Георг Отс. Удивительный певец и человек

Георг Отс. Удивительный певец и человек

Казалось – его творческие возможности безграничны. Любой песенный и сценический жанр был ему подвластен и в каждом он достигал подлинного мастерства. Опера, оперетта, камерное и эстрадное искусство, участие в кино. Подчеркнем – именно искусство, а не безголосое кривляние и примитивное выпячивание с замашками на оригинальность. Да, впрочем, какие-либо сравнения с днем сегодняшним и не нужны, и неуместны. В памяти народной имя величайшего советского баритона, народного артиста СССР Георга Отса навсегда останется в ореоле той первозданной чистоты, той необычайной, лишь ему подвластной мощи и уникальной манеры исполнения, которых повторить невозможно. И это непреложная истина.

2020 год для этого имени во всех отношениях памятный. 5 сентября исполнилось 45 лет со дня смерти певца, а 21 марта отмечалось 100 лет со дня рождения выдающегося мастера сцены. Хотя, откровенно говоря и к сожалению, столетие певца в буржуазной России не отмечалось и не праздновалось. Так давайте вспомним о Георге Отсе, пускай и с некоторым опозданием, в эти последние сентябрьские дни.

Уникальность Георга Карловича как исполнителя заключалась прежде всего в том, что он обладал воистину удивительным голосом. Общепринято считать, что он имел баритон. Хотя, пожалуй, ему принадлежал голос, не подпадающий под однозначное определение. На вопрос о том, к какому виду голосов, относится его голос, певец однажды ответил: «Мне самому неясно, какой я, собственно, голос. Встречаются рецензии, в которых меня считают вторым тенором, но это все же не так. Мой голос, очевидно, нельзя отнести к какой-либо абсолютно строгой категории, как, например, «лирический баритон», «драматический баритон» или «буффонный бас». Поэтому я пел партии и из басового, и из тенорового, и из баритонового репертуаров. Ведь Фигаро и даже Дон Жуан относятся к басовым партиям, а Раджами из «Баядеры» написан для тенора».

Второй отличительной стороной, вывившей певца на первые позиции советского певческого сообщества, было то, что он мог без особого напряжения переключаться из одного жанрового направления к другому. Прекрасно осознавая особенности каждого из них, главным он считал в своей работе быть реалистичным. Оттого-то и не сложны ему были перевоплощения. Но при этом, какова не была бы роль, драматическая или комическая, он вживался в нее в полной мере. Предельно достоверно, вкладывая большую смысловую нагрузку, он исполнял и камерные, и эстрадные произведения.

Ко всему этому добавим и то, что природа не обделила Отса внешними данными. Он был рослым, статным, обаятельным. Вся его фигура излучала особый свет, наполненный каким-то редким, неповторяемым лучением.

Не говоря о профессиональной театральной сцене, где только не приходилось выступать Георгу Отсу: в колхозах, на заводах и предприятиях, в пионерских лагерях, в крупных и малых городах, в сельских клубах, на стадионах, на съездах и правительственных концертах, на встречах с борцами за мир, в наполненных светом концертных залах и под открытым небом. Он пел на радио и телевидении, пел для звукозаписи. Его выступления отличала высокая гражданственность и задушевность исполнения, в них не было фальши, непродуманных, не воспринятых сердцем исполнителя произведений. Отс дарил слушателям не только радость, но и заставлял задуматься, что-то переосмыслить. И воспринимался он как-то по-особому – в нем не было обыденности, исключалась суетность и повторяемость.

«Во мне всегда вызывает досаду подражание, – говорил певец, – причем у избранного эталона перенимают не лучшие, а худшие качества и манеры. Актер должен создавать собственное «я», в основе которого лежит учеба, учеба и еще раз учеба».

При этом, благодаря постоянному самосовершенствованию и не покидавшему его желанию постигать новые и неизведанные творческие вершины, была неповторимость, исключительное мастерство, высочайшая исполнительская культура. 45 лет прошло, как не стало этого потрясающего певца, а подобного ему самородка так и не появилось. Он был и останется особняком в советском песенном искусстве.

