23 сентября 2024
За истинное понимание событий нужно бороться. В Красноярске обсудили Указ президента «Об историческом просвещении»
В Краевой библиотеке проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по обсуждению указа президента РФ от 8 мая 2024 года № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».
Председатель КРО ВСД «Русский Лад» Бедарев Владимир Семёнович, открыл собрание, сообщив о начале рабочего сезона «Русского Лада». Он сказал, что наша история в 90-е годы была настолько искажена псевдоучёными, что Советский Союз получился у них таким же агрессором, как и Германия. Сейчас опять возвращаемся к истинному пониманию исторических событий, но за это ещё нужно бороться и бороться. Рассматриваемый Указ президента необходимо довести до практического действия, чтобы история нашей страны стала правдивой.
Обстоятельный доклад по рассматриваемой теме подготовил профессор Севастьянов Всеволод Николаевич.
Историческое просвещение – регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества.
Государственная политика в области исторического просвещения - совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в области исторического просвещения, направленных на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.
Субъекты государственной политики в области исторического просвещения - органы публичной власти, научные и образовательные организации, академические и университетские центры, организации культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.
Из этого определения следует, что Всероссийское Созидательное Движение «Русский Лад» также является указанным субъектом.
Россия - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое развитие.
В условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма, неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы.
Для противодействия рискам и угрозам необходимо предпринять скоординированные, комплексные и широкомасштабные усилия по организации и обеспечению системной и масштабной работы в области исторического просвещения, образования и науки.
Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в частности, путём:
- осознания многонациональной природы социокультурного развития России;
- популяризации достижений отечественной науки и культуры;
- патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите Отечества;
- сохранения памяти о выдающихся личностях в российской истории, внесших важный вклад в развитие и процветание России (на основании этой нормы можно в Красноярске вновь поднять вопрос об установке памятника И.В. Сталину);
- сохранения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создания условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям (ранее был принят Указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).
Основными принципами государственной политики в области исторического просвещения являются:
- опора на научные знания и фундаментальные научные исследования, традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности;
- понимание истории России, развивающейся по самобытному цивилизационному пути, как неотъемлемой части общемирового исторического процесса;
- преемственность всех этапов российской истории;
- осознание исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого её народа.
Задачами, связанными с совершенствованием механизмов государственного управления в области исторического просвещения, в частности, являются:
- координация исследовательской, методической и массовой просветительской деятельности субъектов государственной политики в области исторического просвещения;
- формирование государственного заказа на подготовку научно-педагогических кадров и проведение научных исследований в области истории России и всех народов, её населяющих, их культур и языков, на разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы (в том числе детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной продукции, видеопродукции и интернет-продукции;
- совершенствование системы контроля качества содержания историко-просветительских и образовательных программ в области истории и культуры, разрабатываемых в том числе для подготовки научно-педагогических кадров.
Докладчик Севастьянов В.Н. особое внимание обратил на роль семьи в историческом просвещении детей и молодёжи.
После этого прошло активное обсуждение доклада.
Председатель КРОД «Трезвая Сибирь» Аникин Сергей Сергеевич предложил поставить в Красноярске не только памятник И.В. Сталину, а также Николаю II. Он также предложил на ул. 9 Мая поставить храм защитникам Отечества.
Бывший депутат КрасгорСовета Сорокин Игорь Васильевич обратил внимание на то, что хорошие указы есть, но они не работают. Торможение происходит на региональном и местном уровне. В Москве и Санкт-Петербурге, например, стоят памятники Сталину, а в Красноярске органы власти упорно противодействуют требованию жителей города и края об установке такого памятника. Хотя людей, положительно оценивающих деятельность И.В. Сталина, с каждым годом становится всё больше.
Урдаев Анатолий Юрьевич сообщил, что в декабре 2022 года по инициативе президента РФ создано Общероссийское общественное движение «Культурный фронт России». В Красноярске «Культурный фронт России» создан в июле 2023 года. Прошёл уже год, а мы до сих пор не имеем нормативных документов. Закон о культуре был принят в 1992 году, его написали нам американцы. Пятая колонна активно противодействует принятию нового закона о культуре. Контроля над учреждениями культуры нет, поэтому часто выпускаются аморальные фильмы и спектакли.
