Формирование образа Александра Невского в отечественной исторической живописи

Формирование образа Александра Невского в отечественной исторической живописи

Александр Ярославич, будущий Невский, родился 30 мая 1220 (по другим данным, 13 мая 1221 или 1219) года в городе Переяславле. Родителями Александра были князь Ярослав Всеволодович, младший сын Всеволода Большое Гнездо, и торопецкая княжна Феодосия Мстиславовна, дочь знаменитого русского князя Мстислава Удалого (Удатного). Многие сюжеты из жизни князя остаются неизученными в полной степени, так как сохранилось достаточно мало источников XIII в. Также остаётся неопределённым образ великого русского воина.

Формирование образа Александра Невского в отечественной исторической живописи изучали многие исследователи: историки, культурологи, искусствоведы, музеологи. Многие работы мастеров требуют особого исторического подхода в изучении, так как слабо представлены источники, методы, которые использовали авторы произведений. Каждый исследователь даёт своё представление об основных этапах развития темы жизни и деятельности Александра Невского в отечественной живописи.

Первое летописное упоминание о князе относится к 1228 г., а «Житие» Александра Невского было составлено в ближайшие десятилетия после его смерти. В изобразительном искусстве образ Александра Невского появился значительно позже. Церковное почитание князя началось сразу после его смерти. Это даёт возможность предполагать, что обращение к образу Александра Невского в иконописи было уже в XIV в. Однако самые ранние изображения Александра Невского, дошедшие до нас, относятся к середине XVI в., а именно ко времени его общерусской канонизации, совершившейся на соборе 1547 г. Одним из первых является изображение Александра Невского на иконе XV в. «Чудо от иконы Знамение Богоматери. (Битва новгородцев с суздальцами)», на которой князь предстаёт во главе своей непобедимой дружины в образе святого воина, как великий полководец и верующий. Изображение князя встречается и на иконе «Церковь воинствующая», датируемой 1550-1560 гг. Александр Невский изображен во главе нижнего ряда вместе со Святым Георгием Победоносцем.

Во второй половине XVII в. был создан уникальный памятник древнерусской литературы «Лицевой летописный свод», который содержал иллюстрированное Житие Александра Невского. В нём художник стремился дословно описать событие, показывая его во временной протяженности, подобно тому, как это делали в иконах. В «Лицевом летописном своде» Александр Невский представлен в образе святого князя, в образе верующего без атрибутов княжеской власти, обращающегося с молитвой к Богу, а также в образе святого воина-защитника своих земель. Александр изображён как в парадных княжеских одеждах, пришедших из Византии, – в длинной тунике с богатым оплечьем, так и в мантии поверх кольчуги или панциря.

Подход к изображению Александра Невского меняется с XVIII в., что было связано с преобразованиями Петра I в стране. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил не изображать князя Александра Невского в монашеских одеждах, а только в великокняжеских. Александр Невский изображался в схиме только в группах предстоящих святых на иконах северных мастеров и старообрядцев. Александр Невский на иконах Нового времени изображался конным или пешим воином с атрибутами власти, в княжеской одежде или горностаевой мантии, в броне и с мечом в руке на фоне Петропавловской крепости, реки Невы или дворцов столицы. К новому типу иконографии относятся два мозаичных портрета работы М.В. Ломоносова, на которых князь изображён в княжеской шапке и красной мантии с горностаем поверх голубовато-серых лат.

При Петре I светская живопись делала первые шаги, а во второй половине XVIII века в русском искусстве создаётся историческая живопись. Портреты Петра I и Александра Невского напоминали портреты европейских королей – воинов, закованных в рыцарские латы. К этим образам относится живописное полотно работы Григория Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немецкими рыцарями» (1793–1794 гг.). Работа выполнена в стиле классицизма. Александр Невский изображён верхом на коне, торжественно въезжающим в город, на нём княжеские одежды, шапка с красным верхом и мантия. Исследователями также замечено, что на картине Александр, несмотря на сохранившиеся сведения о мужественном и «дородном» виде, представлен в облике миловидного юноши с тонким прямым носом, фарфоровым румянцем на щеках и с чуть заметно пробивающимися усиками вместо привычной бороды, что дало повод предполагать о создании своеобразной параллели образу великого князя Александра Павловича – внука Екатерины II.

