Антисоветское прикрытие кризиса
Давно подмечено, что чем тяжелее жизнь трудящихся, тем громче спекуляции буржуазии на темы духовности, патриотизма и уникальности национальной культуры. Подаваемые под «правильным» углом зрения, они должны прикрыть углубление неравенства, рост бедности и безработицы, недоступность важнейших благ вроде здравоохранения и качественного образования.
Не стали исключением власти центральноазиатских республик. Словно сговорившись, они рассуждают о «высоких материях», как будто ничего важнее в настоящий момент попросту нет. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, к примеру, провёл специальное совещание, посвящённое «кардинальному совершенствованию системы духовно-просветительской работы». «Идеологией создаваемого нами нового Узбекистана будут доброта, человечность, гуманизм, — объявил он. — Когда мы говорим об идеологии, то имеем в виду прежде всего воспитание разума, воспитание национальных и общечеловеческих ценностей. В их основе лежат тысячелетние жизненные представления и ценности нашего народа».
После этого глава государства поручил создать Институт социально-духовных исследований, а уже существующий Республиканский центр духовности и просветительства получит новые полномочия, координируя соответствующую работу в масштабах всей страны. Для того чтобы воспитывать граждан «образованными и добродетельными личностями с детского возраста», будет пересмотрено преподавание истории, укреплён статус узбекского языка как государственного, повышено качество телепрограмм. Кроме того, к каждому району прикрепят представителя интеллигенции — «духовного покровителя», а в областных центрах построят «дома духовности и просвещения» со штатными единицами.
В Казахстане с участием Касым-Жомарта Токаева прошло заседание государственной комиссии по подготовке к празднованию 30-летия независимости республики. По словам президента, проводимые мероприятия «должны дать духовный импульс для всего народа». Особое внимание при этом должно быть уделено «популяризации наследия выдающихся личностей, оставивших неизгладимый след в истории нации». Среди них Токаев назвал Алихана Букейханова — лидера буржуазно-националистической партии «Алаш», в годы Гражданской войны сражавшейся против Советской власти на стороне Колчака, Дутова и Анненкова.
Президент поручил «безотлагательно» начать подготовку новой академической истории Казахстана. «Это позволит твёрдо закрепить в сознании народа, что наша государственность имеет глубокие корни», — заявил он. Ещё одним направлением должно стать всемерное развитие казахского языка, поскольку его знание «является важнейшим шагом на пути к формированию единой нации». Перевод письменности на латиницу Токаев назвал «одним из плодов независимости».
Глава другой республики региона — Таджикистана — провозгласил культуру «основой нации». Эмомали Рахмон пообещал принять конкретные меры «для развития духовности общества, государственного языка, культуры, искусства и музыки, кино и театра, сохранения исторических памятников и повышения интереса народа к искусству и красоте».
Не остался в стороне от общих тенденций даже президент Киргизии Садыр Жапаров, вступивший в должность в конце января. Уже на следующий день он подписал свой первый указ — «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности». Воспитание граждан посредством усвоения ими высоких моральных норм, традиций, традиционных семейных и общественных ценностей названо в нём важнейшим направлением внутренней политики. Указ поручает правительству разработать соответствующую концепцию, учтя при этом ряд принципов. Среди них — «приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами», «приоритет общественных и государственных интересов над индивидуальными», справедливость в деятельности госорганов и т.д.
Система образования при этом должна соответствовать «традиционным культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям», а учебные стандарты следует пересмотреть с упором на «предметы по этическому, эстетическому и физическому воспитанию». Аналогичные требования выдвигаются средствам массовой информации. Отдельная глава «Духовно-культурные основы общества» включена в проект новой Конституции Киргизии.
ИНИЦИАТИВЫ о развитии культуры и духовности можно было бы приветствовать, сопровождайся они реальными шагами на благо трудящихся. В реальности происходит обратное. Тот же проект киргизской Конституции, например, предполагает равные условия для развития частных и государственных систем образования и медицины. А президент Казахстана в своём выступлении отдельно подчеркнул важность приватизации и укрепления позиций предпринимательского класса.
