Что же это значит — быть советскими?
Заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором Кожемяко.
Всё, что связано с эпохой Советского Союза, не уходит из общественного внимания после уничтожения этой великой социалистической державы. Более того, создаётся впечатление, что со временем, удаляясь от тех лет, мы чувствуем не ослабление, а наоборот — возрастание народного интереса к жизни и свершениям советских людей. И это, если глубже разбираться в причинах такого интереса, далеко не только ностальгия, как утверждают наши идеологические противники.
Нет, точнее тут надо говорить о происходящем постепенно осознании, что утрачено трудовым народом вместе с той эпохой и той великой страной. Происходит у многих прозрение, и оно явно пугает ненавистников социализма. Именно этим испугом можно объяснить суету, возникшую сейчас в связи с предстоящим внесением изменений в действующую Конституцию. Особую обеспокоенность антисоветчиков и русофобов вызывает возможное закрепление в Основном Законе статуса Российской Федерации как правопреемницы Советского Союза.
Не хотят, не желают, поднимают свой голос до визга. Ещё бы! Они столько сил положили, внушая людям, что Советский Союз был просто «чёрной дырой» в истории, которую даже из школьных учебников следует исключить, а тут — правопреемственность…
Вот придумали «совков»
— Дорогой Арсений Александрович! Пожалуй, необъятную тему предлагаю я для нашего разговора: советский человек, советский народ. В одной беседе полностью это не исчерпать. Но давайте для начала коснёмся хотя бы некоторых граней, наиболее актуальных сегодня. Ещё совсем недавно все мы (я имею в виду людей и своего, старшего, и вашего, гораздо более молодого, поколений) назывались советскими людьми. И воспринималось это вроде бы вполне естественно: наша страна Советский Союз — значит, советские. Но грянул контрреволюционный переворот 1991 года, и вдруг невесть откуда возникло другое слово: «совки». Согласитесь, звучащее с явным оттенком презрения. Как вы думаете, кто изобрёл это уничижительное словцо и с какой целью?
— Думаю, авторство тут не столь уж важно. Оскорбить советских людей, советскую историю в последние годы горазды многие. Ведь это сегодня выгодное дело — почему бы не поупражняться? Но я уверен, что оскорблением «совок» унизить великую цивилизацию невозможно. Поднявший на неё руку счастливее не станет, скорее — сам останется в дураках. Давно сформулирован в народе и ответ: «Только грязь боится совков». Для нас же эти понятия — советская эпоха, советский народ — не только достойная часть истории, но и феномен, не потерявший актуальности. Сильное, многогранное явление, понять которое можно только с помощью диалектики.
— Согласно российской Конституции, у нас нет государственной идеологии. Однако не находите ли вы, что эту функцию уже не одно десятилетие выполняет антисоветизм? Во всяком случае, нельзя не заметить, что руководство «новой России», а вместе с ним и вся провластная пропагандистская рать усердно старались использовать любую возможность, чтобы изобразить Советское государство, общество и советских людей в негативном свете. Да и сейчас это продолжается. Несмотря на то, что страна в основном живёт за счёт созданного в Советском Союзе, советскими людьми… Разве в советском опыте нет ничего ценного для сегодняшнего и завтрашнего дней?
— В антисоветизме есть что-то суицидальное, самоубийственное. Иногда он — сродни самобичеванию, иногда — надутому снобизму. Одно могу сказать точно: антисоветизм ещё никому не принёс счастья. В наше время, по-моему, он многим уже наскучил. Но кто-то поддерживает его накал. Прежде всего это те, кто боится возрождения социализма и в России, и в мире. Заинтересованные в шельмовании политических противников и наших святынь, наших идейных предшественников. А ещё для них признание Советского Союза «чёрной дырой» в мировой истории — это способ перечеркнуть историческую правду и, возможно, перекроить политическую карту мира. Запрещение коммунистической символики, приравнивание «сталинизма» к «гитлеризму», разговоры о «преступности» советской системы — всё это хорошо продуманная кампания, которая в первую очередь угрожает современной России. Её цель — сначала запятнать, скомпрометировать роль нашей страны во Второй мировой войне, а потом и вовсе превратить Россию в изгоя. Это коснётся каждого из нас, независимо от политических убеждений.
