассивно концентрируемся (без усилия) на дыхании. Техника буддийской медитации очень проста. Главное – не стремиться к какому-то результату. Быть в процессе, здесь и сейчас.

9. Самоанализ. Прежде всего вы должны научиться быть неподвижным, сидеть расслабленно и концентрироваться. Когда эти первые условия выполнены – хотя бы в некоторой степени, – вы можете пойти в различных взаимоисключающих направлениях.

9.1. Вы можете вспомнить мысли, которые мешали вам, когда вы пытались быть неподвижным, и затем «найти среди них свой путь» с целью увидеть, есть ли между ними что-то общее и что это может быть. Или вы можете продолжить, наблюдая за определенными симптомами, такими, как чувство усталости (несмотря на достаточный сон), депрессии или злости, затем «поощущать», чем была вызвана реакция и какой подсознательный опыт стоит за осознанным чувством.

9.2. Другой подход относится к методу свободных ассоциаций. Человек перестает контролировать своим мысли, разрешает появляться любым мыслям и пытается тщательно их исследовать с целью найти между ними скрытые связи, точки сопротивления, когда он чувствует, что-то похожее на остановку потока мыслей – и так до тех пор, пока отдельные моменты, которые раньше не были осознаны, не выйдут на поверхность.

9.3. Еще один подход – автобиографический. Размышления о вашей истории, начиная с раннего детства и заканчивая планируемым будущим развитием. Попробуйте составить картину значимых событий, ваших ранних страхов, надежд, разочарований, событий, которые уменьшили вашу веру в людей и самого себя. Спросите себя: от кого я завишу? Каковы мои главные страхи? Кем я должен был быть при рождении? Каковы были мои цели и как они изменились? Какие были развилки на моем пути, где я выбрал неверное направление и пошел не той дорогой? Какие усилия я предпринимал, чтобы исправить ошибки и вернуться на правильный путь? Кто я теперь и кем бы я был, если бы всегда принимал правильные решения и избегал серьезных ошибок? Кем я хотел быть раньше, теперь и в будущем? Каково мое представление о самом себе? Какое впечатление я хочу производить на других людей? В чем несоответствие между этими двумя представлениями как самими по себе, так и в том, что я чувствую в моем истинном «я»? Кем я стану, если продолжу жить так, как живу сейчас? На какие условия, способствующие моему развитию, я рассчитываю? Какие альтернативы для дальнейшего развития сейчас открыты для меня? Что я должен делать, чтобы реализовать возможности, которые выбрал?

9.4. Тесно связан с автобиографическим подход, пытающийся вскрыть несоответствия, существующие между нашими осознанными жизненными целями и теми, которые мы не осознаем, но которые все же определяют нашу жизнь. У большинства людей есть два жизненных сюжета: осознанный, «официальный», который является «заголовком на обложке», и тайный сюжет, который и определяет наше поведение. Когда мы откроем элементы самолюбования в нашей дружественности или садистские наклонности в нашей готовности помочь, шок может быть таким сильным, что в этот момент мы почувствуем себя полностью бесполезными созданиями, о которых ничего хорошего сказать нельзя. Но если мы не позволим этому потрясению остановить нас и продолжим самоанализ, то сможем обнаружить, что этот шок настолько велик – из-за нашего нарциссического мнения о себе, – что служит препятствием на пути дальнейшего анализа и что не только негативные желания, которые мы в себе открыли, являются нашими движущими силами.

9.5. Увидеть себя без иллюзий не так и сложно для человека, если ему постоянно не промывают мозги, и он не лишен способности критически мыслить. Он думает и чувствует то, что он не думал бы и не чувствовал, если бы не непрерывные внушения и не сложные методы создания условных рефлексов. Если он не может видеть истинный смысл двойных стандартов, реальность за иллюзиями, он не осознает себя таким, как он есть, а лишь сочтет себя таким, каким должен быть.

9.6. Самоанализ нужно делать как минимум тридцать минут каждое утро, если возможно, в одно и то же время и в одном месте, и категорически следует избегать внешних воздействий. Его можно делать и во время прогулки, хотя на улицах большого города слишком неспокойно. Но самоанализ и особенно упражнения по дыханию и осознанию можно делать всегда, когда вы не заняты чем-то другим. Есть много случаев, когда вы вынуждены ждать или когда вам «нечем заняться», например, в метро или самолете. Все эти случаи следует использовать для самопознания того или иного рода, а не для чтения журнала, разговоров или мечтаний. Когда у вас появится привычка делать это, такие ситуации, когда вам «нечем заняться», станут долгожданными, потому что они обогащают и приятны. Самоанализ приведет к такому увеличению внутренней ясности и благоденствию, что вам уже не захочется их упустить, несмотря на все сложности.

***

Дорогие друзья, если эти тезисы нашли отклик в Вашей душе, давайте объединяться на следующей основе: законом жизни должна стать не конкуренция или нажива, а сотрудничество, работа на благо каждого человека, способствующее благу всех.  Давайте, везде, где только можно, создавать кружки космистов, которые позволят избавиться от депрессии и одиночества – двух наших главных угроз и постоянных спутников атомизированного общества. Если в Вашем городе есть уже сообщества, исповедующие философию космизма, например «Русский Лад»: вливайтесь в них. Если пожелаете, пишите лично мне: ivannagovicyn474@gmail.com

Иван НАГОВИЦЫН

Читайте также

Победила титаническая воля Победила титаническая воля
События последних лет ясно показали, что героический подвиг советского народа по созданию ядерного оружия был совершён не зря. Именно оно обеспечивает России её независимость. Правда, даже в нашей стр...
21 сентября 2023
«Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова «Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова
Великий русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утес...
21 сентября 2023
И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва» И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»
Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция ...
21 сентября 2023