А. Стерликов. «И вам, законники, горе…» (Часть I)

А. Стерликов. «И вам, законники, горе…» (Часть I)

Стоило однажды лидеру Компартии упомянуть «Нагорную проповедь», как тут же посыпались обвинения в «клерикальном уклоне», в уступках провластному руководству РПЦ, в «поповщине». Между тем, некоторые товарищи находят смысловое (или даже текстуальное) сходство в отдельных тезисах «Морального кодекса строителя коммунизма» и той же «Нагорной проповеди». А другие строгие товарищи, хранители чистоты коммунистического Писания, считают подобные высказывания опасным партийным уклоном.

Наверное, было бы хорошо сравнить тексты и опубликовать работу, например, на «Русском Ладе». А мы тут условимся, что моральный кодекс христиан («Нагорная проповедь») и «Моральный кодекс строителя коммунизма» все же разнятся.

Что касается «Нагорной», то там, в двух канонических евангелиях Нового завета, много такого, что как раз полезно бы знать и коммунисту. Слышу возмущенные голоса: «Ударили по левой – подставь правую?!» Послушайте, но разве не подставляет другую щеку депутат-коммунист Бондаренко во время ожесточенных баталий в Саратовской думе? Да, этот народный депутат отнюдь не смирная овечка, – «чоповцы» ему уже угрожали расстрелом, а во время недавней акции в январе, в ответ на его законное депутатское требование допустить к задержанному избирателю, он услышал команду полицейского чина («Сотрудники полиции – боевое оружие!»; нет, не робкого десятка Бондаренко, но все же он вынужден «подставлять щеку» врагам народа. Словно стальными полицейскими наручниками сковывает волей крепкие свои руки спортсмена, прижимает их к телу (в противном случае понятно же – уголовная статья), и с помощью видеокамеры, продолжает публично обличать врагов народа, словами, по смыслу сходными с тезисами «Нагорной». («Напротив горе вам, богатые! Горе вам, пресыщенные ныне! Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете»).

Не уверен, что депутат-коммунист когда-либо держал в руках Евангелие, но он постоянно напоминает своим коллегам-законодателям из «Единой России» о грядущем суровом возмездии, почти на каждом заседании Саратовской думы напоминает: «И вам, ЗАКОННИКАМ, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них!». Напоминает похожими, а чаще другими, – простыми, забористыми словами.

А посмотрите репортажи с заседания Саратовской облдумы с участием мадам Литневской из «Единой», которая каждый раз с женской мстительностью и невероятной изобретательностью, опять-таки, наверное, присущей только женщинам, измышляет все новые и новые проклятия и оскорбления на голову Бондаренко, при этом всякий раз швыряет своими холеными пальчиками комья дерьма в советское прошлое. Порой мне даже кажется, что если бы депутат-коммунист был воцерковленным, то он бы непременно и молился бы за нее, лицемерную грешницу, на заседаниях облдумы поминающую имя Бога всуе, в Христово Воскресение цинично раздающую куличики избирателям-пенсионеркам после того, как она на скамье в Думе проголосовала за нищенскую пенсию в 8 200 р., за антинародный закон о выходе на пенсию, и всегда недрогнувшей рукой голосующую за множество других, антинародных, антисоциальных законов.

Цитаты, речения и… живая партийная жизнь   

Слушаю в подвале райкомпартъячейки многословные выступления товарищей, и сам иногда беру слово и тоже не кратко говорю, а потом, возвращаясь домой в трамвае, вспоминаю полные горечи и сарказма слова Христа: «Ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны».

Читаю в газете публикацию в защиту «чистого марксизма-ленинизма», скомпонованную из раскавыченных и закавыченных цитат Ленина и Сталина, а в списках кандидатов от Компартии вижу карьериста или соглашателя и приспособленца, которого поддержал тот же член ЦК, написавший бойкую статью в защиту чистоты марксизма. И конечно сразу же всплывает в памяти горькая Христова отповедь: «Что вы зовете меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что я говорю?».

Волочу плужок между картофельными бороздами в деревне, или с рюкзаком за плечами отдыхаю в лесу на валежине, вспоминаю стояния в пикетах и думаю: не таких ли, как Н. Бондаренко или В. Рашкин, не о коммунистах ли сказано в «Нагорной» слова: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное»? Когда было сказано, а будто сегодня!      

