Ф.М. Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века. «Круглый стол» в Петровской академии
В связи с 200-летием со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского Славянское отделение Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) и Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга (СПИН) 8 ноября в офисе ПАНИ организовали «круглый стол», посвященный разностороннему творчеству великого русского писателя, публициста и общественного деятеля ХIХ века, произведения которого продолжают быть удивительно актуальными и в наше время. В дискуссии приняли участие члены ПАНИ и СПИН, писатели, ученые и художники.
Ведущим дискуссии был д. психол. н., проф., заслуженный деятель науки России, действительный член ПАНИ, председатель совета СПИН Валентин Семёнов.
Открыл дискуссию президент ПАНИ, д. филос. н., почетный профессор РГПУ им. Герцена, президент института истории и социальных наук РГПУ, заслуженный работник высшей школы РФ, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Алексей Воронцов.
«Великий русский писатель по сей день является одним из лучших наших не только литераторов, но и философов, психологов и учителей жизни, – сказал он. – Герои и образы Достоевского настолько незаурядны и своеобразны, что их нельзя не запомнить, не пытаться их понять, даже если они отрицательны. Наше общество и сейчас , именно особенно сейчас, нуждается в страстной духовно-нравственной проповеди Достоевского, в его защите униженных и оскорбленных. Прежде всего, необходимо, чтобы его книги читала современная молодежь, которая читает всё меньше, в том числе классику, всё больше погружаясь в топи интернета и цифровых технологий. Прозрения и откровения Достоевского должны дойти до сознания российской молодежи. Достоевский в своей пушкинской речи говорил, что Пушкин есть пророчество и указание, что он есть наш направляющий свет. То же самое можно сказать ныне о Достоевском!». В заключение Алексей Васильевич пожелал успешной работы нашему дискуссионному Круглому столу.
Ведущий дискуссии Валентин Семёнов начал своё выступление с воспоминаний о том,
как 40 лет назад, 28 октября 1981 г. выступал в Министерстве культуры РСФСР на вечере, посвященном 160-летию Достоевского, с докладом «Творчество Достоевского и психология», причем, как единственному ленинградцу, ему было предоставлено слово первому, на что обиделся известный живописец Илья Глазунов. Но самое поразительное заключалось в том, что на вечере не было ни одного чиновника – только писатели, музыканты, художники. Какое-то самодеятельное неофициальное мероприятие. Таково было отношение к гениальному представителю русской культуры. Впрочем, и в этот год 200-летия Достоевского ничего выдающегося в его честь в нашей стране не проводится.
Семёнов считает, что Достоевский отражал российскую жизнь очень честно и верно, во всех её противоречиях. Будучи глубоко православным человеком, писатель тем не менее не впадал в «розовое христианство», в чём несправедливо упрекал его Константин Леонтьев. В своих последних романах «Подросток» и «Братья Карамазовы» он достигает вершины художественной правды в отображении русской жизни. Тот хаос и заражение нравами капиталистической наживы (мечта героя романа «Подросток» Аркадия стать Ротшильдом), западничество, наступившие после реформ, связанных с отменой крепостного права, породили в стране грандиозный духовно-нравственный и экономический кризис, подобно нашему кризису после распада СССР. Модель перехода к капитализму художественно прописана Достоевским. Когда Семёнов разрабатывал свою концепцию российской полиментальности, именно у Фёдора Михайловича он нашел образно-личностное выражение российских менталитетов в образах братьев Карамазовых (см. соответствующие публикации В.Е. Семёнова, в том числе на РНЛ).
Проект современного построения общества потребления и последующего перехода западного общества к секулярно-рациональным ценностям без какого-либо Бога (социологическая концепция американского ученого Р. Инглхарта, эксперта российской ВШЭ) уже давно художественно описан Достоевским в «Легенде о великом инквизиторе» в его последнем романе «Братья Карамазовы», где Христос изгоняется инквизитором из человеческого общества.. В публицистике писателя замечательно проанализированы несовместимость и конфликт либералов-западников и патриотов-почвенников, которые мы имеем и в современной России после распада Советского Союза и возвращения к индивидуалистическо-либеральному капитализму.
