А. Бобров. Чистые истоки

А. Бобров. Чистые истоки

«...Какой благодарности заслуживают те скромные, бескорыстные труженики, которые с неослабным постоянством, с величайшими трудами и пожертвованиями собирают драгоценности народной поэзии и спасают их от гибели забвения». Виссарион Белинский

Слова, сказанные великим русским критиком в 1838 году в рецензии о составителях сборника драгоценностей народной поэзии, и сегодня применимы к собирателям и хранителям народной песни – неисчерпаемому кладезю духовного богатства. Тридцать лет назад в Смоленске прошел первый всероссийский телерадиоконкурс «Голоса России», гала-концерты открытия и закрытия, которые посчастливилось вести диктору Наталье Андреевой и мне, шли по главному каналу в прямом эфире в лучшее время. Можно себе такое представить сегодня? Тридцать лет назад незабвенный Геннадий Заволокин пел, широко улыбаясь:

Перестройка, перестройка, 

В перестройке вся страна. 
Перестроим инструменты 
На веселые тона. 

Поторопился перестраивать: вскоре в стране победившего капитализма была закрыта на ТВ Главная редакция народного творчества, и мне пришлось в сейфе «Русского дома» прятать богатейший архив программы «Играй, гармонь!». Но на подъеме интереса к своему наследию, к народной песне был создан Российский фольклорный союз, который в ноябре отметил свое трид­цатилетие фестивалем «Живая традиция». Заместитель председателя правления союза Ольга Ключникова сказала на пресс-конференции: «Ищущая и думающая молодежь, этномузыканты, Санкт-Петербургская и Московская консерватории, Вологодский пединститут – их вклад в развитие и сохранение народной культуры трудно переоценить. Форум родился в 2004 году, выработал свои формы: это не только концерт, но и представление новых групп, исследовательская деятельность, дискуссионные площадки. «Живая традиция» – это творческие лаборатории, вечерки для молодежи. Каждый форум не похож на другой. Это значимое событие в жизни страны – культурное, общественное, эстетическое». 

Конечно, можно согласиться со словами энтузиастки, но сегодня ни одно событие не может стать значимым без освещения на телеэкранах. Между тем прайм-тайм на Первом заняла программа «Голос», которая не только все активнее пропагандирует англоязычные песни, игнорирует старинный фольклор, но и прямо каленым железом, ядовитой реакцией выжигает лучшие песни недавнего прошлого. 

Девушка восемнадцатилетняя, интеллигентная, с неплохим голосом спела «Чистые пруды» – очень красивую песню, написанную Давидом Тухмановым на слова Леонида Фадеева. И вдруг в жюри начались странные вопросы-претензии к юной девушке: «Откуда вы эту песню знаете? Вам же всего 18 лет! Ну что вы там поете про задумчивые ивы?» 

Девушка была ошарашена напором жюри и самим нелепым вопросом: откуда знаете? А «Коробушку» можно нам знать? Жюри распоясалось окончательно, поднялась Гагарина и менторским тоном вынесла приговор: «В 18 лет такие песни петь нельзя!» Тележурналистка Александра Ливанская публично задала жюри четыре справедливых вопроса: 

«1. Члены жюри – граждане России? Живут в России? Или они уже все вместе, дружно и давно обитают в Майами? И поэтому понятия не имеют, откуда девушка знает песню «Чистые пруды»?

2. Какое имеет право Гагарина давать советы, что можно петь в 18 лет и что нельзя? Она что – психолог? Великий педагог? Законодатель? Или она считает, что в 18 лет нужно петь только однообразную, занудную англоязычную попсу? 

3. А не стыдно ли членам жюри за свои советы и прочие глупые реплики в адрес прекрасной песни перед ее создателями – Давидом Тухмановым и Леонидом Фадеевым? Они пока еще живы и здоровы. Может, смотрят «Голос». Каково им эту чушь слышать? 

4. Программа рейтинговая, смотрят миллионы, и в России, и за рубежом. Должна же быть хоть какая-то ответственность за то, что вы внушаете миллионам телезрителей! И хочу еще напомнить, что песня «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова вошла в список «100 лучших российских песен XX века». И как же хорошо, что 18-летние эту песню знают и поют!» 

