Александр Щербаков. Светлое русское дело

Александр Щербаков. Светлое русское дело

Намедни вдруг всполошились СМИ и блогосфера, прослышав об «особом мнении» судьи Конституционного суда Константина Арановского, что-де Советский Союз был «незаконно созданным государством» и нынешняя РФ не должна считаться правопреемницей его, обременённого грузом «репрессивно-террористических деяний» и прочих «тоталитарных преступлений».

Но, по-моему, ни в этих сентенциях, ни в утверждении остепенённого стряпчего, что, мол, теперешнее государство российское и создавалось не как преемник Союза, а «вместо и против» него, нет ничего нового. Тем более сенсационного. Мы уже давно убедились, что в нашем «царстве свободы» идеологией, несмотря на её конституционное отрицание, становится антисоветизм. Притом самый махровый и повсеместный. И если он постоянно срывается с языка представителей и первой, и второй власти, то почему бы ему не прозвучать из уст посланца третьей?

Меня, признаться, куда более удивляют проявления антисоветчины в простонародной, в большинстве своём патриотически настроенной среде. В том числе в среде верующих, воцерковлённых людей и, конечно же, их пастырей. Это нетрудно обнаружить, открыв любой интернет-портал или сайт православного направления. К примеру, не столь давно просматривая один из них, я наткнулся на статью некоего Александра Боханова про «невинно убиенного царя», полную не столько понятного христианского сочувствия к судьбе этого страстотерпца, сколько уже какой-то иррациональной ненависти ко всякому социализму-коммунизму, который он называет не иначе как «в чистой форме политическим сатанизмом». «Боголюбивых» авторов, подобных ему, не останавливает даже то, что поиск справедливого устроения жизни земной, с общественной собственностью, коллективным трудом, без хозяев и рабов, был присущ не только «бунтарям» вроде Спартака, Разина, Ленина, но не чужд и многим учителям церкви и святым отцам – от Христовых апостолов, святителя Иоанна Златоуста, Преподобного Сергия игумена   Радонежского, организатора монашеского общинножительства, и до, положим, архиепископа Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, хирурга, доктора медицинских наук.

И мне сегодня как раз хотелось бы напомнить о взглядах и суждениях последнего относительно затронутых вопросов. Святитель Лука почти наш современник, он знал предмет разговора не понаслышке и, как известно, отнюдь не с парадной стороны. Не скрою, что нам, красноярцам, этот страстотерпец и воин Христов по-особому понятен и близок. И не только потому, что большую часть своих ссылок-пересылок отбывал в наших неласковых палестинах (в северных районах огромного края — Туруханском, Енисейском, Большемуртинском), но и потому, что именно здесь с особой яркостью проявились его дар врача-хирурга, учёного и практика, и его беспримерное стояние в вере православной. В 1941-1943 годах ссыльный Войно-Ясенецкий был главным хирургом эвакогоспиталей (в\ч 1515) в Красноярске. Здесь он закончил свой капитальный труд «Очерки гнойной хирургии». Здесь в 1943 году был назначен епископом Красноярским и, по сути, отсюда началось его прославление, которое позднее увенчалось причислением к лику святых.

Так вот, читая книги воспоминаний о нём, его письма, протоколы допросов, сохранившихся в недрах спецслужб, сборники проповедей в годы архиепископского служения, я невольно обращал внимание на его суждения по поводу чаемого общественного устройства в нашей стране. И теперь понимаю, что они были довольно близки тем, которые, к примеру, современный теолог, учёный-физик Николай Сомин и его единомышленники называют (разумеется, с определённой долей условности) «православным социализмом». И это, по-моему, лишний раз доказывает, что идея создания подобного строя, общинного, соборного, артельного, коллективистского, то есть того самого социализма-коммунизма, но с «божеским», праведным лицом, вовсе не химера для нашего народа и тем более не уклон в «политический сатанизм», а очень даже светлое русское дело.

Не побоюсь даже сказать, святое дело. Ибо это ведь действительно вековая мечта человечества, которая не единожды сопровождалась попытками воплощения её в жизнь – от «апостольской» общины, созданной когда-то Самим Христом с учениками, простыми «трудягами», рыбаками и земледельцами, от первохристианских общин на Святой земле и в Риме – до наших русских монастырей, староверских общин-скитов, сельских общин и рабочих артелей. Кстати, в них руководитель, «артельщик», избранный «послужить», трудился вместе с товарищами, начиная рабочий день совместной молитвой. И, наконец, до недавних советских артелей, колхозов и всего государства в целом, как единого «комбината» с единым трудовым коллективом — советским народом. И пускай там официально не было Бога, однако Он всё же незримо присутствовал, помогая благим начинаниям. Да-да, ибо сказано одним из святых отцов: Господу не нужны ваши молитвы и поститвы, если вы не заботитесь о ближнем, не творите добрых дел. Социалистическое общество заботилось и творило. По крайней мере, куда больше, чем нынешнее, хотя в нём и возросло количество внешне совершающих «поститвы и молитвы». Разве не так?

Вот я и решил в поддержку критиков ультра-либерального служителя Фемиды, назвавшего Советское государство преступным, привести контраргументы святителя Луки, изреченные им в разные годы жизни. По-моему, они тем более убедительны, что этот поистине святой человек выстрадал их, пройдя сам сквозь тяготы репрессий, называемых обычно «сталинскими», хотя вообще-то у каждого доноса, ареста, изгнания были конкретные «авторы».