Некоторые наши «внутренние» антисоветчики надеются, что капитулянтство принесёт им радость с печеньем и вареньем. Мол, объявим Россию жертвой коммунизма, водрузим Солженицына на знамя — и нам дадут преференции, как Израилю. Иллюзия. Такое уже было в начале 1990-х. И никто России не помог. Разворовывали многие, а не помог никто. Тем, кто теоретически мог бы помочь, Россия нужна разрезанной на несколько недогосударств. По большому счёту, им нужны в основном наши Север и Сибирь. И никакого серьёзного приза для предателей у них не предусмотрено. Поэтому хныкать и жаловаться можно сколько угодно — по головке вас потреплют, но как к равным партнёрам относиться не будут. Не надейтесь.
Поэтому так нелепо выглядят некоторые наши политики, которые буквально в течение одной недели cначала глубокомысленно хулят товарища Сталина, который, по их досужему мнению, «хуже Гитлера», а потом — по служебной необходимости — защищают тот же сталинский Советский Союз и того же Сталина от натовских ораторов, от поляков, бельгийцев и прочих шведов. Получается неубедительно! Тут, на мой взгляд, идеология второстепенна. Куда страшнее — кричащий непрофессионализм. Ведь на этом теряют очки и наша дипломатия, и наша страна в целом. Теряют очки на годы и на поколения вперёд. Рачительность — вот первый принцип людей дипломатии. А наши неугомонные антисоветчики его нарушают на каждом шагу.
Ещё одна нелепая идея из этого репертуара — «Нюрнбергский процесс над КПСС», над коммунистической идеей, над советским прошлым. Не смогли одолеть на поле боя — хотят переиграть ситуацию по-воровски, задним числом. Суетливость этих доносчиков только лишний раз подтверждает, какая светлая эпоха у нас была, какие великие идеалы нас объединяли, усиливали нас. Но если для кого-то коммунистические идеи преступны, пускай знают: для большинства нашего народа — ни в коем случае! Ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем.
Кто одержал Великую Победу
— Не уйти от ощущения множества противоречий, в которых мы ныне оказались. Это проявляется даже при оценке Великой Победы, к 75-летию которой готовится наша страна. А каковы слагаемые, обеспечившие эту действительно величайшую Победу? Вот говорят с высоких официальных трибун: победил народ. Казалось бы, верно. Однако многие читатели «Правды» настаивают, что надо говорить не вообще о народе, а о народе советском. Вы согласны с этим?
— «Великая Отечественная война советского народа» — вот формула, в которой нельзя изменить ни одного слова. Потому что Победа была всенародной. Безусловно — победил советский человек. Победили народы Советского Союза. Победил советский народ. Эти три утверждения не противоречат одно другому. Как не противоречит им и честный тост Сталина «За русский народ!», чья сплачивающая, центральная роль запечатлена в гимне Советского Союза, который стал для нас гимном Освобождения. Потому что впервые он прозвучал в новогоднюю ночь 1944 года. Напомню, что наш советский народ — единственный — оказался непокорённым во время гитлеровского нашествия. Единственный! Мужественно вели себя и англичане, но то была всё-таки не полноценная война. А об остальных и говорить нечего, хотя когда-то эти народы тоже назывались великими… Несколько лет — ещё до Мюнхенского сговора и после него — наша краснозвёздная страна в одиночку противостояла «коричневой чуме». Европейцам и американцам сейчас невыгодно вспоминать об этом — и об Испании, и о том, как Гитлер сколачивал не какой-нибудь, а Антикоминтерновский блок. Но мы должны помнить об этом. И напоминать нерадивым! Только в Советском Союзе — и больше нигде — антифашизм был государственной политикой. Только у нас выходили антигитлеровские фильмы — такие, как «Профессор Мамлок». Создавались антифашистские песни и книги. Их можно долго перечислять. И нужно перечислять — снова и снова, чтобы наши соседи не забывали. Они-то стали убеждёнными антифашистами только тогда, когда наш советский солдат водрузил над Берлином Красное Знамя. Ни минутой раньше! Я не говорю о подпольщиках, о борцах Сопротивления — большинство из них были коммунистами, которых наша страна всегда поддерживала. Они имеют право называться антифашистами. Они имеют право на Победу. Я говорю о буржуазном правящем классе. Вот это — главным образом пенкосниматели. Прилипалы. Когда говорят о Победе советского народа, у них есть лишь одно право: молчать!
