А. Субетто. В.И. Ленин – гений Русского Прорыва человечества к социализму
Настоящая статья – краткое изложение в тезисах главной идеи моей монографии «Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму» (2010, 492 с.). Статья посвящается 150-летию со Дня рождения Владимира Ильича Ленина.
В нашу Эпоху Великого Эволюционного Перелома,
когда будущее человечества, задыхающегося в объятиях системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии, уже ставшей «экологическим трупом», потому что этой системе подписала Смертельный Приговор Биосфера и планета Земля, как суперорганизмы, в форме развивающейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, поставлено под сомнение,
когда капиталократия и её защитники, делают всё, чтобы ниспровергнуть величественную фигуру Ленина, которая вечно будет стоять у истоков социализма/коммунизма и всей будущей истории человечества, которая немыслима вне ноосферного социализма/ коммунизма,
– защита всемирно-исторических значимости и масштаба фигуры Ленина, как мыслителя, революционера, ученого, общественного деятеля, политика, философа, энциклопедиста, гения, стоящего у истоков социалистической и коммунистической эпохи, организатора становления первого в мире социалистического государства в мире, – есть Дело не только Защиты Социализма, Защиты Будущего России, но и спасения человечества от экологической гибели в XXI веке.
Ромен Роллан, известный французский писатель и мыслитель, так выразил свое отношение к Ленину: «…я питаю к Ленину чувство крайнего восхищения. Я не знаю столь же могучей личности в Европе нашего века. Он так глубоко, так мощно направил руль своей воли в хаотический океан мягкотелого человечества, что борозда его долго-долго не изгладится в волнах, – несмотря на все бури корабль несется на всех парусах к новому миру… Никогда еще человечество не создавало властителя душ и людей, столь абсолютно бескорыстного. Еще при жизни он вылил свою моральную фигуру в бронзу, которая переживет века» (Ленин. Человек – мыслитель-революционер. – М.: Политиздат, 1990, с. 508).
Название – «Владимир Ильич Ленин – гений Русского Прорыва человечества к социализму» – я выбрал не случайно.
«Русский прорыв» как понятие было введено, по свидетельству, Г.А. Зюганова, И.В. Сталиным. Г.А. Зюганов в работе «Сталин и современность» (2008) писал: «"Русский прорыв" – так оценивал Сталин Октябрьскую революцию и ее победоносное шествие. Этими словами он подчеркивал не только выдвижение России на ведущие позиции среди крупнейших и более развитых капиталистических стран, но и характер, национальные особенности Октября, авангардную роль в революционном процессе русского рабочего класса (мое замечание: я бы добавил – и русского крестьянства, С.А.). Это положение, значительно развитое и обогащенное применительно к новым условиям, помогает современным коммунистам найти верный ответ на вопрос, что такое "русский социализм" и что составляет суть борьбы КПРФ за его победу» (Зюганов Г.А. Сталин и современность. - М.: Изд-во АО «Молодая гвардия», 2008. – 286 с.; с. 64).
Я «Русский Прорыв» трактую даже более широко. А именно масштабно-исторически в вековом измерении Истории, – как «Русский Прорыв» всего человечества к социализму, осуществленный в России, в российской цивилизации, затем уже в Монголии, Китае, Вьетнаме, странах Восточной Европы, на Кубе, Лаосе, ныне в начале XXI века – начатый в Венесуэле.
В конце 80-х и в 90-х годах ХХ века империализму удалось перейти в наступление на социализм в мире. Произошли капиталистические контрреволюции (как бы они современниками не назывались) в СССР, в странах Восточной Европы. Правда, социализм сумел сохранить свои позиции в Китае, Вьетнаме, на Кубе, в Лаосе. Происходит сдвиг к социализму всего латинского континента Америки – Южной и Центральной Америки.
