«Апробатор территорий». Выгонит ли новый министр культуры Боякова из МХАТа?

«Апробатор территорий». Выгонит ли новый министр культуры Боякова из МХАТа?

Не так давно телеканал «Россия» представил передачу Андрея Малахова, в которой искали ответа на вопрос: «Куда подевалась Татьяна Васильевна Доронина?» Доминантой разговора были несомненные заслуги Татьяны Васильевны, ее большой вклад в развитие традиционного русского театра. В кадрах присутствовали актеры Александр Михайлов, Олег Басилашвили, другие. Все тепло, с искренним уважением отзывались о коллеге. 

Однако под «завесой» справедливых комплиментов ведущий преследовал вполне конкретную цель. Татьяну Васильевну, по сути, уговаривали вернуться в театр. Причем в том декоративном качестве, которое было уготовано выдающемуся режиссеру после назначения худруком МХАТ имени М. Горького Эдуарда Владиславовича Боякова. Почему, за какие заслуги Бояков, не имеющий даже театрального образования, был удостоен столь высокой должности? Об этом и следовало говорить в первую очередь, если уж по-честному. Но по-честному разговора не получилось. Заказчики «постановки» с «режиссером» Малаховым исключили такую возможность.

Итак, кто же он, Эдуард Бояков? Некоторое время работал в команде небезызвестного галериста-русофоба Марата Гельмана в Перми. Команда за государственный счет пыталась превратить этот город в «европейскую столицу». Правда, под давлением общественного мнения эксперимент был прекращен. Затем Бояков руководил Воронежской государственной академией искусств, откуда уволился со скандалом. Любопытно и многоговорящее его высказывание на сайте «Гей. ру». Оно воспроизведено в статье Лидии Сычевой «Гей, культура!..» в газете «Слово» (№22, 2019): «Культура должна выполнять функции постановщика смыслов, идей, проектов, сценариев, планов, апробаций. Чтобы вопрос однополых браков обсуждался в парламенте (как это происходит в Европе), его нужно поднять на территории фильмов, спектаклей и книг».

Из публикации следует: под руководством Боякова в Воронеже группой российских и зарубежных экспертов был разработан доклад «Воронежский пульс». Обоснование, цели, задачи документа опирались на интеллект-поддержку Сороса. «Смысловые идеи «культурного управления», разработанные в Фонде для «колониальных территорий, – пишет Лидия Сычева, – посредством грантов и семинаров «вживлялись» в среду «креативного класса». Далее обученные в нужном духе кадры действовали самостоятельно под видом «генераторов и проводников культурных стратегий», «организаторов семинаров, тренингов и «дискуссий», специалистов по «мониторингу инновационных подходов в сфере культуры, культурной политики и творческих индустрий».
Отзывы (взяты в сокращении из интернета) деятельности Боякова на поприще культуры в Воронеже самые негативные. 

Председатель комитета по культуре областной думы Александр Латушко: «Проекты Боякова не имели под собой никакой реальной почвы, они были рождены не от необходимости, а от собственного пиарного хода…»

Депутат гордумы Галина Кудрявцева: «Всякая эпидемия должна когда-нибудь заканчиваться – оспа, холера, чума, все они имеют свой предел, иначе человечество вымерло бы! Теперь воронежской культуре предстоит пройти курс оздоровления». 

Депутат гордумы Андрей Померанцев: «Кроме вреда, Бояков больше ничего не принес Воронежской земле. Он начал с того, что убрал музу с ворот академии искусств, а затем планомерно внедрял чуждые нам ценности и тенденции. Куда мы, в «гейропу», что ли, стремимся?» 

Главный редактор «Культура ВРН» Екатерина Данилова: «Желаю Эдуарду Владиславовичу удачно найти себе место в жизни, но подальше от Воронежа, чтобы его пути и воронежской культуры больше не пересекались».

На этом фоне странное впечатление производили попытки представить Боякова на телеканале «Спас» и в ряде газет отнюдь не либерального толка патриотом-традиционалистом, коим он, судя по его взрослой биографии, никогда не был. 

В начале ноября 2019 года в этом театре был показан спектакль по роману Владимира Сорокина «Норма». На сцене в прямом смысле было показано изнасилование «родной земли». Затем, как пишет «Слово», герои перешли к главному «номеру» – поеданию той самой «нормы», т.е. фекалий.  «– Откуда получаете? – Детский сад. – Оно и видно. Вон какая светленькая…» И это культпаскудство (иначе назвать трудно) вершится под боком у власти!

А что же непосредственно в театре? Вот как оценил обстановку в нем после отстранения от дел Татьяны Васильевны Дорониной хорошо знающий театральную среду писатель Юрий Поляков: 

«Для меня и для всех изменение статуса Татьяны Васильевны Дорониной, великой актрисы, создательницы и хранительницы МХАТ им. М. Горького, было как гром среди ясного неба. А приход в театр команды Эдуарда Боякова стал еще большей неожиданностью: ведь в общественном сознании он олицетворял до последнего времени как раз альтернативную ветвь отечественного театра. Достаточно вспомнить опыт его работы в «Практике»… Но Бояков стремительно, буквально на глазах стал православным патриотом… И никому в голову не приходило, что сыграв 25 января 2019 года в Татьянин день Вассу при переполненном зале, Доронина больше не переступит порог своего храма, порвет всякие отношения с «варягами»… 

Разумеется, видя происходящее, ведущие актеры театра не могли не восстать против «курса» Боякова. Приведу строки из их недавнего письма президенту Владимиру Путину:

«В результате годового правления Э. Боякова и его команды почти уничтожен русский классический реалистический театр… 25 спектаклей уже уничтожено, а это постановки драматургии Горького, Островского, Достоевского, Симонова, которые заменены на низкопробную «новую драму»… Высокий уровень литературы, основополагающий для Художественного театра со дня основания, последовательно подменяется убожеством «новой драмы», что ведет к уничтожению театра – хранителя русского СЛОВА! 

Бояков насаждает вопиющее отношение к коллективу театра. Уволены более 90 сотрудников из 315 членов коллектива. Новым руководством приведено в МХАТ им. М. Горького более 150 новых сотрудников, штат раздут до 400 человек… 

В настоящее время идет осуществление нового проекта Боякова «открытые сцены». Это 14 площадок по всей территории театра: в буфете, фойе, в переходах проводятся лекции, занятия йогой, танцы, всевозможные кружки, например, инструктаж по сортировке мусора… Театр превращен в проходной двор. На эти «открытые сцены» обещано около 150 миллионов бюджетных денег. Посещаемость этих сцен, как правило, 2–3 человека.

Вопиющим явлением стало якобы восстановление спектакля «Синяя птица», поставленного К.С. Станиславским в 1908 году и с тех пор бережно охраняемого всеми поколениями мхатовских артистов. Бояков за режиссуру «восстановления» получил 600 000 рублей, при этом не постеснялся в афише рядом с именем Станиславского поставить – Бояков.

Главное направление пропагандистской работы нового руководства – ложь.

Постоянные заявления в прессе о сохранении традиций – ложь, о сохранности репертуара – ложь, заявление об уважении и сохранении коллектива – ложь. Вопиющая ложь об уважительном и доброжелательном отношении к президенту МХАТ им. М. Горького Т.В. Дорониной – также… Он не прекращал своей борьбы с русским классическим театром, ведущейся давно и продолженной теперь на территории МХАТ им. М. Горького».

Артисты театра обратились в суд, записали также видеообращение к новому министру культуры Ольге Любимовой… Понимаю их, сочувствую им. Сам в свое время после длительной травли был отлучен либерастами от должности руководителя областной газеты «Тверская жизнь» («Калининская правда»), которой отдал 12 лет, спасал ее от закрытия в 90-е. Тогда немало было писем читателей в мою защиту. И даже комитет Госдумы по СМИ поддержал. Но – тщетно. И что? Либеральные приспособленцы вместе с кураторами-либералами довели старейшую, с достойными традициями, газету до ликвидации. Сейчас вместо нее в Твери выходит мелкотравчатый глянцевый журнальчик под названием «Тверьлайф». Думается, и Юрий Поляков в какой-то степени разделил судьбу Т.В. Дорониной, будучи отстраненным от должности главного редактора «Литературной газеты», которая с его уходом скатилась на либеральные позиции и потеряла частично восстановленный при Полякове авторитет. Много нас, изгнанных высокими покровителями «апробаторов территорий» и отправленных во внутреннюю эмиграцию в своей родной стране. 

Случайности в этом никакой. Наоборот, речь надо вести о системе, закономерности. России навязан глобалистский курс (тренд): в экономике, культуре, образовании, других сферах. Отказываться от него российская власть (хотя Владимир Путин обнадеживающе заявил, что либерализм вошел в противоречие с интересами абсолютного большинства населения), похоже, не намерена. А значит, «бояковщина», хочет того новый министр культуры или нет (не она определяет тренд), везде, где только можно, будет продолжена. МХАТу как выразителю высоких художественных русских национальных традиций глобалистами-русофобами вынесен уничтожительный приговор. И он методично приводится в исполнение. Видимо, для того Эдуард Бояков и поставлен у руля знаменитого (пока) театра. 

Чувствуя уязвимость, «апробаторы территорий», как и следовало предположить, пускают «дымовые завесы», ловчат, переделываются из либералов в традиционалистов-патриотов, правдолюбцев, бегают на телеканал «Спас», но суть задачи, которые они выполняют, от этого не меняется. Поневоле вспомнишь слова Антона Павловича Чехова (из письма заведующему больницей Московского губернского земства в Солнечногорске Ивану Ивановичу Орлову): «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр». Уместно тут вспомнить также статью М. Горького (имя его пока еще носит театр) «С кем вы, «мастера культуры»?». Действительно, с кем? С поборниками высоких русских художественных традиций и смыслов, с народом или с теми, кто стремится «к делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их жизни»? Впрочем, как отмечал М. Горький, «талант «красивой лжи», основной их талант, уже не может, не в силах прикрывать грязный цинизм буржуазной действительности».

На мой взгляд, весьма странную позицию занимает во всей этой истории Союз театральных деятелей Российской Федерации, его происходящее во МХАТе им. М. Горького словно бы не волнует (не потому ли послушного Калягина включили в рабочую группу по поправкам в Конституцию РФ?). И «Бесогон» во главе с воспитанником мичмана Криворучко, проницательным Никитой Михалковым, если не ошибаюсь, затронул эту тему лишь вскользь. Казалось бы, вот они, либеральные бесы, корежащие традиционную русскую культуру, налицо, перед нами. Изгоняйте их, Никита Сергеевич, со всей силой своего таланта! Но, увы, приходится осторожничать.

Конечно, не по душе мне на такой скептической ноте заканчивать свои размышления, но приходится. Хотя помечтать иногда не вредно. Вдруг наберется решительности Ольга Борисовна Любимова и, получив дозволение сверху, с треском выгонит «апробаторов территорий» из русских театров и других учреждений культуры? По-моему, патриотическая общественность (не только театральная) и патриотические СМИ (хороший пример подает газета «Слово») окажут ей в этом активнейшую поддержку. 

Валерий КИРИЛЛОВ, писатель, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии «Слово к народу», г. Андреаполь, Тверская обл.

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024