В.С. Никитин. Поэт Егор Исаев как образец русскомыслия

В.С. Никитин. Поэт Егор Исаев как образец русскомыслия

Русский поэт и публицист Егор Александрович Исаев (1926-2013) был настоящим советским человеком: воином, тружеником, коммунистом и интернационалистом. Всей жизнью он доказал, что всегда был истинным патриотом своей малой и большой Родины, ярким носителем и выразителем вселенского русского мировоззрения и русскомыслия, убеждённым борцом за справедливость и правое дело. Крепкими корнями был связан Егор Исаев с русской землёй и русским народом.

Он родился 2 мая 1926 года в деревне Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии в семье сельского учителя. Егор рано познал и полюбил крестьянский труд и деревенский образ жизни. Летом 1941 года он рыл окопы и противотанковые рвы под Смоленском, а после призыва в Красную армию участвовал в Берлинской операции, освобождал Прагу, а затем ещё пять лет служил на территории Чехословакии, Австрии и Венгрии. Демобилизован был в 1950 году. За ратный труд награждён орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». На фронте начал писать стихи и был переведён в дивизионную газету «На разгром врага», а затем в газету «За честь Родины».   

После службы поступил в Московский литературный институт имени Горького, который закончил в 1955 году с отличием. Много лет плодотворно работал в издательстве «Советский писатель». Из-под его пера вышли многочисленные поэтические произведения, лирические и гражданские стихи. Среди них наиболее известны баллада о войне «На памяти – Варшава» и философские поэмы «Лицом к лицу» и «Над волнами Дуная». В 1962 году им написана философско-антифашистская поэма «Суд памяти», благодаря которой имя автора стало широко известным. В 1976 году им создана поэма «Даль памяти» – об исторической судьбе русского народа. Обе эти поэмы в 1980 году были удостоены Ленинской премии.

В поэме «Даль памяти» ярко проявилось стремление автора убедить людей в реальности светлой и счастливой человеческой судьбы, если эта судьба не будет подвержена злу. Стремление к масштабно-историческому осмыслению прошлого и настоящего свойственно и многочисленным стихотворениям Исаева. Его литературные творения по-русски отличались лаконичностью и точностью слога, глубиной проникновения в мысли и чувства человека, активной гражданской позицией. В 1981 году Исаева заслуженно избрали секретарём Союза писателей России, а в1984 – депутатом Верховного Совета СССР.

За большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность в 1986 году ему было присвоено звание Героя социалистического труда. Кроме этого, он награждён двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Знак почета.

Воронежские земляки ещё при жизни назвали Егора Исаева «плодородным человеком и земной душой». Надо признать, что на стихи Исаева не было песен, их не включали в школьные хрестоматии. Но при этом он заслуженно был одним из самых титулованных советских поэтов. Его труды выпускались огромными тиражами на русском языке, на языках народов СССР и на языках стран социалистического содружества.

Почему? Да потому, что Егор Исаев был не просто поэтом и публицистом. Он был ярким символом советской поэзии, убеждённым творцом социалистического реализма, образцом русскомыслия и советского патриотизма.

Как утверждал поэт Валентин Сорокин: «Егор Исаев был интересен потому, что мысль его всегда опирается на конкретную жизнь и в устах поэта, по мере накала, она начинает гореть, сверкать остроумием, задыхаться жаждой полёта». Действительно, как и Владимир Маяковский, Исаев был не только поэтом, но и пламенным трибуном, великолепным оратором и бойцом «к штыку приравнявшим перо». Его остроумные, образные, смело обличающие и разящие врагов Отечества строки и речи реально поднимали людей на борьбу со злом. Поэт Евгений Осетров отмечал, что «Исаев обращался со словом, как богатырь с палицей». А поэт А. Бобров очень точно назвал Исаева «истинно народным, корневым поэтом России».

Умер Исаев 8 июля 2013 года. И в посмертных публикациях его справедливо наградили званием – «Воин памяти русской». Ведь он действительно считал, что историческая память – это мощное духовное оружие народа. Исаев понимал важность возрождения и сохранения неразрывной связи времён и поколений для обогащения потомков мудростью предков. Не случайно его лучшие поэму названы – «Суд памяти» и «Даль памяти».

