А. Антонов. О русских новогодних праздниках
В преддверии Нового года и в первые недели после него проходит череда знаковых дней и праздников, которые пришли к нам из разных эпох. Самый известный из них для нас – сам Новый год. Но, так как он не один в этой плеяде, то стоит рассказать и о некоторых других. Ибо знание этих дат помогает нам лучше познать нашу историю и самих себя.
Начнём с наиболее древних – наших, пусть подзабытых, но истинно русских народных датах. 21-22 декабря каждого года мы отмечаем день зимнего Солнцестояния. На эти дни, считали наши предки, приходится Корочун (Карачун). В славянорусской мифологии Корочун злой дух, божество нижнего мира, являющееся повелителем морозов, холода и мрака. Возможно, Корочун послужил прообразам Кащея из русских сказок.
В тоже время Корочун, как пишут исследователи, время сокровенное, особенное, тайноведное, когда грань между Явью и Навью очень тонка. 21-22 декабря – Солнце переходит из одного состояния в другое, и, как считали наши предки, создаются условия для появления в нашем мире «навьих существ», обитателей другого астрального мира.
Понятие Явь у наших предков означало мир явленный, материальный. Навь – мир духовный, астральный, мир Богов, душ умерших предков.
Корочун – это последние три дня солярного цикла (20, 21, 22 декабря) перед Колядой – рождением нового Солнца. Корочун – это одновременно и время тьмы, и время рождения нового дня. Считается одним из опасных периодов, когда обостряются все проблемы, болезни, распри. Но, в то же время, это наилучший момент для очищения и расставания с отжившим прошлым.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается», - писал в своих сказках русский писатель А.М. Ремизов. В этих строках Корочун чем-то напоминает нам и Деда Мороза. Только Дед Мороз, полагаю, более весёлый персонаж.
После дней зимнего Солнцестояния 21-22 декабря наши пращуры отмечали Коляду или праздник Коляды, символизирующий рождение нового Солнца. Закончился самый короткий день, светлое время суток начинает увеличиваться. Коляда у наших предков считался Богом молодого зимнего Солнца. В древности ему придавали большое значение.
Наши предки всегда почитали природные явления и пытались связать с ними народные праздники. Они старались жить в ладу с природой. Себя считали частью природы и понимали, что подчиняются законам её развития. В основе мировоззрения наших предков лежала идея мира как единой системы, все составляющие которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Отрицание подобного принципа – причина многих негативных проблем современности.
Имя Коляда, полагаю, связано с понятием «коло», означающим вращение, повторение, движение. Всё в этом мире повторяется, вращается – зима-весна-лето-осень-зима... День-ночь-день... От «коло» берут свои названия, к примеру, имя Коловрат, название инструмента коловорот.
Коляду обычно изображали в виде мальчика-малыша. Сам праздник весьма почитался. В этот день водили (вращали) хороводы, пели песни, прославляли Коляду и Солнце. Весеннее Солнце связывалось у пращуров уже с Ярилой – Богом весеннего плодородия и мужского начала.
От Коляды берут своё начало колядки – русские обрядовые песни во время ритуальных обходов домов (коледование), исполняемые в Святки, период которых длится с вечера Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января). Про сами Святки можно сказать, что это целый славянский праздничной народный комплекс зимнего календарного цикла, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». То есть от появления первой звезды в канун Рождества до крещенского освящения воды. Непосредственными атрибутами праздника являются песни-колядки, игры, гадания, ряженые с использованием масок зверей. Сегодня подобные обряды не редкость в российских городах и сёлах. Думаю, многие видели такие представления.
Считается, что Коляда позднее стал народным славянским названием Рождественского сочельника, который отмечают 6 января в канун Рождества и который считается днём усиленной подготовки к Рождеству.
И, конечно, любимый всеми праздник Нового года. Он стал отмечаться 1 января в России с 1700 года во времена Петра I и по его указу. Своим указом «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» царь Пётр изменяет эру и летоисчисление в русском календаре. Если ранее летоисчисление на Руси велось от Сотворения мира и новый год начинался 1 сентября, то этим указом, вышедшим в конце 1699 года по современному календарю, предписывалось исчислять года от Рождества Христова и с 1 января.
Таким образом, Русь из 7208 года от Сотворения Мира перенеслась в 1700 год от Рождества Христова. Официальное разъяснение подобного новшества было одно – привести русский календарь в соответствии с календарями христианских стран Европы.
Дискуссии по поводу целесообразности изменения русского летоисчисления ведутся до сих пор. Полагаю, можно сказать, что отечественное летоисчисление было, таким образом, обрезано на 5508 лет. Произошло в определённой мере и обрезание нашей русской истории. Через несколько десятилетий немецкими «историками», проходимцами от науки – Байером, его последователями Шлецером и Миллером была состряпана норманнская теория создания Русского государства пришлыми инородцами. И эта стряпня до настоящего времени поддерживается, считаю, русофобстсвующими историками и туманит мозги соотечественников.
Наши предки крепко держались за старое летоисчисление, которое велось, видимо, от весьма значимого для современного человечества события. Европейские народы задолго до Петра перешли на годовой отсчёт от Рождества Христова. А Русь, даже спустя 700 лет после крещения, ещё использовала древний календарь. То что, славянорусы так упорно и долго следовали летоисчислению от Сотворения Мира, на мой взгляд, говорит о их стремлении вести историю своего народа от тех давних времён. И данное стремление, возможно, основывалось на известных им фактах.
Стоит отметить, что вести календарь и отсчёт лет способен грамотный человек, да ещё знакомый с арифметикой. А раз наши пращуры это делали, то грамоту и арифметику, полагаю, знали. Что позволяет говорить об их грамотности на протяжении всего летоисчисления от Сотворения Мира. Говорить о том, что они ещё задолго до Рождества Христова, до начала нашей эры могли читать, писать и считать.
Как здесь не вспомнить выводы русского историка 19 века Егора Классена: «Греки и Римляне заимствовали своё образование и учились грамоте у Славян… Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним».
Надо сказать, что более ранние сведения, дошедшие до нас, сообщают, что новый год у славян начинался с 1 марта. Традиции этого праздника в последующие времена, видимо, соединились с обычаями Масленицы: блины, кулачные бои, веселые катания на санях, сжигание чучела Зимы и т. п. Власть Зимы над миром прекращалась, начинался новый трудовой год, время заготовок сельхозпродукции, охоты, рыбной ловли. Природа просыпалась после холодов, приближалось тёплое время - лето.
Наступало новолетие. В древности год так и назывался – лето. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. Мы же говорим – столько-то лет назад, этому человеку столько-то лет.
Традиция отмечать Старый Новый год возникла после введения в Советской России 1918 году григорианского календаря, вследствие чего 1 января по юлианскому календарю стало соответствовать 14 января по принятому григорианскому календарю. Кстати, традиция встречать Старый Новый год сохранилась в Сербии, Черногории, Северной Македонии (бывшая Македония). Сербы называют этот праздник Сербский Новый год.
В первые недели января у нас отмечают праздники, связанные с приходом на Русь христианства, которое в ходе прошедших после крещения Руси столетий, объединившись вместе с русским ведизмом, ведическим мировоззрением, наших пращуров, создало Русское Православие.
Это уже упомянутый мною Рождественский сочельник, Православное Рождество, отмечаемое 7 января, и Крещение, 19 января. Данные праздники стали широко известными сегодня, и о них немало написано. А многие из нас уже и познали чудеса Рождественской ночи, и живительную силу Крещенской воды.
Андрей АНТОНОВ, член Правления СПб отделения ВСД «Русский Лад», Союза писателей России