Только народ из книг Аркадия Гайдара, из книг великих русских писателей-гуманистов мог встать стеной перед гитлеровцами. Народ, которому было что защищать — от сталинградского фонтана с героями сказок Чуковского до музея Льва Толстого в Ясной Поляне. Всё это были составные части великого феномена, который мы называем советским миром. Это было золотое поколение героев. Они и их дети сумели восстановить страну и победить ещё на многих фронтах — от космического до хоккейного. Незабываемые!
То, что к юбилею Победы был принят логотип (слово-то какое — раньше как-то без него обходились!), состоящий из стрелочек, — это просто жалкое решение. Чего испугались? Пятиконечных звёзд? Серпа и молота? Наших советских орденов и медалей? Испугались воина-освободителя, нашего красноармейца? Святого советского бойца? Видите ли, его нет в «логотипе». Хорошо, что хотя бы красным цветом не погнушались.
Но вся эта советофобия выглядит по-капитулянтски. Это — как бороться с Петром Великим, с его свершениями и традициями. Невозможно! Потому что слишком глубоко он врос в русскую историю, слишком много побед с ним связано. Хорошо, что горят над Москвой Кремлёвские звёзды. Восхищаюсь ими, люблю и кланяюсь им из любой дали. Народ не забудет ни Красное Знамя Победы, вознесённое над Берлином, ни пропотелые гимнастёрки красноармейцев — героев, выше которых никого не было в мировой истории…
Давайте почаще вспоминать их, находить утерянные фотографии, открывать фронтовую живопись, ведь она зафиксировала правду войны буквально из окопов. Таким был, например, художник-фронтовик Пётр Александрович Кривоногов. Какими карликами выглядят по сравнению с его картинами все эти лукавые логотипы… Именно лукавые. Хотя обвести вокруг пальца они способны только сами себя.
— Да, к началу Великой Отечественной уже в основном сформировалась эта новая историческая общность людей — советский народ. Был воспитан и новый, советский человек. Что, на ваш взгляд, в первую очередь его отличает?
— Это люди с прямыми спинами. Это было первое в мире поколение, уничтожившее эксплуатацию человека человеком! Поколение, для которого, например, позорным считалось снисходительное отношение к женщине. Равенство Рабочего и Колхозницы на монументе Мухиной — ведь это не обманка, это знак времени. И это завоевание нашей революции, нашей советской жизни стало сегодня всемирным.
Но самым главным было то, с чего я начал. Это человек, поверивший в своё всемирное дело построения социализма и веривший в великую роль своего Отечества в этой борьбе за справедливость. В борьбе против самого неумолимого и изобретательного врага — против Капитала. Это для кого-то звучит, может быть, как нечто слишком отвлечённое, высоколобое, плакатное. Но в этом — огромная человеческая правда. Таков был характер этих людей — готовых идти вперёд, туда, где опасно. Для них маловажен был быт, а тем более финансовая сторона жизни.
И ещё очень существенное — они не были одиночками. А потому соответствовали задачам своего времени: ведь тогда уже началась поистине эпоха многомиллионных масс. Коллективизм (который вовсе не противоречит личным амбициям каждого человека) был нашей великой силой. То, что сегодня он растоптан, — беда. Просто беда! С ним боролись прицельно. Его вытравили даже из школьной программы. А ведь именно с ним мы побеждали.
Тут надо сделать и оговорку. Конечно, не все сыны и дочери фронтового поколения были по духу истинно советскими людьми, как не все были героями. Нам могут привести примеры малодушия, эгоизма, мещанства, которые проявлялись в то же самое время. Но мы диалектики, а не схоласты. И должны понимать, что жизнь состоит из разных оттенков, а судить об эпохе нужно всё-таки по вершинам, а не по болоту.
