Чудо «Ладьи»

Чудо «Ладьи»

Выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Весенняя фантазия — 2022» прошла в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр». В ставшем уже традиционным празднике искусства участвовали более 700 организаций промыслов и индивидуально работающих мастеров из 55 регионов нашей страны.

Больше 20 коллективных стендов было представлено на «Ладье»: посетители могли в одном месте увидеть огромный ассортимент изделий НХП из Вологодской, Пензенской, Рязанской, Ивановской, Костромской областей, Алтайского края, республик Северная Осетия — Алания, Дагестан, Чувашия и многих других.

Сохранение культурных традиций нашей страны, обращение к их истокам, представление богатейшего наследия, доставшегося нам от предков, — основные задачи проводимых ассоциацией «Народные художественные промыслы» выставок-ярмарок «Ладья» и «Жар-птица». И надо сказать, они всегда пользуются популярностью, собирая толпы ценителей истинной красоты и искусства. Люди восхищаются многообразием представленного: здесь и кадомский вениз, и елецкие кружева, и дымковская игрушка, и ярославская майолика, и скопинская керамика, и ростовская финифть, и жостовские подносы, и дагестанские ковры. И много-много ещё чего удивительного.

К сожалению, промыслы не могут похвастаться сегодня своим расцветом, как это было в советские годы. Пока благодаря усилиям ассоциации НХП лишь в какой-то мере удаётся оттянуть их падение в пропасть. Увы, чуть ли не ежегодно страна теряет промыслы, банкротятся предприятия, многие из которых требуют модернизации, стареют кадры, а с преемственностью поколений, благодаря чему промысел живёт и развивается, есть очевидные проблемы. Молодое поколение не устраивают не слишком высокие зарплаты, которые характерны для данной отрасли, поэтому оно не очень-то стремится посвятить себя народному искусству.

Все эти проблемы необходимо решать на государственном уровне. Энтузиазм отдельных личностей кардинально делу не поможет, нужно принимать незамедлительные меры по сохранению и спасению нашего национального достояния.

К своему удивлению, знакомясь с выставкой, обнаруживаю стенд «Скопинская керамика». Дело в том, что в прошлом году предприятие художественной керамики, находящееся в Рязанской области, закрылось, к тому же перед этим оно около двух лет терпело убытки. В 2021 году зарплата работникам не выплачивалась 3—4 месяца. Да и оборудование требовало серьёзной модернизации, а здание фабрики — ремонта. В общем, ворох скопившихся проблем привёл к остановке производства и большой вероятности утраты уникального промысла, который зародился ещё в 1640 году, а во второй половине XIX века уже стал широко известен.

В начале ХХ века в Скопине работали около 50 мастерских, часть из них позже вошла в артель «Керамик», на базе которой в 1969 году и появилась Скопинская фабрика художественной керамики. Уже в нынешнее время было создано ЗАО «Скопинская художественная керамика». Оно являлось градообразующим предприятием. Его закрытие стало бы серьёзнейшей потерей.

Поэтому, когда увидела стенд со скопинской керамикой на «Ладье», не только удивилась, но и порадовалась: неужели история с фабрикой разрешилась благополучно?

«Да, нашёлся инвестор, который готов вкладывать средства в восстановление и развитие производства, — рассказала корреспонденту «Правды» главный художник ЗАО «Скопинская художественная керамика» Наталья Годовикова. — Конечно, трудности есть. В частности, в одном из цехов полностью разморозилась система отопления, что неудивительно: фабрика не действовала полгода. К счастью, второго цеха эта ситуация не коснулась, и мы потихоньку начали работать. С момента возобновления деятельности прошло всего полтора месяца, о каких-то конкретных результатах говорить рано. Однако у всех работников появилась надежда. Часть коллектива вернулась на предприятие, многих мы, к сожалению, не дождались. Люди не могли оставаться в неизвестности, приходилось на что-то существовать. Перспективы в то время были весьма туманными. Сейчас у нас трудятся 30 человек. А раньше их численность доходила до 300. До кризиса на фабрике работали 60 человек. Сегодня, получается, осталась половина. Те, кто вернулся, очень рады возобновлению деятельности. Предприятие старается стать на ноги, войти в привычную колею. И весь наш коллектив тоже очень надеется, что всё наладится. Летом нам обещали сделать новую газовую котельную, так как старая пришла в негодность. Перспективы есть, и это радует».

Да, как говорится, утратить, разрушить что-то легче лёгкого, а вот создать, возродить — задача гораздо труднее. Поэтому, повторюсь, важна чёткая и продуманная государственная политика в отношении сохранения народных художественных промыслов.

Алёна ЕРКИНА

Источник: «Правда»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024