А. Шкатов. «Попса» как технология

А. Шкатов. «Попса» как технология

На протяжении последних лет тридцати пяти большая часть российской музыки, получившая уничижительное, но справедливое прозвище «попсы», имеет одно замечательное свойство – когда кажется, что падать больше уже некуда, исполнители находят новые и все более изощренные способы «пробить дно»!

Советский Союз разрушали не только политическими и экономическими методами. Во второй половине 1980-х годов страну охватила истерия «сексуальной революции». На экранах появляются чернушные фильмы наподобие «Интердевочки» и «Маленькой Веры», где сексуальная тема выходит на первый план, что было немыслимо для десятилетий развития советского кино. Вместо высоких идеалов и стремлений к светлому будущему людям начинают навязываться совсем другие, низменные интересы.

И на эстраде в этот момент впервые за все советское время появляются исполнители, громко выпячивающие в своем творчестве тему отношений, далеких от платонических. Такие, как Женя Белоусов, такие, как группа «Комбинация», известная пошлыми песенками с проповедью американофильства – сейчас, кстати, эти покрывшиеся нафталином звезды «перебиваются» бюджетными гонорарами, выступая на щедро оплачиваемых государством праздниках (как солистка той самой «Комбинации» Алена Апина недавно на дне города Липецка). Именно в это время Алла Пугачева получает звание, прости господи, народной артистки СССР. «Эстрада ведет народ в капитализм», открыто высмеивая советский строй и его чистоту нравов.

И вот этот капитализм настал. Капитализм девяностых, дикий капитализм, который можно было бы сравнить с пиратством XVII века. На авансцене появляются новые заказчики – «братки» в малиновых пиджаках с манерами не самых образованных слоев общества. Возникает жанр музыки, высокопарно названный «русским шансоном», а по сути представляющий собой самый что ни на есть тюремный «блатняк». На всю страну гремит имя Михаила Круга – к слову, затем убитого теми, кого он и воспевал. Появляются десятки групп, создающих примитивную музыку «на трех аккордах». Романтизация бандитизма сыграла значительную роль в криминализации российского общества – и продолжает играть до сих пор, особенно в провинциальных селах и городках.

Новое поколение в российскую «попсу» приходит в начале 2000-х годов вместе с созданием целой россыпи телешоу типа «Фабрика звезд» и «Новая волна», где ушлые продюсеры за небольшую плату штампуют одинаковых «звезд». Имена многих из них уже мало что скажут современному россиянину – погремели они несколько лет на радио и телевидении, и о них успешно из-за их одинаковости и неинтересности забыли. Отличительной чертой этого поколения «звезд» стал своеобразный «ментальный стриптиз» (да простят меня читатели за это слово), выставление в текстах песен напоказ своих самых личных, интимных чувств (если и чувства эти можно назвать правдивыми). Ложь, фальшь, дорогой грим и убогость за его маской заполонили концертные площадки России.

Но, пожалуй, никогда российская действительность не была настолько антиэстетична, как в последние пять лет, после прихода в Россию музыкального сервиса TikTok. Страну буквально захлестнула волна однотипных поделок от подростков, не получивших музыкального образования, слабо знакомых с правилами стихотворного и музыкального сложения. Но эти подростки в одночасье становятся кумирами миллионов. Символом этого поколения, пожалуй, стала певица с вызывающим псевдонимом «Инстасамка» – двадцатитрехлетняя Дарья Зотеева из Тюмени. Если верить информации из Википедии, «звезда» Дарья умудрилась даже не закончить девятый класс, но при этом приобрела неимоверную популярность незамысловатыми и откровенно глупыми текстами, где, даже не скрывая, просто откровенно смеется над своими поклонниками. Кстати, а о чем же поют такие «тиктокеры»?

«Я заработала столько бабла, мои внуки будут носить Gucci» – та самая «Инстасамка»;

«Я, я хочу!» – «Нет, я хочу!» – «Туфли «Джимми Чу» и айфон хочу!» – Кристина Si (она же Кристина Саркисян);

«Не жизнь, а праздник, папа – коммерс, Под ж*** «мерс», мой бизнес сам вывез» – Тимати (Тимур Юнусов, правда, представитель «старого» поколения, удачно подстроившийся под «новое»).