Во второй половине XIX в. был распространён ещё один образ Александра Невского, при котором фигура князя изображалась фронтально в полный рост, взгляд был устремлён к небесам, правая рука прижата к груди или сердцу, иногда со сложенными в крестном знамении пальцами, в левой руке часто изображался меч. Александр Невский изображался в красной мантии с горностаем или красном плаще поверх рубахи, кольчуги, а иногда рыцарских лат. Подобный образ был, прежде всего, присущ иконам. Также существовал образ, на котором Александр Невский был изображён опустившимся на колено с прижатой правой рукой к груди и обращённым с молитвой к небу взглядом. Примером этому служит работа художника П. Шамшина «Александр Невский» (1855 г.).

Карлом Павловичем Брюлловым и Петром Васильевичем Басиным была выполнена роспись Исаакиевского собора в Петербурге. Одна из ключевых композиций, помещённая в главном куполе собора называется «Александр Невский и Исаакий Далматский». В 1860–1866 гг. художником Фёдором Антоновичем Моллером была выполнена работа по украшению Александровского зала Большого Кремлёвского дворца. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события в жизни великого князя: «Обручение Александра Невского с дочерью князя Брячислава Полоцкого», «Видение Пелгуя», «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре», «Шествие Александра Невского во Псков», «Александр Невский и папские легаты», «Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту», а также работа, которая не была осуществлена – «Александр Невский на смертном одре». В этих полотнах Александр Невский предстаёт в образе воина, князя, защитника, на нём русские княжеские одежды, кольчуга, мантия, шлем.

С середины XIX в. стал возрастать интерес не к античной истории и мифологии, а к отечественной. Возрастает интерес и к изучению истоков русской народности. В 1860-е гг. в Петербурге создаётся Этнографическое общество и Общество древнерусского искусства. Героические сюжеты поединков богатырей появляются с этого времени в оформлении интерьеров и экстерьеров. Примером обращения к Александру Невскому в образе русского воина, богатыря, изображённого верхом на коне в момент сражения, является работа художника Алексея Даниловича Кившенко «Невская битва. Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру».

В конце XIX века в работе Виктора Михайловича Васнецова, которую он выполнил для иконостаса Владимирского собора в Киеве, появляется совершенно иной, «васнецовский» тип образа Александра Невского, отличающийся от традиционной трактовки. Он выглядит очень реалистичным, хотя в нём сохранен такой символ, как нимб. Несмотря на то, что это иконостасный образ, Александр Невский изображён в профиль. Благочестиво склонив голову, он пребывает в молитве и словно погружён в думу. Правой рукой князь прижимает к груди меч, левой держит великокняжеский стяг. Признаком «русского стиля» в данном образе, существовавшим как одно из направлений в искусстве того времени, является орнаментальность, которая отсылает зрителя к узорочью древнерусского искусства. В «васнецовском» образе Александра Невского ощущается смирение перед Богом, святость, и вместе с этим внутренняя сила и богатырская мощь. В подобном ключе решена работа Михаила Васильевича Нестерова в храме Воскресения Христова, построенного по проекту архитектора А.А. Парланда в Петербурге. В ней образ Александра Невского также наполнен тихостью и молитвенным сосредоточением.

После Октябрьской революции иконопись пребывает в забвении. К образу Александра Невского обращаются мастера народных художественных промыслов, в том числе Палеха и Федоскина. В работах палешан Александр Невский приобретает внешность прекрасного сказочного принца, но при этом сохраняет образ русского воина, защитника и победителя.

Новый виток развития иконографии образа Александра Невского связан с Великой Отечественной войной (1941–1945 гг.). В 1941 г. в своём дневнике Николай Константинович Рерих писал: «Живы в памяти герои – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, великий наставник народа, – все, положившие жизнь свою во благо Родины». В 1942 г. им была написана картина «Александр Невский» близкая по своей стилистике к его гималайскому циклу.

