Евразийство глазами философа

Евразийство глазами философа

Читателям нашего сайта хорошо знакомо имя Рустема Вахитова. Известный философ, публицист, теоретик современного левого евразийства, он является постоянным автором газеты «Советская Россия» и многих других изданий. Недавно вышла из печати его новая работа – «Евразийство: логос, эйдос, символ, миф».

Евразийство (наряду с православным социализмом, народничеством, русским космизмом) является одной из главных составляющих Русской идеи как таковой и, следовательно, идеологии нашего движения «Русский Лад». «Предъевразийские» темы прослеживаются у Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Фёдорова, В.И. Ламанского и других выдающихся русских мыслителей XIX века. Однако в более строгом смысле евразийство как идейное течение формируется в среде русской эмиграции в начале 1920-х годов, его основателями стали Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий и их единомышленники.

Именно идеям «классического евразийства» и посвящена новая книга Р.Р. Вахитова. Сам он, как уже было сказано, является «левым евразийцем», однако в данной работе сосредоточился на рассмотрении идей «классиков», сформулированных до распада движения на «левое» и «правое».

Значительное место в книге уделено анализу взглядов на евразийство русских и зарубежных мыслителей – как 100-летней давности (то есть современников основоположников евразийства), так и нашего времени. Данные авторы могли воспринимать это идейное течение совершенно по-разному, вплоть до прямо противоположных трактовок – от идеологии русского имперского национализма и «колониализма» до чуть ли не русофобии и «растворения» русского народа в «азиатском море».

Разумеется, обе точки зрения далеки от реальности. На самом деле в этом своём аспекте евразийство является антиколониальным идейным течением, направленным на освобождение русско-евразийской цивилизации (включая все её народы, независимо от расы, языка и религии) от экономического и духовного господства Запада.

«Я беру на вооружение, – пишет Р. Вахитов, – диалектический метод в версии А.Ф. Лосева и последовательно описываю ту “материю” (а точнее сказать – концепции философии политики, геополитики, гносеологии), из которых было “собрано” классическое евразийство двумя его создателями – Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким».

В качестве начальных элементов, из которых выстраивалось «здание» евразийской теории, автор выделяет:

1) европоцентристский национал-империализм П.Б. Струве, который рассматривал Россию как типичную европейскую колониальную империю вроде Британской или Французской (и последователем которого был молодой Савицкий);

2) концепцию «среднего», «греко-славянского» мира В.И. Ламанского, который, правда, сохранял традиционно пренебрежительное отношение к «нецивилизованным азиатам», но всё же выводил России за рамки западной цивилизации, подчёркивая её самостоятельную роль как центра православного мира;

3) «релятивистскую культурологию» Н.С. Трубецкого, представленную в его книге «Европа и человечество». В этой книге Трубецкой ещё не является евразийцем в полном смысле слова, он даже почти не упоминает о России. Но здесь он излагает концепцию равноценности всех человеческих культур, отрицает выстраивание их по ранжиру – по отношению к «единственно правильной» западноевропейской культуре, показывает, что «космополитизм», заставляющий негативно относиться к собственным ценностям, является просто общеевропейским шовинизмом.

Именно анализ книги Трубецкого и привёл Савицкого к созданию первого собственно «евразийского» текста – работы «Европа и Евразия», где он дал творческий синтез упомянутых концепций, выдвинув идею Евразии как «особого культурного мира». Вместе с Трубецким, принявшим его выводы, Савицкий и стал основоположником евразийства.

Место европоцентристского империализма Струве занимает у Савицкого «цивилизационный империализм». Под этим термином Р. Вахитов подразумевает идею, что «каждый культурно-географический мир (в том числе и Евразия) должен создать имперское, то есть многонациональное (возможно, федеральное) государство, охватывающее всю территорию этого мира». Такими государствами-цивилизациями, добавим от себя, в современном мире являются Россия (в более естественных границах – СССР), Китай и Индия, в западном мире такими образованиями, хоть и не имеющими формально государственного статуса, являются ЕС и НАТО, и лишь исламский мир по-прежнему полицентричен.

В книге Р. Вахитова поднято ещё немало интересных тем. Это и тема языка – ведь Н.С. Трубецкой был крупнейшим лингвистом, и его языковедческие исследования имели глубокую внутреннюю связь с евразийскими идеями. И вопросы «месторазвития», которыми как географ занимался П.Н. Савицкий. И роль Великой Степи как важнейшего элемента структуры России-Евразии, раскрытая в значительной мере историком-евразийцем Г.В. Вернадским.

Все эти темы выстраиваются автором в чёткую структуру с позиций диалектики, которая не ограничивается диалектикой гегелевской или марксистской, а возводится к древнегреческой мысли Платона, Аристотеля и Прокла Диадоха, к средневековой философии Николая Кузанского и к русской мысли, представленной, как уже говорилось, А.Ф. Лосевым.

Р. Вахитов делает вывод, что «классическое евразийство есть учение, которое утверждает, что множественность цивилизаций Земли есть нечто богоугодное, и наоборот, достичь их единства – богопротивно, поскольку это единство неорганично, за ним не стоят эйдос и личность». Органичность, естественность цивилизаций определяется геополитически: каждая культура – «надстройка над географическим ареалом, месторазвитием». Напротив, колониальные образования, подобные, к примеру, Британской империи, этим качеством не обладают.

Добавим, что в дальнейшем своём развитии евразийство всё-таки пришло к выводу, что единство человечества возможно и необходимо, но оно не должно при этом разрушать самобытности отдельных цивилизаций, как и сами цивилизации не отрицают самобытности этносов, этносы – субэтносов и других небольших групп, а те, в свою очередь, – отдельных лиц. Земной шар также является месторазвитием, только более высокого порядка в сравнении с локальными цивилизациями. Человечество, так же как и отдельная цивилизация, является «симфонической личностью».

Эрудиция, строгость мышления философа, литературный слог публициста, убеждённость сторонника евразийских взглядов – всё это органично сочетается в новой книге Рустема Вахитова и делает её интересной для всех, кто интересуется Русской идеей, историей отечественной и мировой мысли.

П. ПЕТУХОВ

Читайте также

В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены
В столице ведутся работы по сносу бывшего Дома культуры Трехгорной мануфактуры по адресу Трехгорный вал, 6. Он является памятником федерального значения, однако это не помешало собственникам уничтожит...
13 сентября 2024
Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма
Сближение города и деревни является одной из самых острых социально-экономических проблем современной России. В новых реалиях содружества стран БРИКС она приобретает все более позитивное звучание, по...
12 сентября 2024
«Будь сыном не только своего отца, но и сыном своего народа» «Будь сыном не только своего отца, но и сыном своего народа»
6 сентября 1888 года в семье крестьянина-удмурта в деревне Омутница Глазовского уезда родился сын удмуртского народа – Иосиф Алексеевич Наговицын. Благодаря Иосифу Наговицыну удмуртский народ соз...
12 сентября 2024