Мировой глобальный кризис мировой системы империализма, начавшийся в 2008 году с глобального финансового кризиса, по моей оценке, составит целую Эпоху в 30-40 лет. Эта Эпоха будет Эпохой гибели капитализма и социалистических революций, перехода человечества к «эпохе ноосферы» по Н.Н. Моисееву, а в моём определении – к Эпохе Ноосферизма или Ноосферного, Экологического, Социализма, в которой реализуется управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества (Субетто А.И. Теоретическая экономия в начале XXI века – к новым основаниям синтеза экономической науки в системе Ноосферизма. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – 98 с.).
Поэтому «Русский прорыв» человечества к социализму не удалось погасить и предать забвению глобальному империализму, мировой финансовой капиталократии, которую Ник Рокфеллер – представитель клана Рокфеллеров, входящего в «верхушку» пирамиды мировой финансовой капиталократии, назвал «глобальной элитой» (Грачева Т.С. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. – Рязань: «Зерна», 2009. – 440 с.; с. 9). О том, что переход человечества к социализму и коммунизму определит целую, достаточно противоречивую, эпоху, понимали В.И. Ленин и И.В. Сталин. По мере освоения практики социалистической революции и социалистического строительства, которого не знала история, на основе своей теории империализма и закона неравномерности развития капиталистических стран в мире, Ленин все больше и больше раздвигал рамки этой эпохи. Но в чем он сохранил свою уверенность до самой смерти – это уверенность в победе социализма и коммунизма во всем мире, которая как процесс началась в 1917 году – в год Великого Октября.
Поэтому «Русский Прорыв» человечества к социализму будет все время расширяться, демонстрируя разные формы перехода к социализму разных стран мира с разными общественными укладами, о чем писал еще В.И. Ленин, и что вошло как положение в теоретическую систему ленинизма.
«Русский прорыв» человечества к социализму имеет еще одну семантическую нагрузку. Это название подчеркивает, что этот «прорыв» к социализму – рожден Россией, как уникальной евразийской, общинной цивилизацией:
· цивилизацией «цивилизационного социализма» (Субетто А.И. Декларация Петровской академии наук и искусств «Современный мир и пути решения проблем России на этапе движения к устойчивому развитию» (Принято на VI Съезде Петровской академии наук и искусств, проходившем 6-7 октября 2005 года в г. С.-Петербурге). – СПб.: Изд. КГУ. им. Н.А. Некрасова, 2005. – 56 с.),
· цивилизацией, породившей, в соответствии с моими исследованиями, Эпоху Русского Возрождения (Субетто А.И. Эпоха Русского Возрождения в персоналиях. I том. Титаны Русского Возрождения – СПб.: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – 500 с.), вектором которой стало культурно-философский прорыв, в первую очередь – русской мысли, к новому идеалу бытия человечества – ноосферно-космическому, общинно-коллективистскому, социалистическому.
И рожден этот «русский прорыв» в силу цивилизационных оснований России не случайно, а в силу ее собственной «цивилизационной системогенетики» (Субетто А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке (в логике противостояния глобальному империализму и ноосферно-социалистического прорыва) – СПб. – Кострома: Смольный университет РАО, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – 324 с.). Одновременно он подчеркивает исключительную роль русского народа в победе Великой Русской Социалистической Революции.
Именно в силу этого, я предложил называть Октябрьскую Революцию в 2004 году, когда отмечалось 80-летие со дня кончины В.И. Ленина, по аналогии с названием Великой Французской революции (Ленинская теория империализма и современная глобализация (Коллективная монография) / Под науч. ред. А.И. Субетто. В 2-х книгах. – СПб. Астерион, 2003. – 756 с.; Субетто А.И. Всемирно-историческое значение Великой Русской Социалистической революции и России как ее творца. Конец «строя денег» и ноосферный социализм в XXI веке. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. – 44 с.), Великой Русской Социалистической революцией, чтобы еще раз подчеркнуть значимость вклада русского народа, его гения и его творческой энергии в дело победы социализма во всей России, получившей потом статус Союза Советских Социалистических Республик – СССР. Сам Владимир Ильич Ленин все три революции (1905–1907 гг.; февраль 1917 года, октябрь 1917 года) неоднократно называл в своих трудах «русскими революциями».