Егор Александрович Исаев заслуженно включён Всероссийским созидательным движением «Русский Лад» в состав «Бессмертной дружины Русского Лада», как духовный витязь русскомыслия. О высокой нравственности, совестливости и русскости его поэзии замечательно написал в статье «А совесть, она и в невесомости – весомость» публицист из Красноярска И.С. Бортников. Я в данной статье стремлюсь показать Егора Исаева, как образец русскомыслия на основе его прозы, публицистических статей, изложенных в сборнике «Колокол света», изданном в 1984 году. Это – книга статей-размышлений автора о смысле жизни человека и народа, о неразрывности Земли и Космоса, высоты и глубины, большой и малой Родины, города и деревни, прогресса и традиции, труда и таланта. В ней автор откровенно раскрывает свою глубинную русскость и проявляет себя как русскомыслящий человек, целостно воспринимающий мир в постоянном движении, познающий глубинную суть людей и явлений, возрождающий и сохраняющий связь времён и поколений.

Сейчас, в период оголтелой русофобии и практически начатой цивилизационной войны коллективного Запада против России и всего Русского мира мудрое творчество Егора Исаева должно быть востребовано. Его подходы к оценке людей и явлений, смысла жизни и литературной деятельности, его аргументация о преимуществе русскомыслия, правдивости, совестливости, благородства и трудолюбия перед лживой западной свободой, перед их стремлением к наживе и насилию очень поучительна. Она может быть полезной сейчас для нашей борьбы со злом. Образное мышление Исаева, его умение точно подбирать доказательные слова и сравнения позволяют раскрыть для соотечественников и всего мира истинный смысл понятия – русскость. Творчество Исаева подтверждает, что русскость – это не проявление русского национализма или русского варварства, наносящего вред цивилизации. На самом деле русскость – это уникальное явление всемирного значения, несущее пользу не только Русскому миру, но и всему человечеству.

Движение «Русский Лад» считает первоочередной задачей возрождение в сознании народов России сокровенного знания о том, что русскость – это всемирно значимое явление в истории человечества, призванное помочь ему не только сохранить жизнь на планете Земля и во Вселенной, но и наладить её как гармоничное единство многообразного в соответствии с законами Космоса под девизом «Миру – мир!».

Показательно, что ещё в 1982 году Егор Исаев убеждал в этом своих соотечественников и всех людей доброй воли. Он в статье «Воспоминания о снеге» писал: «На планете Земля, которую с полным основанием можно было назвать планета Жизнь, мир также необходим, как её атмосфера, воздух, вода, как физическое вещество, как первоэлемент в Менделеевской таблице. Мир и Жизнь. Одна великая Жизнь, включающая в себя миллиарды и миллиарды разных форм жизни – от маленького муравьишки до Человека… В нашем сознании и подсознании она всегда была нескончаемо вечной. Но пришли другие времена – вселенский эгоизм чистогана может убить её всю. Вот почему защита Жизни, как всей Земли, является самой неотложной задачей. Не только политической, но и экологической. Главнее этой задачи – нет. И решению этой задачи отдаёт всю свою энергию, энергию неоспоримой логики, энергию разума наш народ».

В 1983 году в статье «Жизнь наша – Земля» Исаев уточняет с точки зрения русского космизма этот главный смысл русскости. Он пишет: «Земля – великая в глазах наших и капельная точка в глазах Вселенной. Одна живая, пульсирующая жизнь. С экологической точки зрения это самый ранимый, живой организм – объект номер один. Это в совокупности жизнь миллиардов жизней человеческих и других. И вот эта большая жизнь по имени Земля находится сейчас под страшной угрозой дьявольски черного огня… Это огонь не просто по отдельному человеку, а по всему человечеству, по всему живому, по Жизни с большой буквы. Вот что в основном беспокоит нас. Планету Земля, планету Жизнь мы должны уберечь как самое дорогое для каждого из нас и для всех нас вместе. Уберечь мир великого разума человеческого. Уберечь память, культуру цивилизации. И задача эта – неотложная задача всей земли, которая является нами и всем человечеством».

