«Это было раненое сердце…» Некрасовский юбилей в Красноярске

«Это было раненое сердце…» Некрасовский юбилей в Красноярске

Николай Алексеевич Некрасов. Его именем может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии России. 200-летнему юбилею поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ № 3, 72 и члены КРО ВСД «Русский Лад».

«Наша литературная гостиная – лишь малая дань уважения великому русскому поэту, который отдал свой талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье», – сказала, открывая гостиную, Людмила Алексеевна Леменкова.

Затем ведущие Полина Пономарёва и Алёна Кудреватых повели разговор о детстве поэта. Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнёво Ярославского уезда. Теперь точно установлено, что Н.А. Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст.) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец. Вскоре после его рождения Алексей Семёнович вышел в отставку и поселился в родовом имении – деревне Грешнёве Ярославской губернии.

Жестокий крепостник, отец Некрасова был типичным помещиком. По отношению к жене и детям он вёл себя как деспот и самодур. Мать поэта, Елена Андреевна, женщина хорошо образованная, тонкая, была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, ей поверял свои сокровенные мечты. Строки из стихотворения «Рыцарь на час», посвящённые матери поэта, проникновенно прочитал Денис Гусаров.

На всю жизнь запомнил Некрасов стоны и полные муки глаза бурлаков, которых он увидел ещё в детстве на Волге. А за домом – только выйди за ограду густо разросшегося сада – дорога, по которой проходили партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, направляясь в далёкую Сибирь. Этой дорогой шла Россия, скованная по рукам и ногам, но не сломленная. На этой дороге мужала муза народного поэта. Здесь он учился любить и ненавидеть. Однако были у будущего поэта и свои детские радости. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Но, стоило ему куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Воспоминания о дружбе маленького Некрасова с крестьянскими детьми, перевоплотившись в сестру поэта, прочитала Полина Щегрова.

В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но не окончил её. Одарённый от природы цепкой памятью и острым умом, Николай многое схватывал на лету и в первые годы пребывания в гимназии получал хорошие оценки, но затем интерес к учёбе почти пропал, да и преподаватели не вызывали ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые вели.

Ведущие обратили внимание ребят на то, что у Некрасова очень рано пробудился интерес к творчеству. «К пятнадцати годам, - вспоминал поэт, - у меня составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала меня ехать в Петербург».

И вскоре будущий поэт приезжает в Петербург, великолепный и огромный город. Он увидел большие дома, в которых, как казалось ему, могло жить только счастье, красивые магазины, театры… И почти сразу же он узнал, что у прекрасных домов есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома… Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке. «Нет, - думал он, - будет и тех, которые погибли прежде меня, я пробьюсь во что бы то ни стало…» Так уже с ранних лет нашёл Некрасов свою дорогу. Здесь родилась его муза, которую он назвал «сестрой народа». Она носила в себе и черты простой крестьянки, и черты рано умершей матери. Именно об этом говорится в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», которое тонко прочувствовал и выразительно прочитал Леонид Лабазников.

Разговор о начале литературной деятельности поэта продолжили Эльвира Овчарова и Пётр Котлов. Они рассказали о несбывшейся мечте Некрасова поступить в университет, о том, как мужественно переносил он все испытания, о публикации первого сборника стихов «Мечты и звуки». Как известно, книга успеха не имела. А Белинский в журнале «Отечественные записки» написал о ней разгромный отзыв. Неудачный литературный дебют не обескуражил Некрасова. Он понимал, что ему ещё много надо работать, чтобы во весь голос заявить о себе в литературе.

В 1842 году произошло событие, ставшее поворотным в жизни Некрасова, - он познакомился и вскоре подружился с Белинским. «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне», - признавался Некрасов. А когда он прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», тот обнял его и со слезами на глазах сказал своё знаменитое: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Вы, конечно, помните содержание этого стихотворения? В нём говорится о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за тёмного, хотя и по-своему доброго парня-ямщика. Эту печальную историю поведал зрителям Илья Малышко.