Председатель Железногорского отделения «Русский Лад» Сергачёв Владимир Николаевич сказал, что одним из самых главных является национальный вопрос. Раньше проводились фестивали, где выступали коллективы разных национальностей. Нужно это возрождать.
Руководитель клуба «Краевед» Бердников Леонид Павлович сообщил, что в истории Красноярского края было много чего интересного. В город Боготол, например, приезжал Столыпин. Сталин жил в Красноярске в доме 21 по ул. Лебедевой, Есть документ, согласно которому 22 февраля 1953 года И.В. Сталин был избран депутатом Красноярского городского Совета народных депутатов. На народные деньги построили театр Пушкина. В 1909-1911 годах Красноярск был признан самым культурным городом Российской империи. Обо всех таких фактах нужно информировать историков и жителей края. А это не было сделано даже на 400-летний юбилей Красноярска.
Член Союза писателей России, профессор Замышляев Владимир Иванович отметил, что рассматриваемый указ содержательный, много написано о том, что нужно делать, но не написано как делать. Большая наша беда – неисполнительность на местах. В СССР существовало общество «Знание», которое занималось просветительной деятельностью на всю страну. Учёные и писатели состояли в этом обществе и ездили с лекциями по всей стране. 6 июня 1949 года в Красноярске состоялось первое заседание общества «Знание», в почётном президиуме находилось руководство края во главе с товарищем Сталиным. Это доказывает, что тогда была государственная система просвещения. Министр обороны Белоусов А.Р. при его назначении произнёс великолепную фразу: «Ошибаться можно, врать нельзя!». Но враньё-то продолжается. Даже президент допускает высказывания, которые не соответствуют задачам исторического просвещения. Наша задача – заниматься просветительской деятельностью.
Руководитель «Литературной гостиной», учитель Леменкова Людмила Алексеевна сказала, что основная просветительская работа осуществляется в школе. Интересную встречу со школьниками недавно провёл Замышляев В.И. Она пригласила на «Литературную гостиную» других интересных людей с богатым жизненным опытом: Бердникова Л.П., Севастьянова В.Н. и других.
Доктор филологических наук Самотик Людмила Григорьевна отметила, что в указе слова хорошие, правильные, но есть ли что-то новое, о чём раньше не говорили. Нет. Указ стратегический. Но где тактика? Например, хорошо написано, что одной из задач является «создание единой методологии преподавания истории, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая образовательными организациями высшего образования». Но кто будет эту методику обеспечивать и отвечать? Будем ли контролировать интернет?
Преподаватель истории филиала Финансового университета Костюк Владимир Владимирович сообщил, что есть несколько учебников истории. Министерством образования рекомендован учебник истории России под редакцией Мединского В.Р. Костюк В.В. считает более лучшим учебник Спицына Е.Ю. и рекомендует его студентам. Там даётся проблема и указываются разные точки зрения на эту проблему. Появилась трудность из-за большого количества мигрантов, которые не воспринимают нашу историю, пытаются рассказывать об истории своей страны. Также сложность в том, что не хватает преподавателей-историков, поэтому поручают преподавать историю кому попало: работникам администрации, юристам, философам и т.д.
Бедарев В.С. подвёл итоги круглого стола, сообщив, что тема интересная, ёё будем продолжать, материалы распространим по краю. Сложность исторического просвещения в том, что мало осталось настоящих грамотных историков, так как с 90-х годов все учились по лживым учебникам истории Сороса. Поэтому нужно переподготавливать преподавателей-историков.
Нужно отметить, что механизм реализации государственной политики в области исторического просвещения имеется в разделе VI данного указа. Координационным и совещательным органом при Президенте РФ указана Межведомственная комиссия по историческому просвещению. Прописана обязанность Правительства Российской Федерации и других субъектов государственной политики в области исторического просвещения. Главное – чтобы эти органы не бездействовали, а воплощали все положения указа в реальные полезные дела.