Вот так понимал историческую миссию русскости и русского народа духовный витязь русскомыслия Егор Исаев. Он искренно верил в великое предназначение, духовную мощь русского народа и всех братских народов. При этом от считал, что «Народ – это не столько число сколько качество. Народ – не ты, не я по отдельности, а то, что между нами, что вокруг нас. Земля, труд на земле, культура – вот что лежит в основе народа, взаимонеобходимость в труде, в заботе, в любви, в песне… Не само по себе число – три или триста миллионов жителей, а общее дело, смысл дела, склад памяти, просто память и память историческая – вот что в конечном счёте народ. Склад отношений, нравственные нормы, обязанность друг перед другом, ответственность за общую землю – вот что такое народ. Чувство народа должно быть не только родовым, но и социальным в каждом из нас. Только в таком случае я и ты – народ».

Этот вывод очень актуален. Сейчас очень важно осознать, что определяющим признаком русскости является не родство по крови, а, прежде всего, верность человека русскомыслию и русскому мировоззрению – Ладу. Поэтому Русский мир – это цивилизационная общность русскомыслящих людей независимо от национальности.

Русскомыслие в понимании ВСД «Русский Лад» – это русский способ мышления и миропонимания, основанный на вселенскости, правдивости, разумности, добродетельности и благородстве русского народа и его осознании тесной взаимосвязи движения и мышления.

Вселенскость – это способность русскомыслия целостно воспринимать мир во всём его многообразии и в постоянном движении, т.е. в единстве материального и духовного, космического, земного и человеческого. Егор Исаев в стихах и прозе целеустремлённо демонстрировал свою приверженность этому русскому космизму. Она проявилась в высоте его помыслов, широте кругозора, глубине знаний и высокой духовности его стихов, статей и устных выступлений. К этому же он призывал и своих современников.

Так, в 1983 году в статье «Уроки жанра» он с сожалением утверждал, что в современной поэзии недостаточно глубоко отражена вселенскость мира, усиливается уклон к материальному и техническому в ущерб духовному и человеческому. Исаев обращал внимание читателей, что «космос в стихах не идёт дальше слов, обозначающих его чисто внешне. Стихи сопровождают одни только технические достижения в этой области. Единственно, кто из современников прочувствовал Космос – это Василий Федоров в поэме «Седьмое небо». Космос по Фёдорову – это не что-то бесконечно отвлечённое, а сама наша Земля-матушка, пролетевшая великое пространство не только во времени, но и в самой себе, совершенствуясь физически и нравственно, и только после этого ставшая той самой голубой Вегой, где законы высокой чести и подлинной красоты обрели характер естественной философии поведения… Тут Космос в двух проявлениях: космос мироздания и космос души».

Публицистика и поэзия Егора Исаева насыщена таким глубоким философским смыслом. В её основу положена русская философия совершенства с её диалектической логикой, соединяющей материальное и духовное, а не западная философия свободы с её формальной логикой. Исаев, проявляя вселенскость русскомыслия, стремится убедить читателя в абсолютной целостности мира и необходимости осознания основополагающего закона Вселенной – «всё во всём». В статье «Жизнь наша – Земля» он пишет: «Всё взаимосвязано и едино. Человек и Земля. Земля и мысль. Земля и слово. Земля как память наша, как история и как наше дело на земле. Труд – вот что самое дорогое, самое необходимое на Земле».

Раскрывая созидательный и жизнеутверждающий смысл коммунистической идеи, Исаев философски разъясняет: «В гимне коммунистов сказано: «Владеть землёй имеем право…». Глубоко, всеохватно сказано. Владеть и в малом, и в великом. Владеть – не просто властвовать, а владеть, чтобы заботиться о ней, приумножать её богатства, а не только брать. Приумножать трудом, любовью. И в этом весь наш кодекс Земли. Труд и любовь – вот истинное золото Земли. Потому – то и знак классового единения в труде – серп и молот – не только знак политический, социальный, но в неменьшей степени знак самый наиприродный, экологический».

Исаеву было свойственно русское стремление жить по-правде. Он считал, что народ обязан знать правду какой бы горькой она ни была, и не-горькую правду – правду улыбки и шутки. Движение «Русский Лад» считает, что правдивость – это неукротимое стремление русскомыслия познавать истину, способствовать реализму, т.е. правдивому отражению действительности, стремление к изучению объективных законов Космоса, природы, человечества и осознанная готовность жить по-правде, т.е. по законам Космоса в гармонии человека, общества и природы, т.е. жить в ладу, а не господствовать.