Какие теоретические положения закладываются в развиваемую мною концепцию на заданную тему?
1. Первое положение – это русскость Ленина и как человека, и как мыслителя, и как исторического деятеля и как руководителя всеми многоплановыми, сложными, и духовно-теоретическими, и материально-социальными процессами Великой Русской Социалистической Революции и социалистического созидания в стране.
Это важно потому, что много желающих «пигмеев» – и из стана «либералов», ставших «революционерами» современной капиталистической контрреволюции, и из стана «русских националистов», исповедующих антикоммунизм, и ищущих свой идеал в возрождении России через восстановление монархического строя (а значит закрепление эксплуатации человека человеком), что является реакционной утопией, – чтобы лишить Ленина русскости и русского величия, которыми он обладал, без сомнения.
В подкрепление этой своей мысли приведу высказывание Н.В. Устрялова, который был сподвижником Колчака, потом осознал, что поражение белых армий было неизбежным, поскольку за их победой стояло расчленение России Западным империализмом и гибель России как цивилизации. Он писал так о Ленине, откликаясь на его кончину:
«Он был, прежде всего, великий революционер. Он не только вождь, но и воплощение русской революции. Воистину, он был воплощенной стихией революции, медиумом революционного гения... Его хотят судить современники: его по плечу судить только истории...
Он может быть назван посмертно величайшим выразителем русской стихии в основных чертах. Он был, несомненно, русским с головы до ног» (Устрялов Н.В. О Ленине// Ленин Человек – мыслитель – революционер, – М.: 1990, с. 420).
Современный русский писатель, болеющий за сохранение крестьянской России, ее цивилизационного кода, который наиболее сохранился в крестьянстве в виде родовой памяти, Владимир Личутин назвал Ленина «русским вождем – фараоном, махатмой и пророком», ставшим «новым чудом света», спасшим, оберегшим «мужицкую Русь, угадывая ее предназначение» (Личутин В. Мавзолей Ленина// Завтра. – 2010. – апрель. – №16(857), с.2).
2. Второе положение – это то, что Ленин является Гением Русского Прорыва человечества к социализму, руководителем Октябрьской революции и становления советского государства, и советской цивилизации, духовным, организующим и мыслительно-интеллектуальным центром и в проведении Октябрьской революции, и в организации отпора интервенционистским войскам Антанты, Японии и Германии и контрреволюции в Гражданскую войну, и в период начала созидания социализма в стране (НЭП, создание СССР и др.).
Не признать роль Ленина в Великой Русской Социалистической Революции, передать лавры её главного организатора Троцкому, противопоставить Ленина Сталину, показать его этаким «интеллигентиком», который в революции на самом деле сыграл незначительную роль (аналогично пытаются принизить значение Сталина в Великой Отечественной войне), – эти все приемы борьбы против Ленина, его всемирно-исторического значения для всей истории человечества, которые не прекращаются до сих пор.
В либерально-демократической России, где власть слепо продолжает вести ее к уничтожению, осквернение памяти Ленина, попытки убрать с Красной площади Мавзолей Ленина (пока идет информационная война «врагов» Ленина и русского народа за совершение этого акта), а его тело перезахоронить, с тем, чтобы потом полностью расправиться с «красным», советским мемориалом на Красной площади, продолжаются.
В. Личутин, по-своему интерпретируя и значение Ленина, и «войну», развязанную «либералами» против его памяти и Мавзолея Ленина, так сказал своё слово об этих двух величайших символах Величия России:
«Мавзолей Ленина решительно связал древнюю историю русов с настоящим временем, и в истории великого этноса не стало ложных пробелов. Воистину Красной (красивой, светлой, хорошей, святой) площадь стала с того момента, когда мощи Ленина положили на посмотрение. С этого дня площадь получила сакральное подтверждение... И когда поставили памятник мужику Минину и князю Пожарскому, и положили в мавзолей махатму Ленина (так его величают в Индии), с той минуты Красная площадь воистину стала святой, ибо Ленин оказался в красной комнате Ариев России той "адамовой головой", тем "добрым оберегом" для страны, представителем на небесах перед всевышним, которого так недоставало русскому народу. Тут же на Святой площади оказался и верный воин Ленина, мужик – полководец Георгий Жуков» (Личутин В. Мавзолей Ленина// Завтра. – 2010. – Апрель. – №16(857), с. 2).
