Александр Щербаков. Светлое русское дело

Александр Щербаков. Светлое русское дело

Намедни вдруг всполошились СМИ и блогосфера, прослышав об «особом мнении» судьи Конституционного суда Константина Арановского, что-де Советский Союз был «незаконно созданным государством» и нынешняя РФ не должна считаться правопреемницей его, обременённого грузом «репрессивно-террористических деяний» и прочих «тоталитарных преступлений».

Но, по-моему, ни в этих сентенциях, ни в утверждении остепенённого стряпчего, что, мол, теперешнее государство российское и создавалось не как преемник Союза, а «вместо и против» него, нет ничего нового. Тем более сенсационного. Мы уже давно убедились, что в нашем «царстве свободы» идеологией, несмотря на её конституционное отрицание, становится антисоветизм. Притом самый махровый и повсеместный. И если он постоянно срывается с языка представителей и первой, и второй власти, то почему бы ему не прозвучать из уст посланца третьей?

Меня, признаться, куда более удивляют проявления антисоветчины в простонародной, в большинстве своём патриотически настроенной среде. В том числе в среде верующих, воцерковлённых людей и, конечно же, их пастырей. Это нетрудно обнаружить, открыв любой интернет-портал или сайт православного направления. К примеру, не столь давно просматривая один из них, я наткнулся на статью некоего Александра Боханова про «невинно убиенного царя», полную не столько понятного христианского сочувствия к судьбе этого страстотерпца, сколько уже какой-то иррациональной ненависти ко всякому социализму-коммунизму, который он называет не иначе как «в чистой форме политическим сатанизмом». «Боголюбивых» авторов, подобных ему, не останавливает даже то, что поиск справедливого устроения жизни земной, с общественной собственностью, коллективным трудом, без хозяев и рабов, был присущ не только «бунтарям» вроде Спартака, Разина, Ленина, но не чужд и многим учителям церкви и святым отцам – от Христовых апостолов, святителя Иоанна Златоуста, Преподобного Сергия игумена   Радонежского, организатора монашеского общинножительства, и до, положим, архиепископа Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, хирурга, доктора медицинских наук.

И мне сегодня как раз хотелось бы напомнить о взглядах и суждениях последнего относительно затронутых вопросов. Святитель Лука почти наш современник, он знал предмет разговора не понаслышке и, как известно, отнюдь не с парадной стороны. Не скрою, что нам, красноярцам, этот страстотерпец и воин Христов по-особому понятен и близок. И не только потому, что большую часть своих ссылок-пересылок отбывал в наших неласковых палестинах (в северных районах огромного края — Туруханском, Енисейском, Большемуртинском), но и потому, что именно здесь с особой яркостью проявились его дар врача-хирурга, учёного и практика, и его беспримерное стояние в вере православной. В 1941-1943 годах ссыльный Войно-Ясенецкий был главным хирургом эвакогоспиталей (в\ч 1515) в Красноярске. Здесь он закончил свой капитальный труд «Очерки гнойной хирургии». Здесь в 1943 году был назначен епископом Красноярским и, по сути, отсюда началось его прославление, которое позднее увенчалось причислением к лику святых.

Так вот, читая книги воспоминаний о нём, его письма, протоколы допросов, сохранившихся в недрах спецслужб, сборники проповедей в годы архиепископского служения, я невольно обращал внимание на его суждения по поводу чаемого общественного устройства в нашей стране. И теперь понимаю, что они были довольно близки тем, которые, к примеру, современный теолог, учёный-физик Николай Сомин и его единомышленники называют (разумеется, с определённой долей условности) «православным социализмом». И это, по-моему, лишний раз доказывает, что идея создания подобного строя, общинного, соборного, артельного, коллективистского, то есть того самого социализма-коммунизма, но с «божеским», праведным лицом, вовсе не химера для нашего народа и тем более не уклон в «политический сатанизм», а очень даже светлое русское дело.

Не побоюсь даже сказать, святое дело. Ибо это ведь действительно вековая мечта человечества, которая не единожды сопровождалась попытками воплощения её в жизнь – от «апостольской» общины, созданной когда-то Самим Христом с учениками, простыми «трудягами», рыбаками и земледельцами, от первохристианских общин на Святой земле и в Риме – до наших русских монастырей, староверских общин-скитов, сельских общин и рабочих артелей. Кстати, в них руководитель, «артельщик», избранный «послужить», трудился вместе с товарищами, начиная рабочий день совместной молитвой. И, наконец, до недавних советских артелей, колхозов и всего государства в целом, как единого «комбината» с единым трудовым коллективом — советским народом. И пускай там официально не было Бога, однако Он всё же незримо присутствовал, помогая благим начинаниям. Да-да, ибо сказано одним из святых отцов: Господу не нужны ваши молитвы и поститвы, если вы не заботитесь о ближнем, не творите добрых дел. Социалистическое общество заботилось и творило. По крайней мере, куда больше, чем нынешнее, хотя в нём и возросло количество внешне совершающих «поститвы и молитвы». Разве не так?

Вот я и решил в поддержку критиков ультра-либерального служителя Фемиды, назвавшего Советское государство преступным, привести контраргументы святителя Луки, изреченные им в разные годы жизни. По-моему, они тем более убедительны, что этот поистине святой человек выстрадал их, пройдя сам сквозь тяготы репрессий, называемых обычно «сталинскими», хотя вообще-то у каждого доноса, ареста, изгнания были конкретные «авторы».