Стремясь к правдивости, Егор Исаев остро ощущал и глубоко осознал неразрывную связь между движением и мышлением. Он понимал необходимость их соответствия друг другу для правильного и правдивого ответа на вызовы времени. Исаев не боялся открыто и смело говорить и публиковать горькую правду о губительных для страны явлениях. Он не только воспевал величие труда. В статье «Это вечная весна – студенчество» Исаев с болью говорит: «Мы слишком долго и слишком категорично разделяли и разделяем сейчас труд на физический и умственный, демонстративно отдавая при этом предпочтение умственному труду. Он дескать передовой и благодатный, а физический труд был низведён к менее престижной категории. И вот допредпочитались. Затянувшаяся физическая праздность – это, согласно марксистской диалектике, первый путь к иждивенчеству и к эксплуатации тунеядством. Гармония – вот высшее совершенство природы. Умственный труд только тогда велик и значителен, когда он в дальней и ближней основе своей содержит в себе и труд физический. Нечто подобное можно наблюдать и в нашем отношении к труду на земле – к деревенскому труду. Так уж сложилось: город более передовой, чем деревня. Но ведь если рассудить: корню незачем равняться с вершиной. Вершина к свету поближе, а корень к земле, к её животворящим сокам. Они и родственны   в разности своей. Они вместе работают на цветок, на яблоко, на колос, на зерно. И чего им делить! И всё-таки – корень во-первых, а вершина во-вторых. Начало всё-таки там. Работать на земле – кормить, поить, одевать – это самое престижное дело».

Вывод, который Исаев сделал из этой горькой правды, актуален и сегодня: «воспитание молодёжи следует вести не противопоставляя физический и умственный, городской и деревенский труд, а показывая их теснейшую взаимосвязь и взаиморазвитие, утверждая в молодых умах русское диалектическое единство материального и духовного».

Применительно к своему писательскому труду стремление к правдивости Исаев выразил в 1978 году в статье «Пусть летят журавли» так: «Для писателя литература – это созидание. А для того, чтобы создавать надо не только со всех сторон увидеть предмет, о котором ты пишешь, но и вчувствоваться в него, войти в его объём, тесно заполнить его своим чувством и лишь потом заговорить… Заговорить не столько о предмете, сколько из предмета, из факта, из события. Из войны заговорить войной, из любви заговорить любовью, из человека заговорить человеком – заговорить с нерва, с мозговой клетки, с корешка. Проинформировать о чём-то всегда легче нежели изобразить и выразить. В этом и лежит разница между журналистской и писательской работой».

Далее в 1980 году в статье «Дорога к слову» Исаев продолжил эту тему так: «Писательство – это своего рода извоз: дорога к слову, в слове и дальше слова – к читателю. Дорога из жизни в жизнь. А раз так, то в корень слова гляди: что везёшь и зачем? И в даль слова гляди: откуда везёшь и куда? И при этом не впадай в край – ни в тот, ни в другой». Такая вот диалектика писательства по Исаеву. Продолжая тему правдивости в статье «Послушайте звезду», Исаев пишет: «Мало быть просто талантливым. Талант живёт не талантом, а жизнью. Делом живёт, образом, идеей. Живёт, как дорога, пространством - в постоянном поиске ответа: что, куда, откуда и зачем. Талант должен знать это и соответственно знаемому ещё и уметь. Уметь в разрозненном, в разнослойном находить сходное, совместное. Далёкое уметь сопрягать с близким. Реальность – с символическим… Нужно уметь талантливо с пользой для других управлять своим талантом».

Егор Исаев умел управлять своим талантом. Он был настоящим мастером социалистического реализма. В его понимании «социалистический реализм – это по главной мысли не только метод, но и способ рачительного унаследования и дальнейшего развития всего социально зрелого, доброго, чем собственно и красно человечество… Он приемлет всё прекрасное, справедливое и отвергает всё безобразное и ложное. Он укрепляет веру во всё лучшее в человеке и готовность достойно постоять за всё это лучшее».

