«Это было раненое сердце…» Некрасовский юбилей в Красноярске

«Это было раненое сердце…» Некрасовский юбилей в Красноярске

Николай Алексеевич Некрасов. Его именем может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии России. 200-летнему юбилею поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ № 3, 72 и члены КРО ВСД «Русский Лад».

«Наша литературная гостиная – лишь малая дань уважения великому русскому поэту, который отдал свой талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье», – сказала, открывая гостиную, Людмила Алексеевна Леменкова.

Затем ведущие Полина Пономарёва и Алёна Кудреватых повели разговор о детстве поэта. Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнёво Ярославского уезда. Теперь точно установлено, что Н.А. Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст.) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец. Вскоре после его рождения Алексей Семёнович вышел в отставку и поселился в родовом имении – деревне Грешнёве Ярославской губернии.

Жестокий крепостник, отец Некрасова был типичным помещиком. По отношению к жене и детям он вёл себя как деспот и самодур. Мать поэта, Елена Андреевна, женщина хорошо образованная, тонкая, была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, ей поверял свои сокровенные мечты. Строки из стихотворения «Рыцарь на час», посвящённые матери поэта, проникновенно прочитал Денис Гусаров.

На всю жизнь запомнил Некрасов стоны и полные муки глаза бурлаков, которых он увидел ещё в детстве на Волге. А за домом – только выйди за ограду густо разросшегося сада – дорога, по которой проходили партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, направляясь в далёкую Сибирь. Этой дорогой шла Россия, скованная по рукам и ногам, но не сломленная. На этой дороге мужала муза народного поэта. Здесь он учился любить и ненавидеть. Однако были у будущего поэта и свои детские радости. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Но, стоило ему куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Воспоминания о дружбе маленького Некрасова с крестьянскими детьми, перевоплотившись в сестру поэта, прочитала Полина Щегрова.

В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но не окончил её. Одарённый от природы цепкой памятью и острым умом, Николай многое схватывал на лету и в первые годы пребывания в гимназии получал хорошие оценки, но затем интерес к учёбе почти пропал, да и преподаватели не вызывали ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые вели.

Ведущие обратили внимание ребят на то, что у Некрасова очень рано пробудился интерес к творчеству. «К пятнадцати годам, - вспоминал поэт, - у меня составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала меня ехать в Петербург».

И вскоре будущий поэт приезжает в Петербург, великолепный и огромный город. Он увидел большие дома, в которых, как казалось ему, могло жить только счастье, красивые магазины, театры… И почти сразу же он узнал, что у прекрасных домов есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома… Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке. «Нет, - думал он, - будет и тех, которые погибли прежде меня, я пробьюсь во что бы то ни стало…» Так уже с ранних лет нашёл Некрасов свою дорогу. Здесь родилась его муза, которую он назвал «сестрой народа». Она носила в себе и черты простой крестьянки, и черты рано умершей матери. Именно об этом говорится в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», которое тонко прочувствовал и выразительно прочитал Леонид Лабазников.

Разговор о начале литературной деятельности поэта продолжили Эльвира Овчарова и Пётр Котлов. Они рассказали о несбывшейся мечте Некрасова поступить в университет, о том, как мужественно переносил он все испытания, о публикации первого сборника стихов «Мечты и звуки». Как известно, книга успеха не имела. А Белинский в журнале «Отечественные записки» написал о ней разгромный отзыв. Неудачный литературный дебют не обескуражил Некрасова. Он понимал, что ему ещё много надо работать, чтобы во весь голос заявить о себе в литературе.

В 1842 году произошло событие, ставшее поворотным в жизни Некрасова, - он познакомился и вскоре подружился с Белинским. «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне», - признавался Некрасов. А когда он прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», тот обнял его и со слезами на глазах сказал своё знаменитое: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Вы, конечно, помните содержание этого стихотворения? В нём говорится о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за тёмного, хотя и по-своему доброго парня-ямщика. Эту печальную историю поведал зрителям Илья Малышко.