Для кого-то он навсегда воспринимается Мистером Икс (И. Кальман «Принцесса цирка»), кто-то помнит в его исполнении партии Фигаро (В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»), Евгения Онегина (П. Чайковский «Евгений Онегин»), Демона (А. Рубинштейн «Демон»), а всего в сценическом репертуаре артиста было 65 партий, а кто-то никогда не забудет того, как он пел романсы. Но, думается, что сотни тысяч россиян и граждан некогда братских союзных республик помнят его исполнение песни Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь». Наверное, лучше, чем Георг Отс, эту песню никто не исполнял. Он вложил в этот неустаревающий песенный шедевр всю свою мощь и широту исполнительских возможностей. Исполнял же он ее на восемнадцати языках, находя при сем самый живой и непосредственный контакт с аудиторией. Да и сама песня, повествующая о жизни, о радостях, о тревогах, о богатстве человеческих взаимоотношений и души, не может не волновать.

Вспоминается также еще одна замечательная песня, напрямую связанная с именем Отса, хотя ее исполняли и другие певцы – «Вечерняя песня (Слушай Ленинград)» В. Соловьева-Седого и А. Чуркина. С какой же душевностью пел эту песню Георг Карлович, сколько в ней тепла и одухотворенности. Таких песен сегодня не пишут, увы. Да и не слышно ее ни на телевидении, ни по радио. Может быть, чаще звучит она в городе на Неве, которому и была посвящена? Хочется верить, что так оно и есть.

Как крымчанин, не могу не напомнить читателям о потрясающем исполнении Отсом песни К. Листова на стихи Г. Рублева «Севастопольский вальс». Нельзя не отметить и то, что и автор музыки К. Листов считал именно Отса лучшим исполнителем этой песни. Когда композитора в канун Дня Победы 1969 года спросили, какой из связанных с мирным временем дней своей жизни он считает самым памятным, он ответил: «Когда я услышал в записи в исполнении Георга Отса свой «Севастопольский вальс». Так солнечно, так лучезарно звучал голос замечательного певца! Он остался в памяти как символ мира, нашей победы над врагом». Песню эту на полуострове, тем паче в самом городе-герое не забыли. С замиранием сердца приходилось не раз слышать ее, причем ставилась именно запись в исполнении Отса, на массовых мероприятиях в Севастополе. Люди пели ее вместе с великим певцом. У многих на глазах появлялись слезы – такая проникновенность, с какой доносил эту песню до слушателя великий певец, не может не тронуть. Отрадно и то, что песню «Севастопольский вальс» знают и многие молодые севастопольцы.

С особой теплотой и трогательностью Георг Карлович на эстонском языке исполнял известнейшую песню композитора А. Островского на слова поэта Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце». Как же надо было любить жизнь, землю, солнце, людей, детей, чтобы так петь. А как светилось его лицо, какое удивительное тепло от него исходило, при том, что видишь его в черно-белой записи. И список этот песенный можно продолжать, и о каждой исполненной им песне есть что рассказать, так как все они неповторимы, берут за душу, волнуют...

По собственным же подсчетам певца, он спел более чем полтысячи песен. «Возможность сказать что-то важное о наших днях я нашел в песне. Любовь к ней у меня остается с войны. И с годами она стала все сильнее», – признавался Георг Отс. Композиторы и поэты, отдававшие ему свои песни, испытывали к нему чувство благодарности и, как правило, оставались довольны, ведь он не просто передавал творческий замысел ими написанного, но и становился популяризатором их творчества. Со многими из них у него были дружеские отношения. Но не следует считать, что для мастера эстрадное творчество было чем-то отвлеченным. Сам Георг Карлович по сей разновидности вокальной деятельности высказывался вполне определенно: «Эстрада – нелегкий хлеб, если к ней подходить с высокой меркой. Для меня эстрада в какой-то степени – школа мастерства. Она обогащает эмоционально, вырабатывает точность жеста, учит умению налаживать контакт со зрительным залом».