Защищая соцреализм от нападок с Запада Исаев в статье «Время, книга, читатель» писал: «На Западе всё больше кричат на весь мир об отсутствии якобы у нас свободы слова, свободы творчества. Это ложь. А уж если мы действительно в чём-то не свободны, так это от любви к матери, от любви к Родине, от чувства совести, достоинства, чести, также не свободны как не свободна земля от своего нетягостного для нас земного притяжения Не свободны мы и от самого наигуманнейшего коммунистического убеждения, от великой идеи, вобравшей в себя всё самое наилучшее, что выработала в течении веков человеческая цивилизация, не свободны от борьбы против социальной несправедливости и угнетения, против расового и колониального рабства, не свободны от веры в наискорейшее искоренение в человеке всего нечеловеческого, дикого, чёрного… И мы не только добровольно служим такой прекрасной несвободе, но и гордимся ею».

Исаев, продолжая великое дело Максима Горького, превращал социалистический реализм в художественный инструмент овладения временем для опережающего и ускоренного развития страны. Напоминаю, что на писательском съезде в 1935 году М. Горький со страстью говорил о необходимости обретения художником зрения будущего: «Нам необходимо знать не только две действительности – прошлую и настоящую… Нам нужно знать ещё и третью действительность – действительность будущего… Это революционный приказ эпохи. Мы должны научиться эту третью действительность изображать сейчас. Это будет способствовать изображению правды жизни в её развитии. В этом смысл и душа социалистического реализма».

Следуя этому завету изображения правды жизни, Егор Исаев в своих стихах и прозе призывал соотечественников учиться смотреть и видеть даль, понимать, что такое даль пространства, даль времени, даль народа, даль человека, даль памяти, даль труда. В 1981 году в статье «Ещё раз о читателе» он утверждал, что «всякий человек – дитя своего времени, но в нём одновременно заключено и прошлое, и будущее. Прошлое – как память. Будущее – как мечта. В сумме этих величин как раз и складывается то, что мы называем - вечность».

В статье «Вечная весна – студенчество» Исаев, обращаясь к студентам, продолжает эту тему так: «Человек всегда во много раз дальше себя самого. Даже дальше своей смерти. Человек не просто начинается своим именем и завершается отчеством. Впереди у него ещё Отечество, народ, страна. Будучи не только собой, но и до себя, он несёт в себе горизонты не только своей, но и будущей жизни. И любая тщеславная попытка самоограничить её, превратить её в сугубо личную собственность не только безнравственна, но и убога. Теряется даль человека в народе, а это его определяющая даль».

Егор Исаев призывал молодёжь к разумности. Разумность в нашем понимании – это способность русскомыслия к творчеству, т.е. к высшему уровню интеллекта, и смелость в дерзновенном прорыве сквозь догмы и запреты к неизведанным высотам знаний, т.е. к совершенству. Исаев, обращаясь к студенчеству, писал: «Мы должны противопоставить нарочитому умствованию и псевдонаучному позёрству истинную свободу мысли и души, иначе говоря - взыскательное простодушие… Быть студентом – это не только воспринимать и заучивать наизусть чьи-то мысли, но и самому учиться мыслить – анализировать и размышлять… Мыслить, а не умствовать, не напускать ум на лицо… Не одевать «интеллектуальную» маску с чужого лица. Играть в чужой ум – это небезопасно. Такая игра слишком завышает и острит амбиции… Амбициозность и высокомерие – это не признак культуры, а признак «заобразованного невежества», близкого к эгоизму».

Исаев мудро наставлял молодёжь и молодых литераторов, что «нужно делом доказывать, что ты интеллигент, а не интеллигентствующий субъект…. Нужно учить работать мыслью». В статье «Глагол Шолохова» он, высоко оценивая художественную мысль великого писателя, отмечает, что у него «мысль не просто фраза, или общее высказывание. Это обязательно характер, образ, лицо мысли… И за всем и во всём этом – обязательно сама красота. Красота любви, красота труда, красота природы, красота мучительно торжествующей правды. Такая изображённая мысль – всегда доказательство, истина».