3. Я защищаю положение (3-е положение), что не только одна Россия – СССР сделала социалистическую революцию и значение Ленина ограничено рамками этого акта в истории России и является только русским – российским явлением, хотя таковым оно и является, и этот смысл по отношению к фигуре Ленина играет немаловажное значение.
Но социалистическая революция в России – Великая Русская Социалистическая Революция – является всечеловеческой по своему масштабу и смыслу, ибо она открыла собой начало Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции (не той «перманентной революции» по Троцкому), как целой эпохи смены цивилизационных и формационно-общественных (по Марксу) оснований бытия человечества.
К этому можно добавить слова из письма М. Гардена в редакцию «Известий ЦИК СССР», вызванного смертью Ленина: «Сотни миллионов, вплоть до темнейших глубин Азии, видели в нем, Ильиче, в родном, в брате и друге, учителе и страже, огненный маяк своих надежд. Перелистайте книгу времен: где и когда в истории было нечто подобное? Умер человек, равного которому нет, и у его могилы его гений непобедимым, прометеевским дерзанием зовет нас к долгу следующего дня» (Ленин. Человек-мыслитель-революционер. М.: 1990, с. 464).
Бертран Рассел в 20-х годах ХХ века, после смерти Ленина, сказал: «...наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза, одному – в области мира, другому – в действии...» (Рассел Б. Из письма в редакцию «Известий ЦИК СССР»// Ленин. Человек – мыслитель – революционер. – М.; 1990, с. 506).
Отталкиваясь от этой мысли Рассела, я считаю, что ХХ век вошел в историю как век Ленина, Сталина и Вернадского и эти три величественные исторические фигуры останутся по своей значимости того, что они сделали для человечества, на вечные времена в будущем.
Рубеж ХХ и XXI веков, начало XXI века ознаменовалось наступлением первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которая фактически предстала, как глобальная экологическая катастрофа мировой системы капитализма – глобального империализма, которая реально обозначила возможные сроки экологической смерти всего человечества уже к середине XXI века (Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537 с.; Субетто А.И. Манифест борьбы против глобального империализма. – СПб.: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 36с.; Субетто А.И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. – СПб. – Кострома: Изд-во «Астерион», КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 99 с.).
Выход у человечества – один: переход к социализму, но к социализму нового качества – ноосферному, экологическому, духовному социализму.
Приговор капитализму подписала не только формационная логика Истории по Карлу Марксу, т.е. Внутренняя Логика Социального Развития, которая показывает неизбежность смены капиталистической формации коммунистической, частью которой является становление социализма, но и Большая Логика Социоприродной Эволюции, которая вышла на авансцену Истории человечества в конце ХХ века в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, в виде противоречия между стихийной формой развития человечества на основе частной капиталистической собственности, рынка и капиталократии и необходимостью управления социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, как главного условия выхода из пропасти Глобальной Экологической Катастрофы, т.е. перехода к подлинной, управляемой истории, которую К. Маркс связывал с понятием коммунизма, но перехода к управляемой истории в новой – ноосферной парадигме.
На этом фоне действия ноосферно-социалистического «вектора» Истории на рубеже ХХ и XXI веков и в начале XXI века особенно преступной, исторически невежественной и противоестественной выглядит осуществляющаяся капиталистическая контрреволюция в России, вот уже длящаяся с 1991 года 30 лет и поставившая Россию на грань системно-цивилизационной катастрофы и возможного самоуничтожения (Субетто А.И. Битва за Россию: 1991 – 2008гг. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – 400 с.).