Его хождения по мукам начались ещё в начале 20-х годов. Так 09.06.1923. начальник особого отдела Туркфронта и охраны границ Туркестанской республики подписал ордер, а сотрудники ВЧК тт. Лувдис, Сабельфельд и Пикулис арестовали епископа Луку. А 24.07.1923. ордер на его арест сотруднику оперативного отдела ГПУ т. Френкелю подписал «сам» Г. Ягода, зам. председателя ГПУ. Далее: 30.08.1923. ушло заключение в ГПУ, начальник VI отдела В. Сойферт рассмотрел и одобрил его 10.09.1923., а зам. начальника управления т. Дерибас 16.10.1923. утвердил высылку Луки в Нарымский край. Так вот на одном из допросов в эти годы он сказал: «Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов вполне соответствует требованиям высшей справедливости и духа Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая справедливая и лучшая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед Правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод... Зачем Советское правительство покровительствует этим лжецам: разве они имеют хоть тень авторитета в глазах народа? Зачем Советское правительство топит нас, активных борцов за социальную правду?».

Идём далее. Туруханская ссылка епископа Луки, начавшаяся с 28.08.1924, была на время прервана ещё и ссылкой на Ледовитый океан (с 25.01.1925. по 03.04.1925.), в станок Плахино «в три избы и две груды навоза», по его характеристике, и закончилась 04.12.1925. В те годы начальником губернского ГПУ был т. Вольфрам, уполномоченным Туруханского ГПУ А. Стильве, а секретарём парткома В. Бабкин.

... С начала 30-х в Ташкенте епископа Луку нещадно травили журналисты Эль Регистан и Г. Горин. Ордер на его арест 06.05.1930 подписал главный следователь-чекист Средней Азии т. Берман, с одобрения уполномоченного ГПУ по Средней Азии т. Казуцкого. В печально знаменитом 1937-м епископа и хирурга на дальнейшие муки предали его ученики и соратники - профессора М. Слоним, Г. Ротенберг и врач Р. Федермессер... Ну, а вскоре путь праведного мученика снова пролёг в наши енисейские края. На одном из допросов от 29.03.39 он к протоколу своей рукой сделал такое дополнение: «Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими, но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения, особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения... Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливейшим... Активным же контрреволюционером и участником дурацкой поповской контрреволюции я никогда не был и до крайности оскорбительна мне роль блохи на теле колосса – Советской власти, приписываемая мне следствием и ложными показаниями моих оговорщиков...» (В. Лисичкин. Крестный путь святителя Луки. М. 2001).

Читателей, обративших внимание на не очень русские фамилии ряда этих оговорщиков и мучителей, прошу: пожалуйста, не ищите в авторе какого-то ксенофоба. Я их не подбирал. Будучи человеком православным и склонным к правдивому слову, я просто посчитал должным вместо неких безликих «большевиков», как ныне делают многие, назвать имена конкретных активистов репрессивных времён. А, во-вторых, мне хотелось подчеркнуть правоту тех объективных историков (от Е. Тарле до В. Кожинова), которые высказывали мысль, что во времена смут и революций для более решительной «смены элит» нередко выходят на сцену и действуют «инородцы». Наши смуты не были исключением. И наверняка в ходе «заварухи» 20-30-х годов прошлого века к ожесточённой классовой борьбе невольно примешивалась и межнациональная, и межрелигиозная, и прочая. Так что в расстрельном подвале Екатеринбурга, пожалуй, не исключена и какая-нибудь «ритуальная» составляющая. Бытовая преступность, может, и впрямь не имеет национальности, как нас убеждают сегодня, но политическая — навряд ли... Национальность легко удалить из паспорта, но куда труднее из человека.

Ну а социализм, как бы ни изощрялись в проклятиях арановские с бохановыми, всё же гораздо менее «политический сатанизм», нежели нынешний капитализм. Тем паче — социализм справедливый, человечный, которого, мне сдаётся, жаждет большинство моих соотечественников, как жаждал его когда-то и святитель Лука, великий молитвенник и великий хирург, спасший тысячи жизней и ставший лауреатом Сталинской премии. В одной из проповедей он, например, говорил: «Неужели тогда мы сможем жить той жизнью антихристианской, какой живут американские миллиардеры, у которых золотом полны подвалы? На безумную роскошь расточают они эти богатства, на нелепые, возмутительные развлечения расточают они деньги, добытые потом и кровью трудящихся» (Св. Лука. Спешите идти за Христом (проповеди в Симферополе 1946-1948 гг.). М., 2000.). Вон когда сказано, а словно сегодня... И не только о миллиардерах американских.

А.И. ЩЕРБАКОВ, г. Красноярск

Читайте также

В.С. Никитин. Картина современного мира в свете хронополитики В.С. Никитин. Картина современного мира в свете хронополитики
По просьбе активистов Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» как председатель Координационного совета на основе хронополитики высказываю своё мнение о том, что происходит в современно...
1 Октября 2020
Иван Шевцов – писатель, фронтовик, патриот Иван Шевцов – писатель, фронтовик, патриот
К счастью, имя это не забыто и не вычеркнуто из анналов истории отечественной словесности. К нему прослеживается определенный интерес, и прежде всего у тех сограждан, кого интересует советское прошлое...
1 Октября 2020
Дурень думкой богатеет Дурень думкой богатеет
Такое выражение употребляла моя бабушка, уроженка Гродненской губернии, Брест-Литовского уезда, когда я в юности совершал действия, которые, на мой взгляд, должны были принести какие-то положител...
1 Октября 2020