Человек-оркестр из Одельска

Человек-оркестр из Одельска

Слава о человеке-оркестре, который мастерит белорусские (и не только) народные музыкальные инструменты из дерева, — Марьяне Скромблевиче разошлась давно и далеко за пределы Гродненской области, да и Белоруссии. Родом мастер из агрогородка Одельск, что в Гродненском районе, и творит уже более 30 лет.

В 2021 году Марьян Скромблевич был удостоен исключительной награды. Премию «За духовное возрождение», а именно за значительный личный вклад в возрождение традиций изготовления музыкальных инструментов, Скромблевичу в торжественной обстановке вручал президент Республики Беларусь. И в конце июня этого года — ещё одна приятная новость: А. Лукашенко подписал указ о том, что мастер народных художественных ремёсел Одельского центра культуры и народного творчества Марьян Скромблевич удостоен ордена Франциска Скорины. Корреспонденты БЕЛТА пообщались с этим по-своему уникальным человеком.

Радушно и приветливо встречает нас Марьян Антонович Скромблевич у Одельского центра культуры. Не единожды мы виделись с ним, поводов было достаточно, но даже сейчас, заходя в музейные комнаты, глаза разбегаются от изобилия экспонатов. «Такой вот у меня склад характера: не могу повторяться. Всё время хожу и придумываю что-то», — говорит он.

«Вот, например, дудук армянский делаю без конца, подбираю, думаю, как лучше сделать. Я его в руках не держал ни разу, но пробую. Пока играть не хочет», — рассказывает мастер. Однако и это даёт ему стимул для развития и творчества. «Задумок у меня много, не знаю, всё ли получится сделать», — добавляет он. Это при том, что на счету уже сотни (!) музыкальных инструментов.

В коллекции — дудка из индонезийского бамбука, играющее яйцо (единственное в своём роде), охотничьи свистульки и жалейки, которые воспроизводят голоса животных. Например, рубель в исполнении Скромблевича досконально передаёт кваканье лягушек. «Во сне ко мне пришла идея сделать на дудочке двойной разрез. Сделал. Как-то вышел во двор с дудочкой и заметил, что на её звуки гуси реагируют. Я быстрее играю — они в ответ как бы волнуются, я замедляюсь — они успокаиваются», — делится мастер.

Со знанием и теплотой рассказывает Марьян Скромблевич о материале, из которого создаёт свои шедевры: «Каждое дерево особенное, у каждого свой тембр. Например, кедр — мягкое дерево, поэтому и даёт такой волшебный звук и тембр, мне много этой древесины как-то привезли из самой Сибири». Особенные и те деревья, в которые ударила молния. «Есть легенда: если молния ударяет в дерево, то оно как будто святым становится. Я из такого ясеня сделал инструмент. И вот что получается: на солнце он звучит просто прекрасно, как только тучи — стонет, едва может выдавить звук. Вот такое волшебное дерево», — рассказал умелец.

А например, для хроматической флейты Марьян Скромблевич искал камыши высотой не менее 4 метров. Что касается дудочек, то тут мастер тоже придумал свой подход. «Как-то решил собрать разные дудки вместе. Получилось 10 тональностей. Только играть приноровиться нужно», — пояснил он.

Перебирая горы инструментов, внимание останавливается на окаринах. Их в коллекции Скромблевича много. Фишка в том, что делает он их на свой манер — не из глины, а из дерева. «Вот эту окарину сделал из черёмухи. И звук её как будто из нутра идёт, — говорит он. — А вот для этого рога сам выращивал липу, крутил на дереве, завязывал. Около 8 лет ушло. После спилил, разрезал, выдолбил внутренность и склеил. Получился такой рог. Но на нём нужно играть из живота, тогда получается своеобразный шаманский звук».

Много времени ушло у творца на создание белорусской жалейки. «Долго с ней возился, перебрал все материалы, но получилось сделать только из натурального рога», — делится Скромблевич. Звучит она резко и громко. Играют на жалейке и сольно, и в ансамбле со скрипкой, цимбалами, гармошкой. Исполнялись на жалейке песенные и танцевальные мелодии, свадебные марши. Были и печальные пастушьи мелодии.

Но только на духовых инструментах музыкальная душа Марьяна Скромблевича не остановилась. А началось всё со случайно попавшей к нему в руки гармошки. «Эта гармошка с 1950 года, она была заброшена на чердак. Потом мне принесли. Когда её в руки брал, то она вся шипела. Причину нашёл, разобрался: в ней резонаторы деревянные были, на них наклеенные голоса. Я же в резонаторы вклеил пластинки, резал конические, ставил наверх голоса. Так свой придумал тембр», — рассказал мастер.

Дело это нелёгкое и совсем не простое: на настройку другой, тоже старинной, гармошки у Скромблевича ушло полгода. Мастер тут же демонстрирует возможности инструментов. Перебирая гармошки одну за другой, мелодии сменяют друг друга и показывают свой богатый мир, восстановленный благодаря навыкам народного умельца. К слову, играть Марьян начал с раннего возраста. Уже в 12 лет сыграл на первой свадьбе.

Говоря об очередной заслуженной награде, Марьян Скромблевич скромно замечает: «Каждый раз, когда приходит такая новость, то кажется, что как будто не про меня. Кажется, будто недостоин я наград. Не такой у меня характер. Но всегда приятно, когда оценивают мой труд». Вспоминая прошлое награждение, а речь идёт о премии «За духовное возрождение», мастер говорит, что церемония была запоминающейся: «Энергию президент распространяет добрую. Тогда пожал мне крепко руку и сказал спасибо за инструменты, которые я делаю. Я же поблагодарил его за то, что не забывают старика».

Обо всех инструментах Марьян Скромблевич может рассказывать долго и с интересом. Немудрено — в каждый вложены душа и силы. «На этом играешь — как будто утро и восход солнца. Тепло от звука исходит. Вообще, красиво ведь то, что природу напоминает, близко к ней, тогда и отзывается», — говорит он. И добавляет, что в своей работе, которая стала делом жизни, старается отразить особенности Гродненского региона: «Ведь каждый регион, даже наши белорусские области, отличаются. Например, манерой речи, звучанием. Так и с музыкальными инструментами. Вот мне и хочется отразить наш колорит, нашу местную, принёманскую мелодичность».

Катерина БЕНАДЫСЮК

Источник: «Правда»

Читайте также

Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024