Ближний Восток. Изуверство в законе
Ситуация в Израиле обострилась до того, что всерьёз обсуждается вероятность гражданской войны. Однако в отношении Палестины власть и оппозиция единодушны, оправдывая разгул террора. Фарисейскую позицию заняли США.
Буржуазные идеологи любят говорить, что людьми движут жадность и страх. Если это и верно, то как раз в отношении капиталистического общества. Оно всеми способами деформирует личность, подавляя здоровые человеческие качества и взращивая безобразные. В элитах эта отрицательная селекция особенно заметна. Наверх, как правило, пробиваются самые беспринципные фигуры, ради выгоды готовые на любую низость.
Некоторое время назад Биньямин Нетаньяху, который уже шесть раз поднимался на высший государственный пост главы израильского правительства, оказался перед лицом бесславного конца карьеры. Его уличили в целой серии преступлений, включая подкуп СМИ, мошенничество, взяточничество и т.п., которые «тянут» за собой как минимум 13-летний тюремный срок. Став первым действующим премьером, которому предъявлено обвинение, Нетаньяху делает всё возможное, чтобы не стать первым главой кабмина, переместившимся сразу из мягкого кресла на жёсткие нары.
Во-первых, он поставил цель сохранить власть и неприкосновенность вопреки падающей популярности. Это привело к пяти выборам за неполных четыре года и бесчисленным ухищрениям. В конце концов премьеру удалось сформировать относительно устойчивое правительство, в котором партнёрами партии Нетаньяху «Ликуд» стали ультраправые силы вроде «Религиозного сионизма» и «Объединённого иудаизма Торы».
Во-вторых, отведя угрозу ареста, но понимая, что это временное спасение, Нетаньяху инициировал судебную реформу. Её главной мишенью стал Верховный суд, занявший твёрдую позицию в расследовании преступлений премьера. Нетаньяху не остановили самые массовые в истории Израиля протесты, собирающие сотни тысяч участников. В июле коалиция большинства в парламенте протолкнула первый пакет изменений. Они лишают Верховный суд возможности контроля за решениями правительства. Следующими шагами будет урезание полномочий органа в отношении парламентских законопроектов и постановлений центризбиркома. Например, в 2019 году Верховный суд восстановил регистрацию кандидата-коммуниста Офира Кассифа, дисквалифицированного за «оправдание терроризма». Но, пожалуй, самым важным для премьера пунктом должно стать получение им права контролировать отбор судей.
Конечным результатом реформы должно стать отведение от Нетаньяху угрозы заключения и закрепление правого лагеря у власти на многие годы. Такая перспектива, разумеется, устраивает не всех. Лидер ведущей оппозиционной партии «Еш Атид» Яир Лапид заявил, что одобрение законопроекта — «это не победа правительственной коалиции, а поражение израильской демократии». О несогласии с курсом Нетаньяху заявляют такие видные представители политической элиты, как президент Ицхак Герцог, министр обороны Йоав Галант и директор службы внешней разведки «Моссад» Давид Барнеа.
Важным отличием нынешних событий от прежних политических кризисов является, как уже было сказано, массовое участие «улицы». Каждую субботу по всей стране проходят массовые демонстрации, заканчивающиеся ожесточёнными столкновениями с полицией. К этому нужно добавить забастовки и, что уж совсем в диковинку для Израиля, протест резервистов. Более 10 тыс. человек отказались являться на военную службу.
Масштаб недовольства иллюстрируют опросы. Почти две трети граждан называют действия правительства разрушительными, даже среди избирателей «Ликуда» таковых больше 40 процентов. Более того, свыше половины израильтян опасаются начала гражданской войны. О вероятности такого сценария заявляют многие публичные персоны, например, экс-премьер Эхуд Ольмерт.