****

Однажды в райкомовском партийном подвале я стал свидетелем ожесточенной полемики и даже, каюсь, принял в ней участие. Коммунисты увидели на «красной доске» ватман с именами товарищей, пожертвовавших в кассу крупные суммы. Словесное прение случилось после того, как представитель контрольной комиссии пояснил, что все эти товарищи на «красной» почетной доске – успешные предприниматели и помощники депутатов с зарплатой, какая иным труженикам и не снилась, а про пенсионеров с нищенскими пенсиями и говорить не приходится. Зачем эта наглядность, этот «почетный список» на всеобщем обозрении – подчеркивать неравенство в коммунистической организации? Зачем посыпать соль на больные раны? Как тут не вспомнить библейский эпизод с лептой бедной вдовы в сокровищницу храма, когда Христос противопоставил вдовьи две лепты взносу богатых иудеев: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила», пояснив при этом, что она (вдова) «от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела», а «все те (богатые иудеи – А.С.) от избытка своего положили в дар». Дискуссия была горячей, но ватман с именами состоятельных жертвователей все же сняли с почетной доски.     

Или вот еще: первые христиане собирались в катакомбах, в пещерах (то есть в заброшенных горных выработках, где брали камень на сооружение дорог, дворцов, особняков и домов), а мы на собрания райкомпартъячейки собираемся в подвальных помещениях и радуемся, когда есть кран с раковиной умывальника и туалет с исправным сливным бачком. Конечно, не везде так: если в организации на учете влиятельный или состоятельный (материально) член партии, депутат коммунистической фракции в ЗакСе или в Госдуме, то у коммунистов может появиться приличное, пусть и временное, арендуемое помещение для собраний, куда можно пригласить большое количество сторонников партии на какую-нибудь значимую конференцию.

****

Сегодня коммунистов ХХI века, как и христиан Римской эпохи, бесчестят, оплевывают, подвергают осмеянию на гостелеканалах, а также на «оппозиционных» интернет-телеканалах, причем даже тогда, когда мы не протестуем, а всего лишь возлагаем цветы к Мавзолею или на камень, под которым покоится прах товарища Сталина, на всяких русскоязычных «дождях» и «свободах». При этом используется любой повод для поношения и дискредитации, сегодня обвиняют в разжигании классовой ненависти, в экстремизме и в «подстрекательстве к насилию и захвату полицейского участка», а завтра, напротив – в трусости, вялости и соглашательстве. А иных коммунистов бросают в узилища, пример тому – Сергей Удальцов, Андрей Левченко, народный депутат Бессонов вынужден скрываться от неправедного антинародного суда. Одного нашего товарища в Татарстане, члена избиркома, во время подсчета голосов избили до полусмерти, и он умер от побоев; разумеется, местные власти дело замяли. Опять же – и на Бондаренко посмотрите: как он выдерживает все поношения, оскорбления, судебные преследования и даже тычки кулаками?*) Есть же человеческий предел психологической прочности… Но коммунисты выполняют свой долг – на парламентских баррикадах или в пикетах, предпочитая это осмеяние позору отступничества. Или, как сказано в одном из посланий апостола Павла, о котором я еще скажу несколько слов: «Трудимся и поношение терпим».

Христос в «Нагорной» обращается с возвышенными словами ко всем, жестоко попираемым властью, униженным и оскорбленным: «Вы – соль земли, вы – свет мира». Разве не то же самое (разумеется, в меру своего ума и красноречия) мы говорим в пикетах или у парового котла, на автомобильной стоянке, в очереди к терапевту? И разве в пикетах и на митингах все мы, – и коммунисты, и патриоты, – отвергаем «нищих духом», то есть людей, утративших веру в счастливое будущее, в социализм, нравственно опустошенных, падших духом? Мы к ним обращаемся со словами призыва к Сопротивлению, призываем их возвыситься верой в лучшее будущее? И неистовый в своих социальных проповедях депутат Бондаренко (в толпе и на «ютубе») постоянно обращается к «нищим духом», опять же с тем, чтобы возвысить их.

Удел подвижников, провидцев, героев народных – одиночество и забвение?

Библеисты в своих публикациях обращают внимание на то, что Христос во время восхождения на Голгофу и в момент распятия был всеми покинут, – и учениками, и даже близкими. Впрочем, ученики-апостолы покинули его еще в Гефсиманском саду, когда он был окружен римскими воинами и стражей синедриона. Только «при кресте Иисуса стояла Матерь его» да еще две Марии одна из которых – блудница Магдалина. Во всей трагической наглядности это показано в фильме Бортко, экранизировавшего роман Михаила Булгакова (вероятно, использован какой-то апокриф), – видно, что рядом с ним только Матфей, и больше никого, здесь даже Марию, «Матерь его», не видим!

Трагична и судьба апостола Павла, всеми забытого на излете его жизни. Сразу уточним, что это реальный исторический персонаж, жил и проповедовал в первом веке; умер – весьма предположительно, – в 65 г., возможно казнён, когда Нерон жестоко преследовал христиан. А ведь Павел был реформатором с большой известностью. До него христианами были только жители Палестины, иудеи, он же «братьями во Христе» объявлял и греков, и финикийцев, и сирийцев, и египтян, вообще всех язычников, эллинов. Его бросали в тюрьмы, изгоняли из городов, побивали камнями; причем не только ортодоксальные евреи, но даже «братья», иудео-христиане, так и не простившие ему Савла. Но он никогда не отрекался от имени Христа, которого он не видел, от учения, в которое он однажды, будучи еще Савлом, уверовал и которое он реформировал, сделал универсальным.

Почитайте Зенона Косидовского, известного писателя и библеиста эпохи социализма, оставившего нам блестящее исследование канонических текстов Нового завета. (А кроме таковых, были и т.н. «тайные речения христиан», непризнанные впоследствии евангелия, – буквально: «благовестия», «благовествования», – апокрифы, «подложные» «отрешённые» книги, однако же, почитавшиеся в первые века христианства наряду с Четвероевангелием, лишь в IУ веке признанного единственно подлинным, священным, боговдохновенным). Косидовский пишет, что апостол Павел «в момент своего самого тяжкого испытания был совершенно одинок. Это… явствует из некоторых эпизодов «Деяний апостолов»… Стоя перед судом и кладя голову на плаху, Павел также был один как перст. Никто не заботился о его судьбе и, быть может, даже не знал, что с ним произошло. Павел простился с жизнью с горестным сознанием, что он покинут всеми».

Эти библейские эпизоды пришли на ум, когда узнал, что Нине Андреевой в минувшем году была присуждена премия «Слово к народу», как сообщается, «за героический подвиг, выступившей в «Советской России» в марте 1988 г. с письмом «Не могу поступаться принципами»». Согласен, уважаемые, если вы сейчас хотите мне возразить: жизнь Нины Андреевой не была столь трагичной, как у библейских персонажей, её никто не преследовал. Но вспомним некоторые эпизоды её общественного поприща. Сразу же после публикации в «Советской России» на нее обрушились не только «демократы» (в сущности, те же компрадоры, либералы-западники), но и, что печальнее всего, – товарищи по партии.

На страницах «Ленинградской правды» (партийный орган обкома КПСС) в 1990-1991 гг. появились большие статьи, в которой были использованы тезисы публикации Нины Андреевой, где сурово бичевались «апологеты» «сталинского казарменного социализма», где едко высмеивались «не могущие поступиться принципами», где злобно говорилось о «социально опасном советском мещанине», который доводит себя «до коммунистической истерии».**) Написал их тогда внезапно возвысившийся и относительно молодой функционер КПСС. Он и поныне здравствует, хотя и в преклонном возрасте. Обвинения были серьезные, и я бы сказал, тяжелые с точки зрения партийной этики и советской нравственности. И надо учесть, что «Ленинградскую правду», выходившую огромным тиражом, тогда читали коммунисты и беспартийные работяги, домохозяйки и пенсионеры…

Помню, в библиотеке Дома писателя (в особняке Шереметьева, Шпалерная, 11) я наблюдал, как Володя Насущенко склонился над подшивкой «Советской России» и внимательно читает публикацию Нины Андреевой, прозаик Насущенко, автор добротных рассказов о жизни таких же, как и он сам тружеников. (На пропитание себе и своей семье он зарабатывал в основном работой в котельной. Правда и гонорары при этом, пусть и нерегулярно, как и я тоже, получал за публикации в сборниках, за отдельные издания).

– Ну, что ты думаешь об этом, Егорыч? – спросил я безупречно честного труженика, когда он отложил подшивку «Советской России».

– Уж такая сволочь эта Нина Андреева… - сказал он веско и непререкаемо, и на этом разговор наш пресекся в корне. Вот если бы нечто такое сказал еврей (а в Ленинградской писательской организации было много евреев, даже очень много), обиженный «пятым пунктом», навостривший лыжи в Израиль или в Америку на Брайтон-бич, я бы позвал бы его в наше писательское кафе, заказал бы там по чашке кофе, чтобы дискутировать с ним до потери пульса, до того момента, когда вместо аргументов раздаются вопли: «Да ты же скрытый антисемит! Сталинист!» – «А ты, Яша, обыкновенный сионист! Злобный русофоб!». Не думайте, что все это я так – ради красного словца, ожесточение было страшное. В годы «перестройки» даже на литературных собраниях в Белом зале, где критики, прозаики и поэты произносили речи, искусно разукрашенные яркими словесами, баталии иногда завершались истерическими выкриками: «Черносотенцы! Сталинисты!! За такие речи надо морду бить!…».***) Литераторы выясняли друг с другом отношения, администрация же Дома писателя, вероятно, в сговоре с «МЭ(Е)Ррзкими» (как тогда говорили) чиновниками мэра Собчака, запустила в чудесные «рыцарские залы», в «золотые гостиные», барыг-«кооператоров», не соблюдавших элементарную пожарную безопасность. Дом, как и следовало ожидать, сгорел; особняк был восстановлен на пепелище, но писателей туда уже не пустили. Но это уже тема другого разговора.