В заключение Семёнов привел слова писателя, свидетельствующие о его стремлении к социальной справедливости, пронесенному через всю жизнь: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится), будут все когда-нибудь образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твердо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может» (Дневник писателя. 1876 г.). Таков ответ Достоевского современным российским либералам вроде Г. Грефа. «Федор Михайлович Достоевский для меня, – закончил Семёнов, – великий писатель-мыслитель воплотивший в своем творчестве принципы: Православие – правда – справедливость, которые я считаю составляющими Русской идеи…»
Андрей Локиев, вице-президент творческих объединений Северо-Запада, психолингвист, публицист, поэт, ведущий программы на радио «Мария»:
«Как психолог, я хочу продолжить упомянутый Валентином Евгеньевичем Семёновым важный момент, что книги Ф.М. Достоевского называют психологическими. Ведь очень часто говорят о том, что Достоевский в раскрытии психологии превзошёл Фрейда и прочее. Что же касается психопоэтики Достоевского, то она как ни что иное позволяет прочувствовать человеческие психотипы, движущие ими энергии и мотивации. Но не только прочувствовать, а научиться осмыслять их. Т.е. психопоэтика Достоевского позволяет буквально тренировать свою эмпатию - способность к сознательному сопереживанию. Нужно сказать, что в современном обществе эмпатия развивается у людей крайне слабо. Поверхностное клиповое мышление, воспитываемое бездумными сериалами, постерами, рекламами и крикливыми СМИ, привносит в сознание человека скорее антиэмпатию, т.е. ставит барьеры к осознанному сопереживанию, чем развивает способность по-настоящему проникнуть в переживания ближнего. Особенно губит эмпатию постоянно транслируемая шоковая информация. Психика грубеет и становится неспособной к восприятию малых, тонких переживаний. Особая заслуга стиля Достоевского в том, что самые малые переживания он преподносит настолько ярко, что их нельзя не заметить, от них невозможно отвернуться, а через это нарабатывается опыт сопереживания, опыт внимания – эмпатический опыт. Кто-то может сказать – так ли уж и нужна эта эмпатия… Да только будет ли счастлива та семья, где родители не способны прочувствовать переживания ни друг друга, ни детей. Да даже экономика зависит от эмпатии! Ведь производственные показатели зависят от психологического климата в коллективе. Поэтому можно утверждать, что своим творчеством Достоевский противостоит превращению общества в тот формат, который предлагают персонажи романа «Бесы» Шигалев и Хромой. Они предлагают, в виде конечного разрешения вопроса, — разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать. Меры, предлагаемые для переделки в стадо у Достоевского не приводятся. Но нами были наблюдаемы в последние 30 лет. Что же это за стадный рай? А вот он – иллюзорная жизнь в компьютерных играх, интернет чатах, развлекательных шоу и прочее, и прочее. Стадо, живущее в своём раю, но работающее на избранных хозяев. Именно превращению людей в такое стадо, потери личности и противостоит литературное наследие Фёдора Михайловича».
Борис Дверницкий, старейшина «Собора православной интеллигенции», активный участник христианского движения ещё в советское время, многолетний главный редактор журнала «Русское самосознание, публицист и автор многих книг по духовно-нравственной и культурологической проблематике:
«Какова главная угроза роду человеческому в наше время? Превратиться в роботов. Чем отличается человек от робота? У робота нет сострадания ни к кому и ни к чему. Такой человек-робот описан в Божественном Писании, точнее Предании. Это Агасфер. Агасфер или Вечный жид - персонаж Библейской истории, по преданию обреченный скитаться из века в век до Второго пришествия Христа, за то, что проявил жестокосердие и равнодушие к восходящему на Голгофу Христу. Иудей-ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Христа, оттолкнул Иисуса, когда Тот попросил позволения отдохнуть у его дома и за это был осужден на вечное скитание на земле и вечное презрение со стороны людей. «Иди, что Ты медлишь»? «Я пойду, но и ты пойдешь и будешь Меня ждать». Итак, сострадание это последнее, что мешает нам стать роботами. Достоевский самый сострадательный писатель России. Об этом говорят и его прямые высказывания: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования», «Сострадание есть главнейший и может быть, единственный закон бытия всего человечества». Не меток на лбу или руке, не цифрового объемлющего документа, заменяющего нашу личность, а вируса безразличия к людям, должны мы опасаться в наступившем мире. А он будет искушать всех».
