«Его стихов пленительная сладость». Юбилей Жуковского в Красноярске
2023 год богат юбилеями талантливых людей России. В январе исполнилось 240 лет со дня рождения В.А. Жуковского. Юбилею великого поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №3, 72 и члены Красноярского отделения ВСД «Русский Лад».
В Третьяковской галерее висит портрет Василия Андреевича Жуковского, написанный в 1816 году его знаменитым современником Орестом Кипренским. А.С. Пушкин посвятил этому портрету Жуковского своё известное стихотворение:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Стихотворения Жуковского написаны им два века назад. Прошли ли они «веков завистливую даль»? С ответов на этот вопрос и началось заседание литературной гостиной.
Сотрудница библиотеки имени Достоевского Марина Сергеевна Розанова провела и записала на видео беседу со своими читателями. Оказалось, что и люди старшего поколения, и молодёжь знают, кто такой В.А. Жуковский, какие произведения он написал, помнят некоторые его строки наизусть. По мнению Назели Минасян, современному читателю стихи Жуковского близки «своим гуманизмом, духовностью, любовью к Родине, к родной природе».
Жуковский открыл новый век в отечественной литературе, преобразовал старые жанры и формы поэтической речи. По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию. Критик писал: «До Жуковского на Руси никто не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтоб произведения могли быть вместе и лучшею его биографиею».
С биографией поэта присутствующих познакомили ведущие Алёна Кудреватых и Полина Пономарёва. Они рассказали о том, что Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Отец его, Афанасий Иванович Бунин, был богатым помещиком, а мать – пленная турчанка Сальха, привезённая барином с войны. Чтобы как-то облегчить судьбу ребёнка, Бунин попросил своего родственника, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, усыновить мальчика. Это позволило Жуковскому сохранить звание дворянина и избежать трудной участи незаконнорождённого ребёнка.
Бунины помогли ему получить образование. Сначала в частном пансионе, потом в Тульском народном училище, а затем в Московском благородном университетском пансионе. Здесь судьба свела его с известным в те годы семейством Ивана Петровича Тургенева – ректора университета. Жуковский подружился с его сыновьями. В «Дружеском литературном обществе» юные романтики обсуждали новые идеи. Здесь зарождались представления Жуковского о мире, о назначении человека, развивались его романтические устремления.
В декабре 1800 года Жуковский закончил пансион с серебряной медалью и определился на службу в московскую соляную контору. К службе своей Жуковский вскоре охладевает. В 1802 году он уезжает на родину, к отцу, чтобы целиком заняться литературой.
Литературная известность пришла к Жуковскому в конце 1802 года, когда Карамзин опубликовал в «Вестнике Европы» элегию «Сельское кладбище» – вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея. На исходе 19 века русский поэт и философ Владимир Соловьёв посвятил этой элегии Жуковского стихи под названием «Родина русской поэзии». Он заметил, что наша литература явилась на свет не на гранитных набережных Петербурга, не на Красной площади в Москве:
А там, среди берёз и сосен неизменных,
Что в сумраке земном на небеса глядят,
Где праотцы села в гробах уединенных,
Крестами венчаны, сном утомлённым спят…
На сельском кладбище явилась ты недаром,
О, гений сладостный земли моей родной!
Хоть радугой мечты, хоть юной страсти жаром
Пленяла после ты, - но первым лучшим даром
Останется та грусть, что на кладбище старом
Тебе навеял Бог осеннею порой.
Стихотворение В. Соловьёва прозвучало в исполнении Николая Кузнецова, которому удалось передать авторскую интонацию. А девятиклассники Петя Котлов и Руслан Борисов рассказали, о чём же поведал в стихах юный поэт. Тот, кто читал эту элегию, наверное, помнит, что она открывается описанием наступающего вечера, когда всё исчезает в сумраке и суетные заботы дня оставляют человека. Тогда среди таинственной тишины засыпающей природы душа откликается на самые главные вопросы бытия. На сельском кладбище юный поэт думает о смысле жизни, о том, что перед смертью все равны. На сельском кладбище становится понятным, что ближе к Богу и Его вечным заветам не сильные мира сего, а простые труженики, живущие праведной жизнью. Затем сам юноша-поэт мнит себя похороненным здесь, на сельском кладбище. Он говорит о себе, умершем, устами сельских жителей, приглашающих посетить его могилу:
Прохожий, помолись над этою могилой;
Он в ней нашёл приют от всех земных тревог;
Здесь всё оставил он, что в нём греховно было,
С надеждою, что жив его Спаситель-Бог.
Ребята отметили, что, хотя элегия «Сельское кладбище» ещё связана с сентиментализмом, в ней уже появляются признаки романтизма, окончательное торжество которого проявляется у Жуковского в элегии «Вечер» (1803 г.).
В 1805 году случилось событие, которое сыграло важную роль в жизни Жуковского. В семействе своей старшей сестры по отцу Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковский обучал её дочерей. Братом Протасовой он не считался и не чувствовал себя. На его глазах подрастали его юные племянницы. Жуковский полюбил старшую, Машу. История возвышенной и романтической любви Жуковского стала легендой. Любовь к Маше пронизала всю поэзию Жуковского. В «Песне» 1808 года это чувство светлое, радостное, исполненное надежд: «Люблю тебя, дышу тобой», «Тобой и для одной тебя / Живу и жизнью наслаждаюсь». Но мать Маши, узнав о её чувствах к Жуковскому, категорически воспротивилась браку. Екатерина Афанасьевна запретила Жуковскому и дочери встречаться: они общались посредством писем. Видя безысходность положения, Мария Протасова в 1817 г. вышла замуж «по рассудку» за профессора медицины Мойера, который признавал её право на платоническую любовь к Жуковскому. Возвышенный и чистый любовный роман Жуковского и Маши Протасовой продолжался до преждевременной смерти его героини в 1822 году.