О горькой доле русской женщины Некрасов говорит во многих своих произведениях. Одно из них – стихотворение «Тройка», – положенное на музыку В. Волковым, стало знаменитым романсом. Участники гостиной с большим вниманием прослушали этот романс в исполнении Ивана Сергеевича Шабовича. Ребятам очень нравятся выступления педагогов. Вот и в этот раз, затаив дыхание, слушали они чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Аллой Викторовной Яруллиной. И действительно, у кого, как ни учителя литературы, можно поучиться художественному чтению? А Лера Бакирова рассказала об истории создания этого стихотворения.

В 1856 г. Некрасов издал сборник своих лучших стихов. О колоссальном успехе сборника, о лечении поэта в венской клинике и его путешествии по Италии рассказали Арина Дрюкова и Руслан Борисов. Много интересного увидел Некрасов в Италии. Но ни красота итальянских городов, ни музейные сокровища Рима и Флоренции не внесли покоя в его душу. Всеми мыслями он был на родине, в далёкой России.

В Россию Некрасов вернулся в июне 1857 года. Радость возвращения перемежалась у него порой с разочарованием. Он видел, как трудно живётся русскому крестьянину. А реформа 1861 года, по мнению поэта, так и не принесла крестьянам желанной свободы, и он с горечью писал:

Мать отчизна! Дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Лишённые земельных наделов, крестьяне вынуждены были идти на заводы и фабрики, на строительство железных и шоссейных дорог, где к ним относились, как к рабочему скоту, от которого требовали в работе нечеловеческих сил. Вот о них-то и рассказал Некрасов в стихотворении «Железная дорога», отрывок из которого прочитала Дарья Влащенко. О тяжёлом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось бесправным и угнетённым, поэт писал в главном произведении своей жизни – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Вместе с тем он показал, что народ не сломлен, что в нём растёт сознание своей силы и мощи. И это удалось передать Наталье Манько, которая прочитала отрывок из поэмы.

Некрасов часто писал о детях. Безграничной любовью к деревенской детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». Глубоко прочувствованно рисует поэт образ «мужичка с ноготок» Власа, его немного комичную, но полную внутреннего достоинства наружность, сознание важности выполняемой им работы. Володя Пономарёв, читавший отрывок из стихотворения, сумел показать, что этот маленький крестьянин умеет постоять за себя и дать отпор любому, кто осмелится обидеть его.

Некрасов писал не только о детях, но и для детей. Он создал 2 цикла стихотворений, «посвящённых русским детям». Некоторые из них («Перед дождём», «Снежок», «В зимние сумерки») прозвучали в исполнении Вани Чувашова, Саши Огородникова и Кати Рогожиной. А Вера Крамзина выразительно прочитала отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Участники гостиной узнали о том, что в 1861 г. Некрасов открыл у себя на родине, в селе Абакумцеве, школу для крестьянских детей, что он был одним из учредителей Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным, которое теперь принято называть Литературным фондом. Знакомился с условиями жизни писателей и поэтов, обращавшихся в фонд за помощью, хлопотал о назначении пенсий семьям умерших литераторов и учёных. И довольно часто, не дожидаясь решения о выделении средств, давал нуждающимся свои собственные деньги. «Это был поэт искренний, человек простодушно добрый и, что бывает весьма редко, человек, не заботившийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому,» - писал о нём Панаев.

Рассказали ведущие и ещё об одной ипостаси Некрасова – его издательской деятельности. В 1846 году вместе с Панаевым Николай Алексеевич взял в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным, и сделал его самым интересным и содержательным изданием того времени. Он привлёк к сотрудничеству в журнале Белинского, Герцена, Гончарова, Толстого, а позднее – Чернышевского и Добролюбова. «Современник» открыто выступал за освобождение крестьян. Когда в 1866 году журнал был закрыт, Некрасов не сдался. Он арендовал «Отечественные записки» и создал новую редакцию журнала, возродив в нём дух запрещённого «Современника». Как опытный капитан, вёл Некрасов журнал среди бесчисленных подводных и надводных камней, умело используя противоречия политики правительства в отношении печати и стараясь «приручить» цензоров.

