А. Костерин. Православный социализм как образ будущего

А. Костерин. Православный социализм как образ будущего

Костерин Андрей Борисович, родился в 1963 году в семье военного. Окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В настоящее время проживает во Владимире, работает во Владимирском государственном университете. Православный верующий. С 2018 г. пишет статьи на темы православного социализма, евразийства и геополитики.

Основные публикации по православному социализму: «Социализм как норма жизни», «Дух, душа и тело православного социализма», «Капитализм как фундаментальная ошибка атрибуции», ««Частная собственность священна», или Как страсть стала природой», «Выполнима ли «Миссия России»?», «Соборное братство – утопия, общественный идеал или норма жизни?», «Карфаген должен быть разрушен!», «Евразийство и социализм: две дороги к одной цели», «Царство ближних. Социология Ибн Хальдуна», «Царство ближних II. Русское общество в оптике христианской и арабской социологии», «Без социализма Россия погибнет», «Православный социализм и «образ будущего»».

Существует ли в России хоть сколько-нибудь организованное движение сторонников православного социализма?

Наверное, число сторонников православного социализма пока не набрало той «критической массы», которое выливается в организованное движение. Идеи православного социализма всё еще переживают «инкубационный период», циркулируя в среде православных общин, среди отдельных, часто виртуальных, сообществ, форумов и блогеров. Хотя ростки организационных; форм время от времени проявляются тут и там. Лет 10 назад идеи православного социализма активно пропагандировало движение «Суть времени» через цикл лекций идеолога православного социализма Н. В. Сомина; Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» имплицитно транслирует идеи православного социализма; военный и общественный деятель В. В. Квачков не оставляет попыток организовать партию Русского христианского социализма.

В последние два года наметилась обнадеживающая тенденция к явному проговариванию и введению концепта «православный социализм» в легальный политический дискурс среди влиятельных общественных деятелей, формирующих общественное мнение и возглавляющих достаточно массовые движения. Это Захар Прилепин, С. А. Михеев, М. Л. Хазин (партия «Справедливая Россия – Патриоты – За правду»), А. Г. Дугин (Международное евразийское движение). Психоисторик Сергей Переслегин в последнем Послании Путина Федеральному Собранию разглядел призыв к переходу от олигархической к солидарной экономической модели, что тесно коррелирует с идеями Хазина.

Нарисуйте в общих чертах, как по-вашему может выглядеть общество, построенное на принципах ПС?

В предельно афористической форме А. Е. Молотков в книге «Миссия России» дал определение православному социализму: «Социализм – это общественная форма осуществления любви к ближнему». Чтобы осуществить этот прекрасный тезис, надо наполнить его конкретным содержанием, что мы и попытаемся сделать, отнюдь не претендуя на полноту и законченность (поскольку социализм – это Литургия («общее дело»), дело всех и каждого).

Прежде всего, православный социализм – это поставленный с головы на ноги советский социализм. Если в советском, марксистском социализме экономика служила базисом, а этика – надстройка, то в ПС всё обстоит ровным счетом наоборот: евангельская этика является не только руководством к личному спасению христианина, но и краеугольным камнем общественных отношений, главным социальным регулятором. Все социальные институты – политика, право, государственное устройство, экономика, культура – одухотворяются заповедями Христа и выстраиваются в согласии с ними.

Н. В. Сомин ввел очень точный термин для описания подлинно христианской социологии – «царствоподобие». Как телу человека не должно быть «автономным субъектом», а должно подчиниться Духу Святому, как человек есть образ и подобие Божие, – точно также человеческому обществу (граду Земному) должно подчиниться, привести себя в соответствие Царству Божию. А. Г. Дугин, словно продолжая мысль Сомина, прямо утверждает цель ПС: «Строительство Царства Божия на земле – прекрасная и христианская идея, т. е. Царство Божие внутри, Царство Божие в человеке, Царство Божие в духе, Царство Божие в наших сердцах… Если мы его построим, разве оно будет тем обществом, в котором мы живем?.. Легитимность будущего, если мы его определим, как строительство Царства Божия на земле и в людях – прекрасная же цель!».

Православный социализм – это Литургия, вынесенная в мир за пределы церковной ограды. Если главная задача человека – спасение, то все дела и послы должны быть подчинены этой задаче. Общество должно помогать каждому в его личном сотериологическом усилии, а не препятствовать ему. Собственно, само понятие личности в христианской социологии трансформируется из индивидуума в собор, симфоническую личность. В идеале вся Россия должна стать таким собором, единой симфонической личностью, о которой мечтал еще Гоголь: «Монастырь наш – Россия!».

Социализм многие связывают со вполне определенной экономической моделью («общественная собственность на средства производства»), но мы не считаем своевременным регламентировать экономические отношения при ПС. Важно лишь, что это будет полная противоположность господствующим ныне капиталистическим отношениям. Если капитализм – это экономика присвоения (закон самовозрастающей стоимости капитала), то православный социализм – это экономика дара. Мы убиваем в себе жадного и ненасытного потребителя, становясь щедрыми и неприхотливыми христовыми слугами: мы берем только самое необходимое (или то, что нам поручено в ответственное распоряжение), радостно отдавая остальное тем, кому нужнее.

И в особенности: каковы должны быть в таком обществе взаимоотношения государства и Церкви?

Взаимоотношение Православной церкви и государства издавна регламентируется принципом симфонии властей. Вопрос, однако, в том, верно ли мы следуем этому принципу?