Да и само воплощение идей о «духовно-нравственном возрождении» в условиях капитализма принимает крайне специфические формы. В Киргизии, например, депутатами поднят вопрос о переименовании всех четырёх районов Бишкека: Ленинского, Первомайского, Свердловского и Октябрьского. По их словам, необходимость этого «давно назрела».
Ещё активнее эти процессы в Казахстане. Партия «Ак жол» («Светлый путь»), имеющая вторую по численности фракцию в парламенте, недавно направила свои предложения новому правительству республики. Среди прочего организация требует принятия шагов для международного признания «великого голода 1929—1932 годов, совершённого тоталитарной властью против казахского народа». «Партия «Ак жол» считает декоммунизацию важным элементом восстановления исторической справедливости по отношению к миллионам жертв нашего народа, замученных и расстрелянных большевиками в годы репрессий, — говорится в документе. — Предлагаем отказаться от рудиментов коммунистической идеологии в наименованиях улиц, населённых пунктов и иных объектов, а также в оценке национальной истории республики».
Подобные хлопоты не остаются втуне. Школьные и вузовские учебники истории Казахстана рассказывают подрастающему поколению о «кровавых преступлениях тоталитарной системы», а заявления о «казахском голодоморе» регулярно делают высшие руководители страны.
Энергично осуществляются и другие призывы националистических сил. В Петропавловске — центре Северо-Казахстанской области — готовится переименование сразу четырёх десятков «советских» улиц. Аналогичные процессы происходят в других населённых пунктах региона. В городе Мамлютка дан старт смене названий 11 улиц, среди которых улицы Ленина, Дзержинского, Кирова, Карла Маркса, Комсомольская и т.д.
Расположенное неподалёку село Ленино отныне будет называться Бике — якобы так называлась эта местность в старину. Видимо, желая выслужиться перед начальством, отдельные чиновники спешат провести тотальную «ономастическую зачистку». В целом ряде сельских округов Аккайынского района Северо-Казахстанской области ликвидированы все «морально устаревшие» названия. Также на днях появилась информация о переименовании Октябрьского района Караганды. Он будет носить имя уже упомянутого Алихана Букейханова.
В паре с десоветизацией шагает дерусификация. Всё громче призывы к переименованию последних крупных городов с «чуждыми названиями»: Петропавловска, Павлодара и Усть-Каменогорска. Их предлагается назвать, соответственно, Кызылжаром, Кереку и Оскеменом. Так, если верить инициаторам, эти местности назывались до начала «русской колонизации». И хотя официальные решения не приняты, процесс фактически начат. Администрация Усть-Каменогорска установила на въездах в город надписи «Оскемен» и объявила конкурс на разработку символики с этим же названием.
Благословение на массовые переименования фактически дал президент. В опубликованной в январе статье «Независимость прежде всего» он назвал положительным шагом переименование Южно-Казахстанской области в Туркестанскую. «Целесообразность этого шага с точки зрения восстановления исторической преемственности очевидна… Этот опыт, вероятно, следует распространить по всей стране», — указал Токаев. В той же статье он призвал продолжить увековечение памяти деятелей партии «Алаш» и изучение «массового голода». «Наши предки… прошли через страшный голод, репрессии, мировую войну. В период тоталитаризма мы едва не утратили свои традиции, язык и религию. Благодаря независимости мы смогли возродить и укрепить свои ценности», — написал президент.
Схожая риторика звучит в выступлениях узбекского руководства. Шавкат Мирзиёев недавно издал распоряжение «О дополнительных мерах по более глубокому изучению наследия и увековечению памяти жертв репрессий». По его словам, в условиях глобальных вызовов важно укрепление национального самосознания, в связи с чем «особенно актуальной задачей становится увековечение памяти и имён тысяч наших соотечественников… безжалостно репрессированных тоталитарным режимом, а также воспитание молодого поколения на примере их мужества и стойкости». Среди пунктов распоряжения значатся издание многотомника «Жертвы репрессий», открытие филиалов государственного музея памяти жертв репрессий в регионах и при вузах, создание «уголков памяти» в школах и районах, широкое освещение этой темы в СМИ и т.д.
Антикризисным мерам, смягчающим последствия пандемии, но требующим воли и сил, власти предпочитают идеологические манипуляции. С их помощью гнев и раздражение людей переключаются на другие, безопасные для элит проблемы.