Гражданской позиции не изменяет
В каталогах знаменитых картин можно найти такую: «Н.Г. Чернышевский пишет роман “Что делать?”». Дата – 1953 год. Художник Евгений Горовых. Жене Горовых, студенту Московского государственного художественного института имени Василия Сурикова, в то время, когда он эту картину пишет, было 23 года. Еще два предстояло учиться до получения диплома. А недавно Евгений Данилович Горовых, заслуженный художник России, ветеран КПРФ, член правления Самарского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» принимал поздравления с девяностолетием.
Девиз всей его жизни, который он повторяет, когда приходится отстаивать свое мнение: «Своей гражданской позиции не изменяю!». Эта позиция — патриотизм. За последние годы не было в Самаре ни одной значимой акции в защиту России, русского народа и его культуры, в которой бы Горовых не принимал участия. Митинги протеста, первомайские демонстрации, марши против постановок русофобской ли оперы «Видения Иоанна Грозного» или провокационного «Безумного двойника» - везде Евгений Данилович в первых рядах. Но в кабинеты теперешней власти он не вхож. Да и потребности в этом нет- ни духовной, ни какой-либо другой. Он вообще не любит лезть в глаза начальству. Наверное, потому и не попал в число тех, кто в 1979 году был наделен мастерскими, без чего художнику не работа, а сплошная маята.
Одиннадцать художников Куйбышевской области попали в тот заветный список, но Горовых там не оказалось, хотя право на помещение для мастерской он, конечно, имел. Пошёл прямиком к тогдашнему начальнику областного отдела культуры — Ивану Николаевичу Русских. Товарищу Русских фамилия художника говорила не больше, чем других, удостоенных внимания чиновников. Пришлось показать календари с репродукциями его картин, получивших всесоюзный резонанс. Высокопоставленный чиновник его картины в этом формате наверняка видел не раз. К примеру, «Чернышевского», «Целинников», «Партизаны. Рельсовая война» или «Старшину Мальчука». Но фамилию автора, видимо, не запомнил, что не делает ему чести. В конце концов, мастерскую Горовых со скрипом, но предоставили.
Между тем, его картины всё чаще привлекали внимание любителей живописи, среди которых были весьма неординарные личности. Например, Николай Щёлоков, дольше всех — 16 лет! — возглавлявший Министерство внутренних дел СССР, был горячим поклонником творчества таланта из провинции. А вместе с ним и тысячи стражей правопорядка. Дружба с милицией у Евгения Горовых началась давно. Еще в 1972 году он подарил Куйбышевскому областному УВД «Портрет старшины Мальчука». Написанный к традиционной в те годы всесоюзной выставке «Всегда начеку», «Старшина Мальчук» долгие годы украшал кабинет пресс-службы областной милиции. К следующей выставке была написана картина «Вызов на рассвете» — о буднях советской милиции. Осмотрев экспозицию, министр внутренних дел сразу выделил их из прочих.
Вспоминает Евгений Горовых: «Вдоль ковровой дорожки, по которой шел министр, члены президиума Академии художеств, стояли чиновники и многочисленные посетители выставки. И тут вдруг Щёлоков обращается ко мне: «Ваша картина нам понравилась…».
А следующие слова были адресованы свите: «Её нужно напечатать во всех наших журналах. Потом не ссылайтесь на то, что я вам этого не говорил».
Вскоре журналы «Человек и закон», «Смена», «Советская милиция» с суммарным тиражом в миллионы экземпляров запестрели репродукциями картин куйбышевского художника.
Ну, а теперь коротко о биографии Евгения Даниловича. Родился он 19 февраля 1930 года в Алма-Ате. К живописи начал приобщаться с девяти лет с помощью кружка юных художников. Закончил с отличием Алма-Атинское художественное училище. Дипломной работой стала его картина «На призывном пункте». Потом – Суриковский институт, выпускница которого Ксения, тоже художник, стала его женой.