Как бы ни была широка база протестов, их организаторы заранее обрекают выступления на провал. Причина в том, что оппозиция и большинство общественных движений целенаправленно дистанцируются от проблемы апартеида и оккупации палестинских территорий. Это не только отрезало от демонстраций арабов, составляющих 20 с лишним процентов населения, но и ввело движение в рамки, которые не позволяют развернуть по-настоящему действенную борьбу за демократию. Между тем связь этих двух тем самая прямая, что ясно показал ещё В.И. Ленин. На вопрос: «Может ли быть свободен народ, угнетающий другие народы?» — он давал чёткий ответ: «Нет». Поддержка несправедливости в отношении палестинцев и граждан Израиля арабского происхождения лишь удобряет ту почву, на которой произрастают авторитарные домогательства Нетаньяху и его сообщников.
В некотором роде это понимает и премьер, а потому усиливает террор, чтобы, во-первых, повязать оппонентов кровью, а во-вторых, спровоцировать ответное насилие и отвлечь внимание населения от судебной реформы. Действия властей на Западном берегу реки Иордан приобрели характер целенаправленной бойни. Если за весь прошлый год там были убиты, по данным ООН, 150 мирных жителей, то с начала нынешнего число жертв приблизилось к 200.
Наиболее зловещая ситуация сложилась в Дженине, где силовики провели уже пять спецопераций под предлогом «демонтажа инфраструктуры радикальных группировок». Во время последней из них применялись сотни единиц бронетехники и боевая авиация. Район, где проживают десятки тысяч человек, был обесточен и отрезан от водоснабжения, долгое время сюда не пропускали машины «скорой помощи». В результате погибли 13 палестинцев, в том числе пять детей, свыше сотни получили ранения. Разрушены десятки домов и объектов социальной инфраструктуры, более 4 тыс. жителей стали беженцами. В ООН заявили, что действия Израиля имеют признаки военных преступлений, но власти уверены в своей безнаказанности. Символом этого стало оправдание судом полицейского, застрелившего палестинца с аутизмом. Сначала преступник обвинялся в «непреднамеренном убийстве по неосторожности», но в конце концов его действия объяснили «чувством неуверенности в условиях высокой интенсивности боевых действий».
Жители Палестины массово изгоняются со своей земли. Например, 500 обитателей деревни Рас-Джраба должны покинуть жилища до марта. Но и этого властям показалось мало: людей обязали разрушить собственные дома и оплатить судебные издержки. В то же время с начала года одобрено рекордное число новых единиц жилья в еврейских поселениях на Западном берегу — 13 тыс. Евреям разрешено вернуться в населённые пункты, ликвидированные по плану размежевания в начале 2000-х годов. Этому способствует наделение полнотой власти на Западном берегу лидера «Религиозного сионизма» Бецалеля Смотрича — того самого, что называл палестинцев «фиктивным народом» и требовал полного изгнания арабов.
Другим чиновником, исповедующим расистские взгляды, является министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир. Вопреки договорённостям, запрещающим евреям молиться на Храмовой горе в Иерусалиме, он призывает установить полный контроль Израиля над исламскими святынями и трижды возглавлял вторжения туда иудейских фанатиков. Каждый раз это приводит к жестокому разгону верующих-мусульман. Бен-Гвир добивается создания полностью подчинённой ему национальной гвардии. Нет никаких сомнений, что новая структура затмит по изуверству имеющиеся силовые органы, хотя последние, казалось, находятся вне конкуренции. Так, генеральный инспектор полиции Яаков Шабтай заявил, что «убивать — это природа, ментальность арабов». Коммунисты в ответ напомнили, что большинство жертв составляют палестинцы, и если уж кто-то обладает прирождённой жестокостью, так это расистский израильский истеблишмент.
Инициативы крайне правых этим не исчерпываются. В парламенте находятся законопроекты, предусматривающие тюремный срок за демонстрацию палестинского флага, лишение бюджетного финансирования организаций — например университетов, — заподозренных в симпатиях к палестинскому освободительному движению. С этой же целью спецслужбу ШАБАК предлагается наделить правом слежки за учителями — вплоть до рекомендаций увольнения «неблагонадёжных кадров».