Андрей Грунтовский, поэт, прозаик, литературовед, член Союза писателей России, художественный руководитель Театра народной драмы, актер:
«Как-то так сложилась моя литературная судьба, что несколько различных направлений слились вместе: литературоведение, драматургия, поэзия… Я писал статьи, исследование о наших замечательных писателях, писал пьесы, ставил их в театре… Все это переплеталось неразрывно. Затеял книгу о Достоевском – из неё вышла пьеса. В 2016 году она была поставлена, а Фёдора Михайловича на сцене пришлось играть самому. Нечто тянуло постановки к особым местам. Так, например, мою пьесу о Пушкине мы играли и на Мойке, 12, и в Михайловском… Так же вышло и с Достоевским. Премьера была в Святодуховском зале лавры – где его отпевали и где неподалёку он и похоронен. Играли и на фестивале в Старой Руссе и в ТЮЗе, который стоит на месте казни… Сейчас хотелось бы отметить лишь кратко некоторые искажения, что наносит наше время на образ Достоевского. Вот вчерашняя передача на первом канале ТВ. Он, де, в молодости увлекался революционными идеями, потом покаялся (какую, мол, замечательную воспитательную работу провел на Семеновском плацу Николай Павлович!) потом, - стал верной опорой трону… О подлинном творчестве Достоевского – ни слова. О политической его платформе – полное искажение, в угоду нынешней буржуазной культуре… А факт (результат этой нынешней культуры) – один. Недавно еще самый читаемый писатель, как в России, так и в Европе, уходит в прошлое… Надо заметить, что Фёдор Михайлович оставался создателем и идеологом «русского социализма», о котором он так спорил с Герценом… Но и не это главное, а главное в его творчестве – это буквальная проповедь Евангелия (и в социальных идеях тоже!): «Не можете служить двум господам – Богу и мамоне». Сегодняшняя культура, открыто уже выбравшая второе служение, явно встает и против Достоевского. Она либо стремится превратить его в «своего» либо просто замолчать… А какое искажение, непонимание… Для примера – пожалуй, самая цитируемая фраза: «Поле битвы – сердце человека, здесь дьявол с Богом борется…» и подпись – Достоевский. Эта мысль никогда не принадлежала лично Фёдору Михайловичу. Эта фраза его персонажа бунтаря Ивана Карамазова… А Фёдор Михайлович написал десяток романов, чтобы всем своим творчеством опровергнуть эту гностическую (просто богумильскую) ересь, – показать, что дьявол вовсе не на равных с Богом владеет человеческим сердцем, что вовсе не «Сатана там правит бал», что Господь – это Любовь, а значит и сострадание – которым наполнена каждая строка настоящего русского писателя… Да, часто его критики видели в нем «тёмную» сторону жизни, «бездну», «дьявола»… Это беда критиков – по недостатку собственной любви, увидавших правдивую картину жизни, нарисованную Достоевским, - ужаснувшихся и, по малодушию, - испугавшихся».
Борис Сергеев, скульптор, заслуженный художник РФ, участник более 250 выставок в России и за рубежом, работы которого хранятся в Русском музее и Третьяковке, автор замечательных произведений («Памятник полярникам» на Васильевском острове, «Николай Чудотворец» у истока Волги, «Св..Нил Столобенский» в Нило-столобенской пустыни и мн. др.) ,главный художник «Комбината «Скульптура», академик ПАНИ:
- Конечно, Достоевский великий мощный писатель, перенесший страшную инсценировку смертной казни, устроенную Николаем Первым, каторгу и солдатчину. И потому особенно духовно влияющий на людей, на их умы и чувства. Что особенно важно в наше время всевозможной бесовщины, в том числе в изобразительных искусствах.
В. Семёнов:
- Да уж! Взять хотя бы шемякинскую скульптуру Петра Первого в Петропавловской крепости с головой микроцефала и паучьими руками, появившуюся как перестроечный подарочек, или изделия в Мраморном дворце и на всевозможных выставках, в том числе в Эрмитаже (вроде издевательств над Христом братьев Чепмен)…
Б. Сергеев:
- Ну, Шемякин просто не умеет ни лепить, ни рисовать. Достоевскому повезло больше. Хотя бы памятник ему в Питере у метро «Достоевская» всё-таки неплохой, а в замысле был вообще лучше. Но с ним долго собирались, так что и автор изрядно постарел и подустал. Целый ряд живописцев, графиков и скульпторов создавали портреты Ф.М. Достоевского и иллюстрации к его произведениям. Здесь и замечательный портрет В. Перова, созданный с натуры в 1872 году, который высоко оценил И. Крамской; графические портреты молодого Достоевского, сделанные его другом художником К. Трутовским, бюст на могиле Достоевского в Александро-Невской Лавре работы Н. Ловерецкого (1883 г.). После смерти великого писателя и мыслителя выделяются его портрет В. Фаворского (ксилография, 1929 г.) и скульптурный портрет С. Конёнкова (дерево, 1955г.). В Москве в 1918 г. по списку лиц, удостоенных монументов по мнению новой власти (за подписью В.И. Ленина) был поставлен памятник Достоевскому работы С. Меркурова. Прижизненные иллюстрации к литературным произведениям Федора Михайловича были слабоваты и карикатурны, но среди иллюстраций 1920-40 гг. выделяются мастерством и оригинальностью работы М. Добужинского (особенно к «Белым ночам» ) и А. Сурикова к «Кроткой».
