Бережём ли родное?
Хочу и я сказать слово в большом разговоре о нынешнем состоянии нашей песни, который очень правильно и своевременно начала на своих страницах «Правда». Действительно, это назрело и наболело! А у крымчан, которых я представляю, тут есть и свои специфические проблемы. В общем, положение требует от руководства российской культуры серьёзных, основательно продуманных мер в данном направлении.
Блуждая по земному шару в поисках иных радиоголосов (есть такой в интернете путеводитель Radio Garden), я сделал несколько открытий.
Эфир мира густо насыщен музыкой, но, увы, классическая практически отсутствует на всех континентах. Зато подавляющее большинство территорий отдают предпочтение своим — фольклору и языку. Вся Азия слушает характерные восточные напевы. У Японии, Китая, Индии — свои интонации и ритмы. Голоса этих стран спутать с другими невозможно. Мусульмане всех стран поют похожие мелодии, но тоже свои. Англосаксонских вкраплений там нет.
Африка насыщена радиоисточниками интенсивно, не в пример нашей Сибири, где от Урала до Тихого океана и пары десятков точек не наберётся.
Конечно, очень густой насыщенностью отличается Европа. Пожалуй, не менее, чем США. На третьем, я бы сказал, месте — Южная Америка.
При этом, повторюсь, как правило, всюду в названных выше пределах звучит соответствующая песенная мелодика и, как правило, тексты на местном языке.
Кроме…
По всей территории России широко гуляет англосаксонская «культура», так называемый альтернативный хип-хоп! Правда, в пределах Украины это ещё интенсивнее.
И что же получается? Турки поют по-турецки, греки по-гречески. В Италии, Испании, Франции, Германии преимущественно тоже всё своё… А у нас и по соседству с нами? Украина, а также Прибалтика великий, могучий русский язык и всю славянскую традицию отвергают начисто.
Разумеется, причина не только в обидах на СССР, но и в амбициях, которые старательно подогреваются здесь западными политическими силами.
Лариса Баранова-Гонченко, опубликовавшая статью «Прокати нас, Андрюша, на тракторе» («Правда», №105 за 2021 год), верно подметила: Украина не подарила Крыму ни одной своей песни. Правда, мы, крымчане, ответили тем же.
Те шестьдесят лет для меня и моего поколения — это целая жизнь. Большая часть моих ровесников не дожили до возвращения Крыма в Россию. А хотелось. Очень.
Человеческая, особенно детская, душа всё знает наперёд. У неё всё про всё записано на листах нетленных. Время от времени натыкаюсь на эти разрозненные страницы. Я знаю, она мне подбрасывает их. Читай, мол, сверяйся. Всё ли ты сделал, что тебе полагается?
По праздникам или когда приезжали гости в нашем тесном доме накрывали стол, и посреди беседы, полной для меня нового, вдруг занималась песня — сначала одна, потом другая и третья... Все я знал наизусть. Это были песни донских и кубанских казаков, замечательные русские советские песни. И моя родня, все коренные крымчане, пела их. Две бабушки — по очереди, каждая свою, и застолье им подпевало...
Общительный характер способствовал тому, что дверь моего дома всегда была открыта и для друзей, и для всех добрых людей. Собираясь, мы и потом пробовали петь, но соседи этого не одобряли, а петь вполголоса наши песни невозможно, потому устремления эти постепенно угасли.
Русская, советская песня, вытесняемая эстрадной «пугачёвщиной», обиженно ушла в тень.
Но были сопротивленцы. По крымским городам и весям долгое время после переподчинения Крыма Киеву в клубах и Домах культуры возникали самодеятельные хоры и ансамбли, где народная, фольклорная песня свободно конкурировала с чуждой русскому характеру музыкой. Приходили сюда и лучшие из советских песен.
Особенно отличался в этом отношении Бахчисарайский район. Тот самый, где в конце 1980-х — начале 1990-х в массовом порядке стали расселяться возвратившиеся бывшие депортированные — нынче их переименовали в реабилитированных — крымские татары.
Чудны дела твои, Господи! Иначе и не скажешь. Пел и по сей день поёт в городе Бахчисарае женский народный хор «Русская песня»! Репетирует коллектив где придётся. То в библиотеке, то в городской больнице. Но — репетирует и поёт! «Русская песня» живёт вот уже скоро пятьдесят лет. Побеждает на фестивалях местного значения. В Россию же её (по традиции?) «не пущают»…
Приведу отрывок из безответного своего письма президенту РФ:
«Вы как-то обмолвились, что Крым своим поступком консолидировал Россию. Судя по тому, как Москва питает полуостров в духовном плане, с этим тезисом мало кто из нас может согласиться.
Для русских крымчан судьба складывалась по-разному. Одни становились миллионерами, другие голодали. Я поминаю тех, кто так и не увидел победы, ради которой они страдали и жизнь свою отдали. Не те, кто бегал в Киев за ярлыками благополучия, а те, что по миллиметру пробивали наш путь на Север, чтобы та культура, та сохранённая ими изящная словесность могла пополнить духовную казну великой России.
Чем же теперь отвечает нам наше Отечество?
Крым — непочатая бочка старого вина урожая 1954 года. За эти 60 лет оно прокисло от времени и прогоркло от слёз. Но за эти десятилетия родилось и выросло несколько поколений художников. Написана до сих пор неведомая российскому читателю литература. Неведомая Москве, потому что ещё в советское время была сталкиваема в украинские (по месту жительства) издательства, где полуостровитян демонстративно игнорировали, поскольку они якобы несли опасность для «титульной культуры».
