А. Рожкова. О культурном наследии в России и Китае: разница в подходе

А. Рожкова. О культурном наследии в России и Китае: разница в подходе

В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, самобытности всех народов и этнических общностей России 2022 год объявлен годом культурного наследия.

Сам термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Впервые детальное обоснование понятия появилось в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 года. В Конвенции в состав «культурного наследия» входят достопримечательные места, ансамбли и памятники, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, эстетики, этнологии, антропологии или науки.

Культурное наследие является важнейшим основанием для развития нравственной и творческой личности, это фундамент нашей цивилизации и национальной гордости. Культурное наследие включает как материальную, так и нематериальную часть культуры, созданную прошедшими поколениями и воспринимаемую как нечто ценное и почитаемое.

В XXI веке глобализационные процессы вторгаются во все сферы нашей жизни. Интернализация культурного пространства размывает присущие отдельным цивилизациям идентификационные признаки. Россия и Китай, как и другие страны, испытывает влияние в том числе и культурного кризиса.

Культура – это то, что отличает мир человека от мира природы, основа цивилизации. На сегодняшний день представлена разнообразная палитра подходов в отношении сущности культуры. Мы уже обращали внимание, что ее нельзя сводить к совокупности фресок, картин, глиняных табличек, пирамид и симфоний, это система всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.

Культурная сфера сегодня подвергается разного рода угрозам, вызовам и рискам со стороны стремительно меняющихся культурных моделей поведения и жизнедеятельности в глобализирующемся мировом сообществе.

На сегодняшний день сохранение культурной идентичности рассматривается как стратегическая цель национальной безопасности наряду с защитой конституционного строя, развитием экономики страны, сохранением гражданского мира, развитием человеческого потенциала и др.

Вопрос о выделении культурной безопасности в российском законодательстве давно назрел. Законодатель безусловно регулирует отношения в этой сфере (например, с 1992 года действуют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, а с 2002 года – Федеральный закон «Об объектах культурного наследия»,   с 2014 года – Указ Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики»), но возникают проблемы с механизмом реализации.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2021 года (далее – Стратегия) нет словосочетания «культурная безопасность».

Культура выступает в качестве национального интереса и приоритета Российской Федерации, она связана и с достойным уровнем жизни российских граждан, экологией и другими важнейшими направлениями государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Обычно, выделяя в отдельный вид национальной безопасности законодатель принимает отдельный документ стратегического планирования, предусматривает механизм обеспечения. Именно поэтому необходимо выделять культурную безопасность как самостоятельный вид безопасности. Кроме того, законодатель в Стратегии оперирует понятием культурный суверенитет.

Легальная дефиниция данного понятия отсутствует как в тексте Стратегии, так и в других нормативно-правовых актах. Любое государство отстаивает суверенитет. А него входит в том числе и культурная составляющая.

Приведем пример КНР. В ст. 23 закона Китая «О государственной безопасности» установлено, что государство «твердо придерживается курса на развитие передовой социалистической культуры, продолжает и развивает прекрасные традиции традиционной культуры китайской нации, воспитывает и практикует важнейшие социалистические ценности, предупреждает и дает отпор негативному культурному влиянию».

Безусловно, сегодня Китай – лидер не только в экономике, формирующий геополитическое (в рамках ШОС и БРИК), а также культурное пространство. Так называемая политика «мягкой силы» направлена на привлечение иностранцев к пониманию китайского языка и глубоких смыслов китайской культуры, внедрение и распространение китайской цивилизации, в том числе, путем создания Института Конфуция.

С 2011 года в КНР действует Закон «О нематериальном культурном наследии», предмет правового регулирования которого охватывает общественные отношения, возникающие в связи с охраной и распространением влияния культурного наследия Китая в мире.

Китайская политика, в том числе и в сфере безопасности культуры консервативна и последовательна, а важной духовной детерминантой на протяжении тысячелетий является коллективизм, беззаветное служение родине, способность стойко переносить лишения, готовность к самопожертвованию. Любая китайская стратегия является результатом тщательного анализа условий, при которых возможно успешное достижение поставленной цели, считает А.А. Бартош.

Под нематериальным культурным наследием согласно ст. 2 Закона КНР понимается – различные формы представления традиционной культуры, передаваемые от поколения к поколению различными народами и считающиеся составной частью культурного наследия данных народов, а также материальные ценности и места, связанные с формами представления традиционной культуры; включая:

1) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

2) традиционные изящные искусства, каллиграфия, музыка, танец, театр, акробатика;

3) традиционные ремесла, медицина, способы летосчисления;

4) традиционные обряды и празднества;

5) традиционные виды спорта и развлечений;

6) иное нематериальное культурное наследие.