И все же Георг Отс был прежде всего оперным певцом. Его страстный Дон Жуан (В.А. Моцарт «Дон Жуан»), страдающий под унизительной шутовской маской Риголетто (Дж. Верди «Риголетто»), гордый и человечный Демон (А. Рубинштейн «Демон»), беззаботный и веселый Папагено (В.А. Моцарт «Волшебная флейта»), лицемерный Яго (Дж. Верди «Отелло»), волевой Олав (Э. Аав «Викерцы»), великодушный и добрый Порги (Дж. Гершвин «Порги и Бесс»), благородный Рене (Дж. Верди «Бал-маскарад»), барственный Онегин (П. Чайковский «Евгений Онегин»), жизнелюбивый Кола Брюньон (Д. Кабалевский «Кола Брюньон»), бесстрашный Олег Кошевой (Ю. Мейтус «Молодая гвардия»), как и многие другие блестяще воплощенные им оперные роли, давно уже стали неотъемлемой и составной частью не только советского, но мирового оперного искусства.

Отличало Отса и неизменно уважительное отношение к публике. С особым тактом раскрывал он перед ней идейно-эмоциональное содержание исполняемого произведения. Правдивость, простота, человечность и строгое своеобразие трактовки с каждым выходом певца к слушателю все более и более углублялись, пока и не достигли такого уровня, каким на советской певческой сцене, и прежде всего на эстраде, дано было овладеть лишь единицам. Потому-то о нем, особенно те, кто знал премудрости песенного мастерства, всегда отзывались уважительно, подчеркивая не только его бесспорные профессиональные данные, опыт, совершенное владение голосом, но и чисто человеческие качества – порядочность, тактичность, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, способность протянуть руку помощи.

В подтверждение приведу слова латвийской советской оперной певицы, народной артистки СССР Жермены Гейне-Вагнер: «Долгие годы наши творческие пути с Георгом Отсом шли рядом. Мне посчастливилось часто бывать его партнером как на сцене театра «Эстония», так и на сцене нашего оперного театра в Риге, где Георг Отс всегда оказывался желанным гостем. <…> Сначала я думала, что Георг Отс очень замкнутый человек и неприступный человек. Но с годами, познакомившись с ним ближе, побывав в его семье и пригласив его в наш дом, я убедилась в совершенно обратном. Да, Георг Отс был не только великим артистом, но и обаятельным человеком. На сцене он властвовал, а в жизни был прекрасным другом и товарищем. Как это чудесно! Человек с такими качествами заслуживает самого высокого уважения».

Трудно не согласиться с прославленной оперной певицей – удивительный певец и человек заслуживал уважения. И его действительно уважали. Хотя, в значительно большей степени любили. Советские граждане умели и любить, и боготворить, и ценить своих, по-настоящему народных артистов. Они их слушали по радио, смотрели по телевизору, слышали и видели на концертах. Отс в этом отношении был показательным артистом. Объездив весь Советский Союз, он стал не просто народным артистом, согласно официальному званию, а одним из самых любимых и почитаемых в народе исполнителей. Ему рукоплескали на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии, на Кавказе и в Крыму, в Молдавии и на Украине, на огромных просторах РСФСР и в прибалтийских республиках, о нем говорили, ему писали тысячи и тысячи писем, писали о нем и в печати. И всегда отзывы эти были восторженными. Таким всенародным признанием в СССР мог похвастаться далеко не каждый артист.

Феноменальность Отса была и в том, что его не воспринимали как исключительно национального артиста, представляющего только эстонский народ. Он давно перешагнул рамки такого искусства. Сказывалось и то, что очень много доброго и значимого в его жизни было связанно с Россией. Русский язык он знал в совершенстве, владел Отс также немецким, финским, французским и итальянским языками. Пел же он и на этих языках, а вместе с ними и на украинском, латышском, литовском, татарском, армянском, молдавском, сербохорватском, албанском, венгерском, румынском, английском, испанском, монгольском. Потому то, для большинства он был советским певцом и гражданином. Сам он такому положению дел никак не противился. Но все это не говорит и за то, что он потерял связь с малой родиной и забыл свои эстонские народные корни. Этого в его жизни также не случилось. Да и жил он в Эстонии, не расставался с ее людьми, культурой, проводя при сем огромную работу по популяризации эстонского музыкального искусства среди многомиллионных поклонников страны Советов.