Сергей Порохов, члена Союза писателей России, председатель правления отделения Союза писателей России по Ленинградской области, член-корреспондент ПАНИ:
- С первым произведением Достоевского я познакомился в юности и совершенно сознательно. Я рос в городе на Южном Урале, где было несколько зон, а также предприятия с тяжелыми условиями труда, на которых работали «химики» - правонарушители, которых суд направил искупать вину тяжелым физическим трудом. В молодежную среду проникала «романтика тюремной жизни» – дескать все там будем, от сумы и тюрьмы не уйти, зато самые сильные сумеют и там занять достойное место. Мне попалась книжка, которую написал бывший «зэк», правда из прошлого, XIX века. Представителем «криминального мира» был, естественно, Достоевский, а книга называлась «Записки из мертвого дома».
Ведущий дискуссию о творчестве великого писателя поставил перед нами вопросы о том, насколько современен Достоевский, что мы можем у него взять, чему у него можно поучиться. Художник не учит, он создает доступными ему средствами художественные образы, предлагает картину мироздания, какой он увидел ее сам. Большой художник обладает особой зоркостью, он зрит, как говорится, в корень. Он прозревает то, что многие не видят и не понимают. Если обыватель факты жизни воспринимает как данность, то талант обнаруживает за фактами явление, а гений поднимается еще выше – он доискивается до первопричин случившегося, обнаруживает тенденции социальных явлений, не только описывает, но и предсказывает, предупреждает, пророчествует.
Все творчество Достоевского – это большие, в форме романов, повестей, дневников, «записки из Мертвого дома». Мертвые души Гоголя – это Россия во всем ее тогдашнем разнообразии. Дав картину, Гоголь обмолвился, что в поэме один положительный герой – смех. Достоевский тоже пишет о России, даже более, он пишет и о западной цивилизации. И это всё – «мертвый дом». Он тоже населен мертвыми душами. Но эти души мертвы уже при своей земной жизни. Они населяют остроги, трущобы, сановные кабинеты. Они совершают богопротивное, восстают против создания Божьего, совершают преступления против Человека. Они убивают Человека в себе, они унижают и оскорбляют бедных и кротких, становятся бесами. Как это происходит и почему это происходит? В первых своих произведениях Достоевский уже приступил к этому разоблачению, препарированию и разглядыванию сущности человека. И того, маленького, которого подталкивают на край бездны, и того, кто уже совершил роковой шаг. После трагического десятилетия каторги и солдатчины он вынужден быть жестче и откровеннее. Во-первых, в его сознании сохранились судьбы сотен сокаторжан и сослуживцев. Во-вторых, будто бы само Провидение ставило его в жесткие рамки: опутанный долгами и игроманией, он вынужден был в считанные недели и месяцы выдавать гениальные свои творения. Вдохновение его рождалось из многих чувств: из любви к ближнему, из страха оказаться в нищете, из боли за страдания русского человека, из ненависти к идеям псевдосвободы либерализма, из мучительных раздумий о поиске пути из того тупика, в котором оказался Мир Божий.
Прозрением ответа на все волновавшие Достоевского вопросы, на мой взгляд, стала его Пушкинская речь. Достоевский спрашивает: «что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности». Писатель, обозревая деятельность Пушкина, делает вывод, что ведущая сила, определяющая будущность России – ее народ: «не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой (в какой это явилось потом, хотя всё еще не у всех, а у очень лишь немногих) наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов».
Заглянуть в глубину человеческой души дано, наверное, многим, но высветить душу и показать изнанку ее под силу только художникам, прежде всего, творцам художественного слова. Слово остается универсальным инструментом познания, осознания и преобразования мира, который дан человеку. А от преобразования в Живых душах начинается преобразование семьи, общества, государства, всечеловечности. Достоевский прозревает от Пушкина, Достоевский помогает прозревать нам. Эту эстафету передают литераторы из прошлого в наше время.
