А.В. Маслихин. Мудрость – духовный источник существования и развития русского народа

А.В. Маслихин. Мудрость – духовный источник существования и развития русского народа

10 февраля состоялась очередная видеоконференция «Русского Лада», на которой с докладом на тему «Мудрость – духовный источник существования и развития русского народа» выступил председатель Марийского отделения ВСД «Русский Лад», доктор философских наук Александр Маслихин.

В обсуждении этой важной и интересной темы приняли участие присутствующие на конференции руководители и представители региональных отделений Костромы, Приморья, Архангельска, Подмосковья. Подвёл итоги обсуждения руководитель движения В.С. Никитин. На конференции присутствовали также представители региональных отделений Удмуртии, Красноярска, Твери, Иркутска, Магадана, Москвы. Следующая встреча будет посвящена освещению русского вопроса на страницах газеты «Правда». С информацией выступит заместитель главного редактора «Правды», заместитель председателя Правления нашего Движения Костриков Михаил Сергеевич.

***

По природе каждый народ мудр. Высшим доказательства мудрости народов, прежде всего русского, служит жизнь и поступательное развитие в условиях мира и постоянных контактов с представителями различных наций, народностей, национальных групп. Русский народ в истории проявил себя как народ-труженик, народ-воин, народ – собиратель земель, народ, неоднократно спасавший другие народы от вымирания и уничтожения.

Во все времена русский народ стремился сохранить и приумножить благородство души, обращаясь к здравому смыслу, мудрости, философии и науке. Выявление исторических зависимостей между содержанием жизни людей и духовными исканиями русского народа позволяет доказать наличие объективного процесса обретения русскими людьми мудрости [2], [3], [4].

В данном материале я обращу ваше внимание, во-первых, на формирование народной мудрости у древнерусской народности, во-вторых, на появление и развитие русской философии, и в-третьих, на значении мудрости для русского народа и народов мира в настоящее время.

1. Формирование народной мудрости у древнерусской народности

Исходным пунктом (для всех времен и народов) в деле приобщения людей к мудрости является наличие обыденного сознания. Мироощущение позволяет выработать миропонимание. Народная мудрость в немалой степени способствовала объединению многочисленных славянских племён в древнерусскую народность с единым языком, общей территорией и культурой. Устное народное творчество рассказывало о борьбе русского народа против кочевников. В образе богатырей – Ильи Муромца и многих других, воспетых в русских былинах, воплощён духовный облик русского народа, его самоотверженный труд, любовь к родине, ненависть к захватчикам, уверенность в своей силе, сознание собственного достоинства. Признание общности и разнообразия, не только примиряло нравы, но и обеспечило приобщение к образу жизни русских людей многих других народов.

Нравственность имела своим истоком практическую необходимость. Интересы индивида согласовывались с деятельностью и интересами племени. Разрозненность была опасной и гибельной, в то время как солидарность сплачивала, позволяла действовать сообща. Собственные поступки русские люди сочетали с природными явлениями. На предфилософском этапе развития Руси возникают зачатки естественнонаучных представлений.

Человеческая мудрость состояла в нравственности, в обобщающей силе поступков. Отдельные акты взаимопомощи, миролюбия, выдержки, самообладания, храбрости получали одобрение и поощрение. Поощрялись полезные поступки, они становились нравственными нормами. Исключительно высоко ценилась храбрость. Нравственное сознание ориентировало на коллективные интересы, которые выступали мерилами добра и зла. Для русского человека важна правда. С ней связано представление о прямоте душевной; прямить – говорить правду (напрямки, впрямь). Прямой человек – честный, неподкупный, идущий прямым путем. Только у грубых племен лукавство и хитрость считались признаками ума. Такое нравственное понятие, как справедливость мыслилось как естественное чувство равенства. Нарушение нравственных норм требовало возмездия. По словам Александра Невского: «Кто с мечом на нас пойдет, тот от меча и погибнет».

Эстетическое восприятие мира отражало художественную реалистичность, красота понималась свободно. Искусство требовало от людей жизни в ладу, под словом ладо понимался нежно любимый друг, любовник, жених, муж, а в женской форме (лада) подразумевалась любовница, невеста, жена.