По отношению к 1990 году в 2007 году в России сократилось (Литвиненко В. Запутались в клубке. Встречные аргументы «Аргументам и фактам»// «Улики. Приложение к «Советской России». – 2009. – 15 ноября. - №7. – с.2, 3) (эти данные за прошедшие 13 лет отнюдь не были исправлены, деиндустриализация России, не смотря на разговоры об импортозамещении, продолжается):
· производство металлорежущих станков: в ~ 14 раз;
· производство металлорежущих станков с программным и числовым управлением: в ~ 50 раз;
· производство автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения и металлообработки: в ~ 140 раз;
· производство ткацких станков: в ~ 200 раз;
· производство экскаваторов: в ~ 3,5 раза;
· производство бульдозеров: в ~ 4,2 раза;
· производство тракторов: в ~ 16 раз;
· производство зерноуборочных комбайнов: в ~ 9 раз.
А это означает деиндустриализацию экономики России, превращение ее в колониальный придаток Запада. Россия де-факто и есть колониальная капиталократия, т.е. экономическая колония в первую очередь империализма США.
Фактически капиталистическая контрреволюция, вождями которой стали М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин и их последователи, продемонстрировала свою полную неспособность к созиданию, проявила разрушительно-уничтожающую, античеловеческую свою направленность.
Поэтому имена В.И. Ленина и И.В. Сталина, олицетворяющие собой мощность социализма, эпохи советской цивилизации с 1917 года по 1991 год, вызывают у всех, кто стал исповедовать антисоветизм и антикоммунизм, встали в ряды сторонников осуществляющегося процесса колонизации России со стороны глобального империализма, особую ярость и истерию.
Я, очевидно, первым сформулировал положение о ноосферном социализме в 1990-95гг. и перевел его в целостную научно-мировоззренческую систему Ноосферизма. К этому же выводу несколько позже пришли такие русские исследователи как Н.Н. Лукъянчиков и А.П. Федотов. По А.П. Федотову «земная ноосферная цивилизация» есть «новая наступающая управляемая, научно и духовно организованная земная цивилизация, функционирующая в условиях ограниченных возможностей Земли» (Федотов А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире. Курс лекций. – М.: АСПЕКТ ПРОЕСС, 2002. – 224 с.; с. 26), и ее основой должен быть «экологический социализм», который есть "классический социализм (общественная собственность, плановое народное хозяйство, возвышение разума и духа над капиталом), установивший гармоничное, равновесное взаимодействие человечества с биосферой» (Там же, с. 28).
Таким образом, всемирно-исторического значение гения Владимира Ильича Ленина состоит не только в том, что он стоит у истоков и во главе Русского Прорыва человечества к социализму в начале ХХ века, но и в том, что он возвышается в Истории, всем своим научным, организационным и революционным творчеством, как основатель эпохи социализма/коммунизма, которая в XXI веке становится формой спасения человечества от экологической по содержанию, рыночно-капиталистической по причинам и своим источникам, гибели человечества (уже к середине XXI века), становится началом новой Управляемой Истории, но уже в ноосферной парадигме – как управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
История России выдвинула в начале ХХ века В.И. Ленина и И.В. Сталина, которые стали символами победоносной Великой Русской Социалистической Революции и созидательного рывка советской цивилизации – СССР с 1917 по 1991 годы, но она же призвала на арену своего творчества Владимира Ивановича Вернадского, русского и советского ученого, мыслителя-энциклопедиста, создавшего теоретическую систему биосферы и ноосферы. Развитие учения о ноосфере во второй половине ХХ века продолжили советские ученые А.Л. Яншин, Н.Н. Моисеев, В.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.А. Яшин и другие. Сам В.И. Вернадский подчеркивал, что его учение о ноосфере и теория научного социализма взаимосвязаны, что реализация ноосферы будущего связана с социализмом (Субетто А.И. Владимир Иванович Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.Е. Некрасова, 2007. – 87 с.).
Таким образом, Россия всей своей историей ХХ века подготовила возможный ноосферно-социалистический прорыв человечества в XXI веке, ту «вертикальную альтернативу», о которой, как необходимости для человечества, размышляет Дж. Кьеза.
