Формирование нравственных ценностей младшего школьника сквозь призму творчества В. Осеевой
Сегодня, 28 апреля, исполняется 120 лет со дня рождения известной советской детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. В связи с памятной датой предлагаем вниманию читателей статью иркутской учительницы Марины Чаупионок, размещённую в сборнике материалов конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы».
***
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».
Нравственное воспитание школьников остается одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Педагог К. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1, с. 312].
В.А. Сухомлинский был убежден в том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [2, с. 120]. Василий Александрович подчеркивал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше ставь свое личное». Все дело в одной, очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [2, с. 169]. Соответственно, «основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 170].
Большое значение при становлении нравственных качеств имеет художественная литература. Чтение художественных рассказов в начальной школе является важнейшим этапом нравственного воспитания маленьких школьников. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу. «Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу» [3].
Художественное произведение как обзорное отражение действительности оказывает влияние на мысли, эмоции, воображение детей, отображается на их поведении. К. Д. Ушинский полагал: «...то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении» [1, с. 315]. Читая художественные книги, школьники учатся ориентироваться в поведении, смысле поступков людей, чувствовать силу добра, осуждать безобразие, зло и коварство. Поведению героя книги для младших школьников часто хочется подражать, оценивать поведение товарищей и одноклассников.
Для формирования нравственных ценностей в младшем школьном возрасте очень хорошо подходят рассказы для детей В. А. Осеевой. «Валентина Александровна – одни из самых ярких и значительных писателей в той группе новых авторов, которые прочно вошли в нашу детскую литературу за последнее пятилетие» [3]. Так оценил в июне 1943 года творчество автора известный советский писатель Л.А. Кассиль, рекомендуя Валентину Осееву в члены Союза писателей. Вместе с ним рекомендации в писательскую организацию ей дали С. Я Маршак и С. В. Михалков.
Первым, принесшим ей известность, был рассказ «Бабка», опубликованный в июльско-августовском номере журнала «Дружные ребята» за 1939 год. Казалось бы, ничем не примечательная житейская история о душевной черствости мальчика по отношению к собственной бабушке приобретает под пером В. А. Осеевой не только философский смысл, но будоражит, будит сердце читающего подростка. В довоенных рассказах – «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» – внимание автора сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. «Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, – таков рецепт писательницы-педагога» [4, с. 150].
В ранних рассказах Осеевой герой-ребенок мал, невелика и сфера его окружения: семья, друзья во дворе, в детском саду, реже в школе. Главный принцип в системе образов – сравнение положительных героев и тех, кто не может служить примером для юного читателя. Например, в рассказе «Строитель» герой снова строит из глины дом, разрушенный накануне другими мальчишками, – так показано превосходство моральной силы над силой физической.
Хрестоматийным стал рассказ «Волшебное слово». Чтобы убедить маленького читателя в пользе слова «пожалуйста», писательница ввела в рассказ элементы сказки: совет мальчику дает загадочный старичок, немного похожий на волшебника; одно и то же действие повторяется троекратно (сестра, бабушка и старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчика). Рассказ выстроен композиционно так, что маленькому читателю непременно хочется продлить его, самому испытав силу «волшебного слова».
Все творчество Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься, дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает.
По мнению Н. Н. Мулярчик, «рассказы В. А. Осеевой хороши тем, что писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками на близких детям примерах, а также учат детей анализировать свои и чужие поступки и делать правильные нравственные выводы» [5, с. 8]. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или, наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.
Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети приходят к выводу, что «плохо» быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость.
Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет: «мало уметь читать, надо уметь думать. Думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных» [3]. Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.
В своих рассказах писатель преподает человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя – об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала их, заставляя самих принимать правильное решение, а всем ходом событий подталкивала их к верному выбору. «Валентина Осеева освоила трудный жанр – короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений» [6]. Отбор речевых средств, оставляющий впечатление живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта – все это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников и младших школьников.
Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг».
Тематика рассказов Осеевой очень разнообразна. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Её герои взяты из жизни. Скупо, порой несколькими фразами писательница создает сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, с незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Про Валентину Александровну говорили, что голос ее книг звучит «по-боевому», потому что эти произведения – всегда в борьбе.
Таким образом, окунувшись в творчество Валентины Александровны, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах и поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое, а также делать правильный нравственный выбор. Изучение указанных произведений в начальной школе будет способствовать эффективному формированию нравственных ценностей. Ведь они в своей совокупности являются фундаментом русской культуры. «Сохранение и развитие культуры и традиционных российских духовно-нравственных ценностей является национальным интересом Российской Федерации на долгосрочную перспективу» [7, с. 161].
Список использованной литературы:
1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2. / К. Д. Ушинский. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 350 с.
2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. – М: Просвещение, 1980. – 179 с.
3. Художественный мир поэзии для детей ХХ века. – Текст : электронный // Детская поэзия в XX веке: основные тенденции развития. – URL: https://www.revolution.allbest.ru (дата обращения: 05.11.2021).
4. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 179 с.
5. Мулярчик, Н. Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо / Н. Н. Мулярчик // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 8–10.
6. Ходоренко, Е. П. Нравственное воспитание учащихся начальной школы / Е. П. Ходоренко. – Текст : электронный // Журнал «1 сентября». – URL: https://1september.ru/ (дата обращения: 05.11.2021).
7. Рожкова, А. К. К вопросу выделения новых видов национальной безопасности: идеологическая безопасность (потенциал Церкви) / А. К. Рожкова // Теория государства и права. – 2020. – № 3 (19). – С. 157–169.
Марина ЧАУПИОНОК, учитель начальных классов школы № 71 им. Н.А. Вилкова (г. Иркутск)