В годы войны, уже с первых её дней, Александр Невский вдохновлял художников. Созданные ими образы воодушевляли и придавали отваги советским воинам. На плакатах Кукрыниксов, иллюстрирующих текст С.Я. Маршака «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева» (1941 г.), В.А. Серова «Били, бьём и будем бить» (1941 г.), В.С. Иванова и О.К. Буровой «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!» (1941 г.) Александр Невский изображён как истинный русский воин, богатырь Земли Русской, в кольчуге, шлеме с тяжёлым мечом в руке, призывающим в атаку. К этому времени относятся два живописных полотна художника Владимира Александровича Серова (1910 – 1968) «Ледовое побоище» (1942 г.) и «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» (1945 г.).

Известным периодом в истории создания образа Александра Невского стало полотно из центральной части триптиха Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский» (1942 г.). Оно вобрало в себя разнообразные художественные традиции из области парадного портрета, монументальной живописи, иконы. Фигура Александра Невского изображена в полный рост, благодаря низкой линии горизонта она кажется монументальной. Он словно могучий великан возвышается над новгородской землёй, готовый её защитить. Контраст блестящих металлических лат и чёрного подбоя плаща делают фигуру ещё более выразительной, крепко сжатые на рукоятке меча руки и грозный взгляд князя не сулят врагу ничего хорошего.

С новой силой интерес к личности Александра Невского возрастает в искусстве в последних десятилетиях ХХ в. и продолжается в начале ХХI в. К 1983 г. относится полотно Сергея Николаевича Присекина «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». В многофигурной, масштабной по замыслу композиции задействовано более 150 персонажей. Общая динамика композиции вступает в противоречие со статикой каждой отдельной фигуры. Александр Невский изображён верхом на коне, но таким образом, что его туловище и плечи обращены прямо на зрителя, а шея коня оказывается за спиной Александра Невского, благодаря чему создаётся ощущение парения фигуры Александра Невского в воздухе. На фоне тёмных фигур рыцарей, она кажется лёгкой, практически невесомой. Александр Невский изображен в латах, в красном плаще, с мечом и щитом в руках.

Таким образом, процесс формирования образа Александр Невского в исторической живописи можно представить через три основных периода, где в каждом князь представлялся, как великий воин, хранитель и защитник русской земли. Этот процесс продолжается и на современном этапе. Художественные полотна, отражающие жизнь и деятельность Александра Невского, создавали известные русские художники: В.А. Серов, П.Д. Корин, В.М. Васнецов и другие. Многие работы мастеров требуют особого исторического подхода в изучении, так как слабо представлены источники, методы, которые использовали авторы произведений.

Виталий ТКАЧЁВ, г. Иркутск

Читайте также

Сергей Обухов про умерщвление «глубинной России» во имя глобальных трендов развития восьми-девяти агломераций Сергей Обухов про умерщвление «глубинной России» во имя глобальных трендов развития восьми-девяти агломераций
Взрыв возмущения у общественности и в экспертном сообществе вызвали публичные заявления одного из руководителей компании «Газпром инвест» про то, что целесообразно резко уменьшить в России количество ...
13 октября 2024
Человек, любивший сказки: к юбилею писателя Дмитрия Нагишкина Человек, любивший сказки: к юбилею писателя Дмитрия Нагишкина
Кто-то считал его автором одного романа, но романа, ставшего в один ряд с романами Н. Островского «Как закалялась сталь» и А. Фадеева «Молодая гвардия». А кому-то Дмитрий Нагишкин, чей 115-летний юбил...
13 октября 2024
Молодежь Твери знакомится с «Русским Ладом» Молодежь Твери знакомится с «Русским Ладом»
Ещё одна школа г. Твери (Пролетарский район, школа номер 4) узнала о существовании Всероссийского созидательного движения «Русский Лад». 10 октября 2024 г. гостями старшеклассников стали руководитель ...
13 октября 2024