А. Дзермант. К вопросу о цивилизационном самоопределении
В последнее время было несколько интересных бесед с людьми, поднимавшими вопрос о нашем цивилизационном самоопределении. Представляется, что это важная тема, имеющая несколько аспектов.
Первый из них – терминология. Как мы называем собственную цивилизацию, какое имя используем, ведь от этого зависит и наше самовосприятие и восприятие внешними силами. Итак, есть несколько наименований: русская, российская, восточно-европейская, восточно-славянская, евразийская.
Каждое из них имеет свои плюсы и минусы. Русская в значительной степени отсылает только к русскому этнокультурному или национальному элементу, при этом возникает проблемы с включением других элементов, которые как бы нивелируются.
Российская цивилизация в семантическом плане шире, это понятие отсылает к исторической России, которая объединила Северную Евразию и сформировала общую цивилизационную матрицу. Из минусов – может отождествляться только с современной формой – Российской Федерацией, хотя само понятие гораздо шире.
Восточно-европейская – продолжает привязывать нас к евроцентричным моделям, не учитывает роль и важность неевропейских элементов, то есть географически и геополитически слишком узкое понятие.
Восточно-славянская – такое же этнокультурное самоограничение, как и в случае с русской, по сути, это синонимы.
Евразийская – в том значении, которое придавали этому понятию классики-евразийцы, связано с понятием Малой Евразии, Евразии-России, Северной Евразии, но тут возникают проблемы с отождествлением со всей Большой Евразией, состоящей из нескольких цивилизаций: китайской, индийской, арабской, персидской и т.д.
Видимо, оптимальным будет все-таки сложносоставное определение, например, российско-евразийская цивилизация, в котором есть отсылка к исторической России, но нет узкоэтнических коннотаций, есть геополитическое указание и нет евроцентризма.
Границы российско-евразийской цивилизации совпадают в общих чертах с границами СССР с несколькими фронтирными зонами: Восточная Европа, Монголия, Афганистан.
Кроме «академического» или политически целесообразного определения той или иной цивилизации с ней отождествляют некий образ, как правило, связанный с её реальными или воображаемыми предками.
Для западной цивилизации – это англосаксы, то есть американо-британцы с примыкающими австралийцами и новозеландцами. Для отдельных народов – это галлы у французов, тевтоны у немцев, римляне у итальянцев, эллины у греков.
Эти ушедшие племена и народы, их имена – первопредки, первообразы, передавшие свой метафизический огонь современным народам и странам. Никакая цивилизация не может существовать и развиваться без такого метафизического ядра.
А для нашей цивилизации какой это образ? Образы часто приходят через поэзию, особенно в переломные эпохи, когда проступает дух времени и грядущего. Поэты тонко чувствуют эти вещи.
Для нас такой образ явился в провидческом стихотворении Александра Блока, написанного в самом начале 1918 года, где он провозгласил: «Да, скифы мы!». Пожалуй, лучше него не скажет никакой геополитик, культуролог и публицист.
Даже сейчас на Украине все крутится вокруг старых мест, алтарей и очагов старой Скифии, словно мы собираемся перезапустить нашу цивилизацию от её первоначал. И если мы хотим понять себя, наше отличие от Европы и других цивилизаций нам нельзя без этих образов и того, что за ними стоит.
В вопросе цивилизационного самоопределения мало правильно назвать себя, познать своё имя, а также выделить метафизическое ядро, нужно воплощать некое особое предназначение, отражающее во всех ключевых формах цивилизационной деятельности.
У нашей цивилизации есть такое высшее предназначение, которое можно определить тремя терминами: софийность, всемирность, космизм. София – душа мира, но одновременно его живое огненное начало. Без России, Руси, русских и близких им народов мир потеряет баланс, он не удержится на грани и скатится в Инферно. Поэтому наша участь – стремиться к вершинам духа и достигать их, но вести за это вечную священную войну с превосходящими силами зла. Без нас и наших сверхусилий зло восторжествует на земле.
Мы действительно можем быть всемирно отзывчивыми и потому лучше других понимать общие задачи и перспективы человечества, то есть созидать более гармоничный и справедливый миропорядок. Мы одна из немногих цивилизаций, которые умеют в глобальный проект и отказываться от него – это значит отказываться от части своих достижений, от истории восхождения.
Мы первые осмыслили и практически осуществили выход человека в космос и это было логическим развитием нашей софийности и всемирности. София Премудрая в нас взыскует богочеловеческого образа мышления и действия, а на этом пути неизбежно приходишь к выходу за пределы и к соразмерности с Космосом, с соучастием в творении и освоении новых миров. Чтобы дальше идти в Космос, а это наш внутренний зов, нужно, чтобы русские стали человечеством, а человечество – русскими.
Это – предельные грани нашей цивилизационной самости, есть и более прикладные вещи, которые тоже требует самостоятельного осмысления и аутентичного содержания – политическое устройство, национальный вопрос, распределение общественного блага.
В политико-социальном плане нашу цивилизацию можно определить как единство священства, царства и земства.
Священство – это Святая Русь, совокупность святых людей, монахов, монастырей, пророков, провидцев, суфиев, шаманов, православных храмов, мечетей, дацанов, мест силы – всего, что так или иначе связывает нашу цивилизацию с тонким миром. Идея Святой Руси в основе православная, но не только, по мере её расширения можно сказать, что она объединяет всё сакральное, что идет в нашем общем потоке, вливается в него.
Царство – это держава Белого Царя, миссия которого стремиться воплотить Царство Божье на земле, а также воплощать в политической форме идею справедливости и объединения народов. Нередко это возможно только в грозной форме военно-бюрократической империи, которая только и может защитить нашу цивилизацию от внутренней смуты и внешней агрессии.
Земство – наше «гражданское общество», призванное уравновешивать грозный строй и характер царства, это самоорганизация обычных людей и вольница, которая часто срывается в бунт и восстание, если образуется слишком большой зазор между святостью, державой, элитой и простым людом.
Конечно, такая структура – скорее идеал, но только тогда наша цивилизация достигает вершин развития, когда между этими элементами существует живая связь, если она исчезает, начинают накапливаться ошибки и этот груз в итоге приводит к перезапуску нашей цивилизации и воплощению ее в новой форме.
Москва – Третий Рим, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация и союзники – суть разные формы одной цивилизации и в каждой из них мы найдем все три элемента, пусть с разным содержанием. Например, у большевиков идея святости воплощалась в аскетизме первых революционеров, жертвовавших собой и всем ради счастья человечества, генсеки были династией Красных царей, а земство предстало в форме Советов.
Алексей ДЗЕРМАНТ, движение «Новые Скифы»
(ТГ-канал Дзермант)