О горькой доле русской женщины Некрасов говорит во многих своих произведениях. Одно из них – стихотворение «Тройка», – положенное на музыку В. Волковым, стало знаменитым романсом. Участники гостиной с большим вниманием прослушали этот романс в исполнении Ивана Сергеевича Шабовича. Ребятам очень нравятся выступления педагогов. Вот и в этот раз, затаив дыхание, слушали они чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Аллой Викторовной Яруллиной. И действительно, у кого, как ни учителя литературы, можно поучиться художественному чтению? А Лера Бакирова рассказала об истории создания этого стихотворения.

В 1856 г. Некрасов издал сборник своих лучших стихов. О колоссальном успехе сборника, о лечении поэта в венской клинике и его путешествии по Италии рассказали Арина Дрюкова и Руслан Борисов. Много интересного увидел Некрасов в Италии. Но ни красота итальянских городов, ни музейные сокровища Рима и Флоренции не внесли покоя в его душу. Всеми мыслями он был на родине, в далёкой России.

В Россию Некрасов вернулся в июне 1857 года. Радость возвращения перемежалась у него порой с разочарованием. Он видел, как трудно живётся русскому крестьянину. А реформа 1861 года, по мнению поэта, так и не принесла крестьянам желанной свободы, и он с горечью писал:

Мать отчизна! Дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Лишённые земельных наделов, крестьяне вынуждены были идти на заводы и фабрики, на строительство железных и шоссейных дорог, где к ним относились, как к рабочему скоту, от которого требовали в работе нечеловеческих сил. Вот о них-то и рассказал Некрасов в стихотворении «Железная дорога», отрывок из которого прочитала Дарья Влащенко. О тяжёлом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось бесправным и угнетённым, поэт писал в главном произведении своей жизни – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Вместе с тем он показал, что народ не сломлен, что в нём растёт сознание своей силы и мощи. И это удалось передать Наталье Манько, которая прочитала отрывок из поэмы.

Некрасов часто писал о детях. Безграничной любовью к деревенской детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». Глубоко прочувствованно рисует поэт образ «мужичка с ноготок» Власа, его немного комичную, но полную внутреннего достоинства наружность, сознание важности выполняемой им работы. Володя Пономарёв, читавший отрывок из стихотворения, сумел показать, что этот маленький крестьянин умеет постоять за себя и дать отпор любому, кто осмелится обидеть его.

Некрасов писал не только о детях, но и для детей. Он создал 2 цикла стихотворений, «посвящённых русским детям». Некоторые из них («Перед дождём», «Снежок», «В зимние сумерки») прозвучали в исполнении Вани Чувашова, Саши Огородникова и Кати Рогожиной. А Вера Крамзина выразительно прочитала отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Участники гостиной узнали о том, что в 1861 г. Некрасов открыл у себя на родине, в селе Абакумцеве, школу для крестьянских детей, что он был одним из учредителей Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным, которое теперь принято называть Литературным фондом. Знакомился с условиями жизни писателей и поэтов, обращавшихся в фонд за помощью, хлопотал о назначении пенсий семьям умерших литераторов и учёных. И довольно часто, не дожидаясь решения о выделении средств, давал нуждающимся свои собственные деньги. «Это был поэт искренний, человек простодушно добрый и, что бывает весьма редко, человек, не заботившийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому,» - писал о нём Панаев.

Рассказали ведущие и ещё об одной ипостаси Некрасова – его издательской деятельности. В 1846 году вместе с Панаевым Николай Алексеевич взял в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным, и сделал его самым интересным и содержательным изданием того времени. Он привлёк к сотрудничеству в журнале Белинского, Герцена, Гончарова, Толстого, а позднее – Чернышевского и Добролюбова. «Современник» открыто выступал за освобождение крестьян. Когда в 1866 году журнал был закрыт, Некрасов не сдался. Он арендовал «Отечественные записки» и создал новую редакцию журнала, возродив в нём дух запрещённого «Современника». Как опытный капитан, вёл Некрасов журнал среди бесчисленных подводных и надводных камней, умело используя противоречия политики правительства в отношении печати и стараясь «приручить» цензоров.