В цитируемом интервью он приводит следующие оценки:
«…Римский клуб в 2002 году в США и в 2005 году в Италии выпустил новую книгу «Лимиты развития». Прогнозы Римского клуба исполнились. Теперь они дополнены девятью сценариями развития. К сожалению, у всех них катастрофические последствия. Разница между сценариями только в количестве жертв – несколько миллиардов человек, или только сотни миллионов. Послание Римского клуба: если мировые лидеры начнут перемены сейчас, катастрофа закончится несколькими миллионами жертв. Если не начать перемены сейчас и потерять время, то исполнится девятый сценарий с несколькими миллиардами жертв. Нет выбора – с катастрофами или без катастрофы. Выбор между катастрофами – маленькой, средней или большой. Значит, мы должны предупредить миллионы человек, чтобы они начали готовиться к абсолютно другой системе цивилизации» (Кьеза Дж. Надо начинать готовиться к катастрофе// Отечественные записки. Приложение к «Советской России». – 2009. – 31 декабря. - №23(198), с. 16).
Этой «другой системой цивилизации» может быть только Ноосферный, Духовный, Экологический Социализм или Ноосферизм, ноосферно-социалистическая цивилизация, реализующая управляемую социоприродную эволюцию на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
Вопрос социализма стал судьбоносным вопросом для жизни всего человечества в XXI веке. Теперь капитализм предстает не только эксплуататорским обществом, противоречие между Трудом и Капиталом в котором является основанием его смены социализмом и в последующем коммунистической формацией (по формационной логике Истории по Марксу), но и антиэкологической формой бытия человечества, приговор которому вынесла сама Природа.
Вот почему оценка всемирно-исторической роли личности Владимира Ильича Ленина в начале XXI века, в логике празднования 150-летия со дня его рождения приобретает новые, ноосферно-социалистические основания, которые всем, кто не потерял разум и, кто понимает, что человечество стоит перед императивом выживаемости, который может реализоваться только в ноосферно-социалистической, управляемой парадигме Истории, предстают единственной альтернативой выживания человечества.
Осмысливая «русский коммунизм» как историческое явление, его истоки и смысл, Н.А. Бердяев по своему, своим внутренним чутьем, схватил, этот русско-цивилизационный и русско-возрожденческий, ценностно-духовный генезис социалистического движения в России, в который вливается потоком творческие деяния таких ярких и разных представителей русского духовного поиска и русской культуры, как Радищев, Пушкин, Гоголь, Чаадаев, Лермонтов, Петрашевский, Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Михайловский, Бакунин, Кропоткин, Толстой, Лавров, Лопатин, Ткачев, Н. Федоров, К. Леонтьев, Вл. Соловьев (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского космизма. – М.: Наука, 1990. – 234 с.).
Главным, что объединяло этих разных мыслителей, деятелей русской культуры, – было стремление к совершенству, к утверждению, правды и целостности бытия, отрицания буржуазно-мещанского взгляда на жизнь и мироустройство.
«Гоголь и Толстой, – размышляет Бердяев, – готовы были пожертвовать творчеством совершенных произведений литературы во имя творчества совершенной жизни. Русские писатели не закованы в условных нормах цивилизации (мой комментарий: западной капиталистической цивилизации, С.А.) и потому прикасаются к тайне жизни и смерти. Они выходят за пределы искусства. Таков Гоголь, Толстой, Достоевский… Гоголь уже ставил проблему социальной миссии искусства, о призвании писателя к социальному служению. Он хотел того, что в вульгаризированной форме русский коммунизм называет «социальным заказом». Великие русские писатели… не были индивидуалистами по принципу, они искали по-разному всенародного, коллективного, соборного искусства. Обличением неправды существующего общества, исканием правды, литература исполняла социальную миссию… Русская поэзия была полна предчувствий грядущей революции, а иногда и призывала к ней» (Там же).