В московский период судьба свела Евгения с множеством замечательных людей. Он подружился и не раз гостил у Маргариты Васильевны Фофановой, близко знавшей Владимира Ильича Ленина. Во время экскурсий по Подмосковью, в частности, в легендарном «левитановском» Плёсе случайно разговорился с попутчиком. Того звали Илья. Фамилия Глазунов. Знакомство растянулось почти на 70 лет. А 1 мая 1951 года Горовых стал гостем знаменитого Александра Вертинского, с женой которого учился в одной группе.
За время учебы в «Суриковке» был создан ряд ярких работ, среди них и знаменитый «Чернышевский». Дело было так: студентам третьего курса дали задание написать картины из жизни деятелей русской культуры. Горовых остановился на Чернышевском.
— Став узником Алексеевского равелина, Николай Гаврилович лишился заработков, что обрекало на нищету его жену. Он объявил голодовку. И на восьмой день напуганное тюремное начальство разрешило бунтовщику работать за гонорары, но на «нейтральные» темы. Он так и делал, нолишь до тех минут, пока за дверью не начинал храпеть тюремный надзиратель. Тогда арестант зажигал свечку и строчил главы великого романа «Что делать?». Это всё не могло меня не вдохновить на первую в моей жизни большую и значимую работу, - рассказывает Евгений Данилович.
В результате полотно 23-летнего студента победило на молодёжной выставке и было представлено членам закупочной комиссии Академии художеств. Но её председатель заявил:
- Работа хороша, но автор всего лишь студент, а мы можем покупать только работы состоявшихся художников.
Ему ответил Борис Иогансон – классик отечественной живописи, на тот момент директор Государственной Третьяковской галереи, который позднее станет президентом Академии художеств СССР и Героем Социалистического Труда:
- Вы, видимо, не читали устав, по которому мы работаем. Там говорится, что приобретаются произведения искусства. А кто их автор – это не важно.
В итоге купленная картина пополнила экспозицию Туркменского национального музея в Ашхабаде. А пару лет назад репродукция картины выбрало для обложки издававшегося романа «Что делать?» швейцарское издательство.
В 1958 году газету «Советская культура» украсила репродукция картины с простеньким сюжетом: молодые энтузиасты облепили подножку вагона - уезжают на целину.…
Сейчас «Целинники» воспринимаются в качестве художественного документа той эпохи. Как и другое полотно Горовых - «Вернулся сын на Родину», увидевшее свет в журнале «Огонек» (1980 г.).
Большая часть жизни Евгения Даниловича связана с Куйбышевом, нынешней Самарой. Здесь по стопам родителей пошла дочь Светлана, ставшая мастером натюрморта. Сам же Горовых всероссийскую известность получил как портретист и баталист. Портреты Пушкина, митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Иоанна, 30 лет отдавшего пастырскому служению в Сызрани, а потом в Куйбышеве, Сергея Есенина и Константина Циолковского – все не перечислить ...
В 1978 году проходила Всесоюзная художественная выставка «60 героических лет», приуроченная к юбилею Красной армии. Более трёх тысяч работ заполнили московский Манеж. Были тут и давно признанные шедевры из ведущих музеев, в том числе Третьяковки. В центральную экспозицию вошла картина «Партизаны. Рельсовая война» Евгения Горовых. Именно такая война в далеком 1944-м во многом предрешила исход операции «Багратион». А к 65-летию Победы мастер завершил другое батально-эпическое полотно «Шумел сурово Брянский лес…»
Евгений Данилович – участник тринадцати Всесоюзных выставок, множества республиканских, кавалер Золотой и Серебряной медалей секретариата Союза художников России в номинации «Духовность. Традиции. Мастерство». В юбилейный день секретари Ленинского райкома КПРФ Самары Константин Ряднов и Михаил Клёцкин вручили ему юбилейную Сталинскую медаль, грамоту обкома и подарки.
В эти дни, как, впрочем, и всегда, художник весь в работе. Пока не завершит очередную картину, не говорит о ней даже самым близким людям. Но дело, кажется, идёт к завершению, так что скоро узнаем, какая очередная картина пополнила галерею замечательных работ самарского мастера.
Александр ПЕТРОВ, г. Самара
Источник: «Правда»