Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

Евразийство и панафриканизм: общность цивилизационных вызовов и ответов

Евразийство и панафриканизм: общность цивилизационных вызовов и ответов

Евразийская интеграция — один из ключевых геополитических приоритетов России, африканская интеграция — стран Африки. Оба концепта оформились внутри соответствующих идеологических течений: евразийства и панафриканизма. Несмотря на внешние различия между евразийцами и панафриканистами, между этими идеологиями есть серьёзные структурные сходства, которые можно выстроить по схеме «вызов-ответ» Арнольда Тойнби. По сути, речь идёт о схожих цивилизационных проблемах незападных цивилизаций, столкнувшихся с проблемами вестернизации, модернизации, исторической памяти и проекта будущего, укорененного в традиции.

Вызов Запада. Ответ: самостоятельная цивилизация

И евразийцы, и панафриканисты были интеллектуалами, знавшими Запад, в силу разных обстоятельств оказавшиеся там, но сделавшие иной выбор, в пользу не-Запада, цивилизационного суверенитета своего региона, отказывая западной цивилизации в её универсальности.

Евразийцы — русские интеллектуалы, в том числе аристократы, как Н.С. Трубецкой, занимавшие до революции 1917 года либеральные либо либерально-националистические позиции. Оказавшись на Западе в эмиграции, они существенно радикализировали своё мировоззрение, стали убеждёнными продолжателями славянофильской традиции. Но Западу они противопоставили не славянский мир, а Евразию как месторазвитие, утвердив дискурс уникальности и инаковости России от культур Запада и Востока. В евразийстве сочетались две ключевые идеи: уникальность евразийской цивилизации и необходимость единства евразийского геополитического пространства (политического и экономического).

Первые панафриканисты — африканские и афроамериканские интеллектуалы, учившиеся и выросшие на Западе в эпоху западного колониального господства в Африке. Среди них также были представители местной аристократии, олицетворявшие прямую кровную связь со старой доколониальной государственной традицией — например, Товалу Уэну, парижский денди из аристократии королевства Дагомея, который в 1924 г. основал Всеобщую лигу защиты черной расы (LUDRN).

Отчасти из-за фактора США и Либерии, фактической американской колонии и точки входа США на континент, определённые либеральные идеи в панафриканизме также были изжиты не сразу. Однако общий антиколониалистский дискурс соответствовал позициям, с которых выступали и евразийцы.  В конце концов панафриканисты также стали говорить о независимости и объединении Африки, что стало ключевой идеей таких авторов, как Шейх Анта Диоп, Леопольд Сенгор и др., и основой политических проектов таких лидеров, как Модибо Кейта, Секу Туре, Кваме Нкрума, Тома Санкара или Муаммар Каддафи.

Вызов Модерна. Ответ: Традиция

Русские евразийцы были первыми в среде русской эмиграции, кто обратил внимание и отрецензировал труды основателя традиционализма Рене Генона. Сами они выступали за возвращение России к корням своей православной традиции, уважительно относясь к традициям других народов. Это нашло своё наиболее адекватное продолжение в неоевразийстве Александра Дугина, который развил оппозицию Западу первых евразийцев до парадигмального противопоставления Модерна и Традиции.

То же самое можно сказать о современном панафриканизме, также аффектированном традиционалистской философией. В первую очередь речь идет о идеях Кеми Себа, президента НГО Urgencies Panafricanistes. Однако и в идеях Африканского Ренессанса, сформулированных бывшим президентом ЮАР Табо Мбеки свойственно критическое отношение к Модерну:

«Уникальность Африканского Ренессанса, сформулированного в работах Табо Мбеки, заключается в том, что он подчёркивает важность обоснования повседневной практики (включая науку) африканскими реалиями и философией. Он признаёт неспособность модерна работать на благо всех африканцев, о чём свидетельствует продолжающееся порабощение Африки... Ни капитализм, ни марксизм, ни их производные не принесли Африке ни свободы, ни единства. В значительной степени приглашение к участию в Африканском возрождении является также призывом к возрождению Африки через её языки и философии», — пишут зимбабвийские исследователи Марк Малиса и Филиппа Ненгезе.