Георгу Отсу рукоплескали и за рубежом. Его прекрасно, что называется на ура, принимали в Финляндии, Швеции, ГДР, Чехословакии, Румынии, Египте, Монголии, Венгрии, Дании, Болгарии. В некоторых из данных стран, и в первую очередь в Финляндии певец бывал и выступал не единожды. Кстати, пользуясь в Финляндии огромной популярностью, певец приложил немало сил, работая членом правления общества «СССР – Финляндия», для сближения наших стран и народов.

Общественная работа певца не ограничивалась только участием в работе общества «СССР – Финляндия». Он был членом правления, заместителем председателя и председателем Театрального общества Эстонской ССР, членом правления Комитета защиты мира Эстонской ССР, членом художественного совета театра «Эстония». Коммунист с 1956 года Георг Карлович неоднократно избирался секретарем первичной парторганизации театра «Эстония», кандидатом в члены ЦК КП Эстонии. В июне 1974 года прославленного артиста избрали депутатом Верховного Совета СССР. Ключевыми задачами в общественной работе он видел контакт с человеком, разъяснение ему волнующих вопросов, поиск с ним сообща нужных ответов. Вообще же, считал певец, общественная деятельность лишь тогда успешна, когда найден ключ к душе человека, а, значит – ты услышан, ты нашел с ним общий язык, ты успокоил, помог, зажег в человеке светоч надежды.

Более трех десятков лет отдал Георг Карлович сцене. Конечно, у этого жизненного выбора было и свое основание. И истоки его уходят в детство. Родившись в Петрограде, Георг с ранних лет, уже на эстонской земле слышал пение. Отец будущего народного артиста Карл Отс был также певцом, баритоном. Долгие годы он пел в хоре театра «Эстония», в оперетте, со временем, отучившись в Италии, стал он и профессиональным оперным исполнителем. Маленький Георг бывал с отцом на репетициях, воочию наблюдал театральную атмосферу, по настоянию отца начал учиться музыке у маститых педагогов. Как часто бывает у будущих певцов – в юношеские годы голос у Георга на какое-то время пропадает, отец категорично рекомендует ему выбросить из головы даже саму мысль о карьере певца.

Но судьбу не обманешь. После того как летом 1940 года в Эстонии была восстановлена Советская власть, к тому времени выпускник военного училища, прекрасный спортсмен, он перед войной успеет даже окончить первый курс строительного факультета Таллинского политехнического института. Но однажды, зимой 1942 года новоиспеченного младшего лейтенанта РККА на пути в эстонскую воинскую часть на Урале, на одной из железнодорожных станций между Челябинском и Свердловском, разыщет театральный режиссер и педагог, будущий народный артист СССР Каарел Ирд. Именно он, зная вокальные данные отца настоит на переводе Георга в Ярославль, где базировались тогда Государственные художественные ансамбли Эстонской ССР. Пройдет каких-то пару лет, и молодой баритон Отс в составе мужского певческого хора большого творческого коллектива, взявшего его под свои своды, будет выступать в Москве, в концертном зале им. П.И. Чайковского. Осенью 1944 года он впервые с песнью «Таллин – город родной» выступит перед земляками. Так, волею доброго случая и появится певец Георг Отс, ставший со временем крупнейшим мастером вокального искусства советской эпохи.

Несколько позже Отс получит профессиональное образование – окончит Таллинское музыкальное училище, а в 1951 году с отличием и Таллинскую государственную консерваторию (класс профессора, будущего народного артиста СССР Т. Куузика). При том, что учиться Георг и хотел, и умел, он успевал к тому же петь на сцене Государственного академического театра «Эстония». В период с 1946 по 1951 годы он пел аж в десяти операх. А на четвертом курсе ему вообще суждено было стать настоящей знаменитостью – за роль Евгения Онегина Отса удостаивают Сталинской премии второй степени. Партия Онегина с тех пор становится для него одной из самых любимых. Георг Отс был и первым эстонским вокалистом, трижды исполнившим эту партию в январе 1964 года на прославленной сцене Большого театра СССР.

Второй раз Сталинскую премию (третьей степени) Отсу присудят в 1952 году за роль демобилизовавшегося с Красной Армии бывшего батрака Пауля Рунге в первом цветном эстонском художественном фильме «Свет в Коорди», рассказывающем о зарождении колхозов в послевоенной Эстонии.