Раскрывая далее суть мысли и различие формальной и диалектической логики, необходимость единства многообразного, Исаев в статье «Когда «предмет сечёт предмет», посвящённый творчеству Пастернака, пишет: «Мысль выступает не как чертёж, а как явственный натуральный образ. Это не просто слагаемое, а сомноженное многомерное отношение к действительности, отношение не только звука к эху, но и эха к звуку, отношение не только света, но и тени, не только плоскости, но и объёма, не только глубины, но и высоты. Это когда слово не поименует только, а обязательно выражает, даёт лицо – предмета».

В статье «Берег вечности» Исаев выразил очень важную мысль, что разумный подход к поиску истины и совершенства должен быть обязательно основан на родном мировоззрении народа, как на самом фундаментальном уровне его сознания. Об этом он сказал так: «Народная мораль, народная нравственность – это начало всех начал, это та культура, что во многом дальше культуры письменной, печатной. Это прежде всего культура быта, труда, песни, стиха, культура живого языка – пословицы его и поговорки. Это огромный психологический слой ещё докнижного человеческого опыта. Вот откуда проистекает чувство таланта, как особое чувство языка. Оттуда и Баян, и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов. Будучи великими работниками языка, они были пророчески предсказаны, а затем явлены им. Вот почему их вещий дар так и непостижим до конца. Ведь он рассчитан не на одно-два поколения, а на всю жизнь народа, на всю жизнь языка. В этом – вторая жизнь гения. Его бессмертие – в его произведениях. Они живут – значит, жив их создатель».

Много внимания в своём творчестве Егор Исаев уделял показу добродетельности творчества русских гениев: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Никитина, Достоевского, Есенина, Маяковского, Шолохова, Исаковского, Твардовского и других. Добродетельность – это безудержное стремление русских к справедливости, способность творить добро и, проявляя целостность ума и души, чувствовать меру, находить золотую середину в отношении удовольствий и страданий, проявляя разумную достаточность и бескорыстное служение обществу. Пушкин сам о себе написал так: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». А Егор Исаев очень точно в статье «День Пушкина» определил, что «Ген простонародья в Пушкине был куда выше и сильнее унаследованного им знака дворянина. Отсюда и его гениальность. Он гениален прежде всего народом, чувством его истории, культуры и языка. Слово Пушкина, будучи великим, никогда не демонстрировало своё превосходство над словом народа. Даже когда «народ безмолвствует» по Пушкину – это уже больше, чем говорит». Посмотрите, как ёмко сказано и какое глубокомыслие.

Говоря о Лермонтове в статьях «Направление тока» и «Уроки жанра» Исаев отмечал, что Михаил Юрьевич – «гениальный литератор, поэт, прозаик, драматург и ещё замечательный живописец… А его поэма «Демон» и стихотворение «Выхожу один я на дорогу» первыми в литературе открыли век космоса». Это Исаев о русском космизме русскомыслия.

Отмечая глубинную русскость и добродетельность Некрасова он в статье «Уроки жанра» особо отметил, что поэма «Кому на Руси жить хорошо» была «самой большой и вместительной поэмой XIX века. Вместительной по материалу, по мысли, по житейским и социально-историческим узлам и ситуациям, по характерам и по языку. По силе обобщения и по концентрации образной мысли равных ей нет». А в статье «Берег вечности» Исаев дополняет, что главный герой этой некрасовской поэмы не в целом народ, а «мыслящая, рассуждающая мужицкая артель, община». Так Исаев указал где кроются истоки русскомыслия.

Раскрывая это на примере героев романа Достоевского «Братья Карамазовы» Смердякова (бесправие) и Карамазовых: Ивана (ум), Алёши (совесть) и Дмитрия (страсть), Исаев кратко, но ёмко сформулировал главный вывод романа так: «Бесправие недопустимо, поскольку оно само по себе наказание. Мысль без нравственного повода и опоры – сама по себе разрушительна и даже опасна. Бесплодна и бездействующая совесть. А большой любви достойны лишь совестливое простодушие, бесхитростная страсть и бескорыстное добро».