И некоторые течения в евразийстве, и панафриканисты долгое время время пытались найти путь к цивилизационному суверенитету в обращении к идеологиям Модерна (либерализм, коммунизм, национализм), но пришли к отвержению Модерна и его политической парадигмы в целом.

«Если первые панафриканисты изначально считали, что будущее Африки заключается в принятии капитализма, христианства или даже марксизма, то в начале XXI века, особенно с призывом к Африканскому Ренессансу, появилось неявное и явное признание того, что инструменты и структуры современности не смогли радикально изменить условия жизни африканцев к лучшему», — отмечают африканские исследователи.

Вызов Империй. Ответ: континентальная интеграция

Наивысшей формой политической организации в мире Традиции были империи — царства царств. Древние имперские образования, такие как Империя Мали, Бенин, Мономотапа (Зимбабве), составляют предмет гордости для африканцев и вдохновляли панафриканистов. Имперское сознание (противопоставленное западному модерновому империализму) и империи — либо как действующие структуры, либо как объекты коллективной памяти, стимулирующие политическое воображение, — это важнейший ресурс суверенной идеологии, мобилизующий на противостояние колониализму.

Например, один из основателей государства Мали Модибо Кейта так обосновывал принятие имени древней империи для нового постколониального государства: «Мали — знаменитое имя, что принадлежит всей Западной Африке; символ могущества, способности к политической, административной, хозяйственной и культурной организации чёрного человека. Это слово, которое уже сейчас в сердцах и душах оставляет мистическую печать великой надежды будущего — Африканской нации!..»

Бывшая не артефактом прошлого, а реальным субъектом политики, африканская империя — Эфиопия — вдохновляла ранних панафриканистов как пример сопротивления колонизаторам. Однако панафриканисты взяли курс не на восстановление древних империй в прежнем виде, а на строительство нового объединения, включающего всё африканское большое пространство на основах мира и взаимного братства, а не подчинения и порабощения.

В схожем отношении с образом ушедшей империи выстраивалась политическая мысль евразийцев. Они отталкивались от общего исторического прошлого и гордились государственным строительством предков, но выступали не за воссоздание Российской Империи в прежних формах, а строительство нового государственного интеграционного образования на принципах общеевразийского национализма.

Симметрия между евразийством и панафриканизмом — дополнительный довод в пользу того, что две идеологии обречены на сотрудничество и поддержку. Сталкиваясь со схожими вызовами, русские и африканцы идут схожими путями к преодолению Запада, преодолению Модерна и преодолению своего прошлого, создавая на базисе традиции новые политические формы. Изучение идей друг друга может существенно обогатить евразийский и панафриканистский дискурс и стимулировать политическое воображение носителей обеих идеологий.

Александр БОВДУНОВ

Источник: «Катехон»

Читайте также

В кривых зеркалах. Кто и как перевирает русскую классику в XXI веке В кривых зеркалах. Кто и как перевирает русскую классику в XXI веке
 В нашей газете уже поднимался вопрос о рекламе банка «ВТБ», извращающей классику, а сейчас мы хотим обратить внимание читателей на другие проекты, направленные на разрушение нашей культуры. Прое...
24 июня 2025
Т. Куликова. Нужен ли нам слабый рубль? Т. Куликова. Нужен ли нам слабый рубль?
Одной из ключевых тем, обсуждаемых на прошедшем на минувшей неделе Петербургском международном экономическом форуме, был вопрос о курсе рубля: рубль сильно укрепился, и это плохо для бюджета и экспорт...
24 июня 2025
Алатырь. Чёрный день календаря Алатырь. Чёрный день календаря
Именно такое название носила памятная акция по случаю Дня памяти и скорби, проведённая русладовцами Чувашии и коммунистами города Алатыря и Алатырского района во главе с председателем правления ЧРО ВС...
24 июня 2025