Роль Жуковского в сценарии сыграл десятиклассник Данила Румянцев, а роль Маши Протасовой – его одноклассница Даша Кузнецова. Ребята передали чистоту и нежность отношений своих героев. А с каким проникновением они читали их письма и стихи!
Затем участники гостиной познакомились со следующей страницей биографии Жуковского. В начале лета 1812 года войска Наполеона перешли через Неман и вторглись в русские пределы. 12 августа Жуковский покинул родной край поручиком Московского ополчения. В штабе Кутузова под Тарутином он написал большое патриотическое стихотворение «Певец во стане русских воинов», принёсшее ему настоящую славу. П.А. Плетнёв писал: «Впечатление, произведённое «Певцом» не только на войско, но на всю Россию, неизобразимо. Это был воинственный восторг, обнявший сердца всех. Эпоха была беспримерная – и певец явился достойный её».
Секрет успеха этого произведения Жуковского объясняется не только актуальностью патриотической темы, но и тем, что он раскрыл её с неожиданной для соотечественников стороны: соединил интимное и общее, частное и историческое.
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Отрывок из стихотворения вдохновенно прочитал Роман Гусельников.
С 1808 по 1833 год Жуковский создаёт 39 баллад и получает в литературных кругах шутливое прозвище «балладник». В «Светлане» (1812 г.), как и во всех балладах Жуковского, идёт поединок добра со злом, в котором добро побеждает. Павлу Плотникову, Любе Поляковой и Арине Дрюковой, которые инсценировали отрывок из баллады, удалось создать на сцене поэтическую атмосферу крещенского вечера. Настя Малыхина в образе Светланы была прекрасна и убедительна. Образ Светланы Жуковского не однажды отзовётся в поэзии и прозе русских писателей 19 века. К его Светлане восходит и образ Татьяны, девушки «русской душою» из романа Пушкина «Евгений Онегин».
Глубокая дружба связывала Жуковского с его учеником, быстро переросшим своего учителя. Летом 1831 года в Царском селе Жуковский и Пушкин устроили дружеское состязание: кто лучше обработает народную сказку. Так появилась «Спящая царевна». Отрывок из этой сказки Жуковского исполнили юные артисты Боева Аня, Тимофеева Диана, Шнипова Катя, Жолобов Лёня и Хоришко Владислав.
Переводы В.А. Жуковского всегда были самостоятельной переработкой иностранной поэзии, знакомили с ней русских читателей. В детстве мы читаем его переводы баллад Байрона, Шиллера, Гёте. Акто не знает его «Лесного царя», переведённого из Гёте? На литературной гостиной эту балладу выразительно прочитала восьмиклассница Ксения Головатенко.
Жуковский известен не только как поэт. В 1817 году он был назначен учителем русского языка принцессы Александры Фёдоровны, будущей императрицы, а в 1826 году стал наставником будущего императора Александра II. Жуковский с честью выполнил свою историческую миссию: в Александре Втором он воспитал творца «великих реформ» 1860-х годов и освободителя крестьян от крепостной зависимости. В 1841 году Жуковский завершил своё дело и вышел в отставку.
Последнее десятилетие жизни он провёл за границей, где женился на дочери старого друга, немецкого художника Рейтерна. В эти годы он был связан в основном переводами эпоса европейских и восточных народов, среди которых главное место занимает непревзойдённый до сих пор перевод «Одиссеи» Гомера. Последним стихотворением Жуковского стал «Царскосельский лебедь» (1851 г.). Косте Рогожину, прочитавшему это стихотворение, удалось передать трагическую интонацию поэта, пережившего своих друзей и оставшегося одиноким в новую историческую эпоху.
Жуковский скончался 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене. Согласно завещанию, он был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Поэзия Жуковского оказала мощное влияние на творчество Пушкина, Баратынского, Языкова, Дельвига, Рылеева, Козлова. Она была подхвачена и развита впоследствии Тютчевым, Лермонтовым, Фетом, Полонским, Блоком. Жуковский дорог и нам, людям другого времени, которым близки и понятны надежды поэта на разум, доброе сердце, непобедимую духовность и стремление человека к нравственному совершенству.
В заключение прозвучали стихи Василия Андреевича Жуковского в исполнении учащихся школы №72 Ангелины Дорониной и Арины Балабановой, а также старшеклассников третьей школы Усмонджона Эшматова и Анны Уколовой.
Председатель Красноярского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» Владимир Семёнович Бедарев поблагодарил ребят за их выступления, за внимание к творчеству В.А. Жуковского, являющегося «достоянием нашей нации», выразил сердечную признательность педагогам, воспитывающим у ребят любовь к великой русской литературе: Маркарян Марине Сейрановне, Леменковой Людмиле Алексеевне, Яруллиной Алле Викторовне, Матиевой Евгении Викторовне, Бобровой Ирине Васильевне, Олейник Наталье Андреевне, Мишиной Алине Александровне, Шабовичу Ивану Сергеевичу, а также сотруднице библиотеки имени Достоевского Марине Сергеевне Розановой.
Владимир Семёнович вручил всем участникам литературной гостиной благодарственные письма, затем была сделана коллективная фотография на память об интересной встрече.
Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад», Красноярск