По Бердяеву, который был оппонентом Ленину (тем более ценны его оценки), Ленин в своем историческом деле, которое он совершил, был продолжателем русской универсалистской линии. «Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента… сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединил в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей… Ленин был революционер-максималист и государственный деятель… Только такие люди успевают и побеждают», – писал он (Там же, с. 95).
Эта универсалистско-космо-социалистическая линия Эпохи Русского Возрождения, которая воплотилась в Гении Владимира Ильича Ленина, как в Гении Русского Прорыва к социализму, определила и особый путь России к социализму в XX веке, выстроившийся на отрицании зарождающегося капитализма в России на базе, уже в моей трактовке, «цивилизационного социализма», ее ценностного генома, в центре которых стоит тяготение к общинности, коллективизму, соборности, к коллективной форме выживания в суровых условиях самой холодной цивилизации мира, раскинувшейся на северо-евразийских просторах от Балтийского моря и границ Западной Европы до Тихого океана и от берегов Северного Ледовитого океана до Черного моря, до границ Турции, Ирана, Афганистана. Монголии и Китая.
Поэтому появление Ленина как исторического социалистического деятеля всемирного масштаба в России – явление не случайное, а закономерное, явление, выстраданное всей Историей России как евразийской, общинной цивилизации с ее культом правды и соборности.
Ленин стоит у истоков Начала Глобальной Социалистической Революции, под знаком первой волны которой прошел весь ХХ-й век.
В этом его величие и значение для будущего.
Откат первой волны этой революции в 90-х годах ХХ века, реванш глобального империализма – явление временное. Капиталистическая контрреволюция в России с 1991 г. и по настоящее время продемонстрировала свою «импотентность» в области созидания и процветания России, она быстро превращается в «черную дыру» Истории России, что означает ее цивилизационную катастрофу. Кстати, в самом этом факте снова, в превращенной форме, проявился антикапиталистический, цивилизационный архетип России.
XXI век показывает подъем новой, второй волны Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции, в которой Ноосферный Социализм становится императивом экологического выживания человечества.
Н.А. Бердяев писал: «Ленин был типически русский человек. В его характерном выразительном лице было что-то чисто русско-монгольское. В характере Ленина были чисто типические русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа…» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224 с.; с. 94).
В.Г. Комаров проницательно замечает: «Не обладая универсализмом и всеобщностью правды истории, ее антипод – ложь истории – все-таки существует, но только как несамостоятельная, паразитарная форма бытия псевдоправды истории, выдающей себя, разумеется за правду. …Псевдоправда (ложь) истории есть не более, чем объективная материальная кажимость, заимствующая чужую сущность – сущность правды истории. Когда правда в очередной раз достигает возобладания над неправдой, когда начинается процесс генерализации правды истории, что происходит обычно в периоды демократических подъемов революций, выглядящих катастрофами главным образом в глазах господствующих «верхов», тогда ложь истории рассыпается и раскрывается ничтожность ее внутренней определенности. То, что в онтической/онтологической лжи истории было заимствованием у правды, в такие моменты подвергается разоблачению в качестве пустой внешней видимости» (Комаров В.Г. Правда: онтологическое основание социального разума/ Под ред. В.Я. Ельмеева. – СПб.: СПбГУ, 2001, с. 144).
Ленинский Русский Прорыв человечества к социализму в виде Великой Русской Социалистической Революции был утверждением онтологической правды как всемирной истории человечества, так истории России как самостоятельной цивилизации. Именно поэтому Дело Ленинского Русского Прорыва к социализму имеет Будущее в XXI веке, потому что это Дело носит всеобщий и универсальный, вневременной характер, в то время как капиталистическая контрреволюция в России, возглавляемая «либералами-демократами», есть онтологическая ложь истории, мимикрирующая под ее правду, а поэтому обреченная на онтологический крах, после которого проявится ее «пустая внешняя видимость».
Ленинский Русский Прорыв человечества к социализму в начале XXI века, в соответствии с Логикой Онтологической правды, которую русский разум очень остро чувствует, перерастает в ленинско-вернадскианский Русский Прорыв к ноосферному социализму.
