Дальний рейс. Путевые заметки

Дальний рейс. Путевые заметки

Скоро год, как моя младшая сестренка Наташа прошла курсы вождения, получила Удостоверение водителя и приобрела автомобиль! Красивый, темно-бордовый, блестящий «Ниссан Джук» появился во дворе, как яркая, елочная игрушка. «Жучок, мой жучок», – так Наташа ласково называет свою машину.

Первые выезды, конечно, в ночное время и под руководством своего учителя Кристины. Ночной Иркутск доброжелательно встречает нового водителя, подмигивая уличными фонарями и светофорами. С каждым выездом все увереннее и увереннее Наташа управляет автомобилем, главное ведь – почувствовать машину и сделать ее своим другом. Вроде бы получается!

В конце июня Наташе позвонила подруга из Хребтовой и напомнила, что их выпуск в этом году отмечает сорок лет со дня окончания школы. Уже заказан ресторан в Железногорске-Илимском, приезжают одноклассники, с которыми не виделись с того времени, как прозвенел последний звонок. Ждут всех! Как не съездить в родную Хребтовую, как не встретиться со своими друзьями, посмотреть школу, отчий дом, ведь теперь у нас есть машина! Одноклассник Сергей тоже не против поехать. «Ну и меня берите с собой до Братска, повидаюсь с подругами, схожу на папину могилу», – это уже я встреваю в разговор. Отказов нет, едем!

Немного истории. В 1963 году наши родители с двумя ребятишками (я и старшая сестра Женя), приехали в Хребтовую с Дальнего Востока, куда до этого по комсомольским путевкам были направлены молодыми учителями. А в 1964 году родилась наша младшая сестренка, Наташа. Хребтовая — это наша малая родина, где прошло наше детство, школьные годы. Это – то место, которое всегда будет жить в наших сердцах и в памяти! И именно туда, намечалось путешествие Наташи и Сергея.

Отправление назначено на четыре часа утра. Нужно же проехать тысячу километров и успеть в ресторан, который был заказан на семь часов вечера.

Машин немного, по дороге садится Сергей. Поехали легко, вот уже и Усолье-Сибирское осталось позади. И вдруг нас накрывает невероятной плотности туман. Скорость сразу падает до тридцати километров.

Светящиеся фары встречных машин мы видим, когда уже сравниваемся с ними. Ни о каких гонках, обгонах, больших скоростях речи быть не может.

Наконец-то «Шаман», необходимый глоток утреннего кофе. Наташа, как и туман, бледная, белая. Видно, что устала, волнуется.

- Наташа, как ты? Тяжело?

- У меня руки дрожат.

Первые лучи восходящего солнца прорезают туман. Он рассеивается на глазах и вскоре от него остаются одни воспоминания. Поехали веселее. Наташа с Сергеем постоянно разговаривают. Вопросов у Наташи много, ведь это ее первый рейс, Сергей все рассказывает, разъясняет. Я сижу на заднем сидении. Сколько раз я ездила по этой трассе, я знаю здесь все деревни, речки, поля, все поселки. Но сегодня по сторонам смотреть нельзя. Три пары глаз устремлены на дорожное полотно. Особенно сложные моменты — это возникновение перед нами фуры. Обгон и для профессионала всегда очень трудный маневр, а для новичка... И, когда Наташа обходит очередной огромный фургон, я потихоньку аплодирую ей! Радуюсь за нее и горжусь ею!!!

Вот и Куйтун! Березовый край! Не налюбуешься стройными, белоствольными красавицами-березками. По традиции это отдых и небольшой перекус. Наше любимое кафе «Жемчужина» и свежие сырники с деревенской сметаной. Хорошо!

Никакие поезда почему-то не ходили в этот день, переезды все были открыты: видимо, все были оповещены, что у Наташи первый рейс! После Тулуна за руль садится Сергей. И сразу ход автомобиля становится резким, жестким, мужским. Сергей — опытный водитель, а потому можно немного расслабиться, посмотреть вокруг.

Наша сибирская природа! Сколькими писателями и поэтами воспета она! А я почему-то любуюсь всегда красной глиной и огромными полянами иван-чая!

Колеса застучали в определенном ритме, мы едем по бетонке. В памяти всплывает случай из прошлого. Мы с папой едем на ЗИЛке из Братска в Иркутск (его отправили в командировку на обувную фабрику за сапогами). И перед самой бетонкой я проваливаюсь в сон. И снится мне, что мы в самолете выруливаем на взлетную полосу, разгоняемся и должны вот-вот оторваться от земли. И тут я просыпаюсь. «Взлетаем», – кричу я, папа смеется. «Все летаешь, летчица!». После этого случая я стала называть бетонку «взлетной полосой».

Незаметно показалось село Покосное, выходим отдохнуть, размять затекшие ноги. Совсем скоро Братск. Я начинаю волноваться. Ведь в этом городе я прожила тридцать два года, а это больше половины всей моей жизни. В городе ремонт дорог, мы долго кружим по улицам и наконец-то подъезжаем к Зининому дому.