Его хождения по мукам начались ещё в начале 20-х годов. Так 09.06.1923. начальник особого отдела Туркфронта и охраны границ Туркестанской республики подписал ордер, а сотрудники ВЧК тт. Лувдис, Сабельфельд и Пикулис арестовали епископа Луку. А 24.07.1923. ордер на его арест сотруднику оперативного отдела ГПУ т. Френкелю подписал «сам» Г. Ягода, зам. председателя ГПУ. Далее: 30.08.1923. ушло заключение в ГПУ, начальник VI отдела В. Сойферт рассмотрел и одобрил его 10.09.1923., а зам. начальника управления т. Дерибас 16.10.1923. утвердил высылку Луки в Нарымский край. Так вот на одном из допросов в эти годы он сказал: «Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов вполне соответствует требованиям высшей справедливости и духа Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая справедливая и лучшая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед Правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод... Зачем Советское правительство покровительствует этим лжецам: разве они имеют хоть тень авторитета в глазах народа? Зачем Советское правительство топит нас, активных борцов за социальную правду?».

Идём далее. Туруханская ссылка епископа Луки, начавшаяся с 28.08.1924, была на время прервана ещё и ссылкой на Ледовитый океан (с 25.01.1925. по 03.04.1925.), в станок Плахино «в три избы и две груды навоза», по его характеристике, и закончилась 04.12.1925. В те годы начальником губернского ГПУ был т. Вольфрам, уполномоченным Туруханского ГПУ А. Стильве, а секретарём парткома В. Бабкин.

... С начала 30-х в Ташкенте епископа Луку нещадно травили журналисты Эль Регистан и Г. Горин. Ордер на его арест 06.05.1930 подписал главный следователь-чекист Средней Азии т. Берман, с одобрения уполномоченного ГПУ по Средней Азии т. Казуцкого. В печально знаменитом 1937-м епископа и хирурга на дальнейшие муки предали его ученики и соратники - профессора М. Слоним, Г. Ротенберг и врач Р. Федермессер... Ну, а вскоре путь праведного мученика снова пролёг в наши енисейские края. На одном из допросов от 29.03.39 он к протоколу своей рукой сделал такое дополнение: «Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими, но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения, особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения... Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливейшим... Активным же контрреволюционером и участником дурацкой поповской контрреволюции я никогда не был и до крайности оскорбительна мне роль блохи на теле колосса – Советской власти, приписываемая мне следствием и ложными показаниями моих оговорщиков...» (В. Лисичкин. Крестный путь святителя Луки. М. 2001).

Читателей, обративших внимание на не очень русские фамилии ряда этих оговорщиков и мучителей, прошу: пожалуйста, не ищите в авторе какого-то ксенофоба. Я их не подбирал. Будучи человеком православным и склонным к правдивому слову, я просто посчитал должным вместо неких безликих «большевиков», как ныне делают многие, назвать имена конкретных активистов репрессивных времён. А, во-вторых, мне хотелось подчеркнуть правоту тех объективных историков (от Е. Тарле до В. Кожинова), которые высказывали мысль, что во времена смут и революций для более решительной «смены элит» нередко выходят на сцену и действуют «инородцы». Наши смуты не были исключением. И наверняка в ходе «заварухи» 20-30-х годов прошлого века к ожесточённой классовой борьбе невольно примешивалась и межнациональная, и межрелигиозная, и прочая. Так что в расстрельном подвале Екатеринбурга, пожалуй, не исключена и какая-нибудь «ритуальная» составляющая. Бытовая преступность, может, и впрямь не имеет национальности, как нас убеждают сегодня, но политическая — навряд ли... Национальность легко удалить из паспорта, но куда труднее из человека.

Ну а социализм, как бы ни изощрялись в проклятиях арановские с бохановыми, всё же гораздо менее «политический сатанизм», нежели нынешний капитализм. Тем паче — социализм справедливый, человечный, которого, мне сдаётся, жаждет большинство моих соотечественников, как жаждал его когда-то и святитель Лука, великий молитвенник и великий хирург, спасший тысячи жизней и ставший лауреатом Сталинской премии. В одной из проповедей он, например, говорил: «Неужели тогда мы сможем жить той жизнью антихристианской, какой живут американские миллиардеры, у которых золотом полны подвалы? На безумную роскошь расточают они эти богатства, на нелепые, возмутительные развлечения расточают они деньги, добытые потом и кровью трудящихся» (Св. Лука. Спешите идти за Христом (проповеди в Симферополе 1946-1948 гг.). М., 2000.). Вон когда сказано, а словно сегодня... И не только о миллиардерах американских.

А.И. ЩЕРБАКОВ, г. Красноярск

Читайте также

Тверь. Старый Новый год «Русского Лада» Тверь. Старый Новый год «Русского Лада»
12 января 2025 г. тверские русладовцы встретили Старый Новый Год. Были оглашены итоги работы за 2024 г. Все дружно встретили Деда Мороза, пришедшего в гости к собравшимся на это мероприятие в обкоме К...
14 января 2025
Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье
В ушедшем году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Творчеству великого русского поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №№ 3...
14 января 2025
В грозном небе и на экране В грозном небе и на экране
Тихо и незаметно прошло в календаре 2024 года 100-летие со дня рождения (30 октября 1924 г.) в Свердловске советского мастера киноэпизодов Владимира Гуляева. Сыграл он их в 50 фильмах. Не упоминался ...
14 января 2025