— Мне зримо раскрыла многое в поколении победителей работа над книгой о Зое Космодемьянской. Чтение её дневников, знакомство и беседы с её боевыми товарищами по войсковой части особого назначения 9903. Все они, конечно, разные, но и общее я почувствовал. Это — готовность к подвигу, которая в них жила. Это — не показная, а истинная любовь к Родине. Недаром же все они стали добровольцами, когда над Родиной нависла грозная опасность. А вот сегодня почему-то предпочитают говорить: «волонтёры», а не «добровольцы». Почему?
— Боятся русских слов — понятных и честных. А ведь все главные подвиги на войне совершили действительно они — добровольцы! На них была надежда. Ещё больше боятся русской интонации. Той, которую можно услышать, например, у великих артистов Бориса Ливанова или Николая Симонова. Патриоты есть и сегодня, в том числе те, кто сражался и на Кавказе, и в Донбассе. Только не должно быть таких войн. Другая должна быть страна!.. И это — самое важное. Кстати, советскую идеологию часто упрекают в нивелировке русского начала. Мол, не было русской республики, русской Академии наук, великую Русь «угнетали» в пользу малых народов. Это вредная иллюзия. Советское не мешает ни русскому, ни киргизскому, ни грузинскому… А лишь дополняет и усиливает — с блеском. Даёт курс в будущее, космический масштаб. В то же время нигде в мире в ХХ веке так не поощрялось изучение фольклора и утверждение истинно народного патриотизма. И у народов бывшего Советского Союза осталось гораздо больше ярких национальных черт, чем у других народов Европы. Проанализируйте историю их государств. Им далеко до советского уровня осмысления своей национальной сути. В этом отличие советской идеи, например, от современного глобализма, зачастую уничтожающего, а не подчёркивающего человеческое в человеке. Хотя и от этого сложного явления просто отмахиваться нам нельзя.
Истоки их силы
— Что больше всего воспитывало первое поколение советских людей, ставшее победительным в самой страшной и жестокой войне? Наверное, атмосфера, установившаяся благодаря новому строю в нашей стране после Великого Октября. Без помещиков и капиталистов. С культом труда, ставшим, по сталинскому определению, делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. Воспитывали школа, пионерия, комсомол. И великая русская, а также советская литература.
Это лишь поначалу, в революционной горячке, кому-то хотелось сбросить Пушкина с парохода современности. А вскоре и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь вместе с Маяковским и Горьким стали наставниками растущей советской молодёжи, готовящейся к своему историческому подвигу во имя Родины и жизни на Земле. Знаете, я аж вздрогнул, когда первый раз открыл записную книжку Зои Космодемьянской — на страничке, где оказались лермонтовские строки из «Бородино»:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
— И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой!
Понятно, откуда Зоина самоотверженность. А ещё, как известно, была Татьяна Соломаха — молодая учительница-коммунист, которую белогвардейцы зверски замучили на Кубани. Зоя прочитала о ней в книге очерков про героинь Гражданской войны и потом фактически повторила её подвиг. Не случайно, попав в плен к фашистам, назвалась Татьяной.
Я впервые прочитал знаменитый очерк Петра Лидова «Таня» в свежем номере газеты «Правда» в январе 1942 года. Он и фото казнённой девушки с обрывком петли на шее, сделанное фотокорреспондентом-правдистом Сергеем Струнниковым, потрясли меня, шестилетнего, до глубины души. Таким было наше воспитание, «детей войны» и первых послевоенных лет. Герои Великой Отечественной стали нашими героями.
А на каких примерах воспитывалось ваше, более позднее поколение? И когда всё-таки идейным нашим противникам удалось нанести уничтожающий удар по советскому человеку, прежде всего — по патриотизму молодых?
— Очерк Петра Лидова — из лучшего, что было и что может быть в журналистике. Рад, что это не только моё мнение, что так думают и многие литераторы помоложе, я это точно знаю. Например, Дарья Верясова, которая без государственной помощи создала в интернете настоящий музей Зои. Наша Победа — это святыня для всех поколений. Именно святыня, лучше и не скажешь о подвиге советского народа. Таким он остался в нашей памяти — светлым, непревзойдённым. Это выше любой мистики. Сильнейший сплав! Ведь мы чувствуем личную причастность к Победе через пожелтевшие фотографии фронтовиков, которые есть в каждом доме. Через пятиконечные звёзды на могилах, которые ещё стоят. Хотя, к сожалению, их часто заменяют на нечто невнятное.