В 1876 году у Некрасова обнаружили рак. Операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть. Стихи, написанные во время болезни, Некрасов назвал «Последними песнями». «Последние песни» – это поэтическое завещание, в котором поэт как бы подводил итог своей жизни. Он понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть жизнь, о которой он так страстно мечтал. Но мысль его устремлена в будущее, к друзьям-единомышленникам. Им адресованы слова поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

27 декабря 1877 года (8 января по новому стилю) Некрасов скончался. Выступая над могилой поэта, Достоевский сказал о Некрасове, что это было «раненое сердце, раз на всю жизнь, и не заживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости…» Толпа с напряжённым вниманием слушала писателя. Но когда Достоевский заявил, что по своему таланту Некрасов может быть поставлен вслед за Пушкиным и Лермонтовым, это «показалось нам, – вспоминал Плеханов, – вопиющей несправедливостью. Он был выше Пушкина! – закричали мы дружно и громко».

Таково было мнение передовых людей того времени, считавших Некрасова одним из величайших поэтов. Отношение к Некрасову и властей, и читателей всегда менялось. Его и при жизни одни ругали, другие любили и ценили. И в наше время к творчеству Некрасова относятся неоднозначно. Многие считают его автором стихов только социального содержания. А ведь в его стихотворениях есть и раздумья о смысле жизни, и любовные чувства и переживания… Взять хотя бы «панаевский цикл», в котором поэт передал свои чувства к Авдотье Яковлевне Панаевой. Одно из стихотворений этого цикла – «Я не люблю иронии твоей» – прочитал Костя Рогожин.

Многие стихи поэта были положены на музыку и пелись простыми людьми и в радости, и в горе. Стала народной и песня «Коробушка», которую задорно исполнила вокальная группа «Высокие нотки» (солистка Софья Чуслина).

Под занавес Назели Минасян прямо на сцене взяла интервью у своей одноклассницы Ани Чебодаевой – победительницы городского конкурса рисунков «200 шагов к Некрасову».

Председатель Красноярского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский лад» Владимир Семёнович Бедарев подвёл итог заседания литературной гостиной, сказал об актуальности творчества Н.А. Некрасова в наши дни и выразил сожаление о том, что юбилей великого поэта отмечается в стране скромно. Он похвалил ребят за участие в гостиной, выразил сердечную благодарность педагогам Людмиле Алексеевне Леменковой, Марине Сейрановне Маркарян, Алле Викторовне Яруллиной, Ивану Сергеевичу Шабовичу, Алине Александровне Мишиной, Ирине Васильевне Бобровой за хорошую подготовку ребят и за подвижническую деятельность, а затем вручил всем благодарственные письма.

Закончилась встреча коллективным фотографированием на память.

Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад» (Красноярск)

Читайте также

А. Костерин. Русофобия как геополитический аспект христианофобии А. Костерин. Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Цивилизация Моря (талассократия) тяготеет к освоению только береговой зоны, воздерживаясь от проникновения в глубь суши; утверждает динамичность и подвижность в качестве высших социальных ценностей; с...
8 ноября 2024
И.С. Бортников. «No pasaran!» И.С. Бортников. «No pasaran!»
Не приемлю использование иностранных слов, да ещё на латинице. Но этот гордый девиз испанских республиканцев и интербригад, первыми вступившими в смертельную кровавую схватку с фашистами, живёт в моём...
8 ноября 2024
Активисты «Русского Лада» в регионах России приняли участие в праздновании 7 ноября Активисты «Русского Лада» в регионах России приняли участие в праздновании 7 ноября
Ярославские русладовцы в день 7 ноября приняли активное участие в праздничном митинге, посвященном 107-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции...
8 ноября 2024