Подведем итоги.
1. Владимир Ильич Ленин – плоть от плоти русского народа, выражение гениальности русского народа. Одновременно он – всемирно-историческая личность огромного масштаба, равной которой нет другой личности, потому что он открыл новую историю человечества (новую эру) – историю социализма/коммунизма через победу первой социалистической революции на Земле – Великой Русской Социалистической Революции. Тем самым он поднял Величие Русского Народа и вместе с ним – всех народов России на высоту всемирно-исторического дерзания и творчества, которых не знала История до 1917 года.
2. Владимир Ильич Ленин – не просто революционер, этого определения мало для его многогранной личности, но и крупнейший мыслитель, философ, ученый, организатор, полководец и учитель.
3. Владимир Ильич Ленин – Титан Эпохи Русского Возрождения. Эта характеристика Ленина, новая, необычная, сугубо моя, потому что концепция Эпохи Русского Возрождения мною была предложена мною в 2008 году. Эпоха Русского Возрождения началась с эпохи Петра Великого и Ломоносова и продолжается в наше время. Она имеет космоноосферный вектор своего устремления, утверждает космическую телесность и космическую устремленность духа и разума человеческого, утверждает Добро, Любовь и коллективизм, направленные на Общее Дело (по Н.Ф. Федорову) – создание гармонии между человеком и «суперорганизмами» Земли, Биосферы, Космоса, Универсума.
В этом контексте Ленин появляется в Истории России и человечества не случайно, а закономерно, потому что наступил «Час» отрицания капиталистического пути, как не соответствующего основаниям и ценностям России и русского народа и соответственно вектору всего исторического поиска русского народа, сконцентрированного в Эпохе Русского Возрождения.
В этой логике анализа Ленин, – несомненно, русско-возрожденческая фигура, а его Дело – Дело Социалистического Прорыва человечества несет в себе заряд всего предшествующего поиска Эпохи Русского Возрождения.
4. Ленинизм, как показано мною, явление чисто русское, русско-возрожденческое, однопорядковое с марксизмом, в каких-то моментах, причем самых главных, развивающих его, а в каких-то моментах, устаревших с позиций империалистической эпохи развития капитализма, отрицающих его. В то же время ленинизм – явление всемирно-историческое, обращенное к революционному преобразованию жизни каждого человека на Земле, освобождения его от эксплуатации Капиталом.
Ленинизм не устарел, потому что продолжает существовать глобальный империализм на Земле и действует социалистический императив.
5. В XXI веке В.И. Ленин, как историческое явление, и ленинизм востребуются, потому что пришло время перехода человечества к Социализму/Коммунизму не только по Внутренней Логике Социального Развития, противоречий между Трудом и Капиталом, между Социализмом и Капитализмом на международной арене, но и по Большой Логике Социоприродной Эволюции, которая рыночно-капиталистическое человечество уже ввергла в состояние первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, проявив как фундаментальное противоречие XXI века – противоречие между капитализмом в форме глобального империализма (строем мировой финансовой капиталократии) и Природой – планетой Земля, Биосферой, Космосом.
В настоящее время российское общество интенсивно обсуждает предложенные Президентом России изменения в Конституции РФ. Считаю важным отметить следующее судьбоносное положение для будущего России. Россия как евразийская общинная, самая холодная (с самой большой энергетической стоимостью воспроизводства жизни общества и народного хозяйства) и с самым большим хронотопом, т.е. пространством-временем, бытия подчиняется закону идеократии. Это означает, что российская цивилизация не может развиваться без большой идеи, указывающей направление её развития на долгосрочную перспективу. Такой идеей должна стать идея перехода России на ноосферную парадигму развития, востребующую социализм нового качества – Ноосферный Экологический Духовный Социализм. В новой Конституции должно быть записано о необходимости государственной идеологии. Имя Владимира Ильича Ленина – это навсегда, пока будет живо человечество на Земле.
Александр Иванович СУБЕТТО, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, академик РАЕН, член Центрального Совета РУСО