То же самое происходит нынче и с российской духовностью. Она заперта прозападной блокадой, как некогда Крым Перекопским валом. И сделано это не только для того, чтобы и к нам пришёл суррогатный рэп, а шире — чтобы заглушить и затем искоренить народный дух из российской почвы, а место это посыпать солью…»
Моя тема сейчас — песни. А какие песни на слуху сегодня в России? Что звучит с телеэкранов и по радио, долетая от Москвы до нашего Крыма? Зачастую можно сказать об этом одним словом: чудовищно! Отсутствие в нынешней России этических фильтров, разнузданность и вседозволенность социальных медиа породили уродливое поколение исполнителей типа Моргенштерна.
Да, ныне в российской столице и других ведущих городах нашей страны аморальные, странные, по сути — неполноценные в личностном плане существа собирают миллионные аудитории подростков, богатеют и процветают на почве бескультурья и невежества. Деградация вовсю началась ещё в 1990-е. Именно тогда появилась тенденция культивирования пошлости, глупости, вплоть до полного истребления эстетического вкуса. А за последнее десятилетие наблюдается планомерное уничтожение школ искусств и музыкальных школ, то есть ещё остававшихся островков знаний о настоящей музыке, композиторах, народном искусстве, фольклоре.
Финансирование государственных культурных учебных заведений сокращается. Сюда приходят работать энтузиасты, последние из могикан, способные передать духовность детям. Однако слушать классическую музыку или народные, а тем более советские песни стало «немодно», как, впрочем, неактуально читать книги и играть в шахматы. Массмедиа делают ставку на развлечения, и рейтинг передач решает всё. Но надо же понять, что стремительная деградация общества, которая поощряется телеканалами и радиостанциями, будет иметь (и уже имеет!) самые плачевные последствия. Вырастает поколение «слепоглухонемых» в духовном плане людей, абсолютно бесчувственных и интеллектуально элементарных. Эпоха неосредневековья грядёт? Так будет ли в ней место подлинному искусству?
Крым долго ждал. Научился терпению. И пока он, можно сказать, довольно великодушно взирает на то, как антинародная московская конъюнктура кинулась объедать незрелые плоды Крымской весны. Они ведь не знают, что бывает с теми, кто ест немытый и зелёный виноград. А я, когда думаю о происходящем с нашей песней и культурой в целом, всерьёз беспокоюсь не за конъюнктурщиков, а за народ.
Но вернёмся к стартовому тезису этих заметок — к интернету. Ругаемся мы в его адрес поделом. Но даже в этом на первый взгляд деструктивном явлении есть немало полезного и поучительного. Именно в его запутанных и порой гнилых, даже смертельных сетях живёт вместе с тем удивительный мир гуманистического понимания высших смыслов человеческого общежития.
Молодая очаровательная японка, обладающая сильным и красивым голосом, поёт русские и советские песни. Да как поёт! Её зовут Нацуки. Это она перепела Пугачёву. Такое мнение высказывают тысячи пользователей, и не только россиян. Она лучше поёт знаменитый пугачёвский хит «Миллион алых роз». Прекрасно исполняет песню Шевчука «Что такое осень» и многое из того, что пела Анна Герман. Великолепная пахмутовская «Надежда» и целый ряд других произведений советского периода вошли в репертуар девушки из Нагасаки.
А вот ещё одна песня, русская душой: «Из-за острова на стрежень...» Её запустила на глобальную орбиту австралийская группа «The Seekers» ещё в 1965 году, и она тоже стала настоящим хитом, визитной карточкой этой группы — музыканты обычно заканчивали ею все свои концерты. Сингл с этой песней продавался в Великобритании по 93000 экземпляров в день! И до сих пор занимает 30-е место в списке самых продаваемых всех времён в Великобритании.
Многие называют эту старинную песню народной. Однако у неё есть автор — Дмитрий Садовников, поэт, собиратель русского фольклора, этнограф. Его стихи, написанные в 1883 году, так всем пришлись по душе, что ушли в народ и превратились в знаменитую раздольную песню. Одним из самых ярких её исполнителей был Фёдор Шаляпин.
По-моему, многие иностранцы поют русские и советские песни чаще, нежели наши «звёзды»! Есть о чём задуматься?
Славянский мелодизм покоряет сердца людей, далеко живущих от границ России. Шведский хор поёт «Коня». Вальс «Амурские волны» на русском языке исполняет хор студентов Хэнаньского педагогического университета в Китае. А как ярко и величаво звучит в исполнении северокорейского хора военнослужащих наша славная «Смуглянка»!
И вот так многое-многое родное слышу я не у себя дома, а издалека. Похоже, иностранцы однажды свергнут с подмостков российской традиции засилье банальных, надоевших всем киркоровых-басковых, и мы вернёмся к нашим песням, русским и советским, сохранённым для нас китайцами…
Да, человечество любит и поёт наши песни по всей планете — от Норвегии до Австралии, от Бразилии до Японии. А это значит — я верю! — никакие поветрия, поражающие нашу культуру, не смогут всё-таки убить песни Советского Союза, лучшие песни России. Впрочем, от нас это очень зависит. От того, как мы будем беречь их, исполнять, не допускать забвения.
Валерий МИТРОХИН, литератор, заслуженный работник культуры Республики Крым
Источник: «Правда»