Слово «философия» дословно означает любовь к мудрости. Древнерусское значение этого слова весьма примечательно: оно означает учёность. Начиная с глубокой древности, философы концентрировали в себе общечеловеческие, социальные, научные качества. Философы сыграли ключевую роль в становлении и развитии древнерусского государства. Сохранилась легенда, согласно которой слова безвестного философа – советника князя Владимира оказали на него решающее влияние при выборе им православной веры, в противовес католичеству, исламу, иудаизму.

Большое значение для славян имело создание письменности. Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки, были философами. В Древней Руси возникает книжная культура. Благодаря книжной культуре на Русь проникли памятники философской мысли. Русские мыслители – «книжники» обращали внимание на нравственные вопросы, проблемы осмысления бытия. Первые литературные памятники – «слова», «поучения», летописи впитывали в себя народное творчество, включали рассуждения о правилах непосредственной жизни. В числе первых поучений на Русь проникает «Повесть об Акире Премудром». Прототип повести об Акире возникает в Ассирии (VII век до нашей эры). Повествование идет путем обращения отца к сыну. Отец советует, как правильно жить. Многие рассуждения имеют актуальное значение в настоящее время. «Сын мой, лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить. При умном не делай глупости, а перед дураком не раскрывай ума своего» [6, с. 249]. В «Повести временных лет» можно обнаружить «речь философа», где были даны ответы на фундаментальные вопросы о возникновении мира, появлении природы и человека.

На Руси важную роль играли мудрые правители. Мудрый правитель способствовал укреплению государства. Наоборот, князья, отрицавшие мудрость, вели страну к междоусобицам и распаду. Современники высоко чтили Ярослава Мудрого (1019-1054). Он учил: «Велика бывает польза от учения книжного, ибо от слов книжных обретаем мудрость…Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей».

Накануне татаро-монгольского нашествия философы призывали князей покончить с распрями и междоусобицей, сплотить народ для отпора вражескому нашествию. Ярким образцом освободительного духа является «Повесть о житии Александра Невского». Произведение было создано в конце XIII века во Владимире. Александр Невский – народный герой, победитель тевтонских рыцарей в Ледовом побоище, отличался мудростью, заложил основы для формирования централизованного государства.

2. Появление и развитие русской философии

Русская философия как самостоятельный вид знаний возникает в Новое время. Её изучение помогает совершенствовать и обогащать научное мировоззрение, повышает образованность и культуру. Русская философия приучает бережно хранить и развивать лучшие интеллектуальные традиции, преодолевать национальный нигилизм. Одновременно нельзя идеализировать консервативные (иллюзорные) элементы в культуре прошлого. Важно констатировать и подвергать осмыслению достижения, неувядающую мощь духовной жизни.

Интересные философские идеи развивал Федор Иванович Карпов (жил в начале XVI века). Карпов был образованнейшим человеком своего времени. В своих трудах он ссылается на Аристотеля, других древних философов. По его мнению, следует развивать «внешние», светские науки. Государство должно быть устроено на основе «правды» и «закона». Государству необходима правда – законы. Ссылаясь на Аристотеля, Карпов утверждал, что государство должно управляться «законами праведными».

В XVII веке в России происходит усиление интереса к философии, ставится вопрос об отделении философии от богословия. Если в XVII веке отечественные философы обращали большое внимание на нравственные качества правителя, просвещённого монарха, то в XVIII веке появляется новое направление философской мысли – русское свободомыслие, которое крепло и получало новое актуальное содержание в последующие столетия.

Основоположником русского свободомыслия стал Александр Николаевич Радищев (1749-1802). После публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» Екатерина II назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачёва». Идеи Радищева подхватили декабристы, внесли народное содержание русские революционеры-демократы.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) в начале 50-х годов XIX века одним из первых в России выделил идею социализма. Он считал её «грозной идеей века». По его словам, социализм победит: не потому что прав, а потому что борющиеся с ним не правы. Придёт день, утверждал он, когда мы станем умственным сосредоточением Европы, грядущее могущество основанное на разуме превысит современное могущество, основанное на материальной силе [7, с. 522, 539].

Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский внесли в общественное сознание россиян идеи качественного улучшения жизни народа, революционного переустройства общества, социалистического развития России. Наряду с социально важными идеями в философской мысли России появляется космизм, предвосхитивший полёт советского человека – Ю.А. Гагарина в космос. Классики русской литературы Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, А.М. Горький внесли философские мысли в свои произведения, сделав их классическими не только для россиян, но и жителей Земли.