Сергей ПАВЛЕНКО, заместитель председателя Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад»
Председатель КРО ВСД «Русский Лад» Бедарев Владимир Семёнович, открыл собрание, сообщив о начале рабочего сезона «Русского Лада». Он сказал, что наша история в 90-е годы была настолько искажена псевдоучёными, что Советский Союз получился у них таким же агрессором, как и Германия. Сейчас опять возвращаемся к истинному пониманию исторических событий, но за это ещё нужно бороться и бороться. Рассматриваемый Указ президента необходимо довести до практического действия, чтобы история нашей страны стала правдивой.
Обстоятельный доклад по рассматриваемой теме подготовил профессор Севастьянов Всеволод Николаевич.
Историческое просвещение – регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества.
Государственная политика в области исторического просвещения - совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в области исторического просвещения, направленных на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.
Субъекты государственной политики в области исторического просвещения - органы публичной власти, научные и образовательные организации, академические и университетские центры, организации культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.
Из этого определения следует, что Всероссийское Созидательное Движение «Русский Лад» также является указанным субъектом.
Россия - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое развитие.
В условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма, неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы.
Для противодействия рискам и угрозам необходимо предпринять скоординированные, комплексные и широкомасштабные усилия по организации и обеспечению системной и масштабной работы в области исторического просвещения, образования и науки.
Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в частности, путём:
- осознания многонациональной природы социокультурного развития России;
- популяризации достижений отечественной науки и культуры;
- патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите Отечества;
- сохранения памяти о выдающихся личностях в российской истории, внесших важный вклад в развитие и процветание России (на основании этой нормы можно в Красноярске вновь поднять вопрос об установке памятника И.В. Сталину);
- сохранения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создания условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям (ранее был принят Указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).
Основными принципами государственной политики в области исторического просвещения являются:
- опора на научные знания и фундаментальные научные исследования, традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности;
- понимание истории России, развивающейся по самобытному цивилизационному пути, как неотъемлемой части общемирового исторического процесса;
- преемственность всех этапов российской истории;
- осознание исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого её народа.
Задачами, связанными с совершенствованием механизмов государственного управления в области исторического просвещения, в частности, являются:
- координация исследовательской, методической и массовой просветительской деятельности субъектов государственной политики в области исторического просвещения;
- формирование государственного заказа на подготовку научно-педагогических кадров и проведение научных исследований в области истории России и всех народов, её населяющих, их культур и языков, на разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы (в том числе детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной продукции, видеопродукции и интернет-продукции;
- совершенствование системы контроля качества содержания историко-просветительских и образовательных программ в области истории и культуры, разрабатываемых в том числе для подготовки научно-педагогических кадров.
Докладчик Севастьянов В.Н. особое внимание обратил на роль семьи в историческом просвещении детей и молодёжи.
После этого прошло активное обсуждение доклада.
Председатель КРОД «Трезвая Сибирь» Аникин Сергей Сергеевич предложил поставить в Красноярске не только памятник И.В. Сталину, а также Николаю II. Он также предложил на ул. 9 Мая поставить храм защитникам Отечества.
Бывший депутат КрасгорСовета Сорокин Игорь Васильевич обратил внимание на то, что хорошие указы есть, но они не работают. Торможение происходит на региональном и местном уровне. В Москве и Санкт-Петербурге, например, стоят памятники Сталину, а в Красноярске органы власти упорно противодействуют требованию жителей города и края об установке такого памятника. Хотя людей, положительно оценивающих деятельность И.В. Сталина, с каждым годом становится всё больше.
Урдаев Анатолий Юрьевич сообщил, что в декабре 2022 года по инициативе президента РФ создано Общероссийское общественное движение «Культурный фронт России». В Красноярске «Культурный фронт России» создан в июле 2023 года. Прошёл уже год, а мы до сих пор не имеем нормативных документов. Закон о культуре был принят в 1992 году, его написали нам американцы. Пятая колонна активно противодействует принятию нового закона о культуре. Контроля над учреждениями культуры нет, поэтому часто выпускаются аморальные фильмы и спектакли.