Кульминацией фестиваля «Живая традиция» стал гала-концерт участников, который прошел в Большом зале ДК Московского института стали и сплавов на Ленинском проспекте. В концерте приняли участие лучшие коллективы со всей необъятной России – встала над мрачной ноябрьской Москвой радуга песен, традиций образов и обрядов. Зал был переполнен, шли семьями, в толпе замелькали наряды под стать подобным торжествам, очень много было детишек и молодежи, выигрышно отличающейся от публики на бесчисленных рок-фестивалях: одни эти лица заслуживали телесъемки, не говоря уж про этнографические и песенные драгоценности, которые могут померкнуть без освещения в СМИ. Правда, надо еще думать, как представлять этот первородный клад. 

Ведущий концерта – председатель правления Российского фольклорного союза этномузыкант Сергей Старостин без особых ухищрений пригласил нас в путешествие по бескрайней России, начав с Эвенкии да глухих сибирских просторов, наполненных старообрядческими многоголосными песнями. Для специалиста – это клад, а для неподготовленного слушателя, для детского уха – в некотором роде испытание: моя младшая внучка спросила: «А на каком языке они поют?» 

Особенность форума, как подчеркивают его увлеченные организаторы-специалисты, в том, что на сценических площадках можно увидеть и услышать фольклор в его первозданном, «необработанном» виде – так, как он бытовал в деревне, в естественной среде сельского мира. А где сам этот мир? Ведь теперь и родная песня для юного поколения – увы, диковинка… 

Надо выстраивать, бережно преподносить жемчужины из почти похороненного клада. Конечно, потом блистательные, искрометные коллективы, такие как «Червленый Яр» из Волгоградской области, московский «Казачий Кругъ», нижегородский ансамбль «Птица Жар» с мужскими задиристыми плясками да припевками, тверское творческое объединение «Буза», так зажгли публику, соскучившуюся по подобному действу, всколыхнувшему генную память, что люди не смогли сдержать эмоций. 

Прямо в фойе заиграла гармонь и вспыхнули очаги народного веселья: на одной из площадок плясали, на другой – подхватывали старинную песню. В фольклоре, а не в попсовой потребиловке – все участники и сотворцы… Покорило прежде всего то, что было очень много юных исполнителей – от детского фольклорного ансамбля «Веретенце» (Москва) и этнографического ансамбля «Зорюшка» (село Малобыково, Белгородская об­ласть) до студентов из ансамбля РАМ имени Гнесиных и ансамбля Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова. За ними – будущее народной песни. 

А вообще-то сила народного искусства и упомянутый «Голос» перебарывает. Так, финалистка телевизионного проекта на Первом канале в команде Пелагеи Тина Кузнецова поведала о том, что, будучи классической пианисткой, потом джазовой певицей, пришла к фольклору: «…Я влюбилась в нашу народную песню. Я бесконечно благодарна фольклористам за их экспедиции. Это непростой труд, я его оценила, вернувшись две недели назад из экспедиции по Белгородской области. Свой репертуар я собираю, пользуясь богатейшей фонотекой фольклорной музыки. Мое кредо – не навредить, а бережно перенести в современную аранжировку содержание и дух, находящиеся внутри песни, в ее сердцевине». 

Это драгоценное сердце пока еще бьется, хоть народная песня просто изгнана из эфира, чего нет ни в одной стране Европы. Я уж не говорю про Болгарию с ее каналом «Фольклор» или Венгрию, где на главных каналах звучат народные песни. Но стал в Будапеште нажимать на пульт, и появилась картинка особого канала песен на немецком языке с флажками трех стран – Германии, Австрии, Швейцарии. Понимаете, надо не только проводить президентские советы по сбережению русского языка, но нести его богатства в народ всей силой новых коммуникативных средств – нельзя же только на задушевные фестивали и вечерки энтузиастов полагаться. Нет такого спасительного понимания у тех, кто выстраивает государственную информационно-культурную политику. А без этого – какие скрепы и благие пожелания в белоснежном кремлевском зале? 

Александр БОБРОВ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024