Ряд дискриминационных мер уже принят. Расширены полномочия так называемых приёмных комиссий, рассматривающих заявки на покупку и аренду жилья. Они могут отклонять кандидатов, «неподходящих для социальной и культурной структуры сообщества». Под таковыми подразумеваются, прежде всего, арабы. За документ проголосовало подавляющее большинство депутатов, в том числе от оппозиции. Исключением стали коммунисты, представители арабских партий и два парламентария от левоцентристской «Аводы».
Но даже это меньшинство подвергается травле. Стоило главе левой коалиции ХАДАШ Айману Уде привлечь внимание к расправам в Дженине, подчеркнув, что сопротивление палестинцев является ответом на оккупацию, как его силой оттащили от микрофона и завели дело за «поддержку терроризма».
Ряд комментаторов поспешили объявить, что между США и Израилем наступило охлаждение. Поводом стали критические высказывания Джо Байдена в отношении судебной реформы. Глава Белого дома призвал Нетаньяху не торопиться, чтобы не подрывать общественное единство. А в интервью телеканалу Си-Эн-Эн Байден назвал израильский кабинет «самым экстремистским со времён Голды Меир». В Тель-Авиве это вызвало довольно резкую реакцию. Так, Бен-Гвир с пафосом заявил, что Израиль «больше не звезда на американском флаге».
Глубину размолвки не стоит переоценивать. Вашингтону, конечно же, нет дела до нарушения демократии или судьбы палестинцев. Однако его беспокоит то, что нестабильность и «палестинский вопрос» осложнят ближневосточную стратегию США. Согласно многочисленным утечкам, целью администрации Байдена является создание регионального военно-политического блока, ключевые роли в котором будут играть Саудовская Аравия и Израиль. Но для этого нужна формальная (фактическая уже давно произошла) нормализация отношений Эр-Рияда и Тель-Авива.
Руководство монархии выдвинуло условия, среди которых беспрепятственная поставка американского оружия, гарантии безопасности и помощь в создании ядерного реактора «для гражданских целей» с обогащением урана внутри Саудовской Аравии. А чтобы избежать критики в предательстве «палестинского дела», королевские власти требуют от Израиля смягчения насилия.
В Тель-Авиве, с одной стороны, отвергают возможность уступок, «подрывающих безопасность», но с другой — благоволят идее регионального партнёрства, направленного, в первую очередь, против Ирана. По словам главы МИД Эли Коэна, Израиль очень близок к нормализации отношений с Эр-Риядом, а палестинский вопрос «не является препятствием на пути к миру». Признаками грядущего сближения стали одобрение въезда израильской делегации на заседание ЮНЕСКО, которое пройдёт в монархии, а также обнародованный Нетаньяху проект трансграничной железной дороги.
Без малейших пауз продолжается американо-израильское военное сотрудничество. В июле страны провели учения ВВС Juniper Oak, в ходе которых были отработаны авиаудары по стратегическим целям на дальнем расстоянии, а в августе ВМС Израиля совместно с американским Пятым флотом организовали манёвры Juniper Spartan с инсценировкой захвата вражеских судов. В обоих случаях под врагом подразумевался Тегеран, тем более что давление на него резко усилилось. Вашингтон дополнительно перебросил в регион два десантных корабля и эсминец, боевые самолёты F-16 и F-35 и 3 тыс. военнослужащих. В свою очередь Израиль отправил Вашингтону запрос на поставку 25 F-35, чтобы довести парк истребителей-бомбардировщиков до 75 единиц. «Не будет никакого сокращения или прекращения военной помощи, — заверил в ответ госдепартамент США. — Наша приверженность Израилю и его безопасности нерушима».
Позорным свидетельством истинного отношения американских элит к правам человека стала резолюция, принятая палатой представителей США по случаю визита Ицхака Герцога. Израиль, утверждается в ней, «не является расистским государством или государством апартеида». Документ одобрило рекордное число конгрессменов — 412. Против были всего девять человек из числа «прогрессивной группы» Демократической партии — Александрия Окасио-Кортес, Рашида Тлаиб, Ильхан Омар и ряд других. Протестуя против преступлений Израиля, они покинули зал заседаний во время выступления Герцога. Но в целом позиция Запада даёт Израилю полный карт-бланш на беззакония.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»