Термин «культурное наследие» встречается и законодательстве Российской Федерации. Так в разделе «Общие положения» Основ государственной политики в сфере культуры раскрывается легальная дефиниция данного термина: совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность

Культурное наследие содержит как материальную составляющую, то есть все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи (например, здания, памятники, исторические и культурные ландшафты, монументы, произведения искусства, документы, книги, фотографии и т.д.) и нематериальную (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров). Обе составляющих культурного наследия в России являются объектами государственной культурной политики, в которую помимо этого включают творческую деятельность, науку, информационное пространство, а также культурные и гуманитарные связи.

Нематериальное культурное наследие укрепляет, по мысли китайского законодателя, культурную идентичность национальностей Китая, способствует защите единства государства и национальной сплоченности, общественной гармонии и устойчивому развитию.

Связь культуры, истории и идентичности очевидна и для российского законодателя. В Стратегии национальной безопасности одной из основных целей считается сохранение и развитие общероссийской идентичности народов России, основой которой являются исторически сложившаяся система духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

Основы законодательства в области культуры в отличие от доктрин, концепций и стратегий определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой «базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ]. В них отсутствует выраженный компонент стратегического планирования. Именно поэтому следует разработать, например, Концепцию или Доктрину культурной безопасности Российской Федерации, чтобы эта составляющая могла задавать направление другим нормативным актам в сфере обеспечения безопасности культуры в целом, и сохранности культурного наследия России в частности.

Что касается Китая, то там традиционная культура давно признается политической ценностью. Она становится фактором «мягкой силы» в вопросе распространения национальных интересов за пределами КНР. Этот подход вывел внешнюю политику Китая на новый уровень развития, даже экспорт продукции радио и телевидения, экспорт китайской литературы, перевод китайских книг и фильмов на языки мира являются средствами достижения стратегических задач КНР не только по обеспечению культурной безопасности государства, но и по расширению влияния своего социокультурного пространства на другие страны, верно указывает К.С. Хатькова.

 В современную эпоху культура становится все более значимым источником национальной сплоченности и творчества, важным фактором в конкурентной борьбе национальных идеологий, поэтому необходимо выделить культурную безопасность в самостоятельный вид национальной.

В связи с этим, необходимо не просто декларировать культурный суверенитет в России, а предусмотреть как в Китае реальные механизмы его обеспечения в целях противодействия угрозам и вызовам современности. А для этого необходимо принять и Федеральный закон, регулирующий область культуры, ведь с 1992 года прошло достаточно времени, чтобы выработать более совершенный понятийно-категориальный аппарат и механизм реализации, а также документ стратегического планирования Концепцию культурной безопасности.

Стоит отметить, что общественное сознание китайского социума является по своей цивилизационной природе стратегическим. В Китае всё: и власть, и мораль, и философия, вообще жизнь носит стратегический характер, полагает А. Бартош. Всё, что китаец ни делает, работает на определенную стратегию. Неудивительно, что влияние Китая со временем будет только возрастать, и немалую роль сыграет культурная политика КНР, направленная как на сохранение как материального, так и нематериального культурного наследия, а также и на популяризацию китайской культуры в мире.

Анна РОЖКОВА, председатель Иркутского городского отделения ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Руки прочь от КНР! Заявление Президиума ЦС РУСО Руки прочь от КНР! Заявление Президиума ЦС РУСО
Научное сообщество России, включая в первую очередь ученых социалистической ориентации, не может не выразить возмущения наглым поведением властей США по отношению к Китайской Народной Республике, угро...
9 Августа 2022
В Киргизии прошло прощание с поэтом В Киргизии прошло прощание с поэтом
В Бишкеке на днях проводили в последний путь Народного поэта Кыргызстана Вячеслава Шаповалова. Он был не только тонким лириком, но и литературоведом, критиком, педагогом. Он был также успешным перевод...
9 Августа 2022
Исчерпанная реальность Исчерпанная реальность
Каждому из нас, должно быть, знакомо чувство некой внутренней «исчерпанности». Почему я взял данное слово в кавычки? Наверное, потому что оно (как и любое подобное описание внутреннего мира человека) ...
9 Августа 2022