Председатель Железногорского отделения «Русский Лад» Сергачёв Владимир Николаевич сказал, что одним из самых главных является национальный вопрос. Раньше проводились фестивали, где выступали коллективы разных национальностей. Нужно это возрождать.
Руководитель клуба «Краевед» Бердников Леонид Павлович сообщил, что в истории Красноярского края было много чего интересного. В город Боготол, например, приезжал Столыпин. Сталин жил в Красноярске в доме 21 по ул. Лебедевой, Есть документ, согласно которому 22 февраля 1953 года И.В. Сталин был избран депутатом Красноярского городского Совета народных депутатов. На народные деньги построили театр Пушкина. В 1909-1911 годах Красноярск был признан самым культурным городом Российской империи. Обо всех таких фактах нужно информировать историков и жителей края. А это не было сделано даже на 400-летний юбилей Красноярска.
Член Союза писателей России, профессор Замышляев Владимир Иванович отметил, что рассматриваемый указ содержательный, много написано о том, что нужно делать, но не написано как делать. Большая наша беда – неисполнительность на местах. В СССР существовало общество «Знание», которое занималось просветительной деятельностью на всю страну. Учёные и писатели состояли в этом обществе и ездили с лекциями по всей стране. 6 июня 1949 года в Красноярске состоялось первое заседание общества «Знание», в почётном президиуме находилось руководство края во главе с товарищем Сталиным. Это доказывает, что тогда была государственная система просвещения. Министр обороны Белоусов А.Р. при его назначении произнёс великолепную фразу: «Ошибаться можно, врать нельзя!». Но враньё-то продолжается. Даже президент допускает высказывания, которые не соответствуют задачам исторического просвещения. Наша задача – заниматься просветительской деятельностью.
Руководитель «Литературной гостиной», учитель Леменкова Людмила Алексеевна сказала, что основная просветительская работа осуществляется в школе. Интересную встречу со школьниками недавно провёл Замышляев В.И. Она пригласила на «Литературную гостиную» других интересных людей с богатым жизненным опытом: Бердникова Л.П., Севастьянова В.Н. и других.
Доктор филологических наук Самотик Людмила Григорьевна отметила, что в указе слова хорошие, правильные, но есть ли что-то новое, о чём раньше не говорили. Нет. Указ стратегический. Но где тактика? Например, хорошо написано, что одной из задач является «создание единой методологии преподавания истории, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая образовательными организациями высшего образования». Но кто будет эту методику обеспечивать и отвечать? Будем ли контролировать интернет?
Преподаватель истории филиала Финансового университета Костюк Владимир Владимирович сообщил, что есть несколько учебников истории. Министерством образования рекомендован учебник истории России под редакцией Мединского В.Р. Костюк В.В. считает более лучшим учебник Спицына Е.Ю. и рекомендует его студентам. Там даётся проблема и указываются разные точки зрения на эту проблему. Появилась трудность из-за большого количества мигрантов, которые не воспринимают нашу историю, пытаются рассказывать об истории своей страны. Также сложность в том, что не хватает преподавателей-историков, поэтому поручают преподавать историю кому попало: работникам администрации, юристам, философам и т.д.
Бедарев В.С. подвёл итоги круглого стола, сообщив, что тема интересная, ёё будем продолжать, материалы распространим по краю. Сложность исторического просвещения в том, что мало осталось настоящих грамотных историков, так как с 90-х годов все учились по лживым учебникам истории Сороса. Поэтому нужно переподготавливать преподавателей-историков.
Нужно отметить, что механизм реализации государственной политики в области исторического просвещения имеется в разделе VI данного указа. Координационным и совещательным органом при Президенте РФ указана Межведомственная комиссия по историческому просвещению. Прописана обязанность Правительства Российской Федерации и других субъектов государственной политики в области исторического просвещения. Главное – чтобы эти органы не бездействовали, а воплощали все положения указа в реальные полезные дела.
Сергей ПАВЛЕНКО, заместитель председателя Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад»