Антонина Коптяева: «Если ты можешь что-то дать людям — отдай»

Антонина Коптяева: «Если ты можешь что-то дать людям — отдай»

Так символически совпало, что в день 102-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции мы отмечали и 110-летие со дня рождения А.Д. Коптяевой — замечательной русской советской писательницы, общественного деятеля, лауреата Сталинской премии, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов и «Знак Почёта».

ЕЙ БЫЛО уготовано прожить большую жизнь. Практически весь ХХ век пролетел на её глазах за 82 года, отмеренных ей судьбой. А сколько всего было пережито, познано, осмыслено, прочувствовано! О многом из того, что выпало на её долю, она рассказала в своих книгах, особенно в ряде проникновенных очерков, в которых писала о времени, о себе, о творчестве, о поездках по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу, Прибалтике, о коренных народах и тружениках, населяющих эти края, об их истории и культуре. При этом всё то, о чём она поведала на страницах этих произведений, было неизменно пропущено через пылкое, любящее и сопереживающее сердце — сердце неравнодушной женщины, писателя, патриота земли русской…

Детство будущей писательницы на дальнем и глухом прииске Южный Зейского района Амурской области было тяжёлым и голодным. Отца убили китайцы-хунхузы, или, проще говоря, бандиты, промышлявшие в тех местах грабежами и разбоями, и матери пришлось одной воспитывать троих детей, работая то на подёнщине на чужих огородах, то прачкой и стряпухой в артели землекопов, то поломойкой в конторе «Союззолото». Среди детей Антонина была старшей, а посему должна успевать помогать матери не только по дому, но и выходить вместе с ней на работу по найму.

О том, какими были годы её взросления, А.Д. Коптяева расскажет в очерке «Края родные»: «Мне всегда хотелось помочь матери. Нарубить дров, принести воды, вычистить хлев, натаскать хворосту из городского сада, набрать ягод, грибов. Каждую заработанную копейку несла ей. Правда, и она надрывалась, сводя концы с концами, но всегда старалась сварить нам хоть какую-нибудь похлёбку из овощей или травы, или галушки, заправленные постным маслом. <…> Вот и проживи с тремя детьми на руках! Чем накормить, как одеть? В зимнее время морозы сорок градусов — обычное дело, а в школу ходить ни пальтишка, ни валенок. Две зимы мне пришлось пропустить, хотя училась я отлично. Достаточно сказать, что моя «спортивная карьера», когда мне исполнилось тринадцать лет, сломалась из-за того, что не нашлось двух рублей для покупки майки, трусов и тапочек… Где же было справиться с более серьёзными нуждами? <…>

В 1926 году, опять же в поисках заработка, попросту куска хлеба, я ушла на Алданские прииски в Якутию. Оставила седьмой класс школы и отправилась в тайгу пешком за обозом по занесённому снегом зимнику, где летом ни пройти ни проехать».

Будучи человеком восприимчивым, впечатлительным, не лишённым фантазии и образного мышления, с молодых лет Антонина ощущала в себе потребность к творческой самореализации. Поначалу это были стихотворные опыты. Но они не отвечали её стремлению к более подробному отображению действительности. Не могли они в должной мере показать и те наблюдения за повседневностью и удивительными, такими разными и интересными людьми, старателями и умельцами, рабочими и интеллигентами из народа, встречавшимися ей тогда и покорявшими её своими дарованиями, житейскими мудростью и красой. Явно был необходим более широкий простор, и она его найдёт, обратившись к прозе.

Первую повесть А. Коптяева напишет в 1936 году на Колыме на чисто местном материале. Да и название она получит соответствующее — «Колымское золото». Основанием же к написанию повести послужит встреча с человеком необычайной судьбы хирургом Иваном Ивановичем Киселёвым, посвятившим себя служению людям, живущим в этом крае вечной мерзлоты. Впоследствии из впечатлений и воспоминаний от общения с этим подвижником у писательницы родится и замысел её, пожалуй, лучшего произведения — трилогии о докторе Аржанове.

Кстати, способность замечать людей неординарных, находить с ними общий язык и завязывать отношения сослужит писательнице добрую службу. Благодаря этому чутью и прозорливому глазу она найдёт характерные и запоминающиеся образы для своих книг, где-то собирательные, а порой и буквально под копирку списанные с конкретных личностей. В своих же художественно-публицистических очерках А. Коптяева будет рассказывать о реальных людях с подлинными именами, известных и неизвестных, но, без сомнения, заслуживающих писательского внимания.

Так, например, в вышеупомянутом очерке «Края родные», написанном под впечатлением от всего увиденного в поездке, осуществлённой в составе бригады «москвичей-литераторов» в 1965 году на Дальний Восток, Антонина Дмитриевна рассказывает о знатной женщине-рыбачке из системы сейнерного флота Сахалинрыбпрома, Герое Социалистического Труда Александре Степановне Хан. Эта корейская труженица из сахалинского Холмска, о которой писательница пишет с искренним восхищением, была инициатором создания в конце 1940-х годов рыболовецкой бригады из числа корейцев. За двенадцать лет возглавляемая ею бригада выловила 90 тысяч центнеров рыбы — эшелон в пять вагонов. В очерке она предстаёт перед нами уже зрелой, авторитетной рыбачкой, коммунистом-руководителем, отмеченным самыми высокими наградами Родины. Пусть и не подробно, но рассказывает А. Коптяева и о её жизни, заслуживающей написания отдельной книги.

Вообще же за более чем полувековой период творчества Антонине Дмитриевне повстречалось немало известных, имевших славу, порой даже всесоюзную, людей. И она умела с ними общаться и поддерживать отношения, при этом ни перед кем не заискивая и не преследуя личных интересов. Да и, собственно, интерес у неё был один: сугубо творческий, писательский — увидеть и познать те явления, события, факты, познакомиться и узнать тех людей, о которых можно будет написать. Этим интересом она с тех молодых лет, когда впервые мысленно созрела и взялась за перо, и жила, он и был смыслом её существования.

С КОНЦА 1930-х годов Антонина Коптяева начинает работать над романом «Фарт» — о жизни золотых приисков Сибири того времени. В основу книги лягут ранее написанные «Были Алдана», сборник рассказов-воспоминаний приискателей-алданцев.

Этот роман писательница посвятит становлению характера советского человека в процессе развития новых форм коллективного труда, таких как ударничество и Стахановское движение. Главные герои романа — молодой старатель прииска Егор Нестеров и опытный, многое повидавший за более чем 30 лет труда старатель Афанасий Рыжков, на фоне тяжёлого быта и пережитков старого времени, с их пьянством, спекуляцией, низменными страстями, мещанством, грабежами и даже убийствами, на которые способны такие деградировавшие, но не оставляющие мысли поквитаться с Советской властью типы, как убийца собственной жены Забродин, китаец-барышник Санька Степаноза и заведующий горными работами, вор и стяжатель Потатуев, всё же тянутся к новому и приходят к неизбежному выводу о преимуществе крупных шахт и открытых разработок, позволяющих использовать новую технику и прогрессивные методы добычи извлекаемого ими из щедрой земли золота.

И в осознание этого понимания, пришедшего к ним, в том числе и благодаря воспитательной и разъяснительной работе настоящих, убеждённых коммунистов — секретаря партийной организации прииска Мирона Черепанова и председателя приискома (профкома) Сергея Ли, Коптяева и вкладывает расшифровку часто употребляемого персонажами романа слова «фарт»: богатство страны заключается в духовном богатстве каждого человека-труженика, в росте его сознательности, идейности, заинтересованности в полноценном личностном развитии, направленном на решение уже далеко не собственных, а государственных задач и интересов.

Как бы подводя итог долгим размышлениям, горный мастер и бывший старатель Афанасий Рыжков, выступая на собрании, чётко заявляет: «… Товарищи! Я ведь старатель… тридцать лет с гаком старался. Всё искал фарта. <…> до того (установления Советской власти. — Р.С.) к нам припеклось звание хищников. Но понимать надо, что хищничали мы от нужды. Ежели я находил в старое время золото, то какой мне интерес был сообщать об этом хозяину? Покуда я ищу, он не препятствует, только следит исподтишка, а почует добычу — сразу налетит со стражниками, с урядником… Золото отберут и вытурят, да ещё плетей вложат. <…>

Я теперь, товарищи, грамотный стал <…>. Ещё скажу, что норму наша бригада выполняет на сто сорок процентов. Уравниловку уничтожили. До сих пор считалось: раз артель — значит, всё поровну, а от этого был вред. Только лодырей плодили. Теперь у нас каждый получает за фактический труд и стремится работать получше. Жизнью своей я довольный… шибко довольный. Потому считаю, что фарт свой нашёл. Спасибо за это Советской власти».

В какой-то мере тему формирования сознательности трудового человека из той же среды золотоискателей, а также геологоразведчиков, горных инженеров, трудящихся добычных предприятий и интеллигенции, работающей в приисковой местности, писательница попытается развить и во втором своём романе «Товарищ Анна», над которым она работала с 1941 по 1945 год. Хотя всё же это роман социально-психологический, и на первом плане в нём выступает семейно-психологическая коллизия. Рассказывая о директоре рудника Анне Сергеевне Лаврентьевой, о её муже — главном геологе этого же предприятия Андрее Никитиче Подосёнове, о враче Валентине Ивановне Саенко, нечаянно ворвавшейся в их жизнь, — людях достаточно молодых, но уже состоявшихся, со своими пристрастиями и непростым духовным миром, Коптяева попыталась высветить не только проблему соотношения личных и общественных начал в жизни советского общества середины 1930-х годов, но и чисто интимную, наиболее чувствительную и эмоциональную сторону человеческой жизни.

Пройдя через душевные испытания, вызванные конфликтом с мужем, носившим чисто производственный характер, и столкнувшись с осознанием того, что существует возможность потерять любимого человека, разрушив тем самым их семью, Анна находит выход из создавшейся ситуации и подбирает ключ к пониманию не только своих переживаний, но и тревог и болей супруга. В результате они смогут сохранить своё счастье, а вместе с ним и человеческое достоинство и порядочность. В этом и состоит фокус романа: необходимо учиться владеть своими чувствами, не выпячивая их и не покушаясь на чужое счастье, за счёт которого, как известно, собственного не построишь.

Работая над романом «Фарт», А. Коптяева остро столкнётся с пониманием того, что ей реально не хватает знаний, а, следовательно, существует необходимость в обучении и получении специального образования. Это осознание укрепится в ней особенно тогда, когда она весной 1939 года в Москве, куда её пригласят редакции двух журналов — «Октябрь» и «Красная новь», заинтересовавшиеся отправленным им романом, услышит слова главного редактора журнала «Октябрь», автора знаменитых «Брусков», прочитавшего её «Фарт» Ф.И. Панфёрова: «Вы талантливы, но вам надо учиться. Почему бы вам не поступить в Литературный институт?»

Эта знаменательная встреча с одним из самых популярных литераторов того времени, в буквальном смысле, перевернёт всю её дальнейшую сознательную и творческую жизнь.

МЫСЛЬ об учёбе и раньше одолевала Антонину Дмитриевну, поэтому слова Ф. Панфёрова только ускорили решение. И вот заветная мечта осуществилась: успешно пройден творческий конкурс, выдержаны экзамены, причём по истории и литературе — на «отлично». Тридцатилетняя женщина приходит в студенческую аудиторию и настойчиво, упорно начинает овладевать знаниями и оттачивать своё художественное мастерство. Роман «Товарищ Анна» станет её дипломной работой.

Поглощённая учебным процессом, писательница изредка будет бывать в редакции журнала «Октябрь». И редактор, относившийся к ней «дружески, заботливо», и чьё «тёплое внимание помогало преодолевать трудности, внушало веру в свои силы», однажды станет для неё не просто старшим товарищем и другом. Появится иное чувство, придёт «огромная, беспокойная любовь».

Годы совместной жизни с Фёдором Ивановичем Панфёровым стали для Антонины Дмитриевны самыми счастливыми и радостными. Они были во всех отношениях прекрасной парой: умели любить, ценить и поддерживать свои отношения. Злой рок разлучит А.Д. Коптяеву с Ф.И. Панфёровым в сентябре 1960 года, за десять дней до его шестьдесят четвёртого дня рождения. Тяжёлая болезнь окажется сильнее усилий лучших медицинских светил, и наступит час прощания — прощания навсегда. Душевный надлом, вызванный уходом в мир иной самого близкого и родного человека, будет уже непреодолим. Жизнь же продолжит идти своим чередом: бесконечные планы, поездки, встречи, новые задумки, сюжеты, одним словом — работа, как стержень и смысл присутствия на этой земле, не даст писательнице жить только воспоминаниями.

К НАПИСАНИЮ ТРИЛОГИИ о советских медиках, состоящей из романов «Иван Иванович», «Дружба», «Дерзание», А. Коптяева подошла не сразу, а лишь после того, как приобрела немалый багаж жизненных впечатлений, в котором оказались и многолетняя работа на Дальнем Севере, на приисках Колымы и на побережье Охотского моря, и испытания Великой Отечественной войны, и поездки в бессмертный Сталинград, и, конечно, приобретённый практический литературный опыт, помноженный на возраставшее с годами художественное мастерство. Потому-то обращение к этой теме и десятилетний труд не прошли напрасно: трилогия получилась в самом деле удачной, содержательной, заставляющей обращаться к далеко не праздным размышлениям.

Как и ранее, при написании романов трилогии писательница использовала большой документальный материал. У главного героя — хирурга Ивана Ивановича Аржанова были реальные прототипы: упомянутый уже Киселёв — «Доктор Иван», как называли его благодарные пациенты-якуты, нейрохирург Михаил Григорьевич Игнатов из Института им. Н.Н. Бурденко и другие врачи и профессора-медики. Образы женщин-героинь романа также были созданы на основе вполне конкретных наблюдений за знакомыми людьми. При этом автор не делала слепков с натуры, а только лишь обозначила, придав художественную обработку, типические характеры своих современников.

Для раскрытия сюжетной композиции трилогии, показа советской медицины и медицинской науки через судьбу Ивана Ивановича Аржанова — передового учёного, врача-практика, придерживавшегося правила: «ни одной жизни не отдавать без боя», самоотверженного труженика, убеждённого коммуниста, человека доброго, чуткого, сопереживающего боли своих пациентов, Коптяевой пришлось перелопатить и изучить горы специальной литературы и отстоять сотни часов рядом с хирургами у операционных столов, вникая в их филигранную работу. Оттого-то романы получились достоверными, и в своё время, когда, после их прочтения, проходили читательские встречи, разборы, обсуждения и конференции, в том числе и среди медицинских работников, никто не пытался заподозрить писателя в незнании излагаемого материала и невладении профессиональными особенностями из области медицины, в частности, общей хирургии и нейрохирургии. Никто не выдвигал и упрёков в скучности и затянутости описания самих операций, без которых в трилогии обойтись было невозможно.

Представляя на суд читателей многолетнюю созидательную деятельность доктора Аржанова, грамотно, новаторски, мужественно спасавшего и исцелявшего людей в Якутии, затем в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом и на других фронтах, а в послевоенное время и в московских клиниках, писательница смогла отобразить цельность характера, богатый духовный мир героя, наполненный тревогами, переживаниями и великой радостью от плодов своего труда. Удалось Коптяевой показать и чисто житейские тревоги Аржанова, его любовь и разрывы с первой и второй жёнами, не сумевшими до конца понять и поддержать любимого человека в деле всей жизни — служении науке и спасении людей.

И каждый поворот судьбы талантливого врача и учёного, задуманный и осуществлённый автором, неизменно погружает в размышление: правильно ли он поступил, не лишил ли он себя счастливой жизни, оправданы ли его порывы, риск, не напрасно ли он вообще собой жертвует? Весь этот сонм вопросов не был решён в одночасье: с каждой страницей трилогии нам вновь и вновь открывались грани характера незаурядной личности Аржанова. В этом собирательном образе мы видим медицинских работников 1930—1950-х годов, благодаря которым, их грандиозному, на грани человеческих возможностей, труду система здраво-

охранения в огромной стране решала свою главную задачу: обеспечить человеку все условия для поддержания здоровья и оказания ему необходимой врачебной помощи.

СОЗДАВАЯ ТРИЛОГИЮ, оставалась верна Антонина Коптяева и теме роста сознательности человека труда, его идейного и духовно-нравственного преображения и превращения в подлинного хозяина над всеми процессами жизнедеятельности в родном социалистическом государстве. Так, уже в первом романе «Иван Иванович» мы сталкиваемся с инженером Логуновым, благодаря активности и принципиальности вырастающим в секретаря райкома партии, с мастером Мартемьяновым, не боящимся на совещании, отстаивая свою правоту в интересах общего дела, заявить секретарю-самодуру райкома Скоробогатову: «… чтобы правильно руководить предприятием и внести партийный дух во все наши дела, большие и малые, надо первому секретарю райкома тоже освоить технику производства. Чтобы он понимал, почему проводится то или иное мероприятие, и разбирался с толком, а не заставлял опытных работников краснеть за него».

Эти герои в реальной жизни также были характерным явлением той сталинской эпохи, и писательница не допустила здесь преувеличений и приукрашиваний. Не лукавила она, беспартийная, и в вопросе о подборе кадров на руководящие должности. Партия — в лице её выборных органов — строго следила за тем, прислушиваясь к мнению коммунистов: оправдывает ли тот или иной выдвиженец её высокое доверие, соответствует ли занимаемой должности?

Трилогия А. Коптяевой о талантливом враче-хирурге, масштабная по охвату событий, смело решавшая проблемы любви и долга, семьи и брака, дружбы и призвания, личного счастья и общественно-полезной деятельности, имела успех и вызвала волну дискуссий как в нашей стране, так и за рубежом. За роман «Иван Иванович» в 1950 году писательнице присуждают Сталинскую премию третьей степени.

Находясь в постоянном поиске, вникая во многие процессы повседневности, с большим интересом восприняла Антонина Дмитриевна события, связанные с вводом в эксплуатацию в военном 1944 году скважины Туймазинского нефтяного месторождения на границе Башкирии и Татарии. Тогда и родился у неё замысел написания романа о нефтяниках. Но осуществится он не скоро: полным ходом шла работа над романами трилогии о советских медиках, да и не было пока в багаже живого материала о сути и особенностях трудовой деятельности нефтедобытчиков. Так, не сразу, но она двинется в путь к нефтяным промыслам Поволжья. Ей удастся детально изучить работу промыслов и нефтеперерабатывающих заводов, повстречаться с рабочими, инженерами, партийными работниками, ставшими прототипами её романа «Дар земли», увидевшего свет в 1963 году.

Основательно подойдя к выбранной теме, автор создаст многогранное полотно, показывающее разностороннюю деятельность людей, добывающих и перерабатывающих нефть. «Я знаю, что моим прежним читателям, — признаётся писательница, — этот роман показался тяжёлым для чтения: он изобилует незнакомой им производственной спецификой, но я дорожу тем, что мне удалось освоить эту труднейшую для литератора, зачастую опасную специфику, которая имеет колоссальное значение для жизни государства и каждого отдельного человека».

Роман о жизни нефтяников, об их трудовых свершениях, о росте их гражданского сознания, об искоренении ими косностей мышления и пережитков прошлого, о борьбе за внедрение новых методов производства стал заметным явлением в советской прозе. Да и написан он был уже вполне зрелым, состоявшимся писателем, способным к передаче читателю широких, актуальных и остроконфликтных картин действительности.

При таком устоявшемся мнении как критиков, так и читательского сообщества, считавших, что современная злободневная проблематика полностью овладела воображением писательницы, стало совершенной неожиданностью её обращение к историческому роману, рассказывающему о революционных событиях и борьбе оренбургских большевиков за Советскую власть в этом крае, давно ставшем своеобразными воротами из Европы в Азию.

Над трилогией (незавершённой) «Урал-река» писательница начала работать после того, как детально изучила архивные материалы об обороне Оренбурга от белоказаков атамана Дутова. Так родилась первая книга этого романа-эпопеи. Впервые она была опубликована в номерах журнала «Урал» за март — июнь 1969 года. Через год за написание этого произведения А. Коптяева будет отмечена поощрительной премией ВЦСПС и Союза писателей СССР.

ДАЖЕ десятилетия не хватит Антонине Дмитриевне для раскрытия её писательской задумки об отображении героических и драматических событий на оренбургской земле в те грозные революционные годы, развивавшихся по ходу движения единой сюжетной линии, в центре которой была судьба рабочей семьи Наследовых. Вторая книга трилогии увидит свет в 1980 году. Третью книгу некоторое время спустя начнёт печатать журнал «Молодая гвардия»… Однако годы начнут брать своё, и творческим планам не суждено будет осуществиться.

«И если ты можешь что-то дать людям — отдай, — писала подлинно советская писательница-патриотка, беспартийная большевичка Антонина Коптяева. — Отдай со всей страстью и тогда почувствуешь, как самое маленькое дело станет делом всей твоей жизни! Ради одного этого стоит жить».

Её призванием, наполненным творческой страстью, делом всей жизни был писательский труд. И результаты его внушительны — нам оставлено богатое наследие, заслуживающее внимания и приобщения к нему новых читателей.

Руслан СЕМЯШКИН

Источник: «Правда»

Читайте также

В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации? В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации?
Прошедшее 3–4 июля 2024 г. в столице Казахстана очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества вызвало огромный интерес в мире к тому, что там происходило, причем под углом дальнейшей судьб...
27 июля 2024
Главный церковный антисоветчик отправлен на покой Главный церковный антисоветчик отправлен на покой
Главный антисоветчик и видный представитель пятой колонны в руководстве Русской Православной Церкви митрополит Иларион, бывший глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), решением Священного Синода ...
27 июля 2024
Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024