Ф. Раззаков. «Богомолов в чужой постели»

Ф. Раззаков. «Богомолов в чужой постели»

В СМИ прошла информация, что в МХТ имени А.П. Чехова будут сняты с репертуара два спектакля скандально известного провокативного режиссера Константина Богомолова – «Идеальный муж» по О. Уайльду и «Карамазовы» по Ф. Достоевскому. Возникает вопрос: это знак чего-то кардинального или привычная «война кланов»?

Напомню, что «Муж» однажды уже вызывал шумный скандал в декабре 2013 года, когда РПЦ и ее активисты подавали жалобу на то, что в спектакле был изображен мелкий бес в облике русского священника Артемия в исполнении актера Максима Матвеева (супруг Лизы Боярской). Но тогда эта атака была отбита во многом благодаря связям Олега Табакова, тогдашнего худрука МХТ.

Замечу, что для многих людей Табаков – выдающийся артист и «любимый кот Матроскин». Но это его парадная ипостась. А вот закулисная, о которой знают немногие, иная. Табаков был одним из лидеров либерального клана в культуре, который сформировался еще в позднесоветские годы и укрепился во власти в ельцинские времена. Именно тогда у нас началось строительство «сырьевого» капитализма, при котором страну делят кланы сырьевой направленности (есть «нефтегазовые» кланы, есть и «культурные»). Ведь у нас в стране много природного сырья, которого у других нет. Поэтому всегда найдутся люди на Западе, которые захотят его иметь задешево. Для этого Запад и формирует у нас такую элиту (в том числе и культурную), которая будет помогать им обирать Россию по дешевке или даром.

А поскольку системообразующим народом России является русский, значит, атаковать надо именно его культурные коды – так называемый «русский мир». Для этого в тех же спектаклях осмеянию подвергаются в основном люди с русскими фамилиями. То же самое касается и авторов. Вы, например, никогда не увидите пародии на тексты Шолом-Алейхема, Исаака Бабеля или Бориса Пастернака. Зато пародий на тексты Александра Пушкина, Антона Чехова или Федора Достоевского сколько угодно. Например, в «Идеальном муже» Богомолов включает письмо Татьяны к Онегину и уморительные сцены из «Трех сестер», где Тузенбах – это кавказский авторитет, уходящий на стрелку, а сестры Прозоровы – гламурные содержанки, тоскующие по труду. Там же изображены: тот самый «мелкий бес» – вертлявый русский священник (но ни в коем случае не служитель иных религиозных конфессий) в золотых часах, который молится на распятие с обнаженной женщиной, и отвратительный старик-фронтовик, который вспоминает, как трижды брал Берлин.

Эта ситуация до боли напоминает ту, что была в России накануне двух революций – 115 лет назад. Тогда ведь в Российской империи тоже строился «сырьевой» капитализм со всеми вытекающими последствиями. Хотите примеры?

Возьмем в руки газету «Русская правда» за 1908 год, №11. В ней была помещена заметка о спектакле «Радий в чужой постели», поставленном в Астраханском драмтеатре. Читаем отрывок из этой публикации:

«Стыдно! Гадко! Пошло! Пожалуйте, здесь девочек раздевать будут, цена дешевая… Вторая неделя Великого Поста. Россия говеет. Россия молится. В понедельник в театре шла пьеса.

Молодой жених. Завтра свадьба. Но жених боится, что у него не выйдет: первый раз трудно, и просит приятеля проложить ему дорогу… Приятель согласен… Брачная ночь. Новобрачный раздевает новобрачную, и она бежит за перегородку на постель. Приятель не идет. Молодой волнуется. Она зовет… Лампа гаснет… Входит приятель и пробирается к молодой за перегородку, слышна возня…

Боже мой! До чего можно опошлиться, до чего опуститься! И это делается открыто; в Великий Пост. В рядах и ложах мелькали мундиры чиновников, учителей, судейских. Хороший пример для народа!

На представлении присутствовал Его Превосходительство Губернатор И.Н. Соколовский».

Каков был итог у данной публикации? Этот номер «Русской правды» был… конфискован по распоряжению губернатора. А всё потому, что захотелось ему прослыть прогрессивным – не душителем свобод, а либералом-западником, сродни тем, что к тому времени уже прочно оккупировали столицу и другие крупные города под влиянием поступательного наступления «сырьевого» капитализма «а-ля рюс». Самое интересное, но сразу после Февральской революции губернатора Соколовского арестуют по приказу Временного правительства, и он сгинет, погибнув от руки безвестного палача. Доиграется губернатор в либерализм и западничество!

Пришедшая на смену царской империи советская, пусть не сразу (отбросим период НЭПа, где был откат к буржуазному строю), но сумела построить иную шкалу ценностей, основанную на равноправии и гуманизме и опиравшуюся на соответствующую идеологию. Поэтому ее культура действовала в иной парадигме – антикапиталистической. Но так длилось до смерти Сталина. Затем процессы, направляемые старой/новой элитой, пошли в ином направлении – в сторону госкапитализма. Для этого, собственно, и была затеяна десталинизация. И советская культура тоже начала коммерциализироваться.