Коммунисты Нину Андрееву как-то очень уж быстро забыли, несмотря на то что она была среди защитников Верховного Совета в 1993 году. Автор погромных публикаций в «Ленинградской правде» все эти годы неизменно избирался в рабочие и почетные президиумы научных и практических конференций, нередко председательствуя (или сопредседательствуя) на конференциях, и сейчас он пишет пространные статьи – рассуждает о «нормах ленинской партийной этики», о «нравственных нормах и принципах». Слова «норма» и «нормы» в его публикациях часто употребляемы. Хотя вообще-то эти слова означают ограничительное понятие, некое предписание, а нравственность, духовное развитие беспредельны. Что касается Нины Андреевой, то она как раз нарушила нормы этики и нравственности, сформировавшиеся в партийной среде в годы правления Хрущева и на излете жизни Брежнева, и остававшиеся таковыми до катастрофы КПСС… По этой причине ей пришлось испытать горечь непонимания, и прежде всего в партийной среде.

Автор этих строк значительную часть времени в последние десятилетия живет в лесной деревне, но отчасти он все же и городской житель. Поэтому иногда приходилось быть участником разных конференций, слушать речи представителей разных фракций коммунистического движения, представителей различных патриотических организаций. Но вот не помню ни одного выступления или какого-то заявления Нины Андреевой, не присутствовала она на конференциях хотя бы в качестве гостя; скорее всего ее на конференции просто не приглашали. Да, возглавляла неких «большевиков-коммунистов», но это был узкий круг единомышленников…

Впрочем, я был свидетелем, как автору разгромных публикаций на конференциях задавали развернутые вопросы, содержавшие и оценку публикаций прошлых лет по поводу Нины Андреевой. И тогда он, иронически поглядывая на задавшего ему каверзный вопрос, рассказывал, что Нина Андреева вообще-то хороший человек, но что она химик, всего лишь кандидат наук, и что она (впрочем, как и бывший секретарь обкома и член Политбюро КПСС Романов), не имеет надлежащей теоретической подготовки, что за нее статью написал кто-то другой (возможно, ее муж) и что она, наконец, была превосходной хозяйкой и умела вкусно готовить.

Феноменальная популярность, непостижимая известность на всю страну и… забвение. Возможно, ее чувства на излете жизни были сходными с ощущениями апостола Павла, о которых нам поведал блестящий польский беллетрист, исследователь текстов Нового завета Косидовский.

Нет, я никого конкретно не обвиняю, не возлагаю вину на какие-то организации или структуры левого движения. Ибо кто же из нас не знает знаменитое речение Христа: «Кто без греха, пусть первый бросит камень»? Но здесь, пользуясь случаем, всего лишь еще раз напоминаю истину: «Нет пророка в своем отечестве», не однажды повторяемую и в библейских текстах, и в нашей обыденной жизни, отчего и ставшей банальной.

И одиночество, и забвение еще при жизни – удел многих подвижников, народных героев, провидцев. Что уж там говорить о партийных трудягах, о рядовых пехотинцах партии. Еще вчера мы говорили товарищу: «Ты – настоящий коммунист!», днем и ночью ему звонили по каждому поводу или вовсе без повода, но вот он тяжело заболел (или умер), погиб от бандеровской пули в Донецке, и мы его забыли… Наверное, жена по-своему права, когда она мне говорит: «Зачем всё так близко принимаешь к сердцу? Да пусть работает помощником депутата «Единой России»! Если совесть продал, если партбилет для него – картонка дешевле открытки, украшенная портретом Ленина. Доведешь себя до инсульта, инфаркта – кому ты будешь нужен…»

Сделаем паузу, друзья. Поставим точку, чтобы потом продолжить наш «рождественский, святочный» разговор в другой раз.

Примеч. редакции «РЛ»:

*) Известный популярный блогер, депутат Саратовской облдумы Н.Н. Бондаренко 8 февраля с.г. оштрафован на 20 тыс. рублей за то, что он якобы принимал участие в несанкционированном митинге. Блогер не был задержан полицией во время событий, штраф был наложен судом неделю спустя, после массовых акций протеста, после публичного заявления о том, что он (Бондаренко) намерен баллотироваться против известного Вячеслава Володина, о котором идет речь в очерке. Как говорят сегодня в народе, был бы человек, а статья найдется.

**) Автор, конечно же, имеет в виду публикации Ю.П. Белова в 1990-1991 гг. на страницах «Ленинградской правды», которая была органом Ленинградского обкома КПСС: «Мещанин во политике» (5 июля 1990); «Трудный путь к ХХI веку» (17 июля 1991).

***) Подобные шедевры литераторов, запротоколированные добросовестными стенографистками, можно найти в изданиях, где публикуют документы времён «перестройки».

Анатолий СТЕРЛИКОВ

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024