Зинаида Мирских, известная поэтесса Братска, возглавляет организацию поэтов «Литературное братство». Знакомы мы давно. Это очень интересный, легкий человек, никогда не откажет в помощи. Быстрый чай, бутерброды и иркутяне опять в дороге, мчатся на встречу со своей юностью. А я уже приехала и планирую время пребывания в Братске. Мне многое нужно успеть сделать, со многими встретиться.

Времени у меня немного, и я уже еду на встречу со своей самой давней подругой Галей, она ждет меня. По дороге разглядываю Братск, изменения есть и в лучшую сторону. Как похорошела улица Крупской. Погода прекрасная, люди гуляют, ребятишки визжат у фонтана. Вечер теплый и мы идем гулять. Я, Зина и Эмма Александровна, тоже братская поэтесса. Я хочу посмотреть мой дом, мою квартиру. После капитального ремонта дом смотрится красиво, наши окна на первом этаже светятся. Я вижу нашу люстру, наши цветы, обои пока тоже наши. В душе все переворачивается. Что за люди живут сейчас в квартире? Относятся ли они к ней так же трепетно, как мы? Соседка сказала, что живет здесь сейчас многодетная семья из Порожского, погорельцы. Что ж, пусть им живется в ней также уютно, как и нам.

На следующий день рано утром я еду на кладбище. Опять волнение. Почти год не была на папиной могиле. Лиственницу, которая выросла в углу ограды, увидела издали. Высокая, больше семи метров. Это папа подает знак, значит ждет меня. Навожу порядок, рассказываю обо всем и обо всех, но в первую очередь о Наташиных успехах. Наш папа всю жизнь работал с техникой, и даже в школе преподавал, кроме математики, машиноведение. «Владимир Иванович — классный водитель! Техники отечественной главный укротитель!» – это о нем когда-то в шутку написала я. Наверное, умение обращаться с техникой, знать и понимать машину, передались Наташе от него. Оградку крашу уже под проливным дождем. Попрощавшись с папой, бегу на остановку, вся промокшая. Через минуту подходят женщина с мальчиком.

- Мы из Иркутска. Каждый год в этот день приезжаем на кладбище. Сын и отец при жизни не знали, не видели друг друга... И такой дождь в этот день здесь впервые, — делится своими впечатлениями женщина.

Автобуса долго нет. И вдруг останавливается крутая иномарка.

- Садитесь, садитесь, вы же не на прогулку сюда приезжали! — настойчиво и приветливо предлагает, открыв дверцу, водитель — седой мужчина лет семидесяти – и вздыхает: «Да. Такая вот она, жизнь». Не продолжает. И мы молчим, хотя все друг друга понимаем, ведь все едем с одного места. Денег с нас не взял. Люди, спасибо Вам за такое отношение. Как нас объединяет горе...

На душе спокойно, я сделала самое главное, зачем приезжала в Братск. После обеда встреча с девчонками в кафе. Заранее всех обзвонила. И опять объятия, разговоры, воспоминания. Пристально вглядываюсь в каждую. Смотрю, кто и как изменился. Делаю выводы: ведь как изменились они, так меняюсь и я. Но мы все остались девчонками, и это меня радует!

Ночевка у Валентины, утром выходим на федеральную трассу. Через несколько минут подъезжают мои иркутяне, улыбаются, значит все нормально. При выезде из Братска нас останавливает сотрудник дорожно-патрульной службы. Просит предъявить документы. Мы напряглись. В голове мелькнуло: «Может, что-то не так?»

Наташа протягивает ему свое новенькое водительское удостоверение. Вдруг молодой человек улыбнулся:

- О! Наталья Владимировна! Вы родились в наш профессиональный праздник! Третьего июля! Счастливого вам пути, друзья! — и отдает под козырек.

Мы все улыбаемся, настроение хорошее! Ведь мы едем домой, в Иркутск. А обратная дорога — дорога к дому, и всегда легче и радостней. Наташа чувствует себя уверенно за рулем. Мимолетно говорит: «Это для меня лучшая практика». Я спокойна, волнуюсь уже меньше.

Вечером, в начале девятого мы въезжаем в город. Здравствуй, мой родной Иркутск! Я сижу и думаю, какое же оно большое, мое сердце? Как в нем помещаются и Хребтовая, и Братск, и Иркутск? А еще множество людей, событий — вся моя жизнь. Все, что нам дорого, всегда с нами, в нашем сердце и нашей памяти! Наташа! Спасибо тебе за это путешествие и за те открытия, которые я сделала

Ольга САВЕНКОВА

Читайте также

В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации? В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации?
Прошедшее 3–4 июля 2024 г. в столице Казахстана очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества вызвало огромный интерес в мире к тому, что там происходило, причем под углом дальнейшей судьб...
27 июля 2024
Главный церковный антисоветчик отправлен на покой Главный церковный антисоветчик отправлен на покой
Главный антисоветчик и видный представитель пятой колонны в руководстве Русской Православной Церкви митрополит Иларион, бывший глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), решением Священного Синода ...
27 июля 2024
Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024