Несправедливо, что главный московский памятник Победе — на Поклонной горе — почти лишён не только советской, а вообще адекватной символики. Где там советский солдат, боец-победитель? На задворках. Невразумительная стела, ангелы с трубами. Этот образ можно пристегнуть к любому событию. Настоящая циничная антисоветская цензура!
У меня есть любимый монумент Великой Отечественной. Его установили ещё в 1944 году. А называется он «Триумф Победы». Это — на Ленинградском шоссе, на путепроводе, неподалёку от МАИ. Великий новгородец, скульптор Николай Васильевич Томский, воплотил в камне предчувствие Победы. И нет ничего сильнее. Плащ-палатка, каска, девушка-регулировщица, показывающая на Запад. Высокие слова о защитниках Ленинграда, только что освобождённого от блокады. В детстве у меня была мечта: с помощью волшебной палочки перенестись в 1941 год и спасти ленинградцев. Иногда я подумывал о смертоносном оружии, которое можно было применить против гитлеровцев на подступах к великому городу. Иногда — о поддержке продовольствием с помощью современных самолётов.
Помню, как важны были для нас очерки о пионерах-героях, книги Аркадия Гайдара… И из более позднего — в одной сказке писателя Валерия Медведева есть заклинание, почти девиз: «Я хочу навеки быть человеком!». В этом — суть советской цивилизации. Цивилизации Прометея Освобождённого. Вспоминается и сказка про робота Электроника — про самого человечного, советского робота. Фильм о нём завершается такими строками:
Ведь ты человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Это всегда с нами. И это пытаются вытравить и стереть в первую очередь. Мы же помним: в конце 1980-х для советского патриотизма в самом деле настали очень трудные времена, апофеозом которых стали март 1990 года, отмена 6-й статьи Конституции, а по существу — победа криминального подполья. Ведь удар по партийным комитетам был выгоден больше всего именно им — казнокрадам и элементарным ворам. За полтора года они превратили нашу страну в крупнейшего в мире должника.
«Перестройка» примерно в 1988 году вступила в самоубийственную стадию. Могу только согласиться со словами Юрия Васильевича Бондарева, который на ХIХ партконференции пророчески предупреждал: подняли самолёт в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Нельзя было сдавать приоритет Коммунистической партии! Действительно, после этого ситуация стала непоправимой.
Использовались, конечно, и другие соблазны: национальная рознь, ненависть к людям труда, к тому, что называли «уравниловкой», а по существу — к советской демократии. Уничтожение советской цивилизации не было всенародным решением. Вина общества в том, что были созданы подходящие условия для растаскивания страны… Это целая система ложных ориентиров. И это — тема для долгого и разностороннего анализа, который, я уверен, будет вестись всё более обширно и глубоко.
Смешно воспитателями назначать олигархов
— Что вы можете сказать о сегодняшнем воспитании молодёжи? По моим наблюдениям, воспитать человека, равного своими достоинствами человеку советскому, крайне трудно. Совсем иная атмосфера в обществе, заражённом бациллами индивидуализма, стяжательства, культа денег! Даже глава министерства образования напрямую говорил о главной задаче — «воспитать грамотного потребителя» (а не творческого, ответственного коллективиста, способного на самоотверженность во имя других).
Помню, как Дмитрий Медведев, будучи президентом страны, рекомендовал 1 сентября, в День знаний, приглашать на первый урок в школах… олигархов. Для чего? Чтобы учить детишек «успешности». Но мы же знаем, на чём построена успешность этих дельцов. Как минимум, на мошенничестве, а то и похуже…
Короче, из затеи этой, как и следовало ожидать, ничего не получилось. И я представляю, сколь трудно нынче, в условиях капитализма, родителям воспитывать в чаде своём элементарную честность. Если не учить тому самому мошенничеству, а предпочесть бескорыстие, легко обречь начинающего жизнь человека на проигрыш в ней. Налицо явное противоречие. Спрашивается: как же быть?