В статье «Слово равное судьбе» Исаев писал о добродетельности творчества Александра Блока, что «в нём красота не расходилась с правдой… А его поэма «Двенадцать» – это символ веры в неизбежность перехода через всё мучительное и сложное, через разрушительное к созиданию истинно доброго и возвышенного». В статье «На высшем пределе» Исаев назвал Сергея Есенина «истинным большим поэтом и диалектиком от природы с космическим чувством земли». В статье «Колокол света» он высоко оценивает добродетельность Владимира Маяковского и называет его «многоствольным талантом, революционером и в слове, и в поступке». Исаев сравнивает силу голоса и силу слова Маяковского с колоколом – с колоколом света. Ведь Маяковский по Исаеву «не просто включил энергию света, а, как огромная турбина, сам вырабатывал её. Он своим колокольным набатом просветлял народ».

В статье «Глагол Шолохова», прославляя гениальность писателя и оценивая образы героев его романа «Поднятая целина», Исаев подметил, что самый «мудрёный и замысловатый образ – это дед Щукарь. В нём, как ни в каком другом образе в мировой литературе наглядно явлено миру живое представление народа о диалектике, как о самом наижитейски постоянном сопутствии простого - сложному, слабого – сильному, по-детски наивного, дурашливого – значительному и важному». Так Исаев обозначил истоки диалектической логики русскомыслия.

О Михаиле Исаковском Исаев пишет с особой любовью: «Исаковский очень традиционен, корни его стихов глубоко уходят в толщу народного поэтического языка. Ему достаточно чуть-чуть тронуть слово, чтобы оно засветилось изнутри – отдало свою природную даль…. У него всё навырост».

Оценивая на русскость и добродетельность творчество Юрия Бондарева в статье «Память одного письма», Егор Исаева пишет о его романах «Горячий снег» и «Берег» так: «Это новый сплав. Ничего по раздельности. Чувства и мысль – всё вместе. Это истинная литература. Она также как и настоящая философия не обслуживает, не отражает только, а выражает. Она не только зеркало, но и лицо перед зеркалом и в зеркале. Она не только звук, но и отзвук звука. Она не только часть, но и целое… Мысль о том, что мерилом социального является нравственность – это стержневая мысль в романе «Берег».

В 1981 году в статье «Даль таланта», размышляя о добродетельности нашей победы над фашизмом, Егор Исаев пишет: «Фашизмом были дико попраны и отринуты все ценности человеческого духа – духа добра и мировой культуры… И какую же высокую нравственную силу нужно было иметь, чтобы противопоставить её угрюмой безнравственности фашизма, махровому мракобесию варваров XX века! Да, мы победили. Победили силой добра в нашем характере, силой всеглагольного слова нашего – способностью оставаться человеком даже тогда, когда имеешь дело с диким чудищем в человеческом обличии». И далее Исаев уточняет: «Злоба – не для нас. Ненависть, гнев – да. Но и то не к человеку вообще, к немцу там или же итальянцу, а ко всему мерзкому, чёрному в жизни. И это не риторика вовсе, нет. Это суть нашего мировоззрения, изглубинное свойство нашего характера. Не зря же пели: «Пусть ярость благородная…». Благородная – вот наша суть, вот наша даль».

В статье «Доблесть таланта» в 1984 году он продолжает тему благородства так: «Благородство! Вот он, новый аспект военной темы. Была ярость, да. Был беспримерный героизм, да. Была святая ненависть, да. Но было и великое, неистребимое благородство. Мы превзошли лютый фашизм не только силой нашего оружия, но и силой духа, силой нравственного содержания наших идей, и, конечно, благородством, всем человеческим в человеке. Озверение, даже спровоцированное чудовищным зверством врага, всё равно противопоказано нам, нашей социальной и человеческой природе вообще. Попрание этой истины ведёт к распаду личности, к предательству нравственности в себе». Эти выводы патриота Исаева очень актуальны сегодня во время Специальной военной операции на Украине.

Движение «Русский Лад», продолжая размышление Исаева, определяет благородство русскомыслия – как патриотизм, т.е. поступки во благо родного народа, природы и родины. Те, кто нарушают это правило является отродьем, т.е. отторгаются родиной. Сейчас таким отродьем стали «иностранные агенты», покинувшие Россию и обслуживающие интересы Запада в их агрессии против Русского мира.