За более чем тридцатилетнюю вокальную, артистическую и общественную деятельность Георг Карлович был награжден также орденом Ленина, дважды орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Помимо высочайшего звания народного артиста СССР, которое ему было присвоено в 1960 году, он удостаивался званий заслуженного и народного артиста Эстонской ССР. В 1968 году за плодотворную концертную деятельность последних лет ему была присуждена Государственная премия СССР. Удостаивался певец, за исполнение роли Кола Брюньона по опере Д. Кабалевского, и премии Эстонской ССР.

До обидного мало прожил этот могучий певец и гражданин. Тяжелая раковая болезнь, с которой он мужественно боролся, не сразу, но смогла его все же одолеть. Железная выдержка и душевная стойкость не покидала его и в больничной палате даже тогда, когда пришли жестокие физические испытания. Как настоящий боец он превозмогал в себе боль.

Остались не реализованными планы, наработки. Осиротел оперный класс в родной Таллинской консерватории, которым Отс незадолго до смерти стал руководить. Да что там класс вкупе с консерваторией, когда в сентябре 1975 года скорбела вся Эстония, потерявшая своего лучшего сына. Весть об уходе великого певца тогда всколыхнула сердца миллионов советских граждан. 10 сентября Таллин погрузился в траур. Людское море провожало Георга Отса на Лесное кладбище… Заканчивалась земная жизнь певца, чей голос покорял, вдохновлял, будоражил, заставлял жить споро, с высоко поднятой головой, во имя высоких целей. Так, как жил и творил сам великий мастер.

С 1977 года из небесных далей смотрит на нас малая планета «Георг Отс», открытая учеными Крымской астрофизической обсерватории. Существуют, как в родной Эстонии, ставшей ныне практически закрытой для большинства некогда советских граждан, так и в России улицы и другие социально-культурные объекты, носящие имя певца. Не вышел из строя и лайнер «Георг Отс», долгие годы курсировавший между Таллином и Хельсинки. Увековечено имя Отса и в более мелких делах и формах. Пускай и не часто, но голос исполнителя слышится по радио. Иногда показывают и записи его выступлений на телевидении.

В прошлом году новомодный театр «Геликон-Опера» представил на суд зрителей музыкальный спектакль «Мистер Георг Отс», о чем рассказывала «Литературная газета» (№ 41 от 09 – 15.10.2019 года). Правда, как стало известно из размещенной в ней публикации, в спектакле не обошлось и без политического подтекста. Ну как не лягнуть Госконцерт, Министерство культуры и КГБ, якобы препятствовавших зарубежным гастролям знаменитого советского исполнителя? Без этого, наверное, нынешние деятели культуры не могут, ведь нужен шум, а еще лучше, сенсация. Ну да ладно. К такому имени, как Георг Отс ничто наносное уже никогда не пристанет. Слишком велико оно и масштабно. Впрочем, ни в каком спектакле, телепередаче или книге и статье истинно советское существо великого артиста никак не оспоришь, как-бы кто и не пытался.

Проходят годы и десятилетия, а вместе с ними и Георгий Отс продолжает своей широкой поступью передвигаться по бесконечным просторам памяти…

Руслан СЕМЯШКИН, г. Симферополь

Читайте также

Памяти генерала-патриота Памяти генерала-патриота
26 апреля 1934 года в г. Свердловске родился Владимир Петрович Ткаченко. На его детские годы выпали все тяготы и невзгоды страшных лет Великой Отечественной войны советского народа с фашизмом 1941–194...
26 апреля 2024
Ляльник Русского Лада Ляльник Русского Лада
22 апреля - день рождения Владимира Ильича Ленина. Жизнь нашего вождя изменила к лучшему не только Россию, но и весь мир....
26 апреля 2024
Рязань. Наша Лениниана Рязань. Наша Лениниана
Памятник В.И. Ленину (в его нынешнем виде) работы скульптора М. Манизера был установлен в 1957 году в центре Рязани. После прихода к власти в СССР так называемых «демократов» в 1991 году судьба п...
26 апреля 2024