Жванецкого поставили в один ряд с Пушкиным, Чеховым и Шолоховым?

Жванецкого поставили в один ряд с Пушкиным, Чеховым и Шолоховым?

В Ростове-на-Дону продолжается бум памятникостроительства. Не успели улечься страсти по поводу установки бюста белогвардейского генерала Врангеля — и вот новый «каменный гость». На улице Пушкинской торжественно открыли памятник писателю-сатирику Михаилу Жванецкому. Новый скульптурный объект вызвал взрыв споров, так же как и его «предшественник» — изваяние «чёрного барона».

В конце ноября коммунистам и возмущённой общественности города удалось добиться демонтажа памятника Врангелю. В ходе противостояния возобладала позиция, что белый генерал не был патриотом России, как утверждают его сегодняшние адепты, он боролся против интересов своей страны, своего народа при поддержке иностранных держав, а значит, ставить памятник ему, особенно сейчас, когда коллективный Запад снова идёт походом на нашу страну, было вопиющей ошибкой.

Памятник Жванецкому тоже разделил общественность, и не только ростовскую, на противников и защитников. Критики увековечения в бронзе Жванецкого ставят под вопрос его патриотизм. Как, впрочем, и художественную ценность его творений. Вот, к примеру, мнение известного писателя Захара Прилепина: «Покойный не был большим патриотом России и никогда не войдёт в пантеон русской литературной классики. Слушать его было иногда даже любопытно, но читать — невозможно, и второго дна там нет (…) Тут дело даже не в том, что Жванецкий плох. Нравится он кому-то — и хорошо. У него был свой стиль и свой слушатель (многомиллионный). Дело в какой-то тоскливой неуместности появления таких памятников…» З. Прилепин называет имена людей, которым следовало бы поставить памятники, в том числе писателей-фронтовиков Юрия Бондарева, Юлии Друниной, Павла Шубина.

Действительно, почему из большой семьи отечественных мастеров слова Ростов на этот раз выбрал именно Жванецкого? Пушкинская улица — самая «писательская» в донской столице. На ней, представляющей из себя пешеходный бульвар, несут вечный караул, кроме монумента Пушкина, бронзовый Чехов, бюсты Шолохова и «правофланговых» донской писательской роты Анатолия Калинина и Виталия Закруткина, а у Дома кино — памятник актёру и поэту Владимиру Высоцкому. И вот теперь — в почётном монументальном строю занял место бронзовый сатирик со своим знаменитым портфелем.

В связи с этим мне вспомнилась статья французского писателя Эмиля Золя «Памятник Бальзаку», написанная почти полтора столетия назад. В ней, узнав, что в Париже решено воздвигнуть памятник Александру Дюма, Золя задаётся вопросом, а почему до сих пор нет памятника автору «Человеческой комедии», внёсшего, на его взгляд, больший вклад в литературу? И отвечает на свой вопрос так: «Читатель всегда обожает авторов, которые не заставляют его ломать голову над своими произведениями, которые не подавляют его слишком индивидуальным характером творчества, но чей беззаботный нрав поддерживает весёлое расположение духа (…) Я даже убеждён, что мои слова вызовут у многих удивление. Памятник Бальзаку? С какой стати? Что за странная затея? Он ведь никогда не шутил, он не развлекал (…) сейчас надо в спешном порядке увековечить в бронзе развлекателей, чтобы время не стёрло их в пыль (…) По крайней мере если уж воздвигать памятники, то надо делать это, считаясь с какой-то логикой и справедливостью (…) Мы не отвергаем Александра Дюма. Мы только требуем, чтобы первым был Бальзак…»

Параллели, мне кажется, просматриваются. Однако вполне допускаю, что выводы Золя, если целиком перенести рассуждения о Бальзаке и Дюма на ситуацию с памятником Жванецкому, покажутся поклонникам сатирика несправедливыми. Довольные установкой памятника напоминают, что Жванецкий не только развлекал, «смешил», но, как и подобает сатирику, в юмористическом ключе вёл разговор о серьёзных вещах, указывал на недостатки, способствуя их исправлению. А за критику, даже нелицеприятную, сатирику пенять, дескать, нельзя.

Что ж, тогда, очевидно, лучшим памятником писателю-сатирику должна бы стать изменённая с его помощью к лучшему, преображённая жизнь.

А вот с этим-то как раз дело обстоит неважно. Громкая популярность, узнаваемость, публичность Жванецкого пришлись на постсоветскую Россию. Помню его в программе «Дежурный по стране», выходившей на федеральном телеканале. В ней Жванецкий остроумно откликался на актуальные темы дня. Такой передачи сегодня нет. Зато получил в нынешней России распространение другой «телеформат»: обращения родителей больных детей, с экрана вымаливающих деньги на операции.

Именно при возрожденном капитализме в порядке вещей стали миллионы соотечественников «за чертой бедности», платная медицина и дорогие лекарства, бездомные, постоянный рост цен, разделение на бедных и богатых. Жизнь в стране для многих менялась к худшему, катилась под откос. А сатирик Жванецкий «дежурил по стране», шутил, обаятельно улыбался многомиллионной аудитории, получал ордена за заслуги, звания. И, мне представляется, вольно или невольно, может, того и не желая, становился в глазах обездоленных людей лицом этой новой России: баловнем эпохи перемен, одной из фигур её пёстрой, вечно ликующей медийной тусовки, «культурной элиты». А, значит, и лицом тех тягот и несправедливостей, на которые так богата для людей современная капиталистическая Россия.

Возможно, и поэтому это лицо, запечатлённое в бронзе на ростовской улице, вызывает у прохожих не только радостную улыбку узнавания.

Андрей КРЮКОВ

Источник: «Правда»

***

От редакции. Если памятник Врангелю под общественным давлением был демонтирован довольно быстро, то Жванецкий в центре Ростова по-прежнему гордо взирает на проходящих мимо граждан, в том числе и на участников презираемой им СВО. Видимо, он для нашей власти по-прежнему свой.


Читайте также

Отчёт Кировского регионального отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчёт Кировского регионального отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Кировское региональное отделение ВСД «Русский Лад» работает в соответствии с разработанными планами и задачами, поставленными третьим всероссийским съездом движения. Правление регионального отделения ...
17 января 2025
Р. Вахитов. Истина и консерватизм Р. Вахитов. Истина и консерватизм
Слово «консерватизм», как известно, означает «охранительство». Иначе говоря, консерватор – это тот, кто выступает за сохранение имеющихся в обществе традиций, порядков, ценностей, охранение их от атак...
17 января 2025
Прощай, Лисицкий! Очередная архитектурная утрата в Москве Прощай, Лисицкий! Очередная архитектурная утрата в Москве
Здание управления Парка Горького, к сожалению, похоже, всё. Начался снос и рассылка пресс-релиза про «новое общественное пространство». Аргументы мэрии за снос: мешает проходу граждан к Крымской ...
17 января 2025