Евразийство глазами философа

Евразийство глазами философа

Читателям нашего сайта хорошо знакомо имя Рустема Вахитова. Известный философ, публицист, теоретик современного левого евразийства, он является постоянным автором газеты «Советская Россия» и многих других изданий. Недавно вышла из печати его новая работа – «Евразийство: логос, эйдос, символ, миф».

Евразийство (наряду с православным социализмом, народничеством, русским космизмом) является одной из главных составляющих Русской идеи как таковой и, следовательно, идеологии нашего движения «Русский Лад». «Предъевразийские» темы прослеживаются у Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Фёдорова, В.И. Ламанского и других выдающихся русских мыслителей XIX века. Однако в более строгом смысле евразийство как идейное течение формируется в среде русской эмиграции в начале 1920-х годов, его основателями стали Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий и их единомышленники.

Именно идеям «классического евразийства» и посвящена новая книга Р.Р. Вахитова. Сам он, как уже было сказано, является «левым евразийцем», однако в данной работе сосредоточился на рассмотрении идей «классиков», сформулированных до распада движения на «левое» и «правое».

Значительное место в книге уделено анализу взглядов на евразийство русских и зарубежных мыслителей – как 100-летней давности (то есть современников основоположников евразийства), так и нашего времени. Данные авторы могли воспринимать это идейное течение совершенно по-разному, вплоть до прямо противоположных трактовок – от идеологии русского имперского национализма и «колониализма» до чуть ли не русофобии и «растворения» русского народа в «азиатском море».

Разумеется, обе точки зрения далеки от реальности. На самом деле в этом своём аспекте евразийство является антиколониальным идейным течением, направленным на освобождение русско-евразийской цивилизации (включая все её народы, независимо от расы, языка и религии) от экономического и духовного господства Запада.

«Я беру на вооружение, – пишет Р. Вахитов, – диалектический метод в версии А.Ф. Лосева и последовательно описываю ту “материю” (а точнее сказать – концепции философии политики, геополитики, гносеологии), из которых было “собрано” классическое евразийство двумя его создателями – Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким».

В качестве начальных элементов, из которых выстраивалось «здание» евразийской теории, автор выделяет:

1) европоцентристский национал-империализм П.Б. Струве, который рассматривал Россию как типичную европейскую колониальную империю вроде Британской или Французской (и последователем которого был молодой Савицкий);

2) концепцию «среднего», «греко-славянского» мира В.И. Ламанского, который, правда, сохранял традиционно пренебрежительное отношение к «нецивилизованным азиатам», но всё же выводил России за рамки западной цивилизации, подчёркивая её самостоятельную роль как центра православного мира;

3) «релятивистскую культурологию» Н.С. Трубецкого, представленную в его книге «Европа и человечество». В этой книге Трубецкой ещё не является евразийцем в полном смысле слова, он даже почти не упоминает о России. Но здесь он излагает концепцию равноценности всех человеческих культур, отрицает выстраивание их по ранжиру – по отношению к «единственно правильной» западноевропейской культуре, показывает, что «космополитизм», заставляющий негативно относиться к собственным ценностям, является просто общеевропейским шовинизмом.

Именно анализ книги Трубецкого и привёл Савицкого к созданию первого собственно «евразийского» текста – работы «Европа и Евразия», где он дал творческий синтез упомянутых концепций, выдвинув идею Евразии как «особого культурного мира». Вместе с Трубецким, принявшим его выводы, Савицкий и стал основоположником евразийства.

Место европоцентристского империализма Струве занимает у Савицкого «цивилизационный империализм». Под этим термином Р. Вахитов подразумевает идею, что «каждый культурно-географический мир (в том числе и Евразия) должен создать имперское, то есть многонациональное (возможно, федеральное) государство, охватывающее всю территорию этого мира». Такими государствами-цивилизациями, добавим от себя, в современном мире являются Россия (в более естественных границах – СССР), Китай и Индия, в западном мире такими образованиями, хоть и не имеющими формально государственного статуса, являются ЕС и НАТО, и лишь исламский мир по-прежнему полицентричен.

В книге Р. Вахитова поднято ещё немало интересных тем. Это и тема языка – ведь Н.С. Трубецкой был крупнейшим лингвистом, и его языковедческие исследования имели глубокую внутреннюю связь с евразийскими идеями. И вопросы «месторазвития», которыми как географ занимался П.Н. Савицкий. И роль Великой Степи как важнейшего элемента структуры России-Евразии, раскрытая в значительной мере историком-евразийцем Г.В. Вернадским.

Все эти темы выстраиваются автором в чёткую структуру с позиций диалектики, которая не ограничивается диалектикой гегелевской или марксистской, а возводится к древнегреческой мысли Платона, Аристотеля и Прокла Диадоха, к средневековой философии Николая Кузанского и к русской мысли, представленной, как уже говорилось, А.Ф. Лосевым.

Р. Вахитов делает вывод, что «классическое евразийство есть учение, которое утверждает, что множественность цивилизаций Земли есть нечто богоугодное, и наоборот, достичь их единства – богопротивно, поскольку это единство неорганично, за ним не стоят эйдос и личность». Органичность, естественность цивилизаций определяется геополитически: каждая культура – «надстройка над географическим ареалом, месторазвитием». Напротив, колониальные образования, подобные, к примеру, Британской империи, этим качеством не обладают.

Добавим, что в дальнейшем своём развитии евразийство всё-таки пришло к выводу, что единство человечества возможно и необходимо, но оно не должно при этом разрушать самобытности отдельных цивилизаций, как и сами цивилизации не отрицают самобытности этносов, этносы – субэтносов и других небольших групп, а те, в свою очередь, – отдельных лиц. Земной шар также является месторазвитием, только более высокого порядка в сравнении с локальными цивилизациями. Человечество, так же как и отдельная цивилизация, является «симфонической личностью».

Эрудиция, строгость мышления философа, литературный слог публициста, убеждённость сторонника евразийских взглядов – всё это органично сочетается в новой книге Рустема Вахитова и делает её интересной для всех, кто интересуется Русской идеей, историей отечественной и мировой мысли.

П. ПЕТУХОВ

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024