Иными словами, нынешняя горе-эстрада является верным пропагандистом того самого всем нам уже хорошо набившего оскомину капитализма. Миллионы подростков видят мечту своей жизни в том, чтобы стать успешным и богатым «тиктокером».

Правда, им при этом забывают рассказать, что «раскручивают» таких горе-звезд в основном все те же самые ушлые продюсеры, что и пару десятилетий назад, подчас за огромные деньги небедных родителей. Для этого действительно даже петь уметь не надо. Если же и бывают ребята, от природы одаренные голосом и слухом, то и их эти продюсеры также возьмут в оборот, гребя лопатой огромную прибыль за их счет (ох, все-таки не случайной была недавняя смерть Юрия Шатунова!).

Казалось бы, парадоксально, что российское государство, повсеместно кричащее о необходимости развивать культуру страны, таких «тиктокеров» тоже активно поддерживает. Приглашает их на торжественные мероприятия, на дни городов, грантами пичкает, предоставляет площадки на главных телеканалах страны. Секрет прост – чем глупей народ (а особенно молодежь), приходящий в восторг от этого, стыдно сказать, творчества, тем спокойней государству живется за счет этого самого народа. Не случайно же тиктокеры капитализм проповедуют. Те, кто против этой системы выступает, сегодня в глубоком, говоря молодежным сленгом, «андеграунде».

А как же сегодня живет настоящая, высокая культура, которую обществоведы «элитарной» именуют? А она не живет – выживает. Финансирование музыкальных школ и вузов ужато до предела – а их выпускников вместо голодной жизни «подначивают» к той самой эстраде присоединяться. Новые дома культуры в крупных городах уже десятилетия не строятся. А видели ли вы где-то в телеэфире или тем более вживую концерты классической музыки, кроме канала «Культура», также в последние годы стремительно деградирующего?

Это советский человек мог себе позволить за небольшую сумму купить билет в Большой театр или Мариинку, а студентам такие билеты подчас и вовсе бесплатно предоставляли. А сегодня кем надо быть, чтобы себе позволить вообще хоть раз в год эту Мариинку посетить? В Большом театре, поговаривают, у перекупщиков в новогоднюю ночь билет на «Щелкунчика» торгуется по цене столичной квартиры – и покупают эти билеты не те люди, что искусство любят, а те, что «понтануться», говоря их сленгом, хотят, что могут себе позволить. А провинциальные (да и многие столичные) театры, чтобы выжить, пошлейшие спектакли ставят, дабы масса на них «повалила». На что массовый зритель пойдет – на классику Островского или на «Голую пионерку» судимого режиссера Серебренникова?

Да, это «злые большевики» заставляли народ «Правду» читать, на классические концерты ходить, библиотеки и музеи открывали – потому что понимали, что с некультурным, неграмотным народом страна просто развиваться не сможет. У нынешних же российских горе-правителей, по какой-то иронии себя именующих «элитой», очевидно, цели совсем другие.

Анатолий ШКАТОВ, депутат Липецкого областного Совета депутатов

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Скифия – в новый мир с головой и сердцем Скифия – в новый мир с головой и сердцем
В Москве в отеле «Арарат парк Хаятт» состоялось заседание Московского Скифского Клуба, посвящённое теме будущего России и планеты. Все мы чувствуем время перехода, которое мир проживает уже несколько ...
20 июня 2024
И.С. Бортников. Грозящая опасность, или Молчалины блаженствуют на свете И.С. Бортников. Грозящая опасность, или Молчалины блаженствуют на свете
Сейчас уже мало кто знает и помнит, впрочем, и ранее мало кто ведал о грозном предупреждении, прозвучавшим в 1942 году из пражской тюрьмы Панкрац, в книге «Репортаж с петлёй на шее» (в русском перевод...
20 июня 2024
Лето 1944 года: свободненцы в боях с финскими оккупантами Лето 1944 года: свободненцы в боях с финскими оккупантами
После сражений весной на юге, освобождения Крыма и Украины Красная Армия взяла оперативную паузу, готовясь к летней наступательной кампании. И вновь советское командование во главе с И.В. Сталиным нан...
20 июня 2024