В 1876 году у Некрасова обнаружили рак. Операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть. Стихи, написанные во время болезни, Некрасов назвал «Последними песнями». «Последние песни» – это поэтическое завещание, в котором поэт как бы подводил итог своей жизни. Он понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть жизнь, о которой он так страстно мечтал. Но мысль его устремлена в будущее, к друзьям-единомышленникам. Им адресованы слова поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

27 декабря 1877 года (8 января по новому стилю) Некрасов скончался. Выступая над могилой поэта, Достоевский сказал о Некрасове, что это было «раненое сердце, раз на всю жизнь, и не заживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости…» Толпа с напряжённым вниманием слушала писателя. Но когда Достоевский заявил, что по своему таланту Некрасов может быть поставлен вслед за Пушкиным и Лермонтовым, это «показалось нам, – вспоминал Плеханов, – вопиющей несправедливостью. Он был выше Пушкина! – закричали мы дружно и громко».

Таково было мнение передовых людей того времени, считавших Некрасова одним из величайших поэтов. Отношение к Некрасову и властей, и читателей всегда менялось. Его и при жизни одни ругали, другие любили и ценили. И в наше время к творчеству Некрасова относятся неоднозначно. Многие считают его автором стихов только социального содержания. А ведь в его стихотворениях есть и раздумья о смысле жизни, и любовные чувства и переживания… Взять хотя бы «панаевский цикл», в котором поэт передал свои чувства к Авдотье Яковлевне Панаевой. Одно из стихотворений этого цикла – «Я не люблю иронии твоей» – прочитал Костя Рогожин.

Многие стихи поэта были положены на музыку и пелись простыми людьми и в радости, и в горе. Стала народной и песня «Коробушка», которую задорно исполнила вокальная группа «Высокие нотки» (солистка Софья Чуслина).

Под занавес Назели Минасян прямо на сцене взяла интервью у своей одноклассницы Ани Чебодаевой – победительницы городского конкурса рисунков «200 шагов к Некрасову».

Председатель Красноярского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский лад» Владимир Семёнович Бедарев подвёл итог заседания литературной гостиной, сказал об актуальности творчества Н.А. Некрасова в наши дни и выразил сожаление о том, что юбилей великого поэта отмечается в стране скромно. Он похвалил ребят за участие в гостиной, выразил сердечную благодарность педагогам Людмиле Алексеевне Леменковой, Марине Сейрановне Маркарян, Алле Викторовне Яруллиной, Ивану Сергеевичу Шабовичу, Алине Александровне Мишиной, Ирине Васильевне Бобровой за хорошую подготовку ребят и за подвижническую деятельность, а затем вручил всем благодарственные письма.

Закончилась встреча коллективным фотографированием на память.

Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад» (Красноярск)

Читайте также

Тверь. Старый Новый год «Русского Лада» Тверь. Старый Новый год «Русского Лада»
12 января 2025 г. тверские русладовцы встретили Старый Новый Год. Были оглашены итоги работы за 2024 г. Все дружно встретили Деда Мороза, пришедшего в гости к собравшимся на это мероприятие в обкоме К...
14 января 2025
Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье
В ушедшем году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Творчеству великого русского поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №№ 3...
14 января 2025
В грозном небе и на экране В грозном небе и на экране
Тихо и незаметно прошло в календаре 2024 года 100-летие со дня рождения (30 октября 1924 г.) в Свердловске советского мастера киноэпизодов Владимира Гуляева. Сыграл он их в 50 фильмах. Не упоминался ...
14 января 2025