Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

Человек-оркестр из Одельска

Человек-оркестр из Одельска

Слава о человеке-оркестре, который мастерит белорусские (и не только) народные музыкальные инструменты из дерева, — Марьяне Скромблевиче разошлась давно и далеко за пределы Гродненской области, да и Белоруссии. Родом мастер из агрогородка Одельск, что в Гродненском районе, и творит уже более 30 лет.

В 2021 году Марьян Скромблевич был удостоен исключительной награды. Премию «За духовное возрождение», а именно за значительный личный вклад в возрождение традиций изготовления музыкальных инструментов, Скромблевичу в торжественной обстановке вручал президент Республики Беларусь. И в конце июня этого года — ещё одна приятная новость: А. Лукашенко подписал указ о том, что мастер народных художественных ремёсел Одельского центра культуры и народного творчества Марьян Скромблевич удостоен ордена Франциска Скорины. Корреспонденты БЕЛТА пообщались с этим по-своему уникальным человеком.

Радушно и приветливо встречает нас Марьян Антонович Скромблевич у Одельского центра культуры. Не единожды мы виделись с ним, поводов было достаточно, но даже сейчас, заходя в музейные комнаты, глаза разбегаются от изобилия экспонатов. «Такой вот у меня склад характера: не могу повторяться. Всё время хожу и придумываю что-то», — говорит он.

«Вот, например, дудук армянский делаю без конца, подбираю, думаю, как лучше сделать. Я его в руках не держал ни разу, но пробую. Пока играть не хочет», — рассказывает мастер. Однако и это даёт ему стимул для развития и творчества. «Задумок у меня много, не знаю, всё ли получится сделать», — добавляет он. Это при том, что на счету уже сотни (!) музыкальных инструментов.

В коллекции — дудка из индонезийского бамбука, играющее яйцо (единственное в своём роде), охотничьи свистульки и жалейки, которые воспроизводят голоса животных. Например, рубель в исполнении Скромблевича досконально передаёт кваканье лягушек. «Во сне ко мне пришла идея сделать на дудочке двойной разрез. Сделал. Как-то вышел во двор с дудочкой и заметил, что на её звуки гуси реагируют. Я быстрее играю — они в ответ как бы волнуются, я замедляюсь — они успокаиваются», — делится мастер.

Со знанием и теплотой рассказывает Марьян Скромблевич о материале, из которого создаёт свои шедевры: «Каждое дерево особенное, у каждого свой тембр. Например, кедр — мягкое дерево, поэтому и даёт такой волшебный звук и тембр, мне много этой древесины как-то привезли из самой Сибири». Особенные и те деревья, в которые ударила молния. «Есть легенда: если молния ударяет в дерево, то оно как будто святым становится. Я из такого ясеня сделал инструмент. И вот что получается: на солнце он звучит просто прекрасно, как только тучи — стонет, едва может выдавить звук. Вот такое волшебное дерево», — рассказал умелец.

А например, для хроматической флейты Марьян Скромблевич искал камыши высотой не менее 4 метров. Что касается дудочек, то тут мастер тоже придумал свой подход. «Как-то решил собрать разные дудки вместе. Получилось 10 тональностей. Только играть приноровиться нужно», — пояснил он.

Перебирая горы инструментов, внимание останавливается на окаринах. Их в коллекции Скромблевича много. Фишка в том, что делает он их на свой манер — не из глины, а из дерева. «Вот эту окарину сделал из черёмухи. И звук её как будто из нутра идёт, — говорит он. — А вот для этого рога сам выращивал липу, крутил на дереве, завязывал. Около 8 лет ушло. После спилил, разрезал, выдолбил внутренность и склеил. Получился такой рог. Но на нём нужно играть из живота, тогда получается своеобразный шаманский звук».

Много времени ушло у творца на создание белорусской жалейки. «Долго с ней возился, перебрал все материалы, но получилось сделать только из натурального рога», — делится Скромблевич. Звучит она резко и громко. Играют на жалейке и сольно, и в ансамбле со скрипкой, цимбалами, гармошкой. Исполнялись на жалейке песенные и танцевальные мелодии, свадебные марши. Были и печальные пастушьи мелодии.

Но только на духовых инструментах музыкальная душа Марьяна Скромблевича не остановилась. А началось всё со случайно попавшей к нему в руки гармошки. «Эта гармошка с 1950 года, она была заброшена на чердак. Потом мне принесли. Когда её в руки брал, то она вся шипела. Причину нашёл, разобрался: в ней резонаторы деревянные были, на них наклеенные голоса. Я же в резонаторы вклеил пластинки, резал конические, ставил наверх голоса. Так свой придумал тембр», — рассказал мастер.

Дело это нелёгкое и совсем не простое: на настройку другой, тоже старинной, гармошки у Скромблевича ушло полгода. Мастер тут же демонстрирует возможности инструментов. Перебирая гармошки одну за другой, мелодии сменяют друг друга и показывают свой богатый мир, восстановленный благодаря навыкам народного умельца. К слову, играть Марьян начал с раннего возраста. Уже в 12 лет сыграл на первой свадьбе.

Говоря об очередной заслуженной награде, Марьян Скромблевич скромно замечает: «Каждый раз, когда приходит такая новость, то кажется, что как будто не про меня. Кажется, будто недостоин я наград. Не такой у меня характер. Но всегда приятно, когда оценивают мой труд». Вспоминая прошлое награждение, а речь идёт о премии «За духовное возрождение», мастер говорит, что церемония была запоминающейся: «Энергию президент распространяет добрую. Тогда пожал мне крепко руку и сказал спасибо за инструменты, которые я делаю. Я же поблагодарил его за то, что не забывают старика».

Обо всех инструментах Марьян Скромблевич может рассказывать долго и с интересом. Немудрено — в каждый вложены душа и силы. «На этом играешь — как будто утро и восход солнца. Тепло от звука исходит. Вообще, красиво ведь то, что природу напоминает, близко к ней, тогда и отзывается», — говорит он. И добавляет, что в своей работе, которая стала делом жизни, старается отразить особенности Гродненского региона: «Ведь каждый регион, даже наши белорусские области, отличаются. Например, манерой речи, звучанием. Так и с музыкальными инструментами. Вот мне и хочется отразить наш колорит, нашу местную, принёманскую мелодичность».

Катерина БЕНАДЫСЮК

Источник: «Правда»

Читайте также

Саратов готовится к 225-летию Александра Сергеевича Пушкина Саратов готовится к 225-летию Александра Сергеевича Пушкина
Состоялось заседание жюри конкурса «Пушкин – наше все!», в ходе которого мы рассмотрели более 140 работ, которые получили с районов Саратовской области от детей в возрасте 6-15 лет. Увидели множество ...
22 мая 2024
А. Буров. Подростки на рынке труда: новая реальность А. Буров. Подростки на рынке труда: новая реальность
В последние годы в России наблюдается тенденция к росту спроса на подростковый труд. Данные рекрутинговых агентств говорят о том, что за 2023 год он вырос в 3 раза. Этому есть несколько причин, в том ...
22 мая 2024
«Колокольный звон пасхальный». Фестиваль в Луганске «Колокольный звон пасхальный». Фестиваль в Луганске
В благодатные дни Светлой Пасхальной седмицы, в нескончаемом восклицании: «Христос воскресе!» в Храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» города Луганска, проходил Фестиваль славянской духовной поэ...
22 мая 2024