— Деньги сегодня правят миром. И в России, к сожалению, с особым цинизмом. С разбойничьим присвистом, на который Ильи Муромца не хватает. В такой ситуации учить можно только вершкам хорошего тона. А по сути воспитание зачастую бессильно. Слишком давит реальная действительность. Хотя стараться надо — таков наш долг на земле. Между прочим, воспитать грамотного потребителя у них вряд ли получится. Потребительство — в большинстве случаев — просто вытеснит стремление к грамотности. Как говорил мне наш замечательный космонавт и учёный Георгий Гречко, современной «элите» нужны люди-свиньи, которые не поднимают голову к небу, а смотрят только в корыто. Мечта о космосе им не нужна. Она сочетается с другой, гуманистической, идеологией, на которой и выстроен был Советский Союз, воспитан советский человек.
Считается, что в революционную эпоху рождается великое искусство. Безусловно, так было у нас в 1920-е, в первые послереволюционные годы. Так было во Франции в конце XVIII века. Эти эпохи во многом трагичны, но вместе с тем величественны, ярки и притягательны. А обратите внимание, как блёкло в этом смысле прошли у нас 1990-е годы и продолжается XXI век. Суть в том, что, сделав сто шагов назад, мы оказались не на гребне времени, а в глубоком арьергарде той самой «потребительской цивилизации». Но память о советском прошлом даёт нам веру (и шансы!) в то, что можно вернуться в авангард, в первые ряды. Не всё же в корыто глядеть?
— Последний вопрос хочется поставить, что называется, ребром: полностью ли изжит советский человек? Или в лучших людях постсоветского времени он всё-таки живёт, держится?
— Держится! Но в нынешнее время, наверное, не всегда имеет смысл проявлять свои советские качества. Ведь на нас действует логика животного, хищнического капитализма. Подставляться под удар не стоит. Самое важное — сберечь, сохранить в себе советское начало. Сохранить веру в цивилизацию, в науку, в человека, в братство людей труда. Но при этом понимать, что сегодня мы — во враждебном окружении, как в разведке. И не должны расслабляться, а тем более поддаваться врагам.
Поделюсь своим открытием. В теперешнее время люди, которые смотрят советские фильмы, читают советские книги, поют те песни советские, — сильнее других своих современников. Обязательно сильнее! И если вы знаете и понимаете таких героев Горького, как Сокол и Данко, душой воспринимаете молодогвардейцев и Маресьева, героев Бориса Андреева и Николая Крючкова, даже героев популярных кинокомедий и детективов 1970-х годов, если вы прониклись песнями Блантера и Пахмутовой, если понимаете живопись Самохвалова и Дейнеки, — у вас вырабатывается иммунитет против хищнических приёмов капиталистической действительности.
Какого человека формирует современная массовая культура? Раба рекламы. Доверчивого и мягкотелого. Изнеженного. Подсевшего на кредиты. По существу — послушного, безропотного банкрота. К тому же — неврастеника. Ныне «25-м кадром» в вас внедряется информация: возьми кредит, срочно купи просроченный товар, будь безропотным рабом сильных мира сего…
Почти любой советский фильм даёт вакцину против этой заразы. Хочу обратиться ко всем: пользуйтесь! Величие советской культуры в том, что оно в гармоничной мере сочетает рационализм и мечту. И рационализм не даёт вам стать жертвой современных мошенников. И вы становитесь сильнее, свободнее, духовно богаче. К сожалению, хитростью и наглостью укрепилась у нас система, в которой деньги правят бал, но мы и в ней должны выживать умело. Докажем, что советский человек не заржавеет в любую погоду.
А ведь будущее всё равно принадлежит укладу, который возьмёт своё начало в нашем советском опыте. В цифровую эпоху, в эпоху эпидемий и терроризма закон, сформулированный Владимиром Маяковским, стал ещё актуальнее: «Единица — вздор, единица — ноль, один — даже если очень важный — не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный». Впереди время грандиозных задач, решение которых под силу лишь большим коллективам. Впереди непременная и всё более широкая борьба за справедливое жизнеустройство. Вот уж когда ещё больше понадобятся советские навыки по созданию единства, а не розни!
Источник: «Правда»