Решающее влияние на мировоззрение россиян в XIX-XX веках оказала марксистская философия. Другие течения западной философской мысли – немецкая классическая философия, позитивизм, персонализм и так далее, как правило, подвергались критическому переосмыслению.

Значительный вклад в распространение и творческое развитие марксистской философии внесли Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин. Они стали классиками отечественной философии. Многие философские идеи Ленина и Сталина сохраняют актуальность в настоящее время.

Время демонстрирует прозорливость Сталина с его утверждением об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма. Ни один из последующих руководителей страны так и не оставил свой след в истории философии, что говорит о недооценке ими мудрости. В конце ХХ-начале ХХI веков, в противовес философии, руководители государства обратились к экономике и праву. Но как оказалось, ряд экономистов страны принадлежали к «пятой колонне». Развенчав социалистическую систему хозяйствования, они навязали обществу политэкономию капитализма.

3. Значение мудрости для русского народа и народов мира в новейшее время

Настало время вновь обратиться к народной мудрости, объяснить значение русской философии для существования России.

Мудрость является не только интеллектуальной сердцевиной философии, она вносит положительный вклад в жизнь народов, цивилизованных сообществ. На наш взгляд, мудрость должна быть присуща не только философам, ученым, ещё в большей степени она необходима государственным деятелям стран, обладающих ядерным оружием. Ибо от их мудрой, либо не очень мудрой деятельности зависит жизнь миллиардов людей, их дальнейшая судьба.

Только путем открытия и распространения истинных знаний человечество идёт по пути прогресса. Познание бытия способствует приобщению философии к жизни. Тяготы и трудности общественной жизни заставляют народ думать, верить, мечтать, сочетать каждодневный труд с выдающимися свершениями. Есть примеры того, когда реальный мир обретал черты виртуального, добро превращалось в зло, а зло существовало в виде добра. В таких условиях спасительной становится мудрость, которая превосходит опыт и знания. Её миссия состоит в обосновании приоритета жизни, ориентации всего человечества на решение глобальных проблем.

Философия взращивает семена мудрости из содержания народной жизни. В условиях природных и социальных стихий человек обретает уверенность в коллективе, благодаря размышлениям. Приобщение к полноценной действительности – жить в мире, радости, счастье с близкими людьми – требует от человека не только опыта, но и знаний. Самая сложная жизненная ситуация поддаётся человеку, понимающему и побеждающему все трудности бытия. При дилемме, что делать при утрате стабильности: совершенствовать внутренний мир и уходить в себя, – русские люди стремятся видоизменить в лучшую сторону саму среду. В российском обществе действует фактор превращения мечты в реальность. Поставив перед собой цель, люди отрицают несправедливость, идут наперекор бесчеловечности, доказывают превосходство беззаветной отваги в деле утверждения свободы и справедливости. Жизнь следует императиву цивилизованности: быть лучше, а не хуже, воспроизводить свойственные природе народа качества. Русский народ восславляет истину, правду, справедливость. Правда помогала и помогает русским людям добывать знания, противостоять обману, хитрости, лжи. Например, в ХХ веке русский народ создал ряд знаковых идей. К ним относятся Советы (получили воплощение в Советской власти), дружба народов (краеугольный камень существования СССР).

Антиподами мудрости являются глупость, хитрость, коварство. Они, словно тень, сопровождают мудрость, уводят человека с верного пути познания и освоения мира. Глупость – неспособность человека самостоятельно мыслить и принимать рациональные решения. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость» [1, с. 12]. Коварство – это изощрённая хитрость ради достижения корыстной цели.

Русофобы, как правило, отрицают мудрость русского народа. В.С. Никитин, председатель ВСД «Русский Лад», справедливо утверждает: «Запад и его сторонники внутри России ненавидят русский народ и советскую власть» [5, c. 26]. К «пятой колонне» внутри русского народа, по нашему мнению, следует отнести людей, называющих себя «русскими», но действующими против русских. Русофобия, точно так же как и шовинизм, расизм, сионизм, космополитизм являются разновидностями буржуазного национализма. В основе вражды на национальной почве находятся частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком.