Егор Исаев, как защитник Родины и русскомыслия, выявляя опасность для Отечества и своего народа, умел глядеть в корень и одновременно был дальнозорким, т.е. умел видеть отдалённые губительные последствия даже самых малых проявлений зла.

В 1983 году, т.е. за два года до начала горбачёвской перестройки, в статье «Память одного письма» он пророчески предупреждал: «Зло – это не только открытое противостояние добру, линия против линии, окоп против окопа – нет. Это ещё и тихое десантирование, внедрение издалека, как особый вид радиации. Издалека – и в километрах, и в веках. Надо научиться видеть зло не только в макро, но и в микромасштабах. Дубинка и луч лазера- есть разница? Так и в идеологии. Ложь почему так живуча на земле? Способность рядиться под правду делает ложь порой более похожей на правду, чем сама правда. Вот почему златопалый микроб капитала так притягателен и ядовит… Он не только в радио и телеэфире, он – в самой атмосфере духа со всеми своими соблазнами, предрасполагающими к распаду. И тут пограничные заставы государства – всё равно, что носовой платочек для иприта. Тут нужны пограничные заставы в самом человеке. Служба психологического иммунитета. Служба совести, достоинства и чести… А совесть в человеке – это явление веков, а не дней. Она всё равно, что почва: срыть легко, нарастить – потребуются века».

В статье «Диалектика постоянства» Исаев убеждает власть и общество, что, затевая перестройку, не надо противопоставлять новаторство – традиции. «Надо учить людей совести – это значит учить традиции». Он предупреждает, что «нет новаторства ради новаторства. Истинное новаторство всегда для традиции. В большом и в малом они совместны, как мысль и разум. Но только мысль познаёт, а разум ещё и управляет познанием, соизмеряя познаваемое с уже познанным». Далее Исаев очень точно и образно сравнивает новаторство и традицию со скоростью и тормозом. Он пишет: «Чем больше скорость и масса тела, тем верней должен быть тормоз. Совесть – это прирождённый тормоз, хранитель традиции. Это чуть ли не весь следственно-судебный аппарат, включая и прокурорский надзор».

Движение «Русский Лад» считает, что слом совести народа – важнейшая задача врагов нашей Родины. Хранитель живого великорусского языка В.И. Даль в своём знаменитом словаре не зря назвал совесть – прирождённой правдой. Совесть – это генетическая память народа, сохраняющая в сознании человека главные основы родного мировоззрения - Лада и родного способа мышления – русскомыслия. Поэтому она так ненавистна врагам Отечества.

Задача истинных патриотов Отечества сохранить совестливость в нашем народе, укрепить его русскомыслие на основе вселенскости, правдивости, разумности, добродетельности и благородства русского мировозрения. Это значит, что наряду с военным потенциалом пора создать мощный мировоззренческий потенциал противостояния агрессору, т.е. ту самую «Службу совести, достоинства и чести» внутри человека, о необходимости которой предупреждал власть и общество русскомыслящий патриот Егор Александрович Исаев, пытаясь спасти СССР. Он до конца своих дней твёрдо следовал своему принципу: «А если что – иду с копьём на змея. Я – гражданин. Я – с детства честь имею». Исаев – это образец русскомыслия и патриотизма, достойный пример для подражания.

В.С. НИКИТИН – председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад»

Читайте также

На передовом крае русской науки: Николай Пржевальский На передовом крае русской науки: Николай Пржевальский
В апреле нынешнего года исполнилось 185 лет со дня рождения Николая Михайловича Пржевальского – русского учёного, путешественника, разведчика, одного из выдающихся исторических деятелей XIX века. Личн...
17 мая 2024
С. Кожемякин. Независимость на прилавке С. Кожемякин. Независимость на прилавке
Центральноазиатские элиты превращают суверенитет своих стран в объект торговли и с радостью привечают новых «покупателей». Очередным свидетельством этого стало турне главы британского МИД Дэвида Кэмер...
17 мая 2024
Памяти Николая Мусиенко Памяти Николая Мусиенко
Коллектив «Правды» понёс тяжёлую утрату: скоропостижно скончался член редколлегии, заведующий отделом производства и распространения газеты Мусиенко Николай Михайлович. Мы регулярно помещали на нашем ...
17 мая 2024