Государство православного социализма – это не светское государство, где церковь отделена от государства. Это, если угодно, форма мягкой теократии, где Церковь, будучи одной из властей, не только соучаствует в государственном строительстве, но и сама является реальной властью, формулируя главные духовные смыслы; надзирая над государственным аппаратом, охраняя его от греха и всяческих соблазнов; духовно окормляя народ. В исламе есть такой образец – иранская теократия. Нам следует создать если не полный аналог, то нечто подобное.

По моим наблюдениям православное сообщество скорее пугается разговоров о ПС, чем сочувствует им. Как по-вашему можно было бы переломить это недоверие?

Православная паства, как и положено, следует указаниям пастырей. К сожалению, священнослужители в большинстве своем испытывают к идеям ПС не только недоверие, но неприкрытую враждебность, не стесняясь проповедовать ее с амвона.

Переломить это можно только убеждением – путем захвата культурной гегемонии, как учил Антонио Грамши. Пример эффективного подрыва культурной гегемонии явлен нам перестройкой. Теперь нам предстоит сделать обратную операцию: вернуть промытые либеральной пропагандой мозги соотечественников на место. Это на самом деле проще, чем кажется – стоит правде прорваться в мейнстрим (на федеральные каналы или авторитетные СМИ), как неизбежно произойдет метанойя и ложь станет очевидной для всех: «А король-то голый!». За год СВО сознание многих из нас облегченно сбросило с себя морок либерализма, захлебывающийся восторг перед Западом – с социализмом, который наиболее полно отвечает русскому архетипу справедливости, будет еще проще.

Какие доводы в пользу ПС вы считаете наиболее убедительными?

Если бы ПС был математической теоремой или естественно-научным законом, то такие доводы давно бы нашлись. Сложность «доказательства» всякой социально-политической концепции заключается в том, что она затрагивает интересы и даже экзистенциальные установки оппонента. Как заметил еще прораб либерализма Т. Гоббс: «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы беспрестанно опровергались». Более того, эти установки обыватель редко рефлексирует – он их принимает на веру, некритически, от авторитетного лица или его местоблюстителя (например, от телевизора). А суггестивные установки нельзя разбить логическими доводами – их можно «перепрошить» только другой суггестией, внушением.

Уже упомянутый А. Грамши утверждал, что для подрыва гегемонии надо воздействовать не на теории противника и не на главные идеологические устои власти, а на обыденное сознание, на повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Это – не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве».

Рациональное убеждение оппонента тоже важно (выдвигаемая теория должна быть непротиворечивой), но наш опыт ведения форумных баталий на самых разных площадках свидетельствует, что какого-то сногсшибательного довода нет. На одних оппонентов действуют одни резоны, на других – другие, третьи вообще ничем не прошибешь. Более детально социально-психологические механизмы захвата культурной гегемонии мы описали в статье «Слова уст человеческих – глубокие воды».

Как только заводишь разговор о ПС, тебе сразу начинают говорить о сотнях новомучеников, об атеистических комсомольских демонстрациях, о взорванных храмах и т.д. Что можно ответить на это?

Как раз этот вопрос я разбирал в последней статье «Православный социализм и «образ будущего»». Отсутствие притягательного «образа будущего» является острым невротизирующим фактором. Идеологи неолиберального проекта менее всего озаботились о будущем. Их кредо стало не строительство «светлого капиталистического будущего», а самовоспроизводящийся ресентимент, лютая и неизбывная месть прошлому, которое они мало того, что очерняли, но и агрессивно внедряли в общественное сознание.

Ответить на ресентимент можно только одним – предъявить «образ будущего». Чем более притягательным и конкретным, эмоционально насыщенным он будет, тем быстрее идеи православного социализма победят в общественном сознании. Но это – создание образа – скорее, вотчина искусства, нежели философской риторики. К счастью, замечательный пример создания такого образа показал кинорежиссер Александр Пасечник, снявший остросоциальный и вместе с тем подлинно христианский фильм «Миссия России» с участием идеолога православного социализма А. Е. Молоткова.

Как вы впервые пришли к идеям ПС?

Все началось около 15 лет, когда в нашу жизнь активно вошел Интернет, соцсети и форумы. В ходе баталий на различных площадках с либералами и антисоветчиками (господствовавшими тогда практически безраздельно) постепенно выкристаллизовывались идеи, строгие концептуальные очертания которым придало знакомство со статьями, лекциями и книгами Николая Владимировича Сомина (чуть позже – со статьями и книгой Александра Евгеньевича Молоткова). Личное знакомство с соратниками только укрепило убеждение отстаивать идеи православного социализма и самому встать на стезю православной публицистики.

Источник: «Геополитика.Ру»

Читайте также

Юрий Крупнов. Русская планетарная инициатива Юрий Крупнов. Русская планетарная инициатива
В мире нарастает глубокий хаос в связи с нерешённостью давно назревших фундаментальных проблем человеческого бытия. Практически утеряно управление в пользу социально-экономических, техносферных и антр...
8 сентября 2024
Клиническая русофобия в Латвии Клиническая русофобия в Латвии
Рижский русский театр имени Михаила Чехова опубликовал письмо, в котором выступил против применения ограничений в использовании в общественном пространстве Латвии русского языка. «Русский язык — это н...
8 сентября 2024
Ближний Восток. Союз серийных убийц Ближний Восток. Союз серийных убийц
Предгрозовая атмосфера на Ближнем Востоке в любой момент может обернуться большой войной. Израиль и США всё делают для эскалации, усиливая террор в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, разж...
8 сентября 2024