Власть не всегда признаёт русскую философию. История, как известно, изобилует многочисленными фактами, когда философам, учёным, прогрессивным мыслителям запрещалось заниматься преподавательской деятельностью, издавать и распространять свои книги; многие из них подвергались казням и ссылкам. В России царизм преследовал Радищева, Герцена, Чернышевского, Ленина и многих других выдающихся мыслителей. Преследование талантливых и способных людей за мудрость, правду, истину и справедливость – это важнейший показатель недооценки мудрости в современном мире. Отрицание мудрости обедняет жизнь людей, является значительным тормозом в прогрессивном развитии общества.

Теоретической основой развития народной мудрости в современной России является диалектико-материалистическая парадигма. Это господствующий способ, стиль решения задач, основанный на методологических стандартах марксистско-ленинской философии. Никто не может отменить постулаты диалектико-материалистического метода о том, что мир находится в движении и развитии, о первичности материи и вторичности сознания, принципиальной возможности познания мира.

Русская философия прилагает своё содержание к человеку и личности. Квинтэссенцией качеств современной личности выступают мудрость и человечность. Чем больше человек распространяет внутреннее совершенство на общество, тем сильнее в людях действуют личностные начала. Сопряженность народов и личностей в масштабах всей планеты формирует потребность в мудрой жизнедеятельности. Личность формирует тождество духовных исканий социальному времени. Если в ХХ веке решалась задача изменения мира, то в начале XXI века стоит задача сохранения мира. И это становится понятно всему человечеству: если мир не будет сохранён, то некому, да и незачем будет его улучшать и совершенствовать.

Таким образом, философия стремится объективировать всё лучшее, что происходит в душе у каждого человека. Русский народ, да и все народы мира в состоянии возвести мудрость в принцип организации человеческой жизни.

Литература:

1. Лихачев, Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. – Москва-Санкт-Петербург: Наука-Logos. – 2006. – 321 с.

2. Маслихин, А.В. Обретение русским народом философской мудрости (потенциал духовности русского населения Поволжья) / А.В. Маслихин // Русские в Среднеповолжском полиэтническом регионе. Материалы науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола: ТП РМЭ, 1998. – С. 65-67.

3. Маслихин, А.В. Философская мудрость – духовный источник развития русского народа / А.В. Маслихин // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже ХХ-XXI веков. Материалы международной науч. - практ. конф. – Орёл: ОГТУ, 1998. – С. 26-29.

4. Маслихин, А.В. Мудрость в понимании народа, личности и человека / А.В. Маслихин // Философия в современном мире: состояние и перспективы. Тезисы докладов всероссийской конф. – Ч. 2. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – С. 54-59.

5. Никитин, В.С. Русофобия: суть и методы сдерживания. – Псков: Псковское возрождение, 2017. – 92 с.

6. Памятники литературы Древней Руси. XII век. – М.: Художественная литература, 1980. – 704 с.

7. Таранов, П.С. Анатомия мудрости: 120 философов / П.С. Таранов. – Т. 2. – Симферополь: Таврия, 1996.– 624 с.

А.В. МАСЛИХИН, председатель Марийского отделения ВСД «Русский Лад», 1 секретарь Йошкар-Олинского ГК КПРФ, депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл, доктор философских наук, профессор

Читайте также

Вышла в свет брошюра В.С. Никитина "Ленин - творец будущего" Вышла в свет брошюра В.С. Никитина "Ленин - творец будущего"
Мы привыкли воспринимать В. И. Ленина как великого революционера, творца победоносной социалистической революции, создателя и руководителя первого в мире государства трудящихся. Всё это так. Но это ...
19 апреля 2024
«Русский лад» организовал открытый конкурс чтецов в Магадане «Русский лад» организовал открытый конкурс чтецов в Магадане
В начале апреля Магаданское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Русский Лад» провело в МОГАПОУ «Колледж сервиса и технологий» ежегодный открытый конкурс чтецов. Исходя из тог...
18 апреля 2024
В Ставрополе состоялся краевой финал фестиваля-конкурса «Русский Лад -2024» В Ставрополе состоялся краевой финал фестиваля-конкурса «Русский Лад -2024»
В помещении Ставропольского крайкома КПРФ состоялся краевой финал всероссийского конкурса «Русский Лад». ...
18 апреля 2024