Маргарита Изотова, искусствовед, художественный критик, художник по текстилю, член Союза художников России, член Союза писателей России, академик ПАНИ:
- Федор Михайлович Достоевский – гениальный писатель и мыслитель, душевед, но есть и у него недостаток, крупный недостаток. Он не любит и игнорирует природу, в его произведениях нет природы, в отличие от Льва Николаевича Толстого или Тургенева. Как так – у русского писателя нет в произведениях родной природы: леса, деревьев, цветущих лугов, озер и ручьев, голубых небес и солнечных восходов, морской свежести и цветочных ароматов ? Он - урбанист до мозга костей, у которого всё время и везде зданья и интерьеры, коморки, подвалы и мансарды, торговые лавки и присутственные места, городская духота и тяжелые запахи. Всё это угнетает людей, делает их болезненными и нервными. Именно поэтому герои романов Достоевского постоянно в болезненном состоянии, с расшатанными нервами, склонны к депрессии и истерии.
Андрей Антонов, Первый вице-президент ПАНИ, председатель Славянского отделения ПАНИ, зам. председателя Российско-белорусского братства СПб, член Союза писателей России:
- Фёдор Михайлович, выстраивая сюжеты своих произведений, показывал не только достоинства и недостатки отдельных героев, но и системно выявлял язвы и пороки российского общества 19 века. С молодых лет и до конца жизни писателя волновала мысль о социальной справедливости. Свидетельством тому является его биография, когда он в 26-летнем возрасте стал активным участником кружка петрашевцев. Впоследствии после «гражданской казни», каторги, он, полагаю, видя невозможность изменения на тот период времени существовавшего в России общественно-политического строя, отходит от политической борьбы. Но продолжает свою борьбу за социальную справедливость пером выдающегося писателя, общественного деятеля. Цитата Достоевского о противопоставлении одной десятой и девяти десятых людей, которую привёл Валентин Евгеньевич, очень значима в понимании самого писателя и его творчества. Она показательна. В своих произведениях Фёдор Михайлович, как литератор, психолог, мыслитель, заставляет задумываться читателя об истинных ценностях, о недопустимости насилия и произвола, о неестественности вопиющего социального неравенства.
Достоевский с воодушевлением встретил отмену крепостного права в 1861 году. Но затем, осознав, что помещичье сообщество использует это в целях собственного обогащения, стал относиться к реформам критично. В тоже время он часто негативно высказывается о социалистах-материалистах того периода. Здесь надо учитывать, что многие сторонники социализма в 19 веке строили свои теории на основе нигилизма, отрицании многих достижений прошлого и нравственных поисков человечества на протяжении веков. Духовный строй буржуа и социалиста–материалиста, согласно Достоевскому, однороден: и тот, и другой ценит выше всего материальные блага. Достоевский, полагаю, был сторонником своего рода «христианского социализма». Хотя Фёдор Михайлович не ставил знак равенства между идеями Христа и церковным аппаратом.
Достоевский был одним из первых мыслителей, давшего понятие «русской идеи». Он писал, что русская идея может быть синтезом тех идей, которые развивает многонациональная Европа. Позднее писатель разовьёт тему «русской идеи», в том числе в Пушкинской речи 1880 года.
В настоящее время в период реставрации капитализма в России идеи и мысли Ф. М. Достоевского становятся актуальными и современными. «Бесы» конца 20-го, начала 21 века пытаются устанавливать свои порядки в России и в мире. Идеи и мысли Достоевского, на мой взгляд, приобрели общемировой характер. И творческое наследие писателя способно помочь нам разобраться в перипетиях настоящего времени.
История рода Достоевских объединила три русских государства – Беларусь, откуда берёт начало династия писателя, Украину, где жили его ближайшие предки и Россию, где жил и творил сам Фёдор Михайлович. Это очень символично и делает фигуру великого писателя и мыслителя особенно значимой и актуальной для дня сегодняшнего.
В. Семёнов: Закончился круг наших выступлений, посвященных двухвековому юбилею Фёдора Михайловича Достоевского. Думается, все мы убедились в несомненной сверхактуальности его творчества для нашего времени, для современной России. Всё также остро, нет ещё острее, стоят перед нами проблемы веры и атеизма, правды и лжи, справедливости и вопиющей несправедливости. Опять в обществе правят деньги и юноши мечтают стать Ротшильдами, опять процветают пороки времен Достоевского, усугубленные пороками современными, опять противостоят в основном богатые либералы-западники и в основном бедные патриоты-почвенники. Мы убедились и в том, что большинство из нас согласны с тем, что только любовь к Богу и человеку, воплощение в жизнь народного идеала правды-справедливости может спасти человечество от гибели. Именно в таком направлении должны двигаться наши общественные организации. Спасибо, многоуважаемые друзья и коллеги, за нашу работу в атмосфере заинтересованности и доброжелательности! Теперь будем думать о продолжении нашей работы над уроками Достоевского.
«Петровская академия наук и искусств»