Но даже в этой системе координат она сохраняла свой гуманизм, нацеливая человека на лучшее и не культивируя в нем различные пороки. Даже либеральные театры вроде «Современника» и «Таганки», которые были созданы властью как некая альтернатива соцреализму, и те старались не развенчивать человека, а возвышать его. Впрочем, во многом это диктовалось властной вертикалью, которая следила за тем, чтобы советский госкапитализм продолжал оставаться альтернативой западному капитализму, а консерваторы и либералы работали на одну общую идею. А государственная идеология не позволяла коммерции делать деньги на человеческих пороках.

Но затем грянула горбачевская перестройка, которая нарушила баланс сил в пользу либерального клана – всегда коммерчески ориентированного. И страну в считаные годы разрушили в угоду Западу. После чего постсоветская Россия снова вернулась к тому, что было до 1917 года, – к «сырьевому» капитализму. А это значит, и к «Радию в чужой постели» на театральных подмостках.

Заметим, что есть сегодня и другие спектакли – вполне себе пристойные (в России только профессиональных театров 647), но «сырьевая» элита и ее пропаганда акцентирует наше внимание исключительно на скандальных, на провокативных. И ставят их одни и те же режиссеры средней руки, которых либеральная тусовка априори провозгласила гениальными (вроде того же Константина Богомолова или Кирилла Серебренникова). Эти спектакли в основном развенчивают «русский мир», а если брать шире – христианский. Это тоже закономерно. На Западе развенчание христианства началось уже давно, и Россию подключили к этому процессу, как только она вернулась к своему «сырьевому» статусу – в начале 90-х. Для этого, собственно, и была упразднена государственная идеология. И почему режиссеры-провокаторы развенчивают именно «русский мир», тоже понятно. Об этом еще писал А.П. Чехов в своих записных книжках за 1897 год:

«Такие писатели, как Н.С. Лесков и С.В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все – евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, ее духа, ее формы, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; Гоголь уже не смешит ее...»

Но почему во всем этом активно участвуют русские (или шире – славянские) актеры? И здесь следует иметь в виду, что эти актеры русские лишь «по паспорту», а по сути они прислуга при «сырьевых» капиталистах с туземным мышлением. Они сформировались во времена «сырьевого капитализма» и мыслят категориями той самой «избирательной толерантности», когда про раввина или прелата нельзя, а про русского священника – можно. И «сырьевая» власть это всячески поощряет.

Впрочем, кто-то мне возразит, отталкиваясь от последних новостей. Дескать, молодого стендапера пожизненно выдворили за пределы России за мерзкие шутки против русских. А у Богомолова в МХТ слетели из репертуара сразу два русофобских спектакля. Однако не надо торопиться с выводами. Во-первых, всё это происходит на фоне предвыборной страды. Но главное даже не это. А то, что «сырьевой» капитализм никто сворачивать не собирается, а это априори подразумевает под собой то, что «постель» нашего Радия никогда не будет пуста. Он обязательно в нее заберется и устроит очередную «вакханалию с раздеванием и глумлением». Короче, о чем говорить, если уже и МХАТ имени Горького, недавний оплот консерватизма в театре, превратился в аналог МХТ имени А.П. Чехова, приглашая в свой штат современного Радия из «Дома-2», но только в юбке.

P.S. И напоследок еще одна цитата из «Русской правды» от 1908 года, которая созвучна с днём сегодняшним:

«В Летнем театре сада «Аркадия» драматическая группа Строителева с разрешения и одобрения правительства снова начала ставить известные своей похабщиной фарсы, как, например, «Радий в чужой постели», «Мартовский кот» и пр. Конечно, подобные фарсы доставляют удовольствие и удовлетворяют похоть.

Разные Арцыбашевы и иже с ними, учреждающие «Лиги свободной любви», откуда 14-летние девочки направляются в родильные дома, – достаточно деморализовали читающую их произведения публику. Кстати, на открытой веранде в саду Отрадном есть один нумерок, рисующий молодежь из числа членов «Лиги свободной любви»…».

Михаил Арцыбашев (1878–1927) – русский драматург, автор романа «Санин» (1907), который уже тогда нарекли порнографическим и подавали в суд на автора. В 1923 году он вынужден был покинуть Советскую Россию, не сумев найти в ней применения своим талантам.

Федор РАЗЗАКОВ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Размышления о духовности Размышления о духовности
Человек создан как точная копия всему, что есть во Вселенной (Высший Разум создал Человека по образу и подобию своему)....
21 апреля 2024
Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке
20 апреля председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского Созидательного Движения "Русский Лад" Алексей Филиппов по приглашению известной ярославской поэтессы Елены Морозовой принял...
21 апреля 2024
Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея
В статье О. Ларионова «Холодный взор «росомахи» («НГ», июль 2023 г.) речь шла об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея, посвященных Советско-финской